Автор: Мелихова Ирина Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОГАПОУ "Дмитриевский аграрный колледж"
Населённый пункт: с. Дмитриевка Белгородской области
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01. РЕАЛИЗАЦИЯ АГРОТЕХНОЛОГИЙ РАЗЛИЧНОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ
Раздел: среднее профессиональное
ДЕПАРТАМЕНТ ВНУТРЕННЕЙ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДМИТРИЕВСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»
Утверждаю:
Заместитель директора по УПР
ОГАПОУ «Дмитриевский
сельскохозяйственный техникум»
____________ Е.М. Чепурных
«___»_______________ 2019 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01. РЕАЛИЗАЦИЯ АГРОТЕХНОЛОГИЙ РАЗЛИЧНОЙ
ИНТЕНСИВНОСТИ
2019 год
1
Программа профессионального модуля ПМ.01.Реализация агротехнологий раз-
личной интенсивности разработана на основе Федерального государственного образова-
тельного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального об-
разования (далее - СПО) 35.02.05 Агрономия
РАССМОТРЕНО:
на заседании ПЦК
Пр. № ____ от «___»_________ 2019 г
Председатель ___________В.Н.Ротарь
СОГЛАСОВАНО:
Методист
____________ И.Н. Деговцова
Организация-разработчик:
ОГАПОУ «ДМИТРИЕВСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»
Разработчики:
Мелихова
И.А.,
преподаватель
ОГАПОУ
«Дмитриевский
сельскохозяйственный
техникум»
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
стр.
4
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
5
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
6
4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
18
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИО-
НАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
20
3
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01 Реализация агротехнологий различной направленности
1.1.
Область применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля является частью программы подготов-
ки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 35.02.05
Агрономия в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
Реализация агротехнологий различной интенсивности
и соответствующих профессиональных компетенций:
ПК 1.1.Выбирать агротехнологии для различных сельскохозяйственных культур
ПК 1.2. Готовить посевной и посадочный материал
ПК 1.3. Осуществлять уход за посевами и посадками сельскохозяйственных культур
ПК 1.4. Определять качество продукции растениеводства
ПК 1.5.Проводить уборку и первичную обработку урожая
1.2.Цели и задачи модуля - требования к результатам освоения модуля
Цель профессионального модуля: формирование знаний и навыков по технологии возде-
лыванию сельскохозяйственных культур.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствую-
щими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионально-
го модуля должен:
иметь практический опыт:
•
подготовки сельскохозяйственной технике к работе;
•
подготовки семян (посадочного материала) к посеву (посадке);
•
транспортировки и первичной обработки урожая;
уметь:
•
составлять агротехническую часть технологической карты возделывания полевых
культур;
•
определять нормы, сроки и способы посева и посадки;
•
выполнять основные технологические регулировки сельскохозяйственных машин, состав-
лять машинно-тракторные агрегаты;
•
оценивать состояние производственных посевов;
•
определять качество семян;
•
оценивать качество полевых работ;
•
определять биологический урожай и анализировать его структуру;
•
определять способ уборки урожая;
•
определять основные агрометеорологические показатели вегетационного периода;
•
прогнозировать погоду по местным признакам;
•
проводить обследование сельскохозяйственных угодий по выявлению распространения
вредителей, болезней, сорняков;
•
определять вредителей и болезни сельскохозяйственных культур по морфологическим
признакам, характеру повреждений и поражений растений;
•
составлять годовой план защитных мероприятий;
знать:
•
системы земледелия;
•
основные технологии производства растениеводческой продукции;
•
общее устройство и принципы работы сельскохозяйственных машин;
•
основы автоматизации технологических процессов сельскохозяйственного производства;
•
основы селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур;
•
методы программирования урожаев;
•
болезни и вредители сельскохозяйственных культур, меры борьбы с ними;
•
методы защиты сельскохозяйственных растений от сорняков, болезней и вредителей;
4
•
нормы использования пестицидов и гербицидов.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы профессиональ-
ного модуля:
Всего– часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося– 1074 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 716 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 280 часа;
учебной и производственной практики – 576 часов.
5
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися
видом профессиональной деятельности: Реализация агротехнологий различной интен-
сивности, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
Наименование результата обучения
ПК 1.1.
Выбирать агротехнологий для различных сельскохозяйственных культур.
ПК 1.2.
Готовить посевной и посадочный материал.
ПК 1.3.
Осуществлять уход за посевами и посадками сельскохозяйственных
культур.
ПК 1.4.
Определять качество продукции растениеводства.
ПК 1.5.
Проводить уборку и первичную обработку урожая.
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффектив-
ность и качество.
ОК 3.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за
них ответственность.
ОК 4.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эф-
фективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профес-
сиональной деятельности.
ОК 6.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руко-
водством, потребителями.
ОК 7.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),
за результат выполнения заданий.
ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного раз-
вития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональ-
ной деятельности.
ОК 10.
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных
профессиональных знаний (для юношей).
6
3. СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля
ПМ.01 Реализация агротехнологий различной направленности
Коды профессио-
нальных компе-
тенций
Наименования
разделов профес-
сионального моду-
ля
*
Всег
о ча-
сов
Объем времени, отведенный на освоение
междисциплинарного курса (курсов)
Практика
Обязательная аудиторная
учебная нагрузка
обучающегося
Консуль
та-
ции
Самостоятельная
работа
обучающегося
Учеб-
ная,
часов
Произ-
водствен-
ная,
часов
Всего
,
часов
Вт.ч.
