Напоминание

"Поисковое - исследовательская деятельность на прогулке"


Автор: Юсупова Альфия Марселевна
Должность: Воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 43
Населённый пункт: г. Уфа Башкортостан
Наименование материала: Учебно образовательная деятельность
Тема: "Поисковое - исследовательская деятельность на прогулке"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мы

хотим

видеть

наших

воспитанников

любознательными,

общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке,

решать

возникающие

проблемы,

самостоятельными

творческими

личностями.

А

это

во

многом

зависит

от

нас.

Роль воспитателя заключается в том, чтобы поддерживать, сохранять первые,

яркие детские впечатления, опираясь на них, научить своих воспитанников

видеть

красоту

и

разнообразие

природы.

С помощью поисково-исследовательской деятельности на прогулке я

поддерживаю и развиваю в ребёнке интерес к исследованиям, приобретении

опыта исследовательской деятельности, развиваю восприятие, мышление,

речь (рассуждение, размышление, пересказ). При использовании модели

исследовательской деятельности ребёнок развивается как самостоятельная,

инициативная

личность.

Важно отметить, что самые прочные и ценные знания - не те, что

усвоены

путём

выучивания,

а

те,

что

добыты

самостоятельно.

С самого рождения детей окружают различные явления природы: летним

днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с

удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют как мороз

пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с

песком, водой - предметы и явления природы входят в их жизнедеятельность,

являются объектом наблюдений. И для того, чтобы ребенок как можно лучше

познал мир, в нашей группе ведется работа по экспериментальной

деятельности.

Наша задача - на отдельных темах, наблюдениях сформировать у детей

познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять)

вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, то

есть

упорядочивать

свои

представления

о

мире.

Исследовательскую деятельность мы организуем по месяцам, ее

особенность- максимально эффективно использовать в работе с детьми по

ознакомлению с явлениями природы благоприятные периоды каждого

сезона.

Например, познание свойств снега проводим в зимний период, а

изучение песка - теплые месяца, в него можно играть; ознакомление же с

Луной, звездами, ночным небом организовывается в ноябре, декабре, январе

- в это время самый короткий день, и поэтому возможны наблюдения на

прогулке.

В исследовательской деятельности на прогулке я выделила такие

составляющие, как наблюдение, экспериментирование, экскурсии.

Хочу остановиться подробнее на каждом из них.

Наблюдения.

Умение наблюдать, вырабатывается в процессе познания природы,

способствует развитию логического и образного мышления, речи и многих

других аспектов. Поэтому очень важны в дошкольном возрасте наблюдения

за живой и неживой природой, а так же практическая исследовательская

деятельность. Наблюдения на прогулке вызывают у детей большой интерес.

На прогулке предлагаю следующие наблюдения:

- за зимующими птицами;

-за погодой;

- за машинами;

- за деревьями зимой;

- за ветром, солнцем, за снегом, снежинками;

- за сезонными изменениями на участке детского сада и др.

Предлагаю детям изобразить то, что им удалось понаблюдать в течение

прогулки: птичек у кормушки, падающий снег, зимнее солнышко, зарисовать

почки деревьев зимой (зарисовка по памяти). Приучая детей аккуратно

зарисовывать, делать схемы, я постепенно вырабатываю у них привычку

работать в тетради, альбоме, воспитываю усидчивость – готовлю к будущей

учебной деятельности.

Экспериментирование

Как уже говорилось – дети по своей природе – исследователи, которые с

радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Дети очень

любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-

действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как

никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Современное дошкольное образование ставит перед собой следующие

задачи:

- поддержать стремление ребёнка к экспериментированию (познавательный

интерес) ;

- создать условия для поисково-исследовательской деятельности.

Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой

природы: песком глиной, снегом, воздухом, камнями.

Например,

свой

опыт

со

снегом

показать

.

Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам, что

способствует пробуждению детской любознательности, вовлечению ребенка

в

активное

освоение

окружающего

мира.

Каждый

раз

даем

детям

возможность проявить фантазию и высвободить творческую энергию,

развивать

наблюдательность,

умение

делать

выводы.

Эксперименты проводила вместе с детьми не только кратковременные,

но и длительные. Длительные эксперименты в основном проводились при

знакомстве с жизнью растений, с условиями необходимыми для жизни и

роста растений (от 1-2 недель) ; при знакомстве с почвой, с понятием

перегной

(2-3

месяца).

Экскурсии

Экскурсии проводим по территории детского сада и за территорию с целью

наблюдения за изменениями в природе (конец осени - начало зимы, конец

зимы

начало

весны)

.

Наблюдение,

проведение

опытов,

практические

работы

по

изучению

представителей животного мира, экскурсии - всё это способствует усвоению

знаний о природе, выработке умений сравнивать, анализировать, обобщать,

находить

целое

и

его

часть,

описывать

предметы.

В

процессе

исследовательской

деятельности

дети

учатся

слушать

воспитателя

и

сверстников, логично отвечать на поставленные вопросы, доказывать мысль.

У

них

постепенно

возникает

интерес

к

знаниям

и

эмоциональная

отзывчивость

на

красоту

природы.

Осуществление

поисково-исследовательской

деятельности

на

прогулке

напрямую зависит от интереса детей, актуальности в выборе проблемы, от

системы планирования педагогического процесса, от создания условий, от

качества

организации

исследовательской

деятельности.

Вся

образовательная работа в нашей группе построена на применении

наиболее

эффективных

методов,

активизирующих

исследовательскую

деятельность детей. От успешности планирования зависит дальнейшее

развитие ребёнка. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность,

тем больше новой информации получают дети, тем быстрее и полноценнее

они

развиваются.

Проводя

исследовательскую работу

на прогулке стараюсь закрепить

приоберетенные знания дидактической игрой («Кто назовёт больше качеств и

свойств? », «Узнай по описанию», «Узоры на песке») или подвижной («Беги

к знакомому дереву», «Кто быстрее перенесёт камушки», «Следопыты»,

эстафеты

с

использованием

природного

материала

(шишки,

жёлуди,

камушки, листья). Игра «Раскопки далёких миров», предоставляет ребёнку

возможность

сочинять,

придумывать,

фантазировать,

развивает

речь.

Таким образом, исследовательская деятельность детей, помогла углубить

представления детей о живой и неживой природе. Дети научились

самостоятельно

проводить

исследования,

добиваться

результатов,

размышлять, отстаивать своё мнение. Опыт работы показывает, что

познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении

позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по

какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в

дальнейшем. Я убедились в том, что экспериментальная деятельность

является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.

В дальнейшем планирую, чтобы вся работа с детьми в этом направлении

приобрела перспективу, систему, опреде

лённую последовательность.



В раздел образования