Автор: Юсупова Рамзия Ильфаиловна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБДОУ №92 "Веснушка"
Населённый пункт: город Сургут Тюменская область ХМАО-Югра
Наименование материала: Статья
Тема: "Мастерим поделки из бумаги"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №92 "Веснушка"
"Мастерим поделки из бумаги"
(из опыта работы)
Педагог дополнительного образования:
Юсупова Рамзия Ильфаиловна
г. Сургут, Тюменская область, ХМАО – Югра, 2021
Развитие
детского
творчества
является
актуальным
вопросом
современного
дошкольного образования, и ставит педагогам основную цель — развитие у подрастающего
поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и
самостоятельности мышления, способствующих воспитанию всесторонне развитой личности
дошкольников и достижению положительных изменений в жизни общества.
Развитие творческих способностей имеет неоценимое значение для подготовки детей к
школе. У ребенка формируются те качества всесторонне развитой личности, которые
необходимы для последующего обучения в школе. А именно развитие мелкой моторики,
умение ориентироваться на листе бумаги, в пространстве, усвоение сенсорных эталонов,
развитие наглядно-образного мышления.
Широкий спектр условий для развития творческих способностей детей предоставляет
реализация на бюджетной основе дополнительной общеразвивающей программы «Бумажное
конструирование» в МБДОУ №92 «Веснушка». Занятия проводятся 2 раза в неделю,
сформировано
10
групп
для
детей
старшего
дошкольного
возраста,
прослеживается
положительная динамика успешности освоения программы.
Дети с удовольствием посещают занятия по бумажному конструированию, потому что
любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и
познавательна для ребят.
Дети старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет освоили технологию приготовления
игрушек из бумажных полосок. Ребята узнали, что поделки из полосок бумаги могут быть
чрезвычайно разнообразными и что бумажная полоса – это начальный материал для создания
объёмных предметов, игрушек. Приведу в качестве примера наиболее интересные работы
детей: «Лисичка- сестричка», «Черепаха», «Овечка», «Лебедь белая» и т.д.
Дошкольники убедились, что, склеивая полосы в определённом порядке и виде, можно
смастерить интересных животных, птиц, не говоря уже об использовании полос в качестве
мелких деталей персонажа – оперения, иголок, волос, лепестков. Также ребятам понравилась
технология плетения из бумаги, у них получились яркие творческие поделки («Рыбка»,
«Кошечка», «Подарок любимой маме»).
Воспитанники групп дополнительного образования по бумажному конструированию 5-6
лет также научились сгибать лист бумаги квадратной и прямоугольной формы пополам,
совмещая стороны и углы, хорошо проглаживать сгибы; делать надрезы до определённой
точки; работать по готовой выкройке; вырезать по шаблону, надрезать по сплошным линиям,
сгибать по пунктирным линиям; мастерить объёмные игрушки на основе цилиндров и конусов.
(Например: матрос (основа цилиндр), жираф (основа конус), карета скорой помощи (основа
кубик), космическая ракета (соединение конуса с цилиндром) и т.д.).
Таким образом, занятия по бумажному конструированию дают ребенку возможность
открыть для себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в облака, снег, радугу,
животных и т.п., постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм,
сочетанием комбинаций различных форм, величин.
Для детей от 6 лет и старше в программе «Бумажное конструирование» рассматриваются
различные
методики
выполнения
игрушек
из
бумаги
с
использованием
самых
распространенных техник – оригами, технология складывания «гармошкой», объёмные
игрушки на основе цилиндров, конусов, пирамиды, кубов и т.д.
Воспитанники групп дополнительного образования по бумажному конструированию
второго года обучения освоили технику оригами: узнали основные геометрические понятия и
базовые формы оригами, научились следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать
схемы изделий, создавать изделия оригами пользуясь инструкционными картами и схемами.
Нужно отметить, что оригами - идеальная дидактическая игра, которая развивает логику
и пространственное мышление, воображение и интеллект, фантазию и изобретательность
дошкольников.
Из сложенной в мелкую гармошку бумаги получаются невероятно красивые игрушки.
При изготовлении объёмных игрушек
во
многих работах основой
выступают
геометрические тела- бумажный цилиндр, конус, параллелепипед, кубик или пирамида. В
подготовительной группе среди объёмных детских поделок из бумаги можно встретить
интересные творческие работы, например: «Самолёт», «Скворечник», «Мельница», и т.д.
Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел,
ощутить радость творчества.
Дети постигли поистине универсальный характер бумаги, открыли ее поразительные
качества, познакомились с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более
сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Они приобрели навыки
конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение
выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Надо отметить, воспитанники групп дополнительного образования по бумажному
конструированию постоянные участники и победители различных тематических выставок,
фестивалей и конкурсов, которые организуются в стенах МБДОУ №92 «Веснушка», а также
городских и региональных мероприятий. Работа: «Солнечному небу – Да! Да! Да!, а лесным
пожарам -Нет! Нет! Нет!» в рамках регионального конкурса «Моя Югра» 2020 году была
посвящена актуальной природоохранной тематике -предотвращению лесных пожаров в Югре.
Конкурсы и фестивали – это большая школа мастерства, принимая участие в них, у
ребёнка и у педагога происходит качественный профессиональный рост, каждый получает
максимум впечатлений, информации, практического опыта. Для детей это возможность
показать свои достижения, быть услышанным и увиденным зрителем, а также в ситуации
творческого состязания получить путевку на конкурсы городские, окружные, всероссийские и
международные. Участие в нем дает возможность нашим воспитанникам оценить свои
возможности, увидеть и услышать, уровень других, расширить рамки своих работ.
Таким образом, успешное овладение детьми техническими навыками работы с бумагой,
приводит
к
положительному
овладению
сенсорными
эталонами,
приобретению
первоначальных
навыков
поисковой
деятельности,
усваиванию
простейших
навыков
совместной работы, активному общению друг с другом и с педагогом., стимулированию
творческого отношения к работе .Работа с бумагой при направленном руководстве и при
использовании соответствующих возрасту методов и приемов дают большой обучающий и
развивающий эффект.