Автор: Ромащенко Жанна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 289
Населённый пункт: город Уфа Республика Башкортостан
Наименование материала: из опыта работы
Тема: "Формы организации игровой деятельности для познавательного и интеллектуального развития дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное
Учреждение
№ 289
Детский сад
городского округа город Уфа Республики
Башкортостан
Формы организации игровой деятельности для
познавательного и интеллектуального развития
дошкольнков
Подготовила:
Воспитатель Ромащенко Ж.В.
Уфа - 2021 год
Формы организации игровой деятельности для познавательного и
интеллектуального развития дошкольнков
Игра – это отражение жизни. Подражание взрослым в игре связано с работой
воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует
разные впечатления жизни с личным опытом. Игра – это самостоятельная
деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками.
Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие
интересы
и
переживания.
Игра –
явление многократное,
ее
можно
рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон
жизнедеятельности ребенка.
Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих
на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий,
способствовать установлению между детьми отношений, основанных на
дружбе, справедливости, взаимной ответственности.
Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, в игре умственная
активность детей всегда связана с работой воображения. В игре все стороны
детской личности формируются в единстве и взаимодействии.
Все мы знаем, что игровая деятельность способствует:
1) развитию речевой деятельности, умственных способностей, личностному
развитию, целеустремленности, настойчивости, преодолению трудностей и
проблем;
2)повышению уровня выразительности речи, владения своим голосом,
пластикой движений;
3)развитию способности импровизировать, используя различные средства
выразительности (слова, жесты, мимика, движения);
4)формированию умения подчиняться поставленной задаче и собственному
замыслу;
5)развитию умения свободно общаться со сверстниками и взрослыми,
задавать интересующие вопросы.
Группы игр, развивающих интеллект и познавательную активность
ребенка:
1)предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через
игрушки и предметы дети познают форму, цвет, объем, материал, мир
животных, мир людей и т.д. (Например: взять пластмассовый, деревянный и
тряпочный кубик разных цветов.
Мы объясняем ребенку, что это куб
красного цвета сделан он из пластмассы, другой сделан из дерева желтого
цвета и т.д.)
2)игры по инициативе ребенка, творческие, сюжетно-ролевые, в которых
сюжет
–
форма
интеллектуальной
деятельности.
Творческие
игры
составляют наиболее насыщенную типичную группу игр дошкольников.
Творческими их называют потому, что дети сами определяют цель,
содержание и правила игры, отражая в основном окружающую жизнь,
деятельность человека и отношения между людьми. Значительная часть
творческих игр - это сюжетно-ролевые игры «в кого-то» или «в нечто». Дети
изображают людей, животных, работу врача, строителя и т.д.. Осознавая, что
игра
-
не
настоящая
жизнь,
малыши
тем
временем
по-настоящему
переживают свои роли, откровенно выявляют свое отношение к жизни, свои
мысли и чувства, воспринимают игру как важное дело. Насыщенная яркими
эмоциональными
переживаниями,
сюжетно-ролевая
игра
оставляет
в
сознании ребенка глубокий след, который сказывается на его отношении к
людям, их труда, вообще к жизни. К сюжетно-ролевым играм относятся
также игры с элементами труда и художественно-творческой деятельностью.
Разновидность творческой игровой деятельности - театрализованная
деятельность. Она связана с восприятием произведений театрального
искусства
и
воспроизведением
в
игровой
форме
приобретенных
представлений, впечатлений, чувств. Ключевые понятия театрализованной
деятельности:
сюжет,
сценарий,
игра
по
сюжетом
литературного
произведения,
театрализация,
сказка-перевод. Театрализованные
игры разделяются в зависимости от их вида и специфического сюжетно-
ролевого содержания на две основные группы: режиссерские игры и игры-
драматизации.
В режиссерской игре
ребенок, как режиссер и одновременно «голос за
кадром» организует театрально-игровое поле, актерами и исполнителями в
котором являются куклы. В противном случае актерами, сценаристами,
режиссерами выступают сами дети, которые во время игры договариваются
о том, кто какую роль будет играть, что делать.
