Автор: Юсупова Альфия Марселевна
Должность: Воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 43
Населённый пункт: г. Уфа Башкортостан
Наименование материала: Учебно образовательная деятельность
Тема: "Поисковое - исследовательская деятельность на прогулке"
Раздел: дошкольное образование
Мы
хотим
видеть
наших
воспитанников
любознательными,
общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке,
решать
возникающие
проблемы,
самостоятельными
творческими
личностями.
А
это
во
многом
зависит
от
нас.
Роль воспитателя заключается в том, чтобы поддерживать, сохранять первые,
яркие детские впечатления, опираясь на них, научить своих воспитанников
видеть
красоту
и
разнообразие
природы.
С помощью поисково-исследовательской деятельности на прогулке я
поддерживаю и развиваю в ребёнке интерес к исследованиям, приобретении
опыта исследовательской деятельности, развиваю восприятие, мышление,
речь (рассуждение, размышление, пересказ). При использовании модели
исследовательской деятельности ребёнок развивается как самостоятельная,
инициативная
личность.
Важно отметить, что самые прочные и ценные знания - не те, что
усвоены
путём
выучивания,
а
те,
что
добыты
самостоятельно.
С самого рождения детей окружают различные явления природы: летним
днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с
удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют как мороз
пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с
песком, водой - предметы и явления природы входят в их жизнедеятельность,
являются объектом наблюдений. И для того, чтобы ребенок как можно лучше
познал мир, в нашей группе ведется работа по экспериментальной
деятельности.
Наша задача - на отдельных темах, наблюдениях сформировать у детей
познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять)
вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, то
есть
упорядочивать
свои
представления
о
мире.
Исследовательскую деятельность мы организуем по месяцам, ее
особенность- максимально эффективно использовать в работе с детьми по
ознакомлению с явлениями природы благоприятные периоды каждого
сезона.
Например, познание свойств снега проводим в зимний период, а
изучение песка - теплые месяца, в него можно играть; ознакомление же с
Луной, звездами, ночным небом организовывается в ноябре, декабре, январе
- в это время самый короткий день, и поэтому возможны наблюдения на
прогулке.
В исследовательской деятельности на прогулке я выделила такие
составляющие, как наблюдение, экспериментирование, экскурсии.
Хочу остановиться подробнее на каждом из них.
Наблюдения.
Умение наблюдать, вырабатывается в процессе познания природы,
способствует развитию логического и образного мышления, речи и многих
других аспектов. Поэтому очень важны в дошкольном возрасте наблюдения
за живой и неживой природой, а так же практическая исследовательская
деятельность. Наблюдения на прогулке вызывают у детей большой интерес.
На прогулке предлагаю следующие наблюдения:
- за зимующими птицами;
-за погодой;
- за машинами;
- за деревьями зимой;
- за ветром, солнцем, за снегом, снежинками;
- за сезонными изменениями на участке детского сада и др.
Предлагаю детям изобразить то, что им удалось понаблюдать в течение
прогулки: птичек у кормушки, падающий снег, зимнее солнышко, зарисовать
почки деревьев зимой (зарисовка по памяти). Приучая детей аккуратно
зарисовывать, делать схемы, я постепенно вырабатываю у них привычку
работать в тетради, альбоме, воспитываю усидчивость – готовлю к будущей
учебной деятельности.
Экспериментирование
Как уже говорилось – дети по своей природе – исследователи, которые с
радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Дети очень
любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-
действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как
никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Современное дошкольное образование ставит перед собой следующие
задачи:
- поддержать стремление ребёнка к экспериментированию (познавательный
интерес) ;
- создать условия для поисково-исследовательской деятельности.
Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой
природы: песком глиной, снегом, воздухом, камнями.
Например,
свой
опыт
со
снегом
показать
.
Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам, что
способствует пробуждению детской любознательности, вовлечению ребенка
в
активное
освоение
окружающего
мира.
Каждый
раз
даем
детям
возможность проявить фантазию и высвободить творческую энергию,
развивать
наблюдательность,
умение
делать
выводы.
Эксперименты проводила вместе с детьми не только кратковременные,
но и длительные. Длительные эксперименты в основном проводились при
знакомстве с жизнью растений, с условиями необходимыми для жизни и
роста растений (от 1-2 недель) ; при знакомстве с почвой, с понятием
перегной
(2-3
месяца).
Экскурсии
Экскурсии проводим по территории детского сада и за территорию с целью
наблюдения за изменениями в природе (конец осени - начало зимы, конец
зимы
–
начало
весны)
.
Наблюдение,
проведение
опытов,
практические
работы
по
изучению
представителей животного мира, экскурсии - всё это способствует усвоению
знаний о природе, выработке умений сравнивать, анализировать, обобщать,
находить
целое
и
его
часть,
описывать
предметы.
В
процессе
исследовательской
деятельности
дети
учатся
слушать
воспитателя
и
сверстников, логично отвечать на поставленные вопросы, доказывать мысль.
У
них
постепенно
возникает
интерес
к
знаниям
и
эмоциональная
отзывчивость
на
красоту
природы.
Осуществление
поисково-исследовательской
деятельности
на
прогулке
напрямую зависит от интереса детей, актуальности в выборе проблемы, от
системы планирования педагогического процесса, от создания условий, от
качества
организации
исследовательской
деятельности.
Вся
образовательная работа в нашей группе построена на применении
наиболее
эффективных
методов,
активизирующих
исследовательскую
деятельность детей. От успешности планирования зависит дальнейшее
развитие ребёнка. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность,
тем больше новой информации получают дети, тем быстрее и полноценнее
они
развиваются.
Проводя
исследовательскую работу
на прогулке стараюсь закрепить
приоберетенные знания дидактической игрой («Кто назовёт больше качеств и
свойств? », «Узнай по описанию», «Узоры на песке») или подвижной («Беги
к знакомому дереву», «Кто быстрее перенесёт камушки», «Следопыты»,
эстафеты
с
использованием
природного
материала
(шишки,
жёлуди,
камушки, листья). Игра «Раскопки далёких миров», предоставляет ребёнку
возможность
сочинять,
придумывать,
фантазировать,
развивает
речь.
Таким образом, исследовательская деятельность детей, помогла углубить
представления детей о живой и неживой природе. Дети научились
самостоятельно
проводить
исследования,
добиваться
результатов,
размышлять, отстаивать своё мнение. Опыт работы показывает, что
познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении
позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по
какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в
дальнейшем. Я убедились в том, что экспериментальная деятельность
является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.
В дальнейшем планирую, чтобы вся работа с детьми в этом направлении
приобрела перспективу, систему, опреде
лённую последовательность.