практическ
ие занятия,
часов
Вт.ч.,
курсо-
вая ра-
бота,
часов
Всего,
часов
Вт.ч.,
курсо-
вая ра-
бота,
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
ПК 1.1 – 1.5
Раздел 1.Техноло-
гия производства
продукции расте-
ниеводства
465
310
100
30
30
125
-
108
ПК 1.1 – 1.5
Раздел 2.Защита
растений
174
116
24
-
10
48
-
72
Раздел 3. Садовод
435
290
140
30
115
72
ПК 1.1 – 1.5
Производственная
практика (по про-
филю специально-
сти), часов (если
предусмотрена
итоговая (концен-
трированная) прак-
тика)
324
324
Всего:
1074
716
264
30
70
288
-
252
252
*
7
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю
ПМ.01 Реализация агротехнологий различной направленности
Наименование разделов
профессионального моду-
ля (ПМ), междисципли-
нарных курсов (МДК) и
тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
Объем
часов
Уровень
освоения
1
2
3
4
Раздел ПМ 1. Реализация агротехнологий различной интенсивности и первичная обработка продукции растениеводства
МДК 01.01 Технология производства продукции растениеводства
465
Тема1. Основы семеноведе-
ния
Содержание
14
2
1
Введение. Общие сведения основ семеноводства
1
2
Морфологические признаки и посевные качества семян
1
3
Формирование, налив и созревание семян
1
4
Покой, долговечность и прорастание семян
1
5
Государственные стандарты на посевные качества семян
2
6
Влияние экологических и агротехнических факторов на урожайность и качество
семян
2
7
Очистка, сортирование и сушка семян, подготовка к посеву
2
8
Хранение и подготовка семян к посеву
2
9
Классификация полевых культур
2
Практическая работа
4
1
Отбор средних проб семян, ГОСТ.
2
2
Определение категории семян, заполнение документов на семена, расчет нормы вы-
сева.
2
Тема
2.Зерновые культуры
Содержание
56
2
1
Общая характеристика зерновых культур. Озимые культуры.
2
2
Общая характеристика озимой пшеницы. Ботанические и биологические
особенности озимой пшеницы.
4
3
Технология возделывания озимой пшеницы: сорта, место в севообороте, обработка
почвы, обработка чистых паров.
4
8
4
Технология возделывания озимой пшеницы: уход за посевами, уборка урожая.
2
5
Общая характеристика озимой ржи. Ботанические и биологические особенности озимой
ржи.
2
6
Технология возделывания озимой ржи: сорта, место в севообороте, обработка почвы,
уход за посевами, уборка урожая.
2
7
Общая характеристика озимой тритикале. Ботанические и биологические
особенности озимой тритикале.
2
8
Технология возделывания озимой тритикале: сорта, место в севообороте, обработка
почвы.
2
9
Технология возделывания озимой тритикале: уход за посевами, уборка урожая.
2
10
Яровые культуры. Общая характеристика яровой пшеницы. Ботанические и
биологические особенности яровой пшеницы.
2
11
Технология возделывания яровой пшеницы: сорта, место в севообороте, обработка
почвы.
2
12
Технология возделывания яровой пшеницы: уход за посевами, уборка урожая.
2
13
Общая характеристика ярового ячменя. Ботанические и биологические особенности
ярового ячменя.
2
14
Технология возделывания ярового ячменя: сорта, место в севообороте, обработка
почвы.
2
15
Технология возделывания яровой ячменя: уход за посевами, уборка урожая.
2
16
Общая характеристика овса. Ботанические и биологические особенности овса.
2
17
Технология возделывания овса.
2
18
Общая характеристика кукурузы. Ботанические и биологические особенности
кукурузы.
2
19
Технология возделывания кукурузы: сорта, место в севообороте, обработка почвы.
2
20
Технология возделывания кукурузы: уход за посевами, уборка урожая.
2
21
Общая характеристика просо. Ботанические и биологические особенности просо.
2
22
Технология возделывания просо.
2
23
Общая характеристика сорго. Ботанические и биологические особенности сорго.
2
24
Технология возделывания сорго.
2
25
Общая характеристика гречихи. Ботанические и биологические особенности
гречихи.
2
26
Технология возделывания гречихи.
2
Практическая работа
18
9
1
Хлеба первой и второй групп, анатомическое строение
зерновки на примере пшеницы, отличительные признаки зёрен
злаков
2
2
Госты на семена, расчёт весовой нормы высева семян.
2
3
Фазы роста и развития зерновых культур. Определение хлебов по проросткам, всхо-
дам, ушкам, язычкам и соцветиям
2
4
Виды пшениц. отличие мягкой и твёрдой пшеницы. Основные разновидности и сор-
та мягкой и твёрдой пшеницы.
2
5
Зернофуражные культуры: ячмень, овёс. Виды, разновидности, сорта. рожь, тритика-
ле.
2
6
Технологии возделывания зерновых культур.
2
7
Крупяные культуры: просо, гречиха. Основные подвиды и сорта проса. Строение
растения гречихи, сорта. Технология возделывания проса и гречихи.
2
8
Кукуруза и сорго: группы и подвиды. Характеристика гибридов кукурузы. Техноло-
гия возделывания кукурузы на силос
4
Тема 3.
Зерновые бобовые культуры
Содержание
22
2
1
Общая характеристика гороха. Ботанические и биологические особенности гороха.
2
2
Технология возделывания гороха.
2
3
Общая характеристика сои. Ботанические и биологические особенности сои.
2
4.
