Напоминание

"Экономика для детей"


Автор: Ахметзалялова Ирина Геннадиевна
Должность: ВОСПИТАТЕЛЬ
Учебное заведение: МАДОУ ДС №71 "РАДОСТЬ"
Населённый пункт: НИЖНЕВАРТОВСК
Наименование материала: Семинар для педагогов
Тема: "Экономика для детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Семинар для педагогов

«Финансовая грамотность в ДОУ»

«Деньги и цена».

Подготовила:

Ахметзалялова Ирина Геннадиевна,

Воспитатель,

МАДОУ ДС №71 «Радость»,

г. Нижневартовск

Цель:

повысить

компетентность

педагогов

по

вопросу

финансового

воспитания старших дошкольников.

Задачи: познакомить педагогов с необходимостью финансового воспитания,

его возможностями, расширить кругозор педагогов посредством игры.

Добрый день, уважаемые педагоги!

Сегодня я вас приглашаю принять участие в семинаре, чтобы расширить свои

знания по вопросу финансового воспитания старших дошкольников в ДОУ

по теме «Деньги и цена».

Актуальность.

В

изменяющихся

условиях

современной

общественной

жизни

непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать

именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный

опыт в элементарных экономических отношениях.

Конечно, ребенок-дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но,

вместе

с

педагогом

и

родителями,

путешествуя

по

этому

новому

удивительному и увлекательному миру, он приобретет доступные ему

знания. В современном мире ребенок

постоянно

встречается с

экономикой

.

Он узнаёт, что такое

«моё»,

«твоё»,

«наше»,

«обмен»,

«деньги»,

«цена»

и пр.

Обращение к финансовому

воспитанию детей дошкольного возраста

является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее

впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

Введение

элементов

финансового

воспитания

в

образовательную

деятельность с дошкольниками - это, прежде всего, необходимость ещё в

детстве

дать

детям

представление

о

рыночной

экономике

и

её

закономерностях, а также ориентация в экономическом пространстве

современного

мира

на

дидактическом

материале

в

соответствие

с

возрастными возможностями детей.

Цель:

заложить основы экономического образа мышления у ребенка –

дошкольника, осознание им того, каков «я» в мире экономических ценностей

и как себя вести в нем.

Финансовое воспитание позволяет решить следующие задачи:

Обучающие задачи:

сформировать у детей представление о потребностях человека на основе

экономических понятий: экономика, потребности, нормы жизни, товар,

продукт, услуга, потребители;

дать представление детям о разных видах ресурсов, понятии «экономия

ресурсов»; о производителях товаров и услуг;

расширить представление об обмене товарами и услугами, о понятии

«рынок», «спрос», «предложение», «цена», «заработная плата»;

создать на основе принципа интеграции видов детской деятельности,

условия для решения практических задач самими детьми;

познакомить детей с экономическими терминами через экономический

словарь, кроссворд, игру, значимость жизненно важных потребностей

человека;

заложить

основы

экономического

образа

мышления

у

ребѐнка

дошкольника.

Развивающие задачи:

развивать

ответственность,

предприимчивость,

расчетливость,

самостоятельность.

Воспитательные задачи:

воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного

поведения в быту.

Финансовая грамотность может быть преподнесена детям в форме

элементарных сведений по разным темам:

- Деньги (Закрепление представлений о том, что деньги - мера стоимости,

средство платежа при купле-продаже; как выглядят современные деньги

(монеты, купюры), о том, что они бывают разного достоинства, разной

ценности.);

- Цена (стоимость) (Закреплять представление, что любой товар имеет свою

цену, как формируется стоимость: вложения средств, затраты труда,

качество, спрос и предложение, знакомство с понятиями «дорого» и

«дешево», «дороже - дешевле»);

- Торговля и торг (Закреплять представление о том, что такое торговля,

купля-продажа; виды и формы торговли (товарами, услугами, ресурсами;

оптом и в розницу; в магазине или по Интернету и т. п.), хозяин товара и

продавец, формировать представления об этических аспектах торговли

(честность, открытость информации, поддержка местного предпринимателя и

т. п.).;

- Источники дохода (Дать представление об источниках доходов: заработная

плата, пенсии, ценные бумаги и др.);

- Семейный бюджет (Закрепить представление, что такое бюджет и из чего

он складывается; понятия «доходы» и «расходы», планирование расходов в

соответствии с бюджетом; распределение бюджета; из чего складывается

семейный бюджет и т.п.)

Формы работы с детьми:

- тематические НОД;

- Беседы (Что такое деньги? Деньги. Монета. Банкнота, Дом, где живут

деньги, Зачем люди придумали деньги? Деньги бывают разные, Деньги

получают за труд, Откуда у взрослых берутся деньги? Как правильно тратить

деньги? Что такое «вклад» и «кредит»? и др.)

