Автор: Андриянова Екатерина Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа-интернат № 1 им.К.К.Гротв
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Раздел: полное образование
ГБОУ школа-интернат № 1 им. К.К.Грота
ТЕМА
«Социализация детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей»
Выполнила
воспитатель
Андриянова
Екатерина Валерьевна
Санкт-Петербург
2021
ГБОУ школа-интернат № 1 им. К.К.Грота
Под
социализацией
понимается
процесс
усвоения
человеком
определенной системы знаний и умений, образцов поведения, социальных
норм
и
ценностей,
позволяющих
ему
функционировать
в
качестве
полноправного члена общества. Социализация человека осуществляется в
процессе его взаимодействия с многообразными и многочисленными
факторами, группами, организациями, агентами, с помощью различных
средств и механизмов. От того, как происходит это взаимодействие в
стихийной,
относительно
направляемой
и
относительно
социально
контролируемой социализации, во многом зависит само изменение человека
на протяжении его жизни, и в целом – его социализированность.
Социализированность рассматривается как усвоение человеком установок,
ценностей, способов мышления и других личностных качеств, которые будут
характеризовать
его
на
следующей
стадии
развития.
Анализ
жизнедеятельности выпускников детского дома показывает, что у них
имеется недостаточная готовность к выходу в самостоятельную жизнь:
– не
сформированы
некоторые
необходимые
жизненные
навыки
практического и материального порядка;
– есть существенные трудности в общении с окружающими;
– неумение противостоять асоциальным явлениям;
– затруднения в построении своей семьи и личной жизни.
Отмеченные особенности в жизненном становлении детей нацеливают на
внесение
необходимых
педагогических
корректив
в
условия
жизни,
содержания и формы воспитательной работы в детском доме.
Детский дом для наших детей становится основной моделью социального
мира, и от того, как будет построен процесс воспитания, зависит
ГБОУ школа-интернат № 1 им. К.К.Грота
приобретение
социального
опыта
детьми,
основ
человеческих
взаимоотношений,
умений
и
навыков
обеспечения
личной
жизни
и
деятельности.
Деятельность
воспитанников
детского
дома
проявляется
в
учебе,
в
различных видах трудовой деятельности, в организации своего свободного
времени, в выполнении общественных нагрузок, в поведении в школе,
детском доме, общественных местах, а также в умении применить
культурно- гигиенические навыки.
Таким образом, социализация детей сирот – это сложный процесс, который
затрагивает все стороны деятельности воспитанников.
1. Психолого-педагогическое обоснование процесса социализации
1.1 Анализ литературы по данной проблеме
Исследованию сущности, структуры феномена социализации посвящены
труды
отечественных
(И.В. Андреенкова,
Б.З. Вульфов,
В.Н. Гурова,
Л.Н. Коган,
И.С. Кон,
П.П. Лямцев,
В.Т. Лисовский,
А.В. Мудрик,
М.И. Рожков.)
и зарубежных (Э. Дюркгейм,
Дж. Коулмен,
Т. Парсонс,
Н. Таллмен и др.) ученых.
Проблема
социального
становления
личности
рассматривалась
в
исследованиях, изучающих влияние социализации на социальную структуру
общества, систему общественных отношений. Социологи подчеркивают, что
социализация способствует развитию социальной природы человека, его
участию в социальной жизни (А.И. Кравенко, Г.В. Осипов. Н.Дж. Смелзер и
др.).
Особенности социализации в зависимости от региональных условий,
традиций, обычаев, опыта народной педагогики обосновываются в работах
ГБОУ школа-интернат № 1 им. К.К.Грота
И.А. Арабова,
Х.Х-М. Батчаевой,
Х.Х. Боташевой,
Г.Н. Волкова,
Р.Н. Волковой,
Н.Ф. Голованова,
Т.И. Добровольской,
Г.Ю. Нагорной,
В.Ш. Нахушева, К.Б. Семенова, В.К. Шаповалова, Е.Н. Шиянова и др.).
Исследованиям антропологического, личностно-деятельностного, системно-
структурного,
компетентностного,
культурологического
подходов
посвящены труды В.Г. Афанасьева, С.Ф. Анисимова, Т.К. Ахаян, А.КБасова,
Д.А. Белухина,
Е.В. Бондаревской,
А.М. Богамолова,
Т.Ф. Борисовой,
Э.Ф. Зеер,
Ю.А. Конаржевского,
В.А. Караковского,
Ю.С. Мануйлова,
В.В. Серикова и др.
Теоретическую основу исследования составляют труды, посвященные:
теории социализации личности (Б.З. Вульфов, Р.Г. Гурова, Л.Н. Коган,
В.В. Москаленко, А.В. Мудрик, Т. Парсонс и др.);
– теории о влиянии социальной среды на становление и развитие личности
(В.Г. Бочарова, Л.П. Буева, М.А. Галагузова, В.Д. Семенов и др.),
– теории воспитания личности в коллективе (Т.К. Ахаян, И.П. Иванов,
М.Г. Казакина, Т.Е. Конникова А.С. Макаренко, Л.И. Новикова и др.);
– теории деятельностного развития личности (К.А. Абульханова-Славская,
В.В. Давыдов,
А.Н. Леонтьев,
А.В. Петровский,
С.Л. Рубинштейн,
Д.И. Эльконин и др.);
– теоретическим основам формирования ценностных ориентации личности
(А.Г. Здравомыслов, Е.И. Казакова, В.А. Караковский, А.В. Кирьякова и др.);
– теоретическим
аспектам
личностного
становления
(В.И. Андреев,
Е.В. Бондаревская, А.Н. Ксенофонтова, В.А. Сластенин, Н.Е. Щуркова и др.).
ГБОУ школа-интернат № 1 им. К.К.Грота
1.2 Понятие, сущность, стадии, сферы социализации
В качестве источников социализации выступают: передача культуры через
семейный и другие социальные институты, и прежде всего, через систему
образования; взаимное влияние людей в процессе общения и совместной
деятельности; первичный опыт, связанный с периодом раннего детства,
сформированием основных психических функций и элементарных форм
общественного
поведения;
процессы
саморегуляции,
соотносимые
с
постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на
внутренний самоконтроль[6].
Сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее
процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Их
единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей
жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.
Социализация по своему содержанию есть процесс становления личности.
Выделяют три сферы, в которых этот процесс, прежде всего, осуществляется:
деятельность, общение, самосознание. Общей характеристикой всех этих
сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида
с внешним миром. Взятые в целом выделенные сферы создают для индивида
расширяющуюся действительность, в которой он действует, познает и
общается, тем самым осваивая не только микросреду, но и всю систему
социальных отношений.
С точки зрения взаимодействия ребенка с социальным окружением в
процессе социализации можно выделить ряд аспектов, раскрывающих
основные сферы социализации:
ГБОУ школа-интернат № 1 им. К.К.Грота
социальное познание (о самом себе, взаимоотношениях с другими людьми,
социальных и культурных ценностях, построении общества, в котором
живешь);
овладение навыками практической деятельности (как предметный, так и
социальный мир);
усвоение определенных норм, ценностей, установок, ролей, что обеспечивает
соответствие поведения требованиям конкретного социального окружения
выработка собственной системы ценностей.