Технология возделывания сои.
2
5.
Общая характеристика люпина. Ботанические и биологические особенности люпина.
2
6.
Технология возделывания люпина.
2
7.
Общая характеристика кормовых бобов. Ботанические и биологические особенности
кормовых бобов.
1
8.
Технология возделывания кормовых бобов.
1
9.
Общая характеристика чечевицы. Ботанические и биологические особенности
чечевицы.
1
10.
Технология возделывания чечевицы.
1
11.
Общая характеристика чины. Ботанические и биологические особенности чины.
1
12.
Технология возделывания чины.
1
13.
Общая характеристика нута. Ботанические и биологические особенности нута.
2
14.
Технология возделывания нута.
2
Практическая работа
10
10
1
Морфологические и биологические особенности гороха, сои. Фазы роста и развития.
Определение по семенам, листьям и плодам.
2
2
Морфологические и биологические особенности люпина, кормовых бобов. Фазы ро-
ста и развития. Определение по семенам, листьям и плодам.
2
3
Технология возделывания гороха и нута
2
4
Технология возделывания сои, чины
2
5
Технология возделывания люпина, чечевицы
2
Тема 4. Корнеплоды
Содержание
4
2
1
Общая характеристика сахарной свеклы. Ботанические и биологические особенности
сахарной свеклы. Технология возделывания сахарной свеклы.
2
2.
Общая характеристика кормовой свеклы. Ботанические и биологические
особенности кормовой свеклы.
1
3.
Технология возделывания кормовой свеклы.
1
Практическая работа
4
1
Корнеплоды. Технология возделывания свеклы.
4
Тема 5. Клубнеплоды
Содержание
4
2-3
1
Общая характеристика картофеля. Ботанические и биологические особенности
картофеля.
2
2
Технология возделывания картофеля.
2
Практическая работа
2
1
Клубнеплоды. Строение клубня картофеля. Технология возделывания картофеля
2
Тема 6. Масличные и эфир-
номасличные культуры
Содержание
8
2-3
1
Общая характеристика подсолнечника. Ботанические и биологические особенности
подсолнечника.
2
2
Технология возделывания подсолнечника.
2
3
Общая характеристика рапса. Ботанические и биологические особенности рапса.
1
4
Технология возделывания рапса.
1
5
Общая характеристика горчицы. Ботанические и биологические особенности
горчицы.
1
6
Технология возделывания горчицы.
1
Практическая работа
12
1
Масличные культуры: определение по семенам и растениям. Подсолнечник: строе-
ние семянки и корзинки.
4
2
Технология возделывания подсолнечника на маслосемена.
4
11
3
Технология возделывания горчицы и рапса.
4
Тема 7.Прядильные культу-
ры
Содержание
4
1
Общая характеристика льна. Ботанические и биологические особенности льна.
1
2-3
2
Технология возделывания льна.
1
3
Общая характеристика конопли. Ботанические и биологические особенности
конопли.
1
4
Технология возделывания конопли.
1
Практическая работа
2
1
Прядильные культуры: определение по семенам и растениям. Технология
возделывания льна. Технология возделывания конопли (технического назначения)
2
Тема 8.Кормовые сеяные
травы
Содержание
24
2-3
1
Общая характеристика многолетних трав. Многолетние бобовые травы, их
характеристика.
1
2
Общая характеристика клевера лугового. Ботанические и биологические
особенности клевера лугового.
1
3
Технология возделывания клевера лугового.
1
4
Общая характеристика люцерны. Ботанические и биологические особенности
люцерны.
1
5
Технология возделывания люцерны.
1
6
Общая характеристика эспарцета. Ботанические и биологические особенности
эспарцета
1
7
Технология возделывания эспарцета.
1
8
Общая характеристика донника. Ботанические и биологические особенности
донника.
1
9
Технология возделывания донника.
1
10
Многолетние мятликовые травы, их характеристика. Народно- хозяйственное
значение.
1
11
Общая характеристика тимофеевки луговой. Ботанические и биологические
особенности тимофеевки луговой.
1
12
Технология возделывания тимофеевки луговой.
1
13
Общая характеристика овсяницы луговой. Ботанические и биологические
особенности овсяницы луговой.
1
14
Технология возделывания овсяницы луговой.
1
15
Общая характеристика житняка. Ботанические и биологические особенности
1
12
житняка.
16
Технология возделывания житняка.
1
17
Общая характеристика костреца безостого. Ботанические и биологические
особенности костреца безостого.
1
18
Технология возделывания костреца безостого.
1
19
Общая характеристика ежи сборной. Ботанические и биологические особенности
ежи сборной. Технология возделывания ежи сборной.
1
20
Общая характеристика райграса многоукосного, райграса высокого, пырея
бескорневищного. Ботанические и биологические особенности культур.
1
21
Технология возделывания
райграса многоукосного, райграса высокого, пырея
бескорневищного
.
1
22
Общая характеристика однолетних бобовых трав. Общая характеристика вика
яровой, вика озимой. Ботанические и биологические особенности вика яровой, вика
озимой.
1
23
Технология возделывания вика яровой, вика озимой.
1
24
Общая характеристика однолетних мятликовых трав. Ботанические и биологические
особенности суданской травы. Технология возделывания суданской травы.
1
Практическая работа
12
1
Многолетние бобовые и злаковые травы: определение по семенам и растениям.
4
2
Технология возделывания многолетних трав и их смесей на фуражные цели.
4
3
Технология возделывания однолетних трав.
