Авторы: Цырфа Юлия Сергеевна, Левшина Ольга Викторовна
Должность: воспитатель, учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: город Ярославль
Наименование материала: статья
Тема: Ключевые (опорные) дела как средство формирования духовно-нравственных и гражданско-патриотических основ у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Ключевые (опорные) дела как средство формирования
духовно-нравственных и гражданско-патриотических основ
у детей дошкольного возраста
Левшина О.В., учитель – логопед МДОУ «Детский сад №91»
Цырфа Ю.С., воспитатель по ИЗО МДОУ «Детский сад
№91»
«Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается
стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.
Сохранить человечность в наших детях, заложить нравственные
основы бытия, научить их правилам общения и умению жить среди
людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических
чувств и духовности. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас,
проявится позднее, станет его и нашей жизнью».
К.Д. Ушинский
Нравственно — патриотическое и духовное воспитание –
одна из актуальных и сложнейших проблем. И не случайно в одном
из своих посланий Президент Российской Федерации В.В. Путин
уделяет проблеме духовно-нравственного воспитания пристальное
внимание: «Если нация утрачивает жизненные ориентиры и идеалы,
ей и внешний враг не нужен, все и так развалится само по себе» и
поставил задачу «укреплять прочную духовно-нравственную основу
общества». [2]
Президент сформулировал стандарт воспитания
молодого
человека
как «формирование
нравственного,
гармоничного
человека,
ответственного
гражданина
России».
Правительством был принят ряд мер по преодолению сложившейся
ситуации, которые привели к существенным изменениям, но
проблема не решена.
Таким образом, задачи по гражданскому, патриотическому и
духовно – нравственному воспитанию находят свое отражение в
нормативных документах федерального и регионального уровня. [1]
Проблемы духовно-нравственного воспитания связаны с тем,
что в современном мире ребенок живет, окруженный множеством
источников
негативного
характера,
которые
ежедневно
обрушиваются на его формирующуюся сферу нравственности.
Детство
–
это
период,
когда
закладываются
фундаментальные
качества
личности,
обеспечивающие
психологическую
устойчивость,
нравственные
ориентиры,
жизнеспособность и целеустремленность. С первых лет жизни
полноценное
духовно-нравственное
воспитание
ребенка
обеспечивает ускорение его социального развития и гармоничное
формирование его личности. Духовно- нравственное воспитание –
трудный,
многоплановый
процесс,
решение
основных
задач
которого требует взаимодействия всех участников образовательного
процесса. Именно поэтому мы обратили внимание на такую форму
работы,
которая
позволяет
охватить
всех
участников
образовательных отношений.
Нами были выбраны ключевые (опорные) дела.
Понятие «ключевые общешкольные дела» введено советским
педагогом, народным учителем СССР В.А. Караковским, под
руководством которого такие дела впервые стали проводиться в
школе. [3]
Мы попробовали адаптировать данную форму работы с
дошкольниками.
Ключевое (опорное) дело – большое, социально значимое
мероприятие, в подготовке к которому принимают участие дети,
родители, педагоги и другие социальные партнеры. Это фундамент,
на котором строятся доверительные отношения всех участников
образовательных отношений. Особенность ключевого дела - это
подготовка, обеспечивающая ситуацию успеха; яркая событийность;
повышенное
коллективное
напряжение.
Это
дело,
которое
становится или уже стало традицией, а участие в нем значимо и
престижно.
Ключевые (опорные) дела должны носить комплексный
характер, охватывающий всю образовательную плоскость. Частота
проведения таких дел зависит от сложившихся в детском саду
традиций, они могут проводиться один раз в месяц, но не чаще. Это
не
набор
календарных
праздников,
а система
выстроенных
творческих дел в детском саду, объединяющих детей и взрослых
в единую детско-взрослую общность на основе проявления общих
интересов, ценностей и смыслов, значимых для детей и взрослых.
Ключевое дело является творческим,
потому что оно
делается не по шаблону (стандарту, образцу и пр.), если даже оно
является традиционным для сада, каждый год идет поиск новой
идеи, новых способов реализации. В своей деятельности мы сделали
акцент на приобщении детей к культурному наследию русского
народа. Основой этого направления являются традиции, обряды,
праздники.
