Автор: Ахметзалялова Ирина Геннадиевна
Должность: ВОСПИТАТЕЛЬ
Учебное заведение: МАДОУ ДС №71 "РАДОСТЬ"
Населённый пункт: НИЖНЕВАРТОВСК
Наименование материала: Семинар для педагогов
Тема: "Экономика для детей"
Раздел: дошкольное образование
Семинар для педагогов
«Финансовая грамотность в ДОУ»
«Деньги и цена».
Подготовила:
Ахметзалялова Ирина Геннадиевна,
Воспитатель,
МАДОУ ДС №71 «Радость»,
г. Нижневартовск
Цель:
повысить
компетентность
педагогов
по
вопросу
финансового
воспитания старших дошкольников.
Задачи: познакомить педагогов с необходимостью финансового воспитания,
его возможностями, расширить кругозор педагогов посредством игры.
Добрый день, уважаемые педагоги!
Сегодня я вас приглашаю принять участие в семинаре, чтобы расширить свои
знания по вопросу финансового воспитания старших дошкольников в ДОУ
по теме «Деньги и цена».
Актуальность.
В
изменяющихся
условиях
современной
общественной
жизни
непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать
именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный
опыт в элементарных экономических отношениях.
Конечно, ребенок-дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но,
вместе
с
педагогом
и
родителями,
путешествуя
по
этому
новому
удивительному и увлекательному миру, он приобретет доступные ему
знания. В современном мире ребенок
постоянно
встречается с
экономикой
.
Он узнаёт, что такое
«моё»,
«твоё»,
«наше»,
«обмен»,
«деньги»,
«цена»
и пр.
Обращение к финансовому
воспитанию детей дошкольного возраста
является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее
впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
Введение
элементов
финансового
воспитания
в
образовательную
деятельность с дошкольниками - это, прежде всего, необходимость ещё в
детстве
дать
детям
представление
о
рыночной
экономике
и
её
закономерностях, а также ориентация в экономическом пространстве
современного
мира
на
дидактическом
материале
в
соответствие
с
возрастными возможностями детей.
Цель:
заложить основы экономического образа мышления у ребенка –
дошкольника, осознание им того, каков «я» в мире экономических ценностей
и как себя вести в нем.
Финансовое воспитание позволяет решить следующие задачи:
Обучающие задачи:
сформировать у детей представление о потребностях человека на основе
экономических понятий: экономика, потребности, нормы жизни, товар,
продукт, услуга, потребители;
дать представление детям о разных видах ресурсов, понятии «экономия
ресурсов»; о производителях товаров и услуг;
расширить представление об обмене товарами и услугами, о понятии
«рынок», «спрос», «предложение», «цена», «заработная плата»;
создать на основе принципа интеграции видов детской деятельности,
условия для решения практических задач самими детьми;
познакомить детей с экономическими терминами через экономический
словарь, кроссворд, игру, значимость жизненно важных потребностей
человека;
заложить
основы
экономического
образа
мышления
у
ребѐнка
–
дошкольника.
Развивающие задачи:
развивать
ответственность,
предприимчивость,
расчетливость,
самостоятельность.
Воспитательные задачи:
воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного
поведения в быту.
Финансовая грамотность может быть преподнесена детям в форме
элементарных сведений по разным темам:
- Деньги (Закрепление представлений о том, что деньги - мера стоимости,
средство платежа при купле-продаже; как выглядят современные деньги
(монеты, купюры), о том, что они бывают разного достоинства, разной
ценности.);
- Цена (стоимость) (Закреплять представление, что любой товар имеет свою
цену, как формируется стоимость: вложения средств, затраты труда,
качество, спрос и предложение, знакомство с понятиями «дорого» и
«дешево», «дороже - дешевле»);
- Торговля и торг (Закреплять представление о том, что такое торговля,
купля-продажа; виды и формы торговли (товарами, услугами, ресурсами;
оптом и в розницу; в магазине или по Интернету и т. п.), хозяин товара и
продавец, формировать представления об этических аспектах торговли
(честность, открытость информации, поддержка местного предпринимателя и
т. п.).;
- Источники дохода (Дать представление об источниках доходов: заработная
плата, пенсии, ценные бумаги и др.);
- Семейный бюджет (Закрепить представление, что такое бюджет и из чего
он складывается; понятия «доходы» и «расходы», планирование расходов в
соответствии с бюджетом; распределение бюджета; из чего складывается
семейный бюджет и т.п.)
Формы работы с детьми:
- тематические НОД;
- Беседы (Что такое деньги? Деньги. Монета. Банкнота, Дом, где живут
деньги, Зачем люди придумали деньги? Деньги бывают разные, Деньги
получают за труд, Откуда у взрослых берутся деньги? Как правильно тратить
деньги? Что такое «вклад» и «кредит»? и др.)