4
Тема 9.Сенокосы и пастби-
ща
Содержание
18
2-3
1
Общая характеристика сенокосов и пастбищ.
2
2
Развитие и смена травянистой растительности сенокосов и пастбищ
2
3
Кормовая ценность трав
2
4
Улучшение природных сенокосов и пастбищ
2
5
Использование сенокосов
2
6
Заготовка сена
2
7
Использование пастбищ
1
8
Силосование кормов
1
9
Хранение, учет и оценка объемистого корма из зеленых растений кормовых культур
4
Практическая работа
8
1
Использование сенокосов
4
2
Использование пастбищ
4
Тема 10. Сити-фермер
Содержание
10
13
1
Различные гидропонные системы
2
2
Гидропонные субстраты
2
3
Гидропонная плантация
2
4
Вредители при растениеводстве в закрытом помещении
2
5
Биопоника
2
Практическая работа
16
1
Фильтрация и очистка питательного раствора
6
2
Управление питательным раствором
6
3
Процесс выращивания микрозелени
4
Тема 11. Основы
программирования
урожайности
сельскохозяйственных
культур
Содержание
8
2-3
Теоретические основы программирования. Методы определения программируемой
урожайности.
4
Агротехнические и организационные основы программирования урожайности
4
Практическая работа
8
1
Программирование урожаев полевых культур по приходу и использованию фар и
влагообеспеченности, расчет биологического урожая по структурной формуле уро-
жайности
4
2
Программирование урожаев полевых культур: расчёт доз удобрений на планируе-
мый урожай и разработка системы удобрений
4
Тема 12.Основы стандарти-
зации
Содержание
8
2
1
Система стандартизации, Государственный надзор за внедрением и соблюдением
стандартов и технических условий
4
2
Роль средств измерений при системе качества продукции. Общие показатели
качества партии целевого назначения
2
3
Нормирование и оценка качества продукции зерновых, зерновых бобовых,
технических, масличных и кормовых культур
2
Практическая работа
4
1
Средства измерения системы качества продукции.
2
2
Нормирование и оценка качества продукции зерновых, зерновых бобовых, техниче-
ских, масличных и кормовых культур
2
Тема 13. Курсовая работа
Содержание
30
Анализ темы
2
Подборка источников для написания введения и заключения курсовой работы
4
Подборка источников для написания основной части
2
Оформить цели и задачи
2
14
Оформление введения курсовой работы
4
Оформление содержания I раздела
2
Оформление I раздела курсовой работы
4
Оформление содержания II раздела
2
Оформление II раздела курсовой работы
4
Оформление заключения
2
Защита курсовой работы
2
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1.
125
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к пара-
графам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практи-
ческих работ, отчетов и подготовка к их защите.
Самостоятельное изучение ГОСТов и технологической документации.
Работа с технической документацией.
Консультации к экзамену
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
1. Тритикале, технология возделывания.
2. Изреживание и гибель озимых культур, предотвращения гибели.
3. Особенности возделывания пивоваренного ячменя.
4. Зернобобовые смеси, технология возделывания.
5. Роль зернобобовых в повышении плодородия почвы.
6. Озимая пшеница, её значение, внедрение районированных сортов в производство.
7. Выращивание экологически чистой продукции растениеводства.
8. Сахарная свёкла, её значение.
9. Топинамбур, технология возделывания.
10. Эфиромасличные культуры, их значение и использование.
11. Табак и махорка, вред, причиняемый здоровью человека, меры борьбы с курением.
12. Бахчевые культуры, их значение.
Консультации к экзамену
12
МДК 01.02 Защита растений
174
Тема 1. Введение
Содержание
4
1
Предмет изучения. Классификация пестицидов
2
2
3
2
Место пестицидов в системе защитных мероприятий
Достоинства и недостатки, ассортимент и масштабы применения химических
2
15
средств защиты растений
Практическая работа
2
1.
Изучение основных пестицидов в борьбе с вредителями, болезнями, сорняками.
2
Тема 2. Основные группы
вредителей сельскохозяй-
ственных культур
Содержание
4
2
1
Нематоды — паразиты растений
1
2
Моллюски, вредящие растениям
1
3
Вредные грызуны
2
Тема 3. Систематика насе-
комых. Положение их в си-
стеме органического мира
классификация
Содержание
6
1
Систематика насекомых. Положение их в системе органического мира. Классифика-
ция и филогения. Внешнее строение взрослых насекомых.
4
2
Общее строение головы, антенн, ротовых аппаратов, крыльев, ног, брюшка и его
придатков.
2
Практическая работа
4
1
Ознакомление с вредителями сельскохозяйственных культур. Внешнее строение
взрослых насекомых. Общий план строения головы, антенн, ротовых аппаратов,
крыльев, ног, брюшка и его придатков.
2
2
Экологические факторы жизни насекомых. Их характеристика.
2
Тема 4. Анатомия и физио-
логия насекомых
Содержание
2
1
Анатомия и физиология насекомых. распознавание важнейших представителей насе-
комых по фазе: яйцо, личинка, куколка
2
Практическая работа
-
Тема 5.Болезни растений, их
причины и основные груп-
пы возбудителей
Содержание
12
2
1
Неинфекционные болезни.
2
2
Инфекционные болезни.
2
3
Грибы и болезни, вызываемые ими.
2
4
Бактерии
2
5
Вирусы, вироиды, фитоплазмы.
2
6
Изучение типов проявление болезней растений по внешним признакам поражений.
2
Тема 6. Методы защиты
сельскохозяйственных
культур
от вредителей и болезней
Содержание
12
3
1
Организационно-хозяйственные мероприятия.
