Напоминание

К вопросу о методах и приемах мотивации старших дошкольников, имеющих нарушения речи.


Автор: Троицкая Алла Витальевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - детский сад №65"
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: К вопросу о методах и приемах мотивации старших дошкольников, имеющих нарушения речи.
Раздел: дошкольное образование





Назад




К вопросу о методах и приемах мотивации старших дошкольников,

имеющих нарушения речи.

Позитивная мотивация у старших дошкольников, имеющих нарушения

речи, остается актуальной проблемой для современной системы образования.

Общество требует активного включения в обучение уже с детского сада.

Поэтому

мотивация

должна

быть

максимально

эффективной

уже

с

дошкольного

возраста.

Главная

ее

цель

формирование

активности,

повышение качества познавательной деятельности и развития речи.

Методы формирования мотивации дошкольников совпадают с

традиционными методами воспитания дошкольников:

Словесные

Наглядные

Практические

Эти методы используются в логопедической практике с помощью

различных приемов:

Дидактические игры и игровые приемы

В зависимости от учебной задачи могут быть использованы:

o

Речевые игры и игры на развитие ВПФ («Хлопни, когда услышишь

заданный звук», «Четвертый лишний», «Помоги Незнайке», «Светофор», «Чего

не стало», «Словесный сад», «Отгадай загадку-синквейн»)

o

Сказочные сюжеты («Сказка о веселом Язычке»)

o

Ролевые отношения (развитие речи с помощью сюжетно-ролевых

игр: «Детский сад», «Зоопарк», «Путешествие», «Магазин»)

o

Сказочные и литературные персонажи (Незнайка, собака Ричи,

Буратино, Айболит и др.)

o

Игры-путешествия, поездки, приключения (в лес, в зоопарк, на

разных видах транспорта, в Страну Гласных звуков)

o

Настольно – печатные игры («Логопедическое лото», «Шиворот -

Навыворот», «Алфавит», «Дары природы» и др.)

o

Сюрпризный момент (письмо, посылка, гость и т.д.)

Создание ситуации успеха

Одним из аспектов повышения мотивации дошкольников является

поощрение. Слова одобрения, похвала взрослых помогает самоутверждению,

уверенности в собственных поступках. Поощрение должно быть заслуженным

пределах

возможностей

ребенка).

Необходимо

проводить

беседы

с

родителями о возможности создания ситуации успеха.

Сказкотерапия

Использование сказкотерапии на логопедических занятиях приводит к

стойкой положительной динамике в речевом развитии и эмоционально –

волевой сфере; улучшается фонематическое восприятие, артикуляционная

моторика, звукопроизношение, слоговая структура слова, грамматический

строй речи, словарный запас, лексико – грамматические отношения, связная

речь.

Наглядные материалы

Наглядность облегчает усвоение материала, способствует формированию

сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков. Опора на

чувственные образы делает усвоение речевых умений и навыков более

конкретным,

доступным,

осознанным.

Наглядно

игровые

средства

способствуют

развитию

лексико

грамматического

строя

речи,

пространственных отношений, зрительного восприятия, внимания, памяти,

мышления,

речевой

практики.

Это

могут

быть

предметные

картинки,

иллюстрации, сюжетные картинки и мнемотаблицы, наглядно – методические

пособия и игры, выполненные из ярких, современных, легко обрабатываемых

материалов, эстетически оформленные.

Применение ИКТ

С целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности и

развития речи можно использовать ИКТ. В настоящее время разрабатываются и

совершенствуются компьютерные программы для логопедической коррекции

речи. Например, компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры»

представляет собой готовый набор для использования специалистом в

нескольких коррекционных направлениях, что позволяет задействовать всю

анализаторную

систему,

организовать

дифференцированный

подход

к

обучению.

Программа

«Домашний

логопед»

красочно

представляет

артикуляционную

гимнастику,

дает

подробную

характеристику

звуков,

персонажи мотивируют, легко и доступно дают знания ребенку.