- Чтение художественной литературы, загадки, домашние задания,

-

Просмотры

мультфильмов

(Уроки

тетушки

Совы),

презентаций,

тематических видеофильмов,

- Игровые упражнения (Купи другу подарок,

Найди размен, Банкомат

(хранение денег), Очередь и др.);

- Дидактические игры (Собери банкноту (номинал денег), Найди пару,

Монеты и банкноты, Больше, меньше, Семейный бюджет и др.);

- Сюжетно-ролевые игры (Магазин игрушек, Банк, Ярмарка, Рынок,

Гипермаркет, Автосалон и др.)

- Заочные экскурсии (Мы с родителями в гипермаркете, Я с мамой в магазине

книг, Я иду с семьей в кино т.п.)

Формы работы с родителями:

- Консультации, памятки для родителей (Дети и деньги, Финансовая

грамотность, Как быть бережливым и др.)

- Совместные проекты;

- Помощь в оформление развивающей предметно-пространственной среды.

Целевые ориентиры:

- Дети понимают и ценят окружающий предметный мир. Уважают людей,

умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;

- Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт –

деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;

- Видят красоту человеческого творения;

- Признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость,

расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость,

благородство,

честность,

умение

сопереживать,

милосердие

(примеры

меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.);

- Ведут себя адекватно в реальных жизненных ситуациях;

- Контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.

В ежедневном общении с педагогами, родителями, дети усваивают навыки

экономного поведения, к примеру, бережного отношения к вещам и

игрушкам, разыгрывают ситуации обмена и купли-продажи и др.

В совместной деятельности с детьми используется интегративный подход,

позволяющий знакомить ребят с основами экономики в тесной взаимосвязи с

занятиями

по

математике,

развитию

речи,

с

театрализованной

и

изобразительной деятельностью, а также через различные виды игровой и

трудовой деятельности. Это способствует разностороннему развитию детей,

позволяет

с

большей

эффективностью

подготовить

их

к

разумному

расходованию средств и правильному экономическому поведению.

Практическая часть:

А сейчас мы с вами поиграем!

1 игра: «Семейный бюджет»

Предлагаю разделиться на «семьи» из 6 человек – папа, мама, бабушка,

дедушка, сын, дочь. Выберите роли между собой. Представьте себе, у вас

семейный совет и вы распоряжаетесь семейным бюджетом. Вы решаете, на

что потратить деньги. Ваша задача – договориться между собой, на что вы

потратите, куда израсходуете деньги.

Педагог раздает «деньги» - монеты, картинки с изображением еды, одежды, и

других нужд семьи.

Семьи советуются друг с другом, спорят, доказывают и потом кладут монеты

на картинки, куда больше всего положат, те нужны и будут удовлетворены

больше всего.

Обсуждение:

1. Что удалось в ходе игры реализовать? Какие мысли и чувства у вас были в

ходе игры.

2. Что было важно для вас?

2 игра «Рынок».

В течение минуты подумайте, что вы можете предложить рынку (свои

услуги), какие и сколько они у вас будут стоить.

Педагог раздает деньги.

Всем участникам важно предложить услугу, оказать и получить деньги за

нее.

Обсуждение:

1. Удалось ли вам в ходе игры реализовать свою услугу? Какую сумму вы

заработали или потратили? Какие мысли и чувства у вас были в ходе игры.

2. Что было важно для вас?

ИТОГ семинара:

1. Что для вас было важно уважаемые коллеги, поделитесь пожалуйста.

Передаем мячик по кругу.

2. Благодарю вас за активность и сотрудничество!

Список литературы

1.

Ефименко, Л. И. Как научить ребенка понимать стоимость денег?

[Текст]/ Л. И. Ефименко. // Обруч. – 2001.

2.

Кнышова, Л. В.

Экономика для малышей, или как Миша стал

бизнесменом [Текст] / Л. В. Кнышова. - М. Просвещение, 2000.

3.

Курак,

Е.А.,

Михерева,

Л.А.

«Экономическое

воспитание

дошкольников» [Текст] / Е.А. Курак, Л.А. Михерева. - М., ТЦ СФЕРА,

2002.

4.

Маркова, Т. А. Воспитателю о детской игре [Текст]/ Т. А. Маркова. –

М. Педагогика-Пресс, 2000.

5.

Меньшиков,

О.

И.

Экономика

детей,

большим

и

маленьким:

практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ [Текст]/ О.

И. Меньшиков. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

6.

Рыжова, Н. А. Играем в рекламу [Текст]/ Н. А. Рыжова // Обруч. - 1998.

- №3.- с. 26-29

7.

Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду [Текст]/ А. И.

Сорокина. – М. Просвещение,2000.

8.

Успенский, Э. Бизнес Крокодила Гены [Текст] / Э. Успенский. – М.:

Владос, 2000.

9.

Шатова, А. Д.

Дошкольник и

экономика [Текст] / А. Д. Шатова.

Программа. – М. Просвещение, 2005.



В раздел образования