Игры-драматизации
создаются по готовому сюжету из литературного
произведения
или
театрального
представления.
План
игры
и
последовательность действий определяют заранее. Такая игра тяжелее для
детей, чем подражание тому, что они видят в жизни, поскольку надо хорошо
понять и почувствовать образы героев, их поведение, помнить текст
произведения
(последовательность
развертывания
действий,
реплики
персонажей). В этом и заключается особое значение игр-драматизаций - они
помогают детям глубже понять идею произведения, почувствовать его
художественную целостность, способствуют развитию выразительности речи
и движений.
3) игры, которые используются для развития познавательной деятельности
по
инициативе
взрослого с
готовыми
правилами
(дидактические, подвижные игры);
Это игры с готовыми правилами.
Дидактические игры. (Например: «Собери флаг России». Можно проводить
как с одним ребенком, так и в виде соревнований, кто быстрее. В этой игре
ребенок не только запоминает цветовую гамму, но и как выглядит флаг
России);
Игры
с
правилами
или
дидактические
игры
дают
возможность
систематически тренировать детей в выработке определенных навыков,
которые важны для физического и умственного развития, воспитания
характера и воли. Без таких игр в детском саду трудно было бы проводить
учебно-воспитательную работу. Игры с правилами дети усваивают от
взрослых, друг от друга.
По содержанию и способам ведения игры с
правилами разделяют на две группы: дидактические и подвижные.
Дидактические игры способствуют, главным образом, развитию умственных
способностей ребенка, поскольку содержат умственные задачи, именно в
решении которых и заключается смысл игры. Они также способствуют
развитию
органов
чувств
ребенка,
внимания,
памяти,
логического
мышления.
Заметим:
что
дидактическая
игра
-
эффективный
метод
закрепления знаний, она отнюдь не должна превращаться в учебное
занятие. Игра должна приносить ребенку радость и удовольствие.
Непременным условием дидактической игры являются правила, без которых
деятельность приобретает стихийный характер. В хорошо продуманной игре
именно правила, а не воспитатели, управляют поведением детей. Правила
помогают всем участникам игры находиться и действовать в одинаковых
условиях (дети получают определенное количество игрового материала,
определяют очередность действий игроков, очерчивают круг деятельности
каждого участника). (дети самостоятельно раздают нужное количество
карточек, спорят если кто-то сделал неверный ход, помогают ему найти
нужную карточку)
Подвижные игры важны
для физического воспитания дошкольников,
поскольку
способствуют
их
гармоничному
развитию,
удовлетворяют
потребность
малышей
в
движении,
способствуют
обогащению
их
двигательного
опыта.
С
детьми
дошкольного
возраста
проводят
две
разновидности подвижных игр - сюжетные игры и игровые упражнения
природный материал (песок, глина, шишки), с которого дети создают разные
вещи по собственному замыслу или по заданию воспитателя. Важно, чтобы
педагог помогал воспитанникам осуществить переход от бесцельного
накопления материала к созданию продуманной идеи.
В
основу
сюжетных
подвижных
игр
положен
опыт
ребенка,
его
представление об окружающем мире (действия людей, животных, птиц),
которые они воспроизводят движениями, характерными для того или иного
образа. Движения, которые выполняют дети во время игры, тесно связаны с
сюжетом. Большинство сюжетных игр коллективные, в них ребенок учится
согласовывать свои действия с действиями других игроков, не капризничать,
действовать организованно, как того требуют правила.
Игровые упражнения характеризуются конкретностью двигательных задач в
соответствии с возрастными особенностями и физической подготовкой
детей. Если в сюжетных подвижных играх основное внимание игроков
направлено на создание образов, достижения определенной цели и точное
выполнение правил, что часто приводит к игнорированию четкости в
выполнении движений, то во время игровых упражнений дошкольники
должны безукоризненно выполнять основные движения (попадание мячом
в цель, пролезания под веревкой и т.п.).
Поскольку игровые упражнения и сюжетные игры применяются во всех
группах дошкольных учреждений, организация и методики их проведения
имеют много общего. Оптимальные условия для достижения положительных
результатов в развитии движений дошкольников - сочетание конкретных
двигательных задач в форме игровых упражнений и сюжетных игр, во время
которых движения, усвоенные детьми раньше, совершенствуются. По
степени физической нагрузки различают движения большой, средней и
малой подвижности.