Можно использовать свои компьютерные разработки и презентации.

На индивидуальных занятиях можно сохранить в памяти компьютера

образцы

речи

ребенка

в

начале,

в

процессе

и

в

конце

коррекции

звукопроизношения. Давая детям возможность прослушать эти образцы, можно

достичь высокой положительной мотивации логопата. Так ребенку легче

понять свои ошибки и в дальнейшем добиваться их устранения.

Соревновательные моменты

Например, дыхательные упражнения «Футбол», «Буря в стакане», игра

«Кто больше подберет слов?», «Отгадай загадку», «Кто первый составит схему

слова», «Рыбалка».

Логоритмика и пальчиковые игры

Помогают развивать общую и мелкую моторику, активизируют интерес к

логопедическим занятиям. Например, логоритмика Железновых.

Элементы арт-терапии (лепка, аппликация, рисование)

Методы арт-терапии на логопедических занятиях используются для

снятия психологического напряжения, стрессовых ситуаций и при коррекции

неврозов.

Есть и нетрадиционные приемы формирования мотивации дошкольников

на логопедических занятиях. Например, мульттерапия.

Помогает в формировании мотивации дошкольников и интегрированная

НОД (логопед – воспитатель, муз. руководитель, педагог – психолог и др.)

Такие занятия помогают целостно и интересно воспринимать информацию.

Произвольное внимание дошкольников находится в стадии развития, поэтому

для привлечения активного внимания нужно вовремя чередовать формы и

методы обучения. В структуру занятий можно включать физкультминутки. Они

помогают не

только

переключить внимание, но и способствуют развитию общей,

мелкой и артикуляционной моторики.

С помощью диагностики уровень познавательной активности детей на

логопедических занятиях можно оценить, как высокий, средний или низкий.

Высокому уровню познавательной активности детей на логопедических

занятиях соответствует:

эмоционально положительная реакция детей на приглашение к

занятию;

адекватная скоростная реакция на начало занятия;

вопросы к логопеду о предстоящем занятии, его теме;

устойчивость внимания к предлагаемым заданиям;

живая эмоциональная реакция на предлагаемую деятельность;

искреннее

желание

справиться

со

всеми

трудностями,

встречающимися по ходу занятия.

Среднему уровню познавательной активности детей на логопедических

занятиях соответствует:

спокойная

реакция

детей

на

приглашение

к

занятию

(не

наблюдается резкого оживления, но нет и проявлений негативизма);

поведение ребенка на занятии можно оценить, как пассивное;

при непосредственном обращении, ребенок реагирует адекватно;

внимание неустойчивое;

эмоциональный фон пассивный.

Низкому уровню познавательной активности детей на логопедических

занятиях соответствует:

резко отрицательная эмоциональная реакция детей на приглашение

к занятию;

отсутствие каких-либо вопросов о предстоящем занятии;

повышенная отвлекаемость детей в течение всего занятия;

нежелание преодолевать встречающиеся трудности, равнодушие к

происходящему.

Список литературы

1. Буйко В. Чудо-обучайка. – М.: ЛИТУР, 2007. – 47 с. – 10000экз.

2. Гальцова П.С. Логопедические сказки для самых маленьких/Гальцова

П.С., Дудка И.С., Ильина О.В. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 64 с. – 4500 экз. –

ISBN 978-5-9949-1212-6 (в пер.)

3. Инновации – в логопедическую практику/Методическое пособие для

дошкольных образовательных учреждений/Сост. Громова О.Е. – М.:

ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 232 с. – 21600 экз. – ISBN 978-5-8252-0060-6 9d

пер.)

4. Лопухина И.С. 550 упражнений для развития речи. – Спб.: Дельта,

2000. – 224 с. – 10000 экз. – ISBN 5-89151-083-9 (в обл.)

Сведения об авторе: Троицкая А.В., г. Воронеж, МБДОУ «ЦРР –

детский сад №65», MBDOU «CRR – detskii sad №65», учитель-логопед.



В раздел образования