Особенно полюбились в детском саду некоторые ключевые
(опорные)
дела:
«Осенины»,
«Рождественские
колядки»,
«Масленица», «Встреча весны: жаворонки», «Праздник русской
березки», «Веселые матрешки», «День матери» и др. Вовлечение
детей
дошкольного
возраста
в
наши
мероприятия
ведет
к
приобщению всей семьи к духовной культуре народа. Родители с
интересом
помогают
изготовить
атрибуты
для
праздника,
разучивают стихи, заклички, участвуют в создании коллективных
работ.
Именно поэтому ключевые (опорные) дела стали значимыми
событиями для нашего сада, они создают ситуацию общего
праздника,
совместного
переживания,
общей
эмоциональной
радости и успеха. Это стало нашей доброй традицией.
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что ключевые
(опорные) дела являются одной из наиболее успешных форм работы
по духовно-нравственному воспитанию детей,
т.к. позволяют
каждому
проявлять,
развивать
и
совершенствовать
лучшие
человеческие качества, задатки и способности. При организации
ключевого дела осуществляется обмен информацией, согласование
общих целей и задач, взаимный контроль и коррекция действий, это
помогает укрепить партнерские отношения между образовательной
организацией,
родителями
и
детьми.
Реализуемые
формы
взаимодействия эффективны для формирования у детей старшего
дошкольного
возраста
навыков
социально-нравственного
поведения, развития нравственных качеств.
Конспект ключевого (опорного) дела
«Встреча весны: жаворонки»
Участники ключевого (опорного) дела:
Дети; воспитатели; родители воспитанников; музыкальный
руководитель; воспитатель по изодеятельности; повара.
Цель:
Пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к
богатому миру человеческих эмоций, связанных со старинными
народными традициями
Задачи:
способствовать развитию познавательного интереса к
культуре и истории своего народа;
познакомить детей с обычаями и праздниками русского
народа, посвящёнными встрече весны и прилёту птиц
способствовать формированию художественной культуры
дошкольников
воспитывать чувство гордости, любовь к Родине, к ее
обрядам и традиционным праздникам
воспитывать любовь к природе, культуру общения с
окружающим миром
Предварительная работа:
Беседа о перелетных птицах; разучивание закличек, песен;
изготовление атрибутов встречи весны и украшений для весеннего
дерева; изготовление теста.
Оборудование: русские народные костюмы, костюм Весны;
музыкальное
сопровождение;
аудиозаписи;
ленты,
бумажные
птицы, свистульки, соломенные куклы и др. атрибуты встречи
весны; тесто; бумага для выпечки; противень; обрядовое дерево;
ленточки, бумажные цветы, колокольчики и др. украшения.
Ход занятия
Хозяюшка идёт в группу
Хозяюшка: Ребята, а вы знаете, что сегодня праздник?
(ответы детей)
С давних времён на Руси был обычай праздновать в этот день
прилёт птиц, возвращающихся домой из тёплых стран. Этот
праздник
назывался
«Сороки»,
потому
что
считалось,
что
прилетают 40 птиц, и первые из них – жаворонки. Поэтому
праздник ещё называли «Жаворонки».
С вечера хозяюшки месили тесто и пекли 40 шариков и
жаворонков. Шарики каждый день по одному выбрасывали в
окошко. Верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, уйдёт до
следующего года. А жаворонков раздавали детям, те бежали на
улицу на самое высокое место и закликали птиц.
Ребята, а каких перелётных птиц вы знаете? (ответы детей)
А хотите испечь жаворонков? (ответы детей)
Хозяюшка показывает приёмы лепки из куска теста.
Хозяюшка: Раскатываем шарик, шарик раскатываем в жгут.
Жгут режим пополам, одна половинка у нас будет туловище с
хвостиком, а другая - крылышками. На крылышки кладем наше
туловище
и
концы
крылышек
накладываем
друг
на
друга.
