Автор: Васильева Снежана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №1
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: Статья
Тема: " Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраст
Воспитатель: Васильева Снежана николаевна
Почти все дети дошкольного возраста (до 60% от всех детей дошкольного возраста) имеют речевые недостатки,
неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный
характер. Исключение составляют дети до 4 лет с нормой возрастного или физиологического косноязычия,
после 4 лет – наступает патология.
Поэтому с целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего
дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие слуха,
дыхания и речевого аппарата.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление
мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов,
участвующих в речевом процессе.
Важность занятий артикуляционной гимнастикой для малышей трудно переоценить. Помимо того, что ребенок
учится правильно и четко произносить звуки и слова, подобные занятия способствуют:
• Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их нервную проводимость;
• Улучшить подвижность артикуляционных органов;
• Укрепить мышечную систему языка, губ, щек;
• Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;
• Увеличить амплитуду движений;
• Уменьшить напряженность артикуляционных органов;
• Подготовить ребенка к правильному произношению звуков.
• Развитию гибкости органов речевого аппарата;
Показания для занятий артикуляционной гимнастикой для малышей:
Как правило, выделяют ряд причин и показаний для проведения артикуляционной гимнастики для
дошкольников:
• Своевременные занятия артикуляционными упражнениями по развитию речевого слуха и артикуляционной
гимнастикой способствуют тому, что многие дети могут самостоятельно научиться говорить чисто и правильно.
Это позволяет впоследствии не прибегать к помощи специалиста-логопеда;
• На фоне сложных нарушений звукопроизношения подобные занятия помогут подготовить мышцы для
последующих занятий с логопедом, что ускорит процесс устранения дефектов речи;
• При правильном, но вялом звукопроизношении артикуляционная гимнастика помогает быстрее выработать
четкость произношения и выразительность речи, а также избавиться от «каши во рту».