Автор: Троицкая Алла Витальевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - детский сад №65"
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: К вопросу о методах и приемах мотивации старших дошкольников, имеющих нарушения речи.
Раздел: дошкольное образование
К вопросу о методах и приемах мотивации старших дошкольников,
имеющих нарушения речи.
Позитивная мотивация у старших дошкольников, имеющих нарушения
речи, остается актуальной проблемой для современной системы образования.
Общество требует активного включения в обучение уже с детского сада.
Поэтому
мотивация
должна
быть
максимально
эффективной
уже
с
дошкольного
возраста.
Главная
ее
цель
–
формирование
активности,
повышение качества познавательной деятельности и развития речи.
Методы формирования мотивации дошкольников совпадают с
традиционными методами воспитания дошкольников:
Словесные
Наглядные
Практические
Эти методы используются в логопедической практике с помощью
различных приемов:
Дидактические игры и игровые приемы
В зависимости от учебной задачи могут быть использованы:
o
Речевые игры и игры на развитие ВПФ («Хлопни, когда услышишь
заданный звук», «Четвертый лишний», «Помоги Незнайке», «Светофор», «Чего
не стало», «Словесный сад», «Отгадай загадку-синквейн»)
o
Сказочные сюжеты («Сказка о веселом Язычке»)
o
Ролевые отношения (развитие речи с помощью сюжетно-ролевых
игр: «Детский сад», «Зоопарк», «Путешествие», «Магазин»)
o
Сказочные и литературные персонажи (Незнайка, собака Ричи,
Буратино, Айболит и др.)
o
Игры-путешествия, поездки, приключения (в лес, в зоопарк, на
разных видах транспорта, в Страну Гласных звуков)
o
Настольно – печатные игры («Логопедическое лото», «Шиворот -
Навыворот», «Алфавит», «Дары природы» и др.)
o
Сюрпризный момент (письмо, посылка, гость и т.д.)
Создание ситуации успеха
Одним из аспектов повышения мотивации дошкольников является
поощрение. Слова одобрения, похвала взрослых помогает самоутверждению,
уверенности в собственных поступках. Поощрение должно быть заслуженным
(в
пределах
возможностей
ребенка).
Необходимо
проводить
беседы
с
родителями о возможности создания ситуации успеха.
Сказкотерапия
Использование сказкотерапии на логопедических занятиях приводит к
стойкой положительной динамике в речевом развитии и эмоционально –
волевой сфере; улучшается фонематическое восприятие, артикуляционная
моторика, звукопроизношение, слоговая структура слова, грамматический
строй речи, словарный запас, лексико – грамматические отношения, связная
речь.
Наглядные материалы
Наглядность облегчает усвоение материала, способствует формированию
сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков. Опора на
чувственные образы делает усвоение речевых умений и навыков более
конкретным,
доступным,
осознанным.
Наглядно
–
игровые
средства
способствуют
развитию
лексико
–
грамматического
строя
речи,
пространственных отношений, зрительного восприятия, внимания, памяти,
мышления,
речевой
практики.
Это
могут
быть
предметные
картинки,
иллюстрации, сюжетные картинки и мнемотаблицы, наглядно – методические
пособия и игры, выполненные из ярких, современных, легко обрабатываемых
материалов, эстетически оформленные.
Применение ИКТ
С целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности и
развития речи можно использовать ИКТ. В настоящее время разрабатываются и
совершенствуются компьютерные программы для логопедической коррекции
речи. Например, компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры»
представляет собой готовый набор для использования специалистом в
нескольких коррекционных направлениях, что позволяет задействовать всю
анализаторную
систему,
организовать
дифференцированный
подход
к
обучению.
Программа
«Домашний
логопед»
красочно
представляет
артикуляционную
гимнастику,
дает
подробную
характеристику
звуков,
персонажи мотивируют, легко и доступно дают знания ребенку.
Можно использовать свои компьютерные разработки и презентации.