Наиболее интенсивно социализация протекает в детстве и юности. Для
каждого этапа возрастного развития можно выделить задачи социализации,
отражающие процесс расширения социальной действительности ребенка, в
которой он действует, познает и общается. Эти задачи условно можно
разделить на : естественно-культурные, социально-культурные, социально-
психологические[2].
Естественно-культурные
задачи
определяют
достижение
на
каждом
возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального
развития, имеющих определенные различия в зависимости от регионально-
культурных условий (темпы полового созревания, эталоны мужественности и
женственности и т.д.).
Социально – культурные задачи – познавательные, морально нравственные,
ценностно-смысловые
специфичны
для
каждого
возрастного
этапа
в
конкретный период его истории. Эти задачи объективно определяются
обществом в целом, а так же этнорегиональными особенностями и
ближайшим окружением человека. Социально – культурные задачи имеют
как бы два слоя. С одной стороны, это задачи, предъявлены человеком в
вербализованной форме институтами общества и государства. А с другой
стороны – задачи, воспринимаемые им из социальной практики, нравов,
ГБОУ школа-интернат № 1 им. К.К.Грота
обычаев,
психологических
стереотипов
непосредственного
окружения.
Причем эти два слоя не совпадают между собой и в большей или меньшей
степени противоречат друг другу. Кроме того, тот и другой слой могут не
осознаваться человеком или осознаваться частично, а нередко в той или иной
мере искаженно.
Социально – психологические задачи - становление самосознания личности,
ее самоопределения в актуальной жизни и на перспективу, самореализация и
самоутверждение,
которое
на
каждом
возрастном
этапе
имеют
специфические содержание и способы их решения.
Самосознание личности можно рассматривать как достижение его в каждом
возрасте определенной мере самопознания, наличие относительно целостно
«Я концепции» и определенном уровне самоуважения и меры самопринятия.
Самоопределение
личности
предлагает
нахождения
его
определенной
позиции в различных сферах актуальной жизнедеятельности и выработку
планов на различные отрезки будущей жизни.
Самореализация предлагает реализоваться человеку активности в значимых
для него сферах жизнедеятельности или взаимоотношений.
Самоутверждение
–
достижение
субъективной
удовлетворенности
результатам или процессом самореализации.
Различные задачи имеют разную меру настоятельности в зависимости от
половозрастной и социокультурной принадлежности человека.
Существует
два
подхода
к
пониманию
сущности
социализации,
различающими представлениями о человеке и его роли в процессе
собственного развития. Так одни исследователи указывают, что содержание
процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том,
ГБОУ школа-интернат № 1 им. К.К.Грота
чтобы его члены успешно овладевали общественными ролями, могли
участвовать в производственной деятельности, создавали прочную семью,
были законопослушными гражданами ит. д. Это характеризует человека как
объект социализации.
Другой подход связан с тем, что человек становится полноценным членом
общества, выступая не только объектом, но и субъектом социализации. Как
субъект он усваивает социальные нормы, культурные ценности общества в
единстве с проявлением своей активности, саморазвитии, самореализации в
обществе, то есть не только адаптируется к обществу, а активно участвует в
процессе социализации,
влияет на самого себя и свои жизненные
обстоятельства.
Именно
второй
подход
наиболее
соответствует
современному гуманистическому мировоззрению. Социализируясь, человек
не только обобщается опытом, но реализует себя как личность, влияя на
жизненные обстоятельства и на окружающих людей.
Человек не играет пассивной роли в своем социальном становлении. Он
имеет определенные задатки, у него формируется индивидуальность, он
активен в освоении своего социального опыта. Поэтому можно говорить о
том, что все люди, усваивая вроде бы одновременно общий для всех
социальный опыт, делают это каждый по-своему.
Процесс социализации существенным образом зависит от тех норм,
принятых в обществе, которые регулируют требования предъявляемые
обществом
человеку,
и
обеспечивают
его
адекватное
включение
в
социальную деятельность.
Те группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и
которые выступают своеобразными «трансляторами» социального опыта,
получали название институтов социализации [3].
ГБОУ школа-интернат № 1 им. К.К.Грота
Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия и
общения, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и
ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный)
оказывает воздействие на формирование у ребёнка «Я – образа». Большое
значение имеет и состав семьи, и степень её сплочённости и способы
разрешения конфликтов. По-видимому, именно в семье сознательно или
бессознательно формируется представление о правах ребёнка.
Роль семьи как института социализации зависит от типа общества, от его
традиций и культурных норм даже от места проживания.
Несмотря на то, что современная семья не может претендовать на ту роль,
которую она играла в традиционных обществах, ее роль в процессе
социализации всё же остаётся весьма значимой.
В ситуациях острых социальных кризисов семья оказывается для ребёнка
ячейкой, где гарантируется его безопасность. Во втором периоде ранней
стадии
социализации
основным
институтом
является
школа. Школа
обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть
важнейший
элемент
социализации,
но,
кроме
того,
школа
обязана
подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле.
По сравнению с семьёй школа в большей мере зависит от общества и
государства,
хотя
эта
зависимость
и
различна
в
тоталитарных
и
демократических обществах.
Тем не менее, школа так или иначе, задаёт первичные представления
человека как гражданина и, следовательно, способствует его вхождению в
гражданскую жизнь.
Школа расширяет возможности ребёнка в плане его общения: здесь кроме
общения с взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения
ГБОУ школа-интернат № 1 им. К.К.Грота
со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт
социализации.
Для социальной психологии особенно важен акцент в исследованиях на
проблемы старших возрастов, на тот период жизни школьника, который
связан с юностью.
С точки зрения социализации это чрезвычайно важный период в становлении
личности, период «ролевого моратория»,
поэтому, что он связан с
постоянным осуществлением выбора: профессии партнёра по браку, системы
ценностей. Юность с этой точки зрения – хорошая естественная лаборатория
для социального психолога: это период наиболее интенсивного принятия
жизненно важных решений [17].
В зависимости от того, включается ли во вторую стадию социализации
период высшего образования, должен решаться вопрос и о таком социальном
институте, как вуз.
Для
личности
небезразлично,
в
условиях
какой
большой
группы
осуществляется
процесс
социализации.
Сам
институт
социализации,
осуществляя своё воздействие на личность, как бы сталкивается с системой
воздействия, которая задаётся большой социальной группой в частности
через традиции, обычаи, привычки, образ жизни. От того, какой будет та
равнодействующая, которая сложится из систем таких воздействий, зависит
конкретный результат социализации.
1.3 Механизмы социализации
Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и
агентами происходит с помощью ряда так называемых механизмов.
Существуют различные подходы к рассмотрению механизмов социализации.
