Автор: Елецкая Ольга Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ НСО НМК им.А.Ф.Мурова
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Работа с текстом на Английском языке
Раздел: среднее профессиональное
Работа с текстом на английском языке
Работа с текстом многим учителям кажется сложным и не очень
продуктивным занятием. Однако этот вид деятельности способствует
расширению словарного запаса, закреплению пройденных грамматических
конструкций и знакомству с новыми, приобщению к иноязычной культуре.
Выбирать для чтения следует, по возможности, те художественные
произведения и жанры, которые нравятся, то есть - читать которые будет
интересно. Тексты должны соответствовать уровню учащихся, чтобы не
вызвать отторжения своей сложностью.
Если у литературного произведения есть содержание, предисловие, введение
или вступление, - их необходимо проработать в первую очередь. При этом,
под "проработкой" подразумевается следующее: нужно обратить внимание
на структуру текста (при проработке содержания) и на ту обзорную
информацию, которая приведена во введении, вступлении и т. п. Из этой
информации в большинстве случаев должно стать ясно, о чем будет идти
речь во всей книге.
Учеными и практикой доказано, что когда человек имеет четкое
представление о том, что он будет читать, - то он делает это намного
эффективнее, чем если он погружается в чтение по принципу "с места в
карьер".
Во время чтения необходимо стремиться воспринимать информацию не в
виде отдельных слов, а в виде блоков. Под такими блоками понимаются
словосочетания, фразы, предложения. То есть, главная задача во время
чтения - обращать внимание не на отдельные слова, а на мысли, которые эти
слова или блоки слов передают.
После прочтения определенной части текста, необходимо вспомнить о том,
что же было только что прочитано. Нужно заранее решить, через какие
интервалы текстовой информации это будет с делано, например - после
каждых пяти страниц.
То есть, допустим, было прочитано первые пять страниц текста - сделайте
паузу и вспомните, какие события были описаны на этих пяти страницах.
Какие поступки героев Вы бы одобрили, а какие - наоборот Вам не
понравились. Желательно было бы делать все эти размышления вслух и на
английском языке. Однако, - достаточно будет и того, что Вы поразмышляете
об этом хотя бы на русском.
Желательно проверить самого себя на предмет хорошего понимания
прочитанного. Для этого, - после того, как будут выполнены рекомендации
предыдущего абзаца, необходимо бегло перечитать прочитанные страницы
еще раз, сверяя свои мысли с текстом.
Во время чтения необходимо выписывать незнакомые слова и фразы.
Однако, не нужно сразу же искать их перевод - сначала постарайтесь
догадаться о значении незнакомых слов из контекста. В большинстве случаев
контекст сам подсказывает смысл слов. После того, как будет прочитано все
произведение (либо какая-то его часть), можно поискать слова в словарике и
попытаться составить какую-то нелепую ассоциацию с этим словом (для
того, чтобы его запомнить).
Если Вы занимаетесь в группе, или с кем-то из друзей или родных, - стоит
попробовать чтение вслух "по ролям". Это, во-первых, придаст
дополнительный интерес к процессу чтения. Во-вторых, - Вы будете
практиковаться в произношении (при этом желательно, чтобы был кто-то,
кто поправлял бы Вас, если Вы неправильно произнесете какое-то слово или
звук). В-третьих, - после прочтения определенного блока текста (например -
все тех же пяти страниц), Вы можете обсудить со своим партнером (или
партнерами) только что прочитанное.
После прочтения (самостоятельного или с партером/партнерами) Вы можете
выполнить самостоятельно придуманные упражнения, относящиеся
непосредственно к прочитанному тексту.
Этот подход также имеет несколько положительных качеств. Во-первых, -
Вы лучше понимаете смысл проработанных материалов. Во-вторых, - Вы
лучше запоминаете разного рода языковые тонкости (для запоминания
которых Вам собственно и рекомендуется читать тексты на английском
языке). Вот несколько примеров таких упражнений:
После прочтения текста рассказать (самому себе или партнеру) о том, какие,
с Вашей точки зрения моменты текста были главными, а какие -
несущественными.
Попытаться пересказать прочитанное в нескольких предложениях (на
английском).
Рассказать о наиболее интересных с Вашей точки зрения эпизодах текста
( себе или партнеру и на английском).