В
подвижных
играх,
проводимых
с
дошкольниками,
не
обязательно
определять победителя. По окончании игры педагог оценивает условия и ее
ход, выполнения детьми правил, их отношение друг к другу. Только в
старших группах постепенно начинают вводить элементы соревнования,
сравнивать силы команд и отдельных игроков. Важное место в старшем
дошкольном возрасте занимают спортивные игры: городки, настольный
теннис, бадминтон, баскетбол, хоккей, футбол и т.д.
4) строительные, конструкторские, трудовые, технические игры. (Например:
построить мост, дом, корабль – здесь ребенок познает длину, ширину,
высоту).
Еще один вид - конструкторские игры (в литературе их иногда
ошибочно называют конструктивными). Эти творческие игры направляют
внимание
ребенка
на
различные
виды
строительства,
способствуют
приобретению конструкторских навыков организации и сближению детей,
приобщению их к трудовой деятельности. В конструкторских играх ярко
проявляется интерес детей к свойствам предмета и желание научиться с
ними работать. Материалом для этих игр могут быть конструкторы разных
видов и размеров, природный материал (песок, глина, шишки), с которого
дети создают разные вещи по собственному замыслу или по заданию
воспитателя. Все это должно происходить в условиях тактичного руководства
взрослого, направленного на активизацию инициативы детей, развитие их
творческой фантазии.
Важно, чтобы педагог помогал воспитанникам
осуществить переход от бесцельного накопления материала к созданию
продуманной идеи.
5)игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую
и
эмоциональную сферу. (Например: пальчики здороваются, жарим блинчики,
фонарики, ладошки).
6) народные игры (созданные народом).
Народные игры - это игры, которые происходят с древности, они построены с
учетом этнических особенностей (хороводы, забавы, игры с народной
игрушкой и т.д.). Они - неотъемлемая составляющая жизни ребенка в
современном
дошкольном
учреждении,
важный
источник
усвоения
общечеловеческих ценностей. В народных играх отражается жизнь людей, их
быт,
национальные
традиции,
они
способствуют
воспитанию
чести,
смелости, мужества и т.п. С этой целью детям предлагают расспросить своих
мам, пап, бабушек и дедушек, в какие игры они играли в детстве. Различают
индивидуальные, коллективные, сюжетные, бытовые, театрализованные
игры и подвижные игры-забавы.
Особенно
популярны
среди
детей
игры
без
определенного
сюжета,
построенные на игровых задачах, которые содержат много познавательного
материала (игры «палочка-выручалочка», «Жмурки», «Гуси-гуси», «Чай-чай
выручай». «Догонялки» и др.). В этих играх от ребенка требуется быстрая и
правильная реакция.
Для организации игр важно создать предметно-игровую среду. Важное
требование - развивающий характер и соответствие таким принципам, как
реализация ребенком права на игру (свободный выбор игрушки, темы,
сюжета игры, места и времени ее проведения); универсальность предметно-
игровой среды, чтобы дети могли вместе с воспитателями готовить и
изменять его, трансформировать согласно замыслу игры, и содержания,
перспектив
развития; системность, то есть оптимальное соотношение
отдельных элементов игры между собой и другими предметами и т.д. В
состав предметно-игровой среды входят: большая игровая площадка,
игровое
оборудование,
игрушки,
разнообразная
игровая
атрибутика,
игровые материалы. Все эти игровые средства находятся не в абстрактном
пространстве, а в игровой комнате, спортивном зале, на площадке. В
интерьере не должно быть ничего лишнего, все игровые средства должны
быть безопасными для детей.
Для проведения игр создаются игровые ячейки: общий (набор различных
видов игрушек), драматический (комплекты оборудования, несложные
декорации,
элементы
одежды
и
костюмы
для
игр-драматизаций,
инсценировок)
для
настольных
и
строительных
игр
(конструкторы:
деревянные, пластмассовые, металлические, коробки, колодки и другие
материалы, орудия и вспомогательное оборудование). Все оборудование
должно
быть
удобным
и
легко
трансформироваться.