ГБОУ школа-интернат № 1 им. К.К.Грота
Обобщая имеющиеся данные, можно выделить несколько универсальных
психологических и социально – педагогических механизмов социализации.
К психологическим механизмам социализации можно отнести следующие.
Имприптинг (запечатление – впечатывание) – фиксирование человеком на
рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на
него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно
в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах
возможно
запечатлеть
каких-либо
образов,
ощущений
и
т.п.
Так,
травматический опыт, полученный в раннем или дошкольном детстве (до 6
лет) – унижение, жестокое обращение и пр., оставляя свой отпечаток в
эмоциональной сфере личности, может сказаться в «отсроченном эффекте»,
породив жестокое или агрессивное поведение, эмоциональную холодность и
т.п. Другой пример – запечатленный в подростковом или юношеском
возрасте (а иногда и раньше) образ «прекрасной дамы» может помешать
нормальным отношениям с женщинами и отрицательно сказаться в
супружестве, ибо определяет завышенный уровень требований к партнерше.
Экзистенциальный нажим (от лат. ex(s) istentia – существование) – влияние
условий бытия человека, определяющее овладение им родным языком (в
раннем детстве) и неродными языками на других возрастных этапах (в
ситуации изменения языковой среды), а также неосознаваемое усвоение норм
социального поведения, непреложных в его социуме и необходимых для
выживания в нем. Подражание – произвольное и непроизвольное следование
каким-либо
примерам
и
образцам
поведения,
с
которыми
человек
сталкивается во взаимодействии с окружающими его людьми (в первую
очередь со значимыми лицами), а также предлагаемыми средствами
массовой коммуникации.
Идентификация (отождествление)
–
эмоционально-когнитивный
процесс
усвоения человеком норм, установок, ценностей, моделей поведения как
ГБОУ школа-интернат № 1 им. К.К.Грота
своих
собственных
во
взаимодействии
со
значимыми
лицами
и
референтными группами.
Рефлексия – внутренний
диалог,
в
котором
человек
рассматривает,
оценивает, принимает или отвергает те или иные нормы, ценности,
поведенческие сценарии, свойственные семье, значимым лицам, обществу
сверстников,
различным
социально-профессиональным
и
этноконфессиональным слоям и т.д. Рефлексия может представлять собой
внутренний диалог: между различными «Я» человека, с реальными или
вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии, человек может
формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той
реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя
самого [1].
Социально-педагогический механизм раскрывает значение педагогического
влияния
на
процессы
социализации
в
конкретных
условиях
среды
(социокультурных, природных, экологических, социальных – бытовых,
этнокультурных) и выполняет роль посредника между инвалидом и его
ближайшим
окружением,
отдельными
отраслями
научного
знания:
социологией образования и культуры, педагогической психологией и
диагностики,
педагогической
этнологией,
дидактикой,
педагогической
этикой.
Из вышесказанного следует, что социализация человека осуществляется в
процессе его взаимодействия с многообразными и многочисленными
факторами, группами, организациями, агентами, с помощью различных
механизмов, которые не только дополняют друг друга, но в той или иной
мере рассогласованы и противоречат друг другу. Все это объективно
обусловливает
определенную
степень
автономии
человека,
которая
необходима для формирования личности, способной принимать решения,
противостоять внешнему давлению и т.п.
ГБОУ школа-интернат № 1 им. К.К.Грота
1.4 Социализированный человек как результат процесса социализации
Рассматривая
особенности
социализации
детей
сирот,
необходимо
разобраться, прежде всего, в наиболее общих подходах к этому явлению.
Под социализацией понимают процесс становления человека в системе
социальных отношений как компонента этой системы, то есть человек
становится частью социальной общности, какой-либо группы людей,
организации. При этом происходит усвоение им элементов культуры,
социальных норм и ценностей, на основе которых формируется качества
личности.
Для человека социальные отношения являются той средой, в которой он
реализует свои потребности, где он приобретает главные черты, отличающие
его от других обитателей Земли.
Рождается человек как биологическое существо. Он имеет все задатки для
того, чтобы стать существом социальным, но это возможно, если он будет в
социальной среде, в полноценном обществе людей. История Маугли – это
сказка. Человек выросший среди зверей, как показывают многочисленные
случаи не может стать человеком в полном смысле этого слова [7].
В процессе социализации формируется личность, которая определяется тем,
какое место занимает человек в системе социальных отношений: дружеских,
любовных, семейных, производственных, политических и т.д. Личность –
сложная система социально значимых фактов, проявлением способностей в
социальном мире. Известно, что социализация человека осуществляется
широким набором средств, специфических для того или иного общества, того
или иного возраста социализируемого.
Для человека социальные отношения являются той средой, в которой он
реализует свои потребности. Рождается человек как биологическое существо.
ГБОУ школа-интернат № 1 им. К.К.Грота
Он имеет все задатки для того, чтобы стать существом социальным, что
возможно, если он находится в полноценном обществе.
В процессе социализации формируются личность, которая определяется тем,
какое место занимает человек в системе социальных отношений.
Родившись, ребенок сразу попадает в мир социальных отношений – мир
отношений между людьми, в котором каждый играет не одну, а множество
ролей. Это роль жителя страны, человека культурного, нравственного,
здорового.
Осваивая
эти
роли,
человек
социализируется,
становится
личностью.
Подготовка человека к реализации той или иной социальной роли может
быть осуществлена только после представления человека об этой роли -
«образ» роли. Такие представления формируются на основе реальных
жизненных наблюдений, в процессе общения, а также восприятия.
Для
ребенка,
который
воспитывается
вне
семьи,
микрофакторы
социализации имеют другую иерархию. Наиболее значимыми агентами
социализации для него выступают коллектив сверстников, воспитатели
детского
дома
и
т.п.
При
этом
должно
происходить
социальное
самоопределение – выбор детьми своей роли и позиции в общей системе
социальных отношений, предполагая их включенность в эти отношения.
Очень важен процесс формирования представления ребенка о той или иной
социальной роли. Такие представления у детей – сирот часто бывают
искажены.
Отсутствие
нормальных
для
обычного
ребенка
контактов
приводит к тому, что
образ роли создается на основе противоречивой
информации, получаемой ребенком из разных источников.
1.5 Детский дом как институт социализации
ГБОУ школа-интернат № 1 им. К.К.Грота
Детский дом - государственное интернатное воспитательное учреждение, в
котором обеспечивается содержание, обучение и воспитание детей в возрасте
от трех до восемнадцати лет, лишившихся попечения родителей, а так же
детей одиноких матерей, испытывающих затруднения в их содержании и
воспитании.
Основная задача детского дома – осуществлять социально – педагогическую
деятельность, направленную на социальную защиту, социализацию ребенка,
способствующую решать индивидуальную проблему конкретного ребенка.
Цель социально – педагогической деятельности детского дома – социальная
защита воспитанников, оказание помощи и поддержки в процессе их
социализации.