2
2
Агротехнический метод защиты сельскохозяйственных культур.
2
3
Химический метод защиты сельскохозяйственных культур
2
4.
Биологический метод защиты сельскохозяйственных культур
2
5
Физико-механический метод защиты сельскохозяйственных культур
2
6
Интегрированная защита растений
1
16
7
Организация защиты сельскохозяйственных культур от вредителей и болезней
1
Практическая работа
2
1
Методы защиты сельскохозяйственных культур
2
Тема 7.Вредители и болезни
зерновых культур
Содержание
4
3
1
Вредители и болезни зерновых культур
4
Практическая работа
2
1
Определение вредителей зерновых культур по внешним признакам и причиняемым
повреждениям. Определение болезней злаков по внешним признакам поражения рас-
тений.
2
Тема 8. Вредители и болез-
ни бобовых культур
Содержание
4
1
Вредители и болезни бобовых культур. Фитосанитарная оценка зернобобовых
культур. Система защиты о вредителей и болезней.
4
Практическая работа
2
1
Определение вредителей бобовых культур по внешним признакам и причиняемым
повреждениям. Определение болезней бобовых по внешним признакам поражения
растений.
2
Тема 9. Вредители и болез-
ни картофеля
Содержание
2
3
1
Вредители и болезни картофеля
2
Практическая работа
2
1
Определение вредителей картофеля. Определение болезней картофеля.
2
Тема 10. Вредители и болез-
ни овощных культур
Содержание
4
1
Основные болезни овощных культур. Особенности защитных мероприятий против
болезней овощных культур в защищенном грунте.
4
Практическая работа
2
1
Вредители картофеля и свеклы.
Вредители овощных культур.
2
Тема 11. Вредители и болез-
ни плодовых и ягодных
культур
Содержание
4
1
Основные вредители и болезни плодовых и ягодных культур их фитосанитарная
оценка. Комплекс мероприятий по защите от вредителей
4
Практическая работа
2
1
Вредители плодовых культур
2
Тема 12. Способы примене-
ния пестицидов
Содержание
8
2-3
1
Разнообразие способов применения. Степень дробления рабочих составов
2
2
Технология опрыскивания
2
17
3
Нормы расхода рабочих составов
2
4
Степень дробления рабочих составов
1
5
Виды опрыскивания
1
Практическая работа
-
Тема 13. Пестициды
Общие сведения и основные
характеристики
Содержание
14
3
1
Названия препаратов и действующих веществ. Механизм действия пестицидов
2
2
Физико-химические свойства действующего вещества
2
3
Классификация пестицидов.
2
4
Биологическая активность пестицидов.
2
5
Препаративные формы, способы применения, нормы расхода пестицидов.
2
6
Токсичность, гигиенические нормативы и регламенты применения пестицидов.
2
7
Ассортимент пестицидов.
2
Практическая работа
-
Тема 14. Средства защиты
растений от вредителей
Содержание
4
3
1
Средства защиты растений от вредителей
4
Практическая работа
2
1
Средства защиты растений от вредителей.
2
Тема 15. Средства защиты
растений от болезней
Содержание
4
2
1
Средства защиты растений от болезней.
4
Практическая работа
2
1
Средства защиты растений от болезней
2
Тема 16. Средства защиты
растений от сорняков
Содержание
2
3
1
Средства защиты растений от сорняков.
2
Практическая работа
2
1
Средства защиты растений от сорняков.
2
Дифференцированный зачет
2
Всего
116
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 01.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к пара-
графам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практи-
ческих работ, отчетов и подготовка к их защите.
Работа с технической документацией.
48
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
1.Твердая и карликовая головня пшеницы. Система защитных мероприятий по борьбе с болезнями зерновых культур.
18
2.Твердая и стеблевая головня пшеницы. Система защитных мероприятий по
борьбе с болезнями зерновых культур.
3.Пыльная головня пшеницы и ячменя. Система защитных мероприятий по борьбе с болезнями зерновых культур.
4. Пыльная и твердая (каменная) головня ячменя. Система защитных мероприятий по борьбе с болезнями зерновых
культур.
5.Пыльная и покрытая головня овса. Система защитных мероприятий по борьбе с болезнями зерновых культур.
6.Пыльная и пузырчатая головня кукурузы. Система защитных мероприятий по борьбе с болезнями зерновых культур.
7.Стеблевая (линейная) ржавчина злаков. Система защитных мероприятий по борьбе с болезнями зерновых культур.
8.Бурая листовая и желтая ржавчина пшеницы. Система защитных мероприятий по борьбе с болезнями зерновых
культур.
9.Карликовая ржавчина ячменя, бурая листовая ржавчина пшеницы. Система защитных мероприятий по борьбе с болез-
нями зерновых культур.
10.Корончатая ржавчина овса, карликовая ржавчина ячменя. Система защитных мероприятий по борьбе с болезнями зер-
новых культур.
Тема 1.1. Классификация
плодовых растений
Содержание
2
1.
Классификация плодовых растений
2
Практические занятия
4
1.
№ 1
«Производственно-биологическая группировка плодовых растений»
4
Тема 1.2. Морфология и
биология плодовых расте-
ний
Содержание
14
1.
Строение надземной части плодового дерева
4
2.
Типы вегетативных побегов
2
3.
Репродуктивные побеги и веточки семечковых пород
2
4.
Репродуктивные органы косточковых пород
2
5.
Корневые системы плодовых растений
2
6.