Крылышки и хвостик сплющиваем ножиком, делаем небольшие
надрезы - перышки. Другой конец вытягиваем в клюв.
Берем горошинки и вставляем глазки.
Птичку положу на противень, смажу ее сверху сладкой
водичкой, чтобы корочка получилась золотистая.
(после того, как дети закончили лепить птиц)
Ну, что ж! Осталось посадить птах в печь, да на жарком огне
испечь.
Давайте отнесём наших птичек на кухню, а сами пойдём
весну встречать.
(Дети берут свистульки и различные атрибуты)
Звучит русская народная песня (аудиозапись). Дети входят в
зал двумя группами: первая - играя на свистульках; вторая - с
атрибутами встречи весны (ленты, бумажные птицы, соломенные
куклы и т. д.) Образуют два полукруга, обращенных к центру зала.
Детей в зале встречает Весна
Весна: Доброго здоровья всем вам!
Дети: Здравствуйте!
Весна: Хорошо вы голосам птичьим подражаете, свистом
своим весну приманиваете. Вот я и пришла к вам. И вместе со мной
из-за моря вереницей к нам домой вернулись птицы.
Давайте послушаем заклички:
1.
Жаворонушки, полетовушки!
Прилетите к нам,
Весну ясную, Весну красную
Принесите нам!
2.
Кулик, из-за моря
Лети на поле,
Неси Весну в подоле!
3. Скворушка, прилетай,
Себе домик выбирай!
На дереве высоком
С крылечком широким.
Ты звонче свисти,
Да почаще щебечи!
4. Сокол, сокол, соколок,
Прилетай к нам во лесок!
Будем мы с тобой играть,
Будем петь и танцевать!
Весна: Прошел день Весновки - первой встречи весны. На
Весновку было погоже - значит, и лето будет пригожим. Где пройду
- снег тает, ручьи бегут. Вот я и пришла посмотреть, как снег в лесу
оседает, как дети весну встречают.
Дети (хором): И мы с тобой!
Весна: Хорошо, только загадку отгадаете:
Кто прочь прогнал метель?
Кто ото льда очистил реки?
Кто разбудил капели звон?
Кто первым почкам дал напиться?
Кто дал земле тепло?
Кто птиц позвал к нам возвратиться?
Дети: Весна красна!
Весна: Загадку мою правильно отгадали, а поиграть хотите?
Ответы детей
Весна: Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду
побежали журчащие ручейки. Вставайте парами, беритесь за руки и
поднимите их вверх, чтобы получился ручеёк. Водящий входит в
ручеек и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая
себе, кого захочет.
Игра «Ручеёк»
Хозяюшка: Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с
этим бегом приближается весна. Ребята, а в старину праздник
встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали
лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Обрядовое дерево
носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом
украшенное дерево приносили туда, где весну кликают. Давайте и
мы с вами украсим наше дерево. Возьмём ленточки, бумажные
цветы, колокольчики и загадаем доброе, сокровенное желание и
повесим на нашем весеннем деревце.
Весна: Встанем дружно в хоровод, песню звонкую споём
Песня-хоровод.
1. Вот уж зимушка проходит,
Белоснежная проходит,
Люли, люли, проходит! (2 раза)
2. Прощай, саночки, конёчки,
Наши зимние дружочки!
Люли, люли, дружочки (2 раза)
3. Снег и холод прочь уходят,
Весну красную приводят,
Люли, люли, приводят! (2 раза)
4. Прощай, зимушка-старушка,
Ты, седая холодушка!
Люли, люли, холодушка. (2 раза)
Хозяюшка (приносит поднос с печеными жаворонками):
Ребята, пока мы с Весной играли, испеклись наши жаворонки.
На Руси печеных птах посылали родным и близким, чтобы
весна, свет и тепло пришли и к ним. Давайте вернемся в группу и
устроим чаепитие.
Библиографический список
1.
Караковский В.А. Воспитание для всех. Москва: НИИ школьных технологий,
2008. - 240 c.
2.
Российская газета – Федеральный выпуск № 6693 (122) Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 29.05.2015г. № 996-р Москва
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»
3.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования – Москва: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.