Исходя из цели, педагогический коллектив ставит задачи: познавательные,
морально-нравственные, ценностно-смысловые, специфичны для каждого
возрастного этапа в конкретном социуме. От человека в соответствии с его
возрастом ждут приобщения к определенному уровню общественной
культуры,
владения
некоторой
суммой
знаний,
умений,
навыков,
определенного уровня сформированности мировоззрения, направленности
личности. На каждом возрастном этапе перед человеком стоят задачи,
связанные
с
его
участием
в
семейной
жизни
и
производственно-
экономической деятельности. Задачами воспитательной работы с детьми в
процессе социализации в дошкольном возрасте являются воспитание чувства
безопасности и доверия к миру, развитие отношений с окружающим миром
через игру, предметную деятельность. В первые семь лет жизни ребенок
должен овладеть социальными способами обращения с предметным миром;
последовательно освоить основные формы общения с взрослыми, приобрести
навыки взаимодействия со сверстниками, усвоить нормы человеческих
взаимоотношений; осознавать свое «Я» среди других людей [10].
ГБОУ школа-интернат № 1 им. К.К.Грота
Анализ
опыта
воспитательной
работы
интерната
и
проведенные
исследования дают возможность построить модель системы воспитания
детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома или
школы-интерната. Такую модель можно представить в виде перечня
педагогических
задач,
решаемых
на
разных
этапах
образования.
В
дошкольном возрасте, как и в младшем школьном возрасте, для этой
категории
детей
важным
является
решение
основных
психолого-
педагогических задач:
1.
Формирование
у
ребенка
субъективного
чувства
защищенности,
безопасности, удовлетворенности собой, что обеспечивает стабильную,
уверенную
привязанность
к
взрослому.
На
основе
личного
опыта
безусловной любви у ребенка формируется чувство собственной значимости.
Оно является основой для чувства собственного достоинства, необходимым
условием для восприятия ребенком педагогических воздействий, для
формирования его собственной активности.
Субъективное ощущение защищенности – необходимое условие развития
собственной активности ребенка. Именно от носителей педагогической
защиты ребенок ожидает наиболее высоких, а главное, наиболее стабильных
оценок как в нейтральной ситуации, так и в ситуации реальной вины.
Индивидуальный эмоциональный контакт с взрослым является стимулом
психического развития и организующим, стабилизирующим началом в жизни
ребенка.
2.
Эмоциональное
развитие
ребенка
(развитие
эмоциональной
восприимчивости, потребности в сочувствии и сопереживании, умение
выражать другому человеку свою симпатию, расположение и т.д.).
Последствиями не решения этой задачи является неспособность дружить,
агрессивное, потребительское отношение к сверстникам и взрослым (в том
ГБОУ школа-интернат № 1 им. К.К.Грота
числе к воспитателю и к родственникам), чувство внутреннего одиночества,
повышенная
тревожность
и
неосознанная
внутренняя
напряженность,
драчливость, эмоциональная неустойчивость, истощаемость [18].
В будущем у ребенка не формируется потребность в привязанности, не
складываются дружеские и семейные связи, возникает отчуждение и
потребительское отношение к людям, что является предрасположением к
воровству.
1. Коррекция негативных эмоциональных тенденций, – работа со страхами,
депрессивностью,
тревожностью,
эмоциональной
напряженностью,
склонностью к применению силы и т.п.
2.
Развитие сенсорной сферы, моторики, речи. Коррекция развития
сенсорной и двигательной сфер как основы развития учебной активности
ребенка, его уверенности в собственных силах и успешности.
3.
Развитие
адекватных
потребностей
и
интересов,
формирование
представлений ребенка о мире, о природе, о людях, об обществе, о нормах
поведения.
Смысл
педагогической
деятельности:
компенсация
ограниченности личного опыта и понятийной сферы ребенка путем развития
интересов и расширения представлений о мире способствует созреванию
познавательной активности ребенка, его потребности в обучении как способе
углубления и систематизации личного опыта.
4. Развитие поисковой и творческой активности ребенка, формирование у
ребенка субъективного чувства успешности. Воспитательное пространство
детского дома детей выдвигает в качестве важнейших задач обогащение
сферы осваиваемых индивидом социальных ролей, оказание помощи
воспитаннику
в
овладении
базовыми
социальными
способностями
и
умениями, что способствует эффективной социализации подростка.
ГБОУ школа-интернат № 1 им. К.К.Грота
В науке к настоящему времени накоплен достаточный объем знаний,
сложились теоретические предпосылки, создающие условия для поиска
путей решения исследуемой проблемы, но необходима разработка теорий,
подходов, технологий, обеспечивающих социализацию подростка в условиях
воспитательного пространства учреждения дополнительного образования
детей [8].
Очень важен процесс формирования представлений ребенка о той или иной
социальной роли. Такие представления у детей – сирот часто бывают
искажены. В зависимости от их индивидуальных особенностей они создают
свой образ реализации той или иной роли. Отсутствие нормальных для
ребенка контактов (семья, друзья по улице, соседи и т.п.) приводит к тому,
что
образ
роли
создается
на
основе
противоречивой
информации,
получаемой ребенком из разных источников. Чаще всего источником
информации для ребенка о социальных ролях являются средства массовой
информации и мнение сверстников. В связи с этим часто возникает
иллюзионный «образ» социальной роли. Это касается не только ролей члена
семьи, но и других ролей и те, кто с ними взаимодействует. Формируется
ложное представление о своей социальной роли как сироты. Эта роль должна
реализовываться человеком в течение всей его жизни.
1.6 Особенности социализации детей-сирот
Дети попадают в учреждения из различных ситуаций. Есть те, которые
никогда не видели своих родителей. В том случае влияние на них оказываю
только окружающие люди: воспитатели, дети и т.д. У детей, которые
воспитывались в семье, но их родители умерли, сохраняются добрые
отношения к семье и опосредовано пример членов семьи, в которой они
были, оказывает на них существенное влияние. Есть третья группа детей,
родителей, которые живы. Это социальные сироты, до которых до сих пор
оказывает влияние семья, хотя они и не живут в ней. Дети понимают всю
ГБОУ школа-интернат № 1 им. К.К.Грота
сложность жизни такой семьи, в которой обстановка, условия не допустимы
для воспитания ребенка. Но в тоже время ощущение наличия родителей,
стремление к ним в какой-то степени создают особые условия, при которых
они ищут оправдание поведению своих родителей, ищут то, что дает им
возможность сформировать искаженное впечатление об окружающих людях.
Они стремятся побывать в семье, хотя вся сложность и противоречивость,
этой ситуации заключается в том, что, с одной стороны, пребывание в семье
является для них тяжелым, а с другой стороны, они как бы ощущают, что у
них есть все-таки родители, те люди, которые хотя бы словами выражают
свое отношение к своим детям [12].
Семья оказывает то влияние на ребенка, которое не заменит никакой детский
дом, никакие педагоги, никакие специальные или искусственно создаваемые
условия.