Экологические факторы в жизни плодовых растений и способы их регулирования
2
Практические занятия
26
1.
№ 2
«Строение плодовых растений»
4
2.
№ 3
«Морфология побега»
4
3.
№ 4
«Морфология генеративных побегов, цветков и соцветий»
4
4.
№ 5
«Морфология корней и корневых систем»
2
№ 6
6
19
«Закономерности роста и плодоношения семечковых пород»
№ 7
«Закономерности роста и плодоношения новых и перспективных плодовых растений»
6
Тема 1.3. Закономерности
роста и плодоношения
Содержание
4
1.
Возрастные периоды жизни плодовых растений
2
2.
Малый цикл роста и развития плодовых растений
2
Практические занятия
4
1.
№ 8
«Закономерности строения наземной системы плодовых растений»
4
Тема 1.4. Способы раз-
множения плодовых рас-
тений
Содержание
4
1.
Причины несохранения сортов при семенном размножении у плодовых растений
2
2.
Основные способы вегетативного размножения
2
Тема 1.5. Плодовый пи-
томник
Содержание
20
1.
Задачи и структура плодового питомника
2
2.
Основные подвои главных пород
2
3.
Условия успешного срастания подвоев и привоев.
2
4.
Технология выращивания семенных подвоев.
2
5.
Технология выращивания клоновых подвоев.
2
6.
Технология окулировки подвоев.
2
7.
Способы окулировки.
2
8.
Технология прививки черенками.
2
9.
Технология перепрививки плодовых деревьев.
2
10.
Техника безопасности при проведении прививочных работ.
2
Практические занятия
44
1.
№ 9
«Определение структуры и размеров составных частей плодового питомника»
2
2.
№ 10
«Строение семян плодовых растений»
2
3.
№ 11
«Отличительные особенности семян плодовых растений»
2
4.
№ 12
«Заготовка, хранение и оценка качества семян плодовых растений»
2
5.
№ 13
«Покой семян и подготовка их к посеву»
2
6.
№ 14
«Выращивание подвоев»
6
7.
№ 15
«Определение подвоев плодовых растений»
6
20
8.
№ 16
«Зимняя прививка»
4
9.
№ 17
«Окулировка подвоев, осенняя ревизия окулировок, подокулировка»
6
10.
№ 18
«Прививка подовых растений черенком»
6
11.
№ 19
«Перепрививка плодовых деревьев»
6
Тема 1.6. Закладка сада
Содержание
30
1.
Выбор типа сада.
2
2.
Прямые и косвенные способы оценки садопригодности участка.
2
3.
Выбор породно-сортового состава сада.
2
4.
Выбор схемы посадки деревьев.
2
5.
Предпосадочная подготовка почвы.
2
6.
Организация территории сада.
4
7.
Принципы подбора сортов взаимоопылителей.
2
8.
Система размещения сортов взаимоопылителей в саду.
2
9.
Садозащитные насаждения.
2
10.
Глубина посадки плодовых растений.
2
11.
Сроки посадки плодовых растений.
2
12.
Причины низкой приживаемости саженцев.
2
13.
Приемы, обеспечивающие высокую приживаемость саженцев.
2
14.
Приемы ускорения плодоношения молодых деревьев.
2
Практические занятия
14
1.
№ 20
«Разработка проекта закладки сада»
2
2.
№ 21
«Посадка сада»
6
3.
№ 22
«Посадка ягодных растений»
6
Тема 1.7. Обрезка и фор-
мирование кроны плодо-
вых деревьев
Содержание
16
1.
Задачи, решаемые обрезкой в различные возрастные периоды
2
2.
Приемы и техника обрезки
2
3.
Требования, предъявляемые к кроне плодового дерева
2
4.
Основные принципы формирования современных крон
2
5.
Современные типы крон и их характеристика
2
6.
Особенности формирования и обрезки деревьев косточковых культур
2
7.
Сроки образки деревьев
2
21
8.
Обрезка «запущенных» деревьев
2
Практические занятия
28
1.
№ 23
«Ручные режущие садовые инструменты»
2
2.
№ 24
«Освоение приемов работы садовым ножом, секатором и садовой пилой»
6
3.
№ 25
«Приемы формирования кроны плодовых растений»
4
4.
№ 26
«Система формирования яблони и груши в садах на сильнорослых подвоях»
4
5.
№ 27
«Обрезка яблони и груши»
4
6.
№ 28
«Система формирования кроны в интенсивных садах на клоновых подвоях»
6
7.
№ 29
«Формирование и обрезка косточковых пород»
2
Тема 1.8. Уход за моло-
дым и плодоносящим са-
дом
Содержание
18
1.
Способы орошения садов.
4
2.
Системы содержания почвы в садах.
4
3.
Применение гербицидов в садах.
4
4.
Применение удобрений в садах.
6
Практические занятия
8
1.
№ 30
«Определение съемной зрелости плодов»
2
2
№ 31
«Техника и организация съема плодов»
6
Тема 1.9. Защита плодо-
вых растений от вреди-
телей и болезней
Содержание
12
1.
Классификация болезней плодовых растений.
2
2.
Основные группы вредителей плодовых растений.
2
3.
Календарь мероприятий по защите плодовых и ягодных культур от вредителей и болезней.
2
4.
Насекомоядные птицы и другие полезные живые организмы в саду.
2
5.
Использование биопрепаратов в борьбе с вредителями и болезнями.
2
6.
Меры борьбы с вирусными болезнями растений.
2
Тема 1.10. Ягодные
культуры и технология их
выращивания
Содержание
10
1.