Дети
могут
самостоятельно выбирать игру, менять центр, переходя от одной игры к
другой.
Ведущее место в детской игре отводится игрушкам. Они, прежде всего,
должны быть безопасными, интересными, привлекательными, яркими,
простыми. И не только привлекать внимание ребенка, но и пробуждать,
активизировать его мышления.
Все игрушки можно условно разделить на три типа:
1) готовые игрушки (автомобили, самолеты, куклы, различные животные и
т.п.). С помощью готовых игрушек детей знакомят с техникой, окружающей
средой, создают определенные образы. Играя ими, дети воспроизводят свои
впечатления, переживают яркие чувства, активизируют свое воображение,
корректируют содержание игр.
2) полуготовые игрушки
(кубики, картинки, конструкторы, строительный
материал и т.д.). Полуготовые игрушки используются преимущественно с
дидактической
целью.
Манипуляции
с
ними
требуют
активизации
умственной деятельности, для выполнения поставленных педагогом задач:
расположить кубики по размеру, в порядке увеличения или уменьшения,
подобрать пару к картинке, составить из деталей конструктора какое-то
здание т.д.
3) материалы для создания игрушек
(песок, глина, проволока, шпагат,
картон, фанера, дерево). Материал для создания игрушек дает большие
возможности для развития творческого воображения детей. Дети строят из
песка пароходы, дома, автомобили, из веточек, собранных на прогулке,
«разбивают» в песочнице небольшой садик, лепят посуду, животных из
глины. Из обрезков дерева, шпагата, цветной бумаги получается хороший,
украшенный флажками автомобиль и т.п.
Желательно комбинировать все три типа игрушек, ведь это очень расширяет
возможности для творчества.
К особой группе относим театральные игрушки и костюмы для разных
персонажей,
атрибуты,
которые
дополняют
созданные
образы.
Это
театрально-игровой
материал
(игрушки,
куклы,
плоскостные
фигуры,
пальчиковые персонажи), элементы костюмов (головные уборы, различные
шляпки, воротнички, манжеты и т.д.). В детских садах активно используются
персонажи-куклы, декорации, изготовленные воспитателями, родителями и
детьми самостоятельно.
Организация игровой деятельности в течение дня
В течение дня дети могут играть четыре раза: до завтрака (5-40 мин),
между завтраком и занятиями (5-7 мин), на открытом воздухе (1 ч.-1 час. 30
мин), после дневного сна (20-40 мин).
Игры до завтрака
начинаются с приходом ребенка в детский сад,
прерываются
завтраком
и
продолжаются
до
начала
занятий.
Задача
воспитателя в этот период - так рационализировать педагогический процесс,
чтобы организовать игру детей в эффективных формах, активно влиять на ее
ход и взаимоотношения детей.
Игры детей после завтрака
должны согласовываться с характером и
содержанием дальнейших занятий. Так, перед занятиями по развитию речи,
математике, рисованию уместными будут игры на развитие мышления,
внимания,
воображения.
Следовательно,
руководство
играми
нужно
согласовывать с педагогическим процессом. Важно отходить от шаблонов.
Ни в коем случае не стоит навязывать что-то детям, вызывая тем самым у них
сопротивление, выход из игры или ее прекращение. Здесь уместны будут
вопросы, советы, рекомендации.
Игры между занятиями. Для всех групп детей подбирают игры, которые
предусматривают незначительное умственное напряжение - с мелкими
игрушками, мячом, несложным конструктором. Желательно, чтобы эти игры
давали ребенку возможность двигаться. В перерывах между занятиями
следует избегать игр всей группой. Это утомляет детей. Также неуместными
будут новые игры, требующие длительных и сложных объяснений. Переход
от игры к занятиям должно происходить спокойно и непринужденно.