- Чтение художественной литературы, загадки, домашние задания,
-
Просмотры
мультфильмов
(Уроки
тетушки
Совы),
презентаций,
тематических видеофильмов,
- Игровые упражнения (Купи другу подарок,
Найди размен, Банкомат
(хранение денег), Очередь и др.);
- Дидактические игры (Собери банкноту (номинал денег), Найди пару,
Монеты и банкноты, Больше, меньше, Семейный бюджет и др.);
- Сюжетно-ролевые игры (Магазин игрушек, Банк, Ярмарка, Рынок,
Гипермаркет, Автосалон и др.)
- Заочные экскурсии (Мы с родителями в гипермаркете, Я с мамой в магазине
книг, Я иду с семьей в кино т.п.)
Формы работы с родителями:
- Консультации, памятки для родителей (Дети и деньги, Финансовая
грамотность, Как быть бережливым и др.)
- Совместные проекты;
- Помощь в оформление развивающей предметно-пространственной среды.
Целевые ориентиры:
- Дети понимают и ценят окружающий предметный мир. Уважают людей,
умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
- Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт –
деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
- Видят красоту человеческого творения;
- Признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость,
расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость,
благородство,
честность,
умение
сопереживать,
милосердие
(примеры
меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.);
- Ведут себя адекватно в реальных жизненных ситуациях;
- Контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.
В ежедневном общении с педагогами, родителями, дети усваивают навыки
экономного поведения, к примеру, бережного отношения к вещам и
игрушкам, разыгрывают ситуации обмена и купли-продажи и др.
В совместной деятельности с детьми используется интегративный подход,
позволяющий знакомить ребят с основами экономики в тесной взаимосвязи с
занятиями
по
математике,
развитию
речи,
с
театрализованной
и
изобразительной деятельностью, а также через различные виды игровой и
трудовой деятельности. Это способствует разностороннему развитию детей,
позволяет
с
большей
эффективностью
подготовить
их
к
разумному
расходованию средств и правильному экономическому поведению.
Практическая часть:
А сейчас мы с вами поиграем!
1 игра: «Семейный бюджет»
Предлагаю разделиться на «семьи» из 6 человек – папа, мама, бабушка,
дедушка, сын, дочь. Выберите роли между собой. Представьте себе, у вас
семейный совет и вы распоряжаетесь семейным бюджетом. Вы решаете, на
что потратить деньги. Ваша задача – договориться между собой, на что вы
потратите, куда израсходуете деньги.
Педагог раздает «деньги» - монеты, картинки с изображением еды, одежды, и
других нужд семьи.
Семьи советуются друг с другом, спорят, доказывают и потом кладут монеты
на картинки, куда больше всего положат, те нужны и будут удовлетворены
больше всего.
Обсуждение:
1. Что удалось в ходе игры реализовать? Какие мысли и чувства у вас были в
ходе игры.
2. Что было важно для вас?
2 игра «Рынок».
В течение минуты подумайте, что вы можете предложить рынку (свои
услуги), какие и сколько они у вас будут стоить.
Педагог раздает деньги.
Всем участникам важно предложить услугу, оказать и получить деньги за
нее.
Обсуждение:
1. Удалось ли вам в ходе игры реализовать свою услугу? Какую сумму вы
заработали или потратили? Какие мысли и чувства у вас были в ходе игры.
2. Что было важно для вас?
ИТОГ семинара:
1. Что для вас было важно уважаемые коллеги, поделитесь пожалуйста.
Передаем мячик по кругу.
2. Благодарю вас за активность и сотрудничество!
Список литературы
1.
Ефименко, Л. И. Как научить ребенка понимать стоимость денег?
[Текст]/ Л. И. Ефименко. // Обруч. – 2001.
2.
Кнышова, Л. В.
Экономика для малышей, или как Миша стал
бизнесменом [Текст] / Л. В. Кнышова. - М. Просвещение, 2000.
3.
Курак,
Е.А.,
Михерева,
Л.А.
«Экономическое
воспитание
дошкольников» [Текст] / Е.А. Курак, Л.А. Михерева. - М., ТЦ СФЕРА,
2002.
4.
Маркова, Т. А. Воспитателю о детской игре [Текст]/ Т. А. Маркова. –
М. Педагогика-Пресс, 2000.
5.
Меньшиков,
О.
И.
Экономика
детей,
большим
и
маленьким:
практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ [Текст]/ О.
И. Меньшиков. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
6.
Рыжова, Н. А. Играем в рекламу [Текст]/ Н. А. Рыжова // Обруч. - 1998.
- №3.- с. 26-29
7.
Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду [Текст]/ А. И.
Сорокина. – М. Просвещение,2000.
8.
Успенский, Э. Бизнес Крокодила Гены [Текст] / Э. Успенский. – М.:
Владос, 2000.
9.
Шатова, А. Д.
Дошкольник и
экономика [Текст] / А. Д. Шатова.
Программа. – М. Просвещение, 2005.