Земляника.
2
2.
Малина.
2
3.
Ежевика.
2
22
4.
Смородина.
2
5.
Крыжовник.
2
Тема 1.11. Плодовые
культуры и технология их
выращивания
Содержание
20
1.
Яблоня.
4
2.
Груша.
4
3.
Вишня.
4
4.
Шелковица.
2
5.
Абрикос.
4
6.
Слива.
2
Практические занятия
12
1.
№ 32
«Работы в саду с саженцами яблонь»
12
Самостоятельная работа при изучении МДК.05.02. Садовод
115
Учебная практика
Участие в видах работ по МДК.01.01 Технология производства продукции растениеводства
Составление агротехнической части технологической карты возделывания полевых культур
Определение нормы, сроков и способов посева и посадки
Выполнение основных технологических регулировок сельскохозяйственных машин, комплектация машинно-
тракторных агрегатов
Оценка состояния производственных посевов
Определение качества семян и плодов.
Подготовки семян (посадочного материала) к посеву (посадке)
Оценка качества полевых работ
Определение биологического урожая и анализ его структуры
Уборка и хранение плодов и ягод
Формирование кроны и обрезка плодовых деревьев
Прививка плодовых деревьев и кустарников
Участие в видах работ по МДК.01.02 Защита растений
•
обследование сельскохозяйственных угодий по выявлению распространения вредителей, болезней, сорняков;
•
определение вредителей и болезней сельскохозяйственных культур по морфологическим признакам, характеру
повреждений и поражений растений;
•
система защиты от вредителей и болезней;
•
пестициды, способы применения;
•
составление годового плана защитных мероприятий;
Участие в видах работ по МДК 01.03 Садовод
уход за посевами и посадками плодовых культур
252
6
6
12
12
12
6
12
6
18
12
6
18
12
12
12
18
18
23
определение качества и сроков сбора плодов и ягод
проведение уборки и первичной обработки урожая
составление проекта по закладке сада
орошение сада
12
18
12
12
Производственная практика
Выполнение видов работ
•
технология возделывания озимой пшеницы
•
технология возделывания ячменя
•
технология возделывания кукурузы
•
технология возделывания зерновых бобовых культур
•
технология возделывания масличных эфирномасличных культур
•
технология возделывания многолетних трав
•
программирование урожайности сельскохозяйственных культур
•
основы стандартизации
•
болезни растений, их причины и основные группы возбудителей
•
методы защиты сельскохозяйственных культур от вредителей и болезней
•
вредители, болезни зерновых культур
•
вредители, болезни бобовых культур
•
многоядные вредители
•
вредители плодовых и ягодных культур
•
вредители зерна и продуктов переработки
•
болезни плодовых и ягодных культур
•
фитоэкспертиза семян полевых культур
•
система защиты от вредителей и болезней
•
пестициды, способы применения
•
средства защиты растений от вредителей, болезней и сорняков
•
подготовка посадочного материала
•
технология производства семян и посадочного материала различных сортов и гибридов садовых культур
•
технология защиты растений от вредных организмов в садах
•
технологии производства посадочного материала, закладки сада, ухода за насаждениями, производства плодов и
ягод
•
система содержания почвы в саду, применение средств защиты от сорной растительности в насаждениях садо-
вых культур
•
подготовка посадочного материала
•
технология производства семян и посадочного материала различных сортов и гибридов садовых культур.
•
технология защиты растений от вредных организмов в садах.
324
18
12
12
12
12
12
12
12
12
12
18
12
12
12
12
12
12
12
12
12
12
18
18
12
12
24
36
36
24
•
технологии производства посадочного материала, закладки сада, ухода за насаждениями, производства плодов и
ягод.
•
система содержания почвы в саду, применение средств защиты от сорной растительности в насаждениях садо-
вых культур.
24
24
Всего
576
Итого
1074
25
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы осуществляется в учебных кабинетах «Ботаники и физиоло-
гии растений» и «Механизации и автоматизации сельскохозяйственного производства».
Оборудование учебных кабинетов:
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий.
Оборудование лаборатории:
1. Стенды
2. Влажные препараты
3. Свежий материал
4. Клинические инструменты
5. Оборудование для исследования
6. Микроскопы
7. Коллекции
8. Образцы
Технические средства обучения:
мультимедийный комплекс,
ноутбук, интерактивная доска,
электронные ресурсы библиотеки.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Зинченко В. А. Химическая защита растений: средства, технология и экологическая без-
опасность. — М.: КолосС, 2012г.
2.Защита растений: учебное пособие для студентов СПО/ Л.Н.Щербакова, Н.Н.Карпун, -
М., «Академия», 2008г, - 272с.
3. Гатаулина Г.Г. Технология производства продукции растениеводства, М., Колос, 1995 –
СПО
4.Фирсов И.П., Соловьев А.М., Трифонова М.Ф. Технология растениеводства. – М.,
КолосС, 2006, - 472с
5. Плодоводство: Учебное пособие / Под ред. Н.П. Кривко. – СПб.: Издательство «Лань»,
2014.-416 с.: ил. (+ вклейка, 24 с.). – (Учебники для вузов. Специальная литература).
Дополнительные источники:
1.Латышев Н.К. и др. Химическая защита растений. – Краснодар, 1997. 283 с.
2.Стройков Ю.М., Шкаликов В.А. Защита сельскохозяйственных культур от болезней. –
М.: изд. МСХА, 1998. – 262 с.
3.Ченкин А.Ф. и др. Справочник агронома по защите растений. М.: Россельхозиздат, 1990.