Особую трудность представляет работа, которая в какой-то степени
обеспечивает усвоение социальной роли семьянина, при этом важно, чтобы
не создавалось искаженное представление о семье. Отношение заботы,
сотрудничества, поддержки взаимной ответственности должны становиться
основными и обеспечивать формирование социальных условий ребенка в
этом учреждении.
Причины
возникновения
трудностей
вхождения
ребенка
в
систему
социальных отношений могут быть совершенно различные. Прежде всего,
они связаны с неадекватным восприятием детьми-сиротами тех требований,
которые предъявляет окружающий социум.
В связи с ограничением социальных контактов детей-сирот процесс их
социализации затруднен. Существенным образом он зависит от тех норм,
принятых в социальном окружении ребенка, которые регулируют требования
к нему и обеспечивают формирование его личности. Воспитанник детского
ГБОУ школа-интернат № 1 им. К.К.Грота
дома, прежде всего, воспринимает складывающиеся отношения между
детьми и взрослыми в этом типе воспитательного учреждения как эталонные
нормы отношений, при этом в качестве такой нормы выступает особое
положение детей-сирот в обществе, что в какой-то степени деформирует
восприятие этими детьми других социальных норм и создает трудности для
адекватного социального развития [19].
Особое
значение
для
социального
развития
ребенка
имеет
процесс
формирования его ценностных ориентаций, которые отражают внутреннюю
основу
отношений
человека
к
различным
ценностям
материального,
морального и духовного порядка. Ценностные ориентации обнаруживаются в
идеалах,
убеждениях,
интересах
и
других
проявлениях
личности.
Ценностные ориентации у детей-сирот существенным образом отличаются от
ценностных ориентации детей, обучающихся в обычной школе.
Исследование российских психологов свидетельствуют о том, что главной
ценностью они считают силу, которая способна его защитить.
Выделяют три сферы, в которых происходит процесс становления личности:
деятельность, общение, самосознание. В деятельности личность имеет дело с
освоением все новых и новых ее видов, что предполагает ориентировку в
системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее
различными видами. Речь идет о лично значимой доминанте, т.е. об
определении главного, сосредоточении внимания на нем.
В деятельности происходит освоение новых социальных ролей и осмысление
их значимости.
Включение детей-сирот в социальную деятельность является процесс, в ходе
которого происходит следующее:
– выработка критериев, обслуживающих выбор деятельности;
ГБОУ школа-интернат № 1 им. К.К.Грота
– формирование своего отношения к деятельности и участие в ней;
– приобретения опыта деятельности.
Наибольшую трудность для детей-сирот имеет решение первой задачи, так
как у них ограничены возможности, как выбора деятельности, так и способов
ее осуществления.
Социальное
самоопределение
ребенка
зависит
от
реализации
двух
важнейших условий. Первым из них является обеспечение включенности
детей-сирот в реальные социальные отношения, т.е. возникновение у них
личностного состояния по отношению к деятельности, несущее в себе
объективный и субъективный компоненты.
Объективным компонентом является собственно деятельность личности,
субъективным – отношение личности к данной деятельности.
Вторым условием является самореализация детей в процессе социального
взаимодействия. Это условие предполагает предоставление возможности
ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими.
Важнейшей стороной, обеспечивающей социализацию ребенка, является
также общение. Для воспитанника учреждения круг общения и его
содержание значительно уже, беднее, чем у воспитанников обычной семьи
[9].
Третья сфера социализации – самопознание личности, которые предполагает
становление в человеке «образа его Я», возникающего у него не сразу. Этот
образ складывается на протяжении всей жизни человека под воздействием
многочисленных социальных влияний.
Наиболее распространенная схема самопознания своего «Я» включает три
компонента: познавательный (знания себя); эмоциональный (оценка себя);
ГБОУ школа-интернат № 1 им. К.К.Грота
поведенческий (отношение к себе). Процесс социализации предполагает
единство изменений всех трех обозначенных сфер.
Самым сложным для ребенка, оставшегося без семьи, является оценка самого
себя. Семья представляет своего рода зеркало, в котором человек видит свое
отражение. Отсутствие семьи приводит к искаженному представлению
ребенка о себе. Дети-сироты завышают или занижают свои возможности в
решении социальных проблем.
Сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее
процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Их
единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей
жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.
Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и
агентами происходит с помощью ряда так называемых механизмов.
В процессе социализации формируются личность, которая определяется тем,
какое место занимает человек в системе социальных отношений.
ГБОУ школа-интернат № 1 им. К.К.Грота
2. Процесс социализации в воспитательном пространстве детского дома
2.1 Характеристика условий детского дома
Детский дом является структурным подразделением государственного
бюджетного общеобразовательного учреждения школы-интерната №1
имени К.К.Грота для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей. Создан в целях обеспечения охраны и укрепления здоровья,
охраны прав и интересов воспитанников, для обеспечения социальной
защиты, медикопсихолого-педагогической реабилитации и социальной
адаптации воспитанников.
У большинства воспитанников имеются глубокие нарушения по зрению, а
также по психическому и умственному развитию.
Условия содержания воспитанников приближены к домашним: все
помещения уютно оформлены, мебель соответствует своему назначению и
возрасту воспитанников.
Воспитанники проживают в комнатах по 2-4 человека. Имеется игровая,
учебная комната, компьютерный класс с современными ПК и интернетом,
необходимое количество художественной, справочной и дополнительной
литературы, зал для просмотра фильмов, кухня, комнаты гигиены. В
игровых у детей много игрушек, книг, развивающих настольных игр.
Группы
оснащены
аудио-
и
видеоаппаратурой
(ЖК-телевизор,
музыкальный центр, видеомагнитофон, DVD-плеер, магнитофон).
Для
обеспечения
безопасности
воспитанников
в
детском
доме
установлены камеры видеонаблюдения, имеется кнопка экстренного
вызова для связи с вневедомственной охраной, пожарная сигнализация с
выходом на пожарную часть. Ребята в детском доме живут организованно,
по семейному научно-обоснованному принципу сочетания обучения,
труда и отдыха. Организовано пятиразовое питание детей. Прием пищи
ГБОУ школа-интернат № 1 им. К.К.Грота
производится в школьной столовой. Для организации дополнительного
питания
в
учреждении
имеется
собственная
кухня,
оснащенная
современной
бытовой
техникой:
холодильником,
посудомоечной
машиной, микроволновой печью, электрической плитой и духовым
шкафом. Учреждение работает круглосуточно.
Режим работы сотрудников детского дома устанавливается в соответствии
с правилами внутреннего трудового распорядка и в соответствии с
режимом дня. Режим дня составляется и соблюдается на основе
требований СанПиН.
В детском доме находится 15 воспитанников в возрасте от 8-18 лет и
работает три группы: младшая, средняя и старшая. При формировании
групп учитывались возрастные характеристики и уровень развития детей.
2.2 Структура Детского дома.
В течение 2018-2019 гг. в детском доме находилось 15 воспитанников в
возрасте от 8-18 лет, которые были объединены в группы с учетом
возрастных характеристик и уровня развития детей.