На индивидуальных занятиях можно сохранить в памяти компьютера
образцы
речи
ребенка
в
начале,
в
процессе
и
в
конце
коррекции
звукопроизношения. Давая детям возможность прослушать эти образцы, можно
достичь высокой положительной мотивации логопата. Так ребенку легче
понять свои ошибки и в дальнейшем добиваться их устранения.
Соревновательные моменты
Например, дыхательные упражнения «Футбол», «Буря в стакане», игра
«Кто больше подберет слов?», «Отгадай загадку», «Кто первый составит схему
слова», «Рыбалка».
Логоритмика и пальчиковые игры
Помогают развивать общую и мелкую моторику, активизируют интерес к
логопедическим занятиям. Например, логоритмика Железновых.
Элементы арт-терапии (лепка, аппликация, рисование)
Методы арт-терапии на логопедических занятиях используются для
снятия психологического напряжения, стрессовых ситуаций и при коррекции
неврозов.
Есть и нетрадиционные приемы формирования мотивации дошкольников
на логопедических занятиях. Например, мульттерапия.
Помогает в формировании мотивации дошкольников и интегрированная
НОД (логопед – воспитатель, муз. руководитель, педагог – психолог и др.)
Такие занятия помогают целостно и интересно воспринимать информацию.
Произвольное внимание дошкольников находится в стадии развития, поэтому
для привлечения активного внимания нужно вовремя чередовать формы и
методы обучения. В структуру занятий можно включать физкультминутки. Они
помогают не
только
переключить внимание, но и способствуют развитию общей,
мелкой и артикуляционной моторики.
С помощью диагностики уровень познавательной активности детей на
логопедических занятиях можно оценить, как высокий, средний или низкий.
Высокому уровню познавательной активности детей на логопедических
занятиях соответствует:
эмоционально положительная реакция детей на приглашение к
занятию;
адекватная скоростная реакция на начало занятия;
вопросы к логопеду о предстоящем занятии, его теме;
устойчивость внимания к предлагаемым заданиям;
живая эмоциональная реакция на предлагаемую деятельность;
искреннее
желание
справиться
со
всеми
трудностями,
встречающимися по ходу занятия.
Среднему уровню познавательной активности детей на логопедических
занятиях соответствует:
спокойная
реакция
детей
на
приглашение
к
занятию
(не
наблюдается резкого оживления, но нет и проявлений негативизма);
поведение ребенка на занятии можно оценить, как пассивное;
при непосредственном обращении, ребенок реагирует адекватно;
внимание неустойчивое;
эмоциональный фон пассивный.
Низкому уровню познавательной активности детей на логопедических
занятиях соответствует:
резко отрицательная эмоциональная реакция детей на приглашение
к занятию;
отсутствие каких-либо вопросов о предстоящем занятии;
повышенная отвлекаемость детей в течение всего занятия;
нежелание преодолевать встречающиеся трудности, равнодушие к
происходящему.
Список литературы
1. Буйко В. Чудо-обучайка. – М.: ЛИТУР, 2007. – 47 с. – 10000экз.
2. Гальцова П.С. Логопедические сказки для самых маленьких/Гальцова
П.С., Дудка И.С., Ильина О.В. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 64 с. – 4500 экз. –
ISBN 978-5-9949-1212-6 (в пер.)
3. Инновации – в логопедическую практику/Методическое пособие для
дошкольных образовательных учреждений/Сост. Громова О.Е. – М.:
ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 232 с. – 21600 экз. – ISBN 978-5-8252-0060-6 9d
пер.)
4. Лопухина И.С. 550 упражнений для развития речи. – Спб.: Дельта,
2000. – 224 с. – 10000 экз. – ISBN 5-89151-083-9 (в обл.)
Сведения об авторе: Троицкая А.В., г. Воронеж, МБДОУ «ЦРР –
детский сад №65», MBDOU «CRR – detskii sad №65», учитель-логопед.