- 400 с.
Периодические издания (отечественные журналы)
Растениеводство, Сельское хозяйство
Интернет ресурсы
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Теоретические, лабораторные и практические занятия, учебная и производствен-
ная практики проходят в кабинетах и лабораториях техникума, на предприятиях ООО «ГК
26
Агро-Белогорье» Осуществляется дуальное обучение, при которой более 50% учебного
времени студенты обучаются в условиях производства.
Теоретической базой предшествующей изучению профессионального модуля является
изучение дисциплин «Ботаника и физиология растений», «Основы агрономии», «Безопас-
ность жизнедеятельности», «Микробиология, стандартизация и подтверждение качества».
4.4.
Кадровое обеспечение образовательного процесса
Реализация программы подготовки специалистов среднего звена по специальности
среднего профессионального образования осуществляют преподаватели, имеющие выс-
шее и среднее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемо-
го модуля, с опытом педагогической деятельности в организациях соответствующей про-
фессиональной сферы и прошедшие последнюю стажировку в профильных организациях
в 2013 году.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-
ГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты
(освоенныепрофессиональ-
ныекомпетенции)
Основные показатели оценки
результата
Формы и мето-
ды контроля и
оценки
ПК 1.1.Выбирать агротехнологии
для
различных
сельскохозяй-
ственных культур
ПК 1.2. Готовить посевной и по-
садочный материал
ПК 1.3. Осуществлять уход за по-
севами и посадками сельскохо-
зяйственных культур
ПК 1.4. Определять качество про-
дукции растениеводства
ПК 1.5.Проводить уборку и пер-
вичную обработку урожая
Выборагротехнологии
для
раз-
личных
сельскохозяйственных
культур
Умение готовить посевной и по-
садочный материал
Осуществление ухода за посевами
и посадками сельскохозяйствен-
ных культур
Определение качество продукции
растениеводства
Проведение уборки и первичной
обработки урожая
Контрольные
за-
дания и работы
лабораторные ра-
боты
Тесты
Устные
опросы
Презентации
Оценка выполне-
ния самостоятель-
ной работы
Дифференциро-
ванный зачет
Экзамен
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять
проверять у обучающихся не только сформированностьпрофессиональных компетенций,
но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции)
Основные показатели
оценки результата
Формы и методы
контроля и оценки
ОК.01. Понимать сущность и соци-
альную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устой-
чивый интерес.
Понимание сущности и со-
циальной значимости своей
будущей профессии, прояв-
ление к ней устойчивого
интереса.
Анкетирование,
на-
блюдение,
собеседо-
вание
27
ОК2.Организовывать собственную
деятельность, определять методы и
способы
выполнения
профессио-
нальных задач, оценивать их эффек-
тивность и качество
Организация деятельности,
выбор методов и способов
выполнения профессио-
нальных
задач, оценка их эффектив-
ности и качества.
Наблюдение за орга-
низацией деятельно-
сти, выбор методов и
способов выполнения
профессиональных
задач
ОК З. Решать проблемы, оцени-
вать риски и принимать решения в
нестандартных ситуациях.
Решение проблемы, оценка
рисков и принятие решения
в нестандартных ситуациях
Анализ решения
проблемы, оценка
рисков
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ
и оценку информации, необходи-
мой для постановки и решения
профессиональных задач, профес-
сионального и личностного разви-
тия.
Поиск, анализ и оценка ин-
формации, необходимой
для постановки и решения
профессиональных задач,
профессионального и лич-
ностного развития.
Анализ решения
проблемы поиска ин-
формации
ОК 5. Использовать информацион-
но коммуникационные технологии
для совершенствования профессио-
нальной деятельности.
Использование информаци-
онно-коммуникационных
технологии для совершен-
ствования профессиональ-
ной деятельности.
Анкетирование, на-
блюдение, собеседо-
вание
ОК 6. Работать в коллективе и ко-
манде, обеспечивать ее сплочение,
эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
Работа в коллективе и ко-
манде, общение с коллега-
ми, руководством, потреби-
телями.
Наблюдение за орга-
низацией коллектив-
ной деятельности
ОК7.Брать на себя ответственность
за работу членов команды (подчи-
ненных), за результат выполнения
заданий.
Определение цели, мотива-
ция деятельности подчи-
ненных, организация и
контроль их работы с при-
нятием на себя ответствен-
ности за результат выпол-
нения заданий
Анкетирование, на-
блюдение, собеседо-
вание
ОК8.Самостоятельно
определять
задачи профессионального и лич-
ностного
развития,
заниматься
самообразованием, осознанно пла-
нировать повышение квалифика-
ции.
Определение задачи про-
фессионального и лич-
ностного развития, зани-
маться
самообразованием, осо-
знанно планировать повы-
шение квалификации.
Наблюдение за орга-
низацией деятельно-
сти по самообразова-
нию
ОК.9. Ориентироваться в условиях
частой смены технологий в про-
фессиональной деятельности.
Готовность к смене техно-
логий в профессиональной
деятельности.
Анкетирование, собе-
седование
ОК.10. Исполнять воинскую обя-
занность, в том числе с применени-
ем полученных профессиональных
знаний (для юношей).
Исполнить воинскую обя-
занность, в том числе с при-
менением полученных про-
фессиональных знаний (для
юношей)
Анкетирование, на-
блюдение, собеседо-
вание, портфолио
Разработчики:
ОГАПОУ «ДСХТ» преподаватель Мелихова И.А.
(
место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
28
29