В детском доме функционирует три группы:
Младшая группа 8-11 лет
Средняя группа 11-15 лет
Старшая группа 13-18 лет
Группы
Девочки
Мальчики
Младшая группа 8-11 лет
2
3
Средняя группа 11-15 лет
1
3+1 устроен в семью
Старшая группа 15-18 лет
2
4
Итого
5
10
ГБОУ школа-интернат № 1 им. К.К.Грота
- Десять воспитанников дети-сироты.
- Пять воспитанников находились в детском доме в связи со сложными
семейными обстоятельствами.
- Один воспитанник в марте 2019 году был устроен в семью.
У большинства воспитанников имеется инвалидность по зрению и
психическому
развитию.
Большинство
из
них
имеют
различные
проблемы в развитии, в физическом и психическом здоровье, проблемы
при
усвоении
знаний.
Именно
поэтому
учреждение
имеет
нетрадиционную
структуру,
многофункциональную
направленность
деятельности.
Жизнеустройство воспитанников в Детском доме организованно по
семейному
принципу,
где
главными
критериями
становятся
взаимопонимание, сострадание, взаимопомощь и уважение друг друга.
Каждый из воспитанников имеет свой круг обязанностей, с которыми они
успешно справлялись. В коллективе старшей группы детского дома
сформирован
актив.
Он
решает
конкретные
вопросы,
занимается
организацией деятельности коллектива при решении общих целей и
задач, распределяет обязанности между воспитанниками. Актив играет
большую
роль
в
организации
жизнедеятельности
детского
дома,
сплоченности и дисциплины воспитанников, а также в формировании
психологического микроклимата в группе.
2.3 Анализ учебной деятельности.
В детском доме 14 воспитанников, которые учатся по разным видам
программ:
- 4 воспитанников по общеобразовательной программе.
- 5 воспитанников обучаются по программе VIII вида,
ГБОУ школа-интернат № 1 им. К.К.Грота
- 5 на надомном обучении
Всем воспитанникам требуется индивидуальный дифференцированный
подход в процессе обучения. Для большинства детей характерен низкий
уровень знаний, плохо развитая мелкая моторика рук, наблюдается
неусидчивость, раздражительность, слабая концентрация внимания. Не
всем воспитанникам давалось полное усваивание программы обучения,
возникали сложности в учебе. Педагогический коллектив детского дома
работает над задачей - овладение каждым воспитанником программными
знаниями,
умениями,
навыками;
повышение
качества
знаний
воспитанников. Коллектив педагогов детского дома работает в тесном
сотрудничестве с учителями школы, где обучаются воспитанники.
Воспитатели
ежедневно
посещают
школу,
беседуют
с
учителями,
занимаются индивидуально с каждым воспитанником при выполнении
ими домашних заданий. Особое внимание в организации учебной
деятельности в детском доме уделяется организации и проведению
самоподготовки.
Самоподготовка
является
режимным
моментом
в
условиях детского дома. В этой работе сочетаются образовательные и
воспитательные цели и задачи. В ней содержится воспитательный
потенциал – развитие у воспитанников навыков самостоятельного
учебного труда, умения самим добывать знания, работать с книгой и
другой справочной литературой. Выполнение домашнего задания является
продолжением процесса обучения. Особенностью учебной деятельности
воспитанников детского дома является индивидуализация процесса
обучения. Для повышения самостоятельности и ответственности у
воспитанников
педагогами
проводятся
коррекционные
занятия,
дискуссии, беседы по актуальным темам, а также анкетирование: «Мои
сильные и слабые стороны», «Вербальные и невербальные формы
поведения», «Кто Я: планы и успехи?», и др.
ГБОУ школа-интернат № 1 им. К.К.Грота
2.4. Воспитательная работа.
Работа воспитателей детского дома направлена на создание условий
проживания
детей,
приближенных
к
домашним,
благоприятного
психологического климата и стабильного коллектива работников. Это
позволяет эффективно формировать среду для продуктивного общения
взрослых и детей, с целью овладения детьми основными моделями
коммуникативного поведения, сохранения здоровья воспитанников и их
быстрой адаптации к изменившимся условиям проживания. Ориентируясь
на
особенные
возможности
здоровья
воспитанников,
в
основе
воспитательной работы ведущим приемом является индивидуальный
подход. Индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию
педагогического
взаимодействия
с
учетом
особенностей
и
уровня
воспитанности ребенка, а также условий его жизнедеятельности. Все
воспитатели четко ориентируются в потребностях и возможностях своих
воспитанников. Поддерживается тесная связь с медицинским персоналом
детского
дома,
педагогами,
психологами
,
администрацией.
Воспитательная
работа
в
группах
строится
на
основе
общих
и
специальных задач, которые соответствуют основным направлениям
воспитательного и коррекционного процесса, находится в тесной связи с
коррекционно-образовательным
процессом.
Основная
цель
воспитательной работы: подготовить к жизни человека, физически и
нравственно способного и желающего жить в современном мире,
посильно участвовать в труде и общественной жизни. Воспитательная
работа в группах строится на основе программы «Воспитания и
социализации обучающихся, воспитанников», общих и специальных
задач, которые соответствуют основным направлениям воспитательного и
коррекционного процесса. Основным направлением педагогического
воздействия
является
формирование
у
воспитанников
системы
самосознания,
которая
определит
социальное
поведение
учащихся.
ГБОУ школа-интернат № 1 им. К.К.Грота
Достижение
цели
осуществляется
по
разным
направлениям
воспитательной
работы.
Особенности
организации
воспитательного
процесса обусловлены возрастом воспитанников, на который необходимо
ориентироваться, так как меняются интересы и лидирующие виды
деятельности,
которые
и
формируют
личность.
Поэтому
любую
общешкольную задачу необходимо адаптировать к уровню развития и
воспитанности детей. В основе работы с детьми заложен индивидуальный
подход. Все воспитатели ориентируются в потребностях и возможностях
своих воспитанников. Весь воспитательный процесс учитывает знание
особенностей
структуры
дефекта,
индивидуально-личностных
особенностей каждого воспитанника.
2.5 Программа по содействию успешной социальной адаптации
выпускников Детского дома
Цель: содействие успешной социальной адаптации выпускников
детского дома.
Задачи:
1.
Оказывать социальную и психологическую помощь выпускникам
детского дома на начальном этапе их самостоятельной жизни.
2.
Защищать права и интересы выпускников
3.
Оказывать помощь в получении образования,
специальности,
последующем трудоустройстве.
4.
Содействовать
повышению
уровня
социально-правовой
грамотности выпускников.
Для
осуществления
данной
Программы
школа-интернат
№
1
располагает
необходимой
научно-методической
и
материально-
технической
базой,
кадровым
и
финансово-экономическим
обеспечением.