Игры на открытом воздухе. Дети могут продолжать игру, начатую ранее (до
занятий или между ними), если она их заинтересовала, или придумать что-то
новое. Эти игры желательно всячески разнообразить, поскольку есть
большое пространство для активных движений, поэтому следует как можно
полнее использовать эти условия, чтобы воспитанники могли побегать,
попрыгать, просто позабавиться. Организуя игры на открытом воздухе,
следует обязательно учитывать такой важный фактор, как сезонность. Игры
должны быстро разогревать детей, но без ущерба здоровью. Требования к
ним должны быть индивидуализированы, с учетом состояния здоровья
каждого воспитанника, погодных условий.
Игры после дневного сна проходят в комнате или на открытом воздухе.
Комнату, в которой играют дети, желательно отдать полностью в их
распоряжение:
расположение
мебели,
игрушек
подчиняется
игре.
Воспитатель направляет детскую самодеятельность, сам участвует, знакомит
дошкольников с новой игрой.
Вечером можно продолжить строительные и ролевые игры, созданные на
открытом воздухе. У детей накапливается достаточно образов, чтобы играть
разные роли, строить сооружения и т.п. Уровень этих игр значительно
возрастает, если воспитатель предложит задачи. Можно проводить с детьми
дидактические игры, содержание которых весьма разнообразно. Сочетание
дидактических игр с другими видами позволяет достичь значительного
успеха в всестороннем развитии детей. В настоящее время уместными будут
музыкальные игры, в которых воспитателю отводится значительная роль. Это
- игры-хороводы с песнями, подвижные игры, игры под музыку, игры-
загадки. Активной должна быть роль воспитателя и в играх-драматизациях.
Заканчивается насыщенный интересными разнообразными играми день.
Воспитатель напоминает, что надо навести
порядок среди игрушек, все
положить на свои места. Уборке можно придать вид игры, при этом
воспитатель
приучает
детей
к
последовательности,
выполнения
установленных правил, поддержание порядка. Например: машины надо
загнать в гараж, чтобы они завтра совместно со своими водителями, т.е.
вами могли завтра выехать и перевозить конструктор. Или «Где наши
рабочие - спрашивает воспитатель, - Наверное, пошли ужинать. - А надо же
материалы на место отвезти, чтобы завтра закончить «строительство».
Услышав такие слова, «рабочие» быстро и охотно собирают материалы. «А
вы, господин водитель, - спрашивает воспитатель, - куда везете игрушки? - В
шкаф. - Скорее везите, рабочий день заканчивается, надо ставить машину в
гараж».
Рекомендации по организации игровой деятельности детей
дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного
учреждения
Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти
годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у
него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду,
вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается
характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в
ней развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,
память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра –
это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения
общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны
личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике,
которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.
Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника.
Важно чтобы воспитатель проявлял интерес к игре, эмоционально
выражал своё отношение партнёрам по игре, к совершаемым действиям.
Закончив игру, педагог может сказать: «Хорошо я поиграла! Пусть кто хочет,
тоже поиграет. У нас много кукол, мишек, зайчат».
В процессе игры педагог приучает воспитанников доброжелательно
относиться друг к другу, не отнимать игрушки, не разрушать постройки.
Чтобы
предотвратить
возникновение
отрицательных
форм
взаимоотношений,
педагог
должен
быть
предельно
внимательным
к
совместным
играм
детей,
активно
направлять
и
регулировать
взаимоотношения воспитанников, которые на этой возрастной ступени ещё
только начинают складываться. Интересные игры вызывают у детей бодрое,
радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их
потребность в активной деятельности.
Педагогические рекомендации.
1. Педагогам необходимо стараться не занимать время, отведенное для
игры другими видами деятельности.
2. Создать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями,
учитывать уровень развития детей, игровая среда должна быть динамичной.
Атрибуты сюжетно-ролевой игры должны быть расположены в легко -
доступном для детей месте. Иногда атрибуты формируются в специально
установленном порядке, а иногда детям предоставляется возможность
создать игровую среду самостоятельно.
3. Педагог должен как можно чаще ставить ребенка в позицию «взрослого».
Это способствует развитию самостоятельности у детей.