ГБОУ школа-интернат № 1 им. К.К.Грота
Основные идеи и принципы Программы
Для того чтобы выпускник детского дома успешно адаптировался и
социализировался в обществе, Программа предусматривает его медико-
психолого-педагогическое
сопровождение,
позволяющее
наиболее
эффективно применять психологические, теоретические, практические
знания, умения и навыки, полученные воспитанником во время
проживания в детском доме. Такое сопровождение служит переходной
формой из мира детского дома во внешний мир, помогает найти в нем
свое место и обрести самостоятельность в различных сферах жизни,
создает среду общения, положительные ценностные представления,
обеспечивает успешность и запас положительного опыта, помогает
преодолеть тягу к негативному образу жизни.
Главная идея Программы состоит в том, что преодоление трудностей и
проблем, стоящих перед выпускником в плане его социализации,
профессионально-трудовой реабилитации и всестороннего развития
личности,
осуществляется
при
постоянной
разумной
поддержке
педагогов детского дома, но с опорой на самостоятельность и
стремление
выпускника
справиться
с
жизненными
проблемами
собственными силами.
Программа построена на следующих принципах:
- индивидуального подхода к судьбе каждого ребенка;
- комплексного решения проблем выпускника;
-
переориентации
иждивенческой
психологии
на
стремление
справиться с жизненными проблемами собственными силами;
- гарантии непрерывного и всестороннего сопровождения выпускника;
- адекватной реакции на ситуацию, в которой находится выпускник;
ГБОУ школа-интернат № 1 им. К.К.Грота
- ориентация на работу в современном правовом поле.
1.Психолого-педагогическое направление
Для эффективности реализации данного направления программы и
соблюдения комплексного, многоуровневого подхода, мероприятия по
психологической
помощи
с
социальной
адаптации
выпускников
разделены на пять блоков, которые могут быть реализованы как в
строгой иерархической последовательности, так и как отдельные,
самостоятельные
блоки
по
необходимости,
то
есть
по
индивидуальному
запросу
участников
программы
по
итогам
диагностики.
№ Блоки
Возможные формы реализации
1
Диагностический
Наблюдение, тестирование, анкетирование, беседа
и другие
2.
Личностно-
ориентированный
Индивидуальное
психологическое
консультирование, тренинги личностного роста,
стрессоустойчивости,
телесно-ориентированный,
арт-терапевтический
и
иные
психологические
тренинги, просмотр психологических фильмов и
другие.
3.
Коммуникативный
Тренинги
коммуникативной
компетенции,
дискуссии, семинары, круглые столы и другие.
4.
Семейно-
ценностный
Тренинги по усвоению эталонов мужского и
женского
типов
поведения,
лекции,
индивидуальные
консультации,
просмотр
психологических
фильмов,
семинары,
практикумы, подбор литературы по интересуемым
вопросам и другие.
5
Профессиональной
Тестирование,
индивидуальная
консультация,
ГБОУ школа-интернат № 1 им. К.К.Грота
успешности
профориентационный тренинг, деловые игры и
другие.
2. Социально-правовое направление
В процессе социализации решаются три группы задач: адаптация,
автомизация и активизация личности. Решение этих задач, по сути
противоречивых и в тоже время диалектически единых, существенно
зависит от многих внешних и внутренних факторов. Ведь перед
выпускником детского дома остро встает проблема включения в
социум. Он просто поставлен перед фактом радикальных перемен,
новой социальной среды, к которой вынужден приспосабливаться.
Выпускники
испытывают
трудности
в
профессиональном
самоопределении, в браке, в установлении профессиональных и
дружеских отношений, в решении правовых проблем.
Реализация данного направления Программы помогает решению
широкого спектра жизненных и личностных проблем выпускников
детского дома, оказывает поддержку и помощь в различных жизненных
ситуациях
и
способствует
становлению
самостоятельности
выпускников.
С целью отражения в работе максимально возможного количества
возникающих затруднений у выпускников детского дома данное
направление программы было разделено на три блока.
Блок
Краткое содержание работы
Профессиональная
и
трудовая ориентация
Профориентация.
Получение
образования.
Устройство на работу
Социально-правовая
ориентация
Организация
рациональных
потребностей
человека.
Помощь
в
получении
и
ГБОУ школа-интернат № 1 им. К.К.Грота
обустройстве жилья.
Правовая ориентация
Изучение документов, которые необходимы
выпускнику, предоставляющихся льгот
Профессиональное образование и трудоустройство выпускников
–
одна
из
важных
проблем
при
социализации
выпускников.
Постинтернатная жизнь высвечивает сформированные у большинства
воспитанников стойкие иждивенческие установки. Продолжительная
жизнь на полном государственном обеспечении прививает им мысль о
некоем долге государства и общества перед ними. В такой ситуации
они
не
задумываются
о
самообеспечении
и
трудоустройстве,
предпочитая встать на учет биржи труда и получать пособие по
безработице.
Социально-педагогическая деятельность по защите жилищных
прав воспитанников осуществляется как во время нахождения ребенка
в Детском доме, так и при его выпуске. В рамках данного блока
осуществляется
помощь
выпускникам
в
оформлении
всех
необходимых документов на жилую площадь, в регистрации и
постановки
на
учет
по
месту
жительства.
При
отсутствии
закрепленного
жилья
оказывается
помощь
в
получении
жилой
площади, предусмотренной законом.
Для успешной социализации и адаптации выпускников детского
дома предусмотрено оказание непосредственной помощи в решении
хозяйственно-бытовых вопросов, обустройстве и ремонте жилого
помещения.
Проблема адаптации детей-сирот продолжает стоять все так же
остро, как и десятки лет назад. Это происходит по многим причинам,
одна из которых низкий уровень правовой осведомленности.
ГБОУ школа-интернат № 1 им. К.К.Грота
Правовая
неосведомленность
нередко
делает
выпускников
детских
домов
потенциальными
жертвами
преступлений
или
непосредственными участниками этих преступлений.
Социальная служба детского дома принимает непосредственное
участие в решении проблем выпускников. В рамках данного блока ею
оказывается
непосредственная
социально-правовая
помощь
и
поддержка в трудных жизненных ситуациях с целью обеспечения
элементарных стартовых возможностей в социально-бытовой сфере и
сохранения
того,
что
обеспечивает
сегодня
выпускнику-сироте
Российское законодательство, обучение самостоятельному поиску и
получению информации в области защиты своих прав.
Программа предполагает сопровождение выпускников с момента
их выпуска из детского дома до 23 лет.
Ожидаемые результаты
Разработанная Программа имеет значение для решения ряда
воспитательных и социальных проблем в масштабе образовательного
учреждения и в случае реализации позволит добиться изменений по
улучшению качества жизни и повышению уверенности в своем
будущем у выпускников детского дома, развитие у них навыков
социального взаимодействия и расширения социальных связей. А
также, развитие потребности в интимно-личностных отношениях,
развитие коммуникативных навыков, направленности на семейные
ценности,
умения
выстраивать
семейные
отношения,
дифференцировать роли мужа и жены в собственной семье.
Результатом работы кроме того должно явиться снижение
количества затруднений связанных с профессиональной сферой.