4. Педагог должен знать методику руководства игровой деятельностью;
методы
и
приемы,
направленные
на
поддержание
и
улучшение
эмоционально-положительного состояния детей; обеспечение активности
играющих; своевременное переключение с одного вида деятельности на
другой, какими методами и приемами это достигается, направление детей
на игру.
Советы воспитателю по руководству играми детей
Не будь равнодушным зрителем игры, умей понимать детей и понимать их
игровые замыслы.
Бережно относись к творческой выдумке ребёнка, завоюй доверие и
установи контакт.
Поддержи интересную идею, направив усилия на её осуществление.
Давай не только знания, но и эмоции.
Советуй, но не дави инициативу детей.
Помоги каждому ребёнку найти своё место в игре.
Сумей быть одновременно организатором и рядовым участником игры.
Отвлеки детей от «дурной» игры, создай интерес к другой теме.
Сохраняй радость игры, буди фантазию, поддерживай интерес.
Правила игры для детей:
1. Прежде чем начать игру, подумай, во что ты будешь играть.
2. Подумай, чем ты будешь играть.
3. Игру доводи до конца с тем, с кем начал играть.
4. Играй дружно.
5. Бережно относись к игрушкам.
6. Содержи игрушки в порядке.
7. Говори с другом спокойно и ласково.
8. Не мешай играть товарищу.
9. Играй самостоятельно.
Руководство игрой:
1. Не подавлять инициативу и творчество детей.
2. Способствовать развитию сюжетно-ролевой игры, не разрушая замысел
детей.
3.
Побуждать
к
взаимопониманию,
чуткости,
справедливости,
взаимопомощи.
4.Приучать детей к самостоятельному употреблению в играх строительного
материала, конструкторов, игрушек-самоделок, игрушек - заменителей.
5. Учить использовать навыки, полученные на занятиях по развитию речи,
рисованию, аппликации, музыкальных.
6. На занятиях учить вступать в диалог от имени действующих лиц.
7. Побуждать детей задавать больше вопросов по содержанию игры.
8. Помогать детям договариваться в игре.
9. Брать роль в игре на себя только тогда, когда ребенок попросит.
10. Наблюдать за играми детей.
11. Анализировать увиденное в игре.
12. Обучать всех детей брать главную роль на себя.
13. Беседа перед началом игры о ее ходе.
Заключение
Руководство
играми
один
из
самых
сложных
разделов
методики
дошкольного воспитания, педагог не может заранее предвидеть, что
придумают дети, и как они будут вести себя в игре. Поэтому своеобразие
детской
деятельности
требует
своеобразных
приемов
управления.
Важнейшее условия успешного руководства играми – умение завоевать,
доверие детей, установить с ними контакт.
Должен ли воспитатель вмешиваться в игру? - да если это требуется для того,
чтобы дать игре нужное направление, но вмешательство взрослого будет
только
тогда
успешным,
когда
он
пользуется
у
детей
достаточным
уважением и доверием, когда он умеет, не нарушая их замыслов, сделать
игру увлекательнее.
Задачи воспитателя при организации игры:
- помочь организовать игры;
- сделать их увлекательными;
- сделать их насыщенными действиями;
- помочь ребенку выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие,
которые могут послужить сюжетом хорошей игры.
Каким же образом передаётся ребенку игра. Оказывается, ребенок
овладевает ею, как бы втягиваясь в мир игры, в мир играющих людей.
Постепенно дети накапливают игровой опыт - и в плане игровых умений, и в
плане конкретной тематики, становясь старше, они уже сами становятся
"носителями" игры. Как известно, в игре нет прямой зависимости ребенка от
взрослого, в ней он получает большую самостоятельность, чем в учебной и
трудовой деятельности.
Игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка, а
потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это
связанно с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды
деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески,
произвольно
управлять
своим
поведением.
С
другой
стороны,
её
содержание
питают
продуктивные
виды
деятельности
и
постоянно
расширяющиеся жизненный опыт детей.
Игра является эффективным средством формирования личности
дошкольника,
его
морально-волевых
качеств,
в
игре
реализуется
потребность воздействия на мир. Воспитательное значение игры во
многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им
психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей,
от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от
четкой организации и проведения всевозможных игр.