ГБОУ школа-интернат № 1 им. К.К.Грота
В ходе реализации программы выпускник должен научиться
объективно оценивать явления, происходящие в обществе, адекватно
воспринимать возникающие социальные проблемы и решать их в
соответствии
со
своими
правами
и
обязанностями,
нормами
отношений,
сложившимися
в
социуме,
быть
устойчивым
к
неблагоприятным
социальным
воздействиям
и
занять
активную
позицию в решении социальных проблем, быть готовым к социальным
действиям,
саморазвитию,
то
есть
успешно
адаптироваться
в
современном обществе.
Критерии успеха выпускников:
- развитие чувства психологической защищенности и комфорта;
- осознанное принятие и выполнение общественных норм
поведения, общения;
- позитивные изменения в развитии личности (включение в
социально-полезную
деятельность,
стремление
развивать
свои
склонности и способности, самоконтроль поведения, самостоятельное
планирование и занятие личностно-значимыми видами деятельности;
- самостоятельное принятие решения и ответственность за него;
- активность, целеустремленность, работоспособность;
- саморазвитие личности, повышение самооценки и уверенности
в своих силах;
- профессиональное самоопределение;
- умение адекватно реагировать в кризисных ситуациях;
- психологическая готовность к созданию семьи и рождению
ребенка.
ГБОУ школа-интернат № 1 им. К.К.Грота
Заключение
Система
государственного
обеспечения
детей,
оставшихся
без
попечения родителей, формировалась как система защиты и поддержки
детей-сирот, у которых родители умерли. Но состав воспитанников детских
домов и других интернатных учреждений для детей, лишенных попечения
родителей, за последние десятилетия существенно изменился: подавляющее
большинство
воспитанников
стали
составлять
социальные
сироты,
значительная часть которых имеет отклонения в психическом или (и)
физическом развитии. К тому же часть детей, которых по формальным
признакам можно отнести к сиротам, на самом деле являются социальными
сиротами, так как их родители погибли вследствие алкоголизма или по
другим причинам, связанным с их асоциальным поведением.
Особенности социально-психологического развития социальных сирот
заключается в отсутствии у них опыта нормальной человеческой жизни. Для
части социальных сирот характерен и собственный опыт асоциального
поведения. Следствие такого образа жизни – отсутствие нормальных
ценностных ориентиров. Для многих социальных сирот жизнь в условиях
детского дома, где о них заботятся взрослые, столь разительно отличается от
жизни в их семьях, что они начинают считать детдомовскую жизнь нормой.
Социальные
сироты,
не
имеющие
примера
созидательной,
конструктивной деятельности в своей семье, легко усваивают позицию
потребителя, о нуждах которого заботится государство.
ГБОУ школа-интернат № 1 им. К.К.Грота
К
этому
надо
добавить,
что
отставание
в
физическом
и
интеллектуальном развитии, слабое здоровье становятся дополнительными,
но
весьма
существенными
факторами,
осложняющими
подготовку
воспитанников детских домов к самостоятельной жизни.
Между тем условия жизни резко изменились. От каждого человека
требуется достаточно высокий уровень самостоятельности при решении
жизненно важных проблем, ибо государство перестало в жесткой форме
регламентировать
жизнь
людей.
Высокий
уровень
самостоятельности
предполагает
способность
ориентироваться
в
сложных
явлениях
современной
жизни,
владение
функциональными
умениями,
сформированность волевых качеств.
В такой ситуации педагогическая программа, реализуемая детским
домом, должна обеспечивать возможность решения весьма сложных задач.
Первая из них заключается в социально-психологической реабилитации
детей, изменении их самооценки, выявлении личностного потенциала. Не
менее важная задача состоит в корректировке чувства ответственности за
свою судьбу. К этому надо добавить задачи формирования навыков
самообслуживания,
коммуникативных
навыков,
других
навыков,
обеспечивающих конкурентоспособность воспитанников детских домов на
рынке труда.
В условиях социальной изоляции от родителей и лиц их заменяющих,
разрушаются естественный процесс развития ребенка. От сиротства страдают
не только дети но и все общество.
Изолированность в детском доме от социума, накладывает особый
отпечаток на их нравственном развития, вообще и на ознакомлении
«внедрение» в социальный мир.
ГБОУ школа-интернат № 1 им. К.К.Грота
У детей в условиях детского дома ярко выражена специфика
восприятия окружения детьми, они имеют неплохие знания о значительных
явлениях,
например
о
больших
общих
праздниках,
но
не
имеют
представления о явлениях близкого социальным окружением.
В условиях детского дома наблюдаются некоторый перекос в сторону
общественного, коллективного, и недооценка сферы «личного пространства».
ГБОУ школа-интернат № 1 им. К.К.Грота
Список литературы
1. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. Пособие для студ. высш.
пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластёнина – 2-е изд., доп. – М.:
Издательский центр «Академия», 2003. – 264 с.
2. Аксёнова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учеб.
Пособие для студентов сред. Пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр
«Академия», 2001. – 192 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных
заведений. Г.М. Андреева. -5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2004. –
365 с.
4. Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите
женщин, детей и семьи: Учеб. пособие для студентов среднего прод. Учеб.
Заведений /Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина. -2-е изд., стер. – М.: Издательский
центр «Академия», 2004. – 224 с.
5.
Крысько В.Г. Социальная психология Учеб. Для студ. высш. учеб.
заведений. М.: Изд – во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2002. 448 с.
6. Кузнецова. М.: Гардарики, «Организация и планирование воспитательной
работы в спец. (коррекционной) школе – интернате, детском доме: Пособие
для воспитателей и учителей». -2-е изд. испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006,
312 с.
7. Мачихина В.Ф. «Внеклассная воспитательная работа в детском доме».
8. Очакова Р.В. Справочная книга соц. педагога. – М.: Т.И. Сфера, 2004. -
480 с.
ГБОУ школа-интернат № 1 им. К.К.Грота
9.
Очакова Р.В. О – 35 Практическая психология образования: Учеб.
Пособие
для
студентов
психологического
факультета
университета.
Овчакова Р.В. -2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005–
448 с.
10.Пагирова Г.С: Психология – педагогическая коррекционная работа с
трудными – подростками. – Педагогическое общество России 2005. – 128 с.
11.Прихожан A.M., Толстых Н.Н. // Психология сиротства. 2-е изд. – С.П. 6.:
Питер, 2005 – 400 с.
12.Рогов Е.Н, Настольная книга практической психологии. В 2 кн. кн. 1.:
Система работы психолога с детьми разного возраста: Учеб. Пособие
/Е.И. Рогов. М.: Изд – во ВЛАДОС – ПРЕ – ХС, 2006. – 383 с.
13.Рыбинский Е.М. Управление
системой
социальной
защиты
детства:
Социально – правовые проблемы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.
Заведений. _М: Издательский центр «Академия», 2004. – 224 с.
14.Родин Н.Н «Социология молодёжи» Учебник / 2005. – 335 с.
15.Сухой А.Н. Социальная психология: Учеб. Пособие для студ. Учреждений
сред. проф. образований. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. -240 с.