Напоминание

"Декоративно прикладное искусство в детском саду"


Автор: Моргун Галина Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №35
Населённый пункт: пгт. Дунай. Приморский край. Зато г.Фокино
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Декоративно прикладное искусство в детском саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Отчёт по самообразованию

по теме: «Декоративно-прикладное искусство в детском саду»

Разработала воспитатель: Моргун Галина Владимировна

Цель: Приобщать детей к народной культуре.

Задачи:

- закреплять и расширять знания основ народного декоративно – прикладного искусства,

полученные на занятиях по изобразительной деятельности;

- знакомить детей с многообразием элементов росписей и показать широту их

применения;

- научить сравнивать различные виды росписей: находить черты сходства и их различия;

- пробуждать любознательность в области народного декоративно-прикладного искусства;

- развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы

прекрасного в жизнь;

- развивать операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение;

- развивать мелкую моторику рук;

- воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире;

- воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству;

- формировать устойчивый интерес к художественной росписи.

Декоративно - прикладное искусство является одним из факторов гармонического

развития ребёнка. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение

души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает

новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы

эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям

мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.

Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на

основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга.

Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей

стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-

прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается

созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус,

эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства. У детей

формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.

Я уделяю большое внимание приобщению детей к истокам русской народной культуры.

Перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей

народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью. Современная

деятельность предъявляет новые требования к воспитанию: не подавляя авторитарно

ребенка, его волю, воспитывать самостоятельную личность, учитывая и разумно

направлять потребность и интересы ребенка, стремиться понимать его внутренний мир.

Именно поэтому и видя, что ребятам интересно и нравится работать с народным

творчеством, я стараюсь приобщить детей к народной культуре.

Моя работа по данной теме строилась в два этапа:

1. Знакомство с народными промыслами, с многообразием элементов росписей.

2. Обучение приёмам рисования и лепки.

Работа ведётся и в непосредственно-образовательной деятельности, с помощью

художественной литературы, дидактической игры, где полученные знания и навыки

закрепляются.

Формы проведения занятий выбирала разные: путешествия по старинным русским

городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами, экскурсии в

сказку, превращение в мастеров-художников. На занятиях решала познавательные,

обучающие и творческие задачи. Старалась использовать различную технику рисования.

Знакомя детей с изделиями народных промыслов, старалась приобщать детей к родной

культуре, помочь им войти в мир прекрасного, учить видеть и чувствовать неповторимые

сочетания красок природы, пробуждать потребность любить и радоваться жизни.

Стараюсь научить детей видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту

формы, сочетание цветов и оттенков, ведь вглядываясь, присматриваясь, размышляя, дети

учатся понимать, чувствовать, любить. Творческие способности детей при применении

декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях: в

предварительном создании эскизов на бумаге; в продумывании элементов узора; в

создании предметов декоративного характера; умения найти способ изображения и

оформления предмета. Учила рассматривать предмет, обводя рукой по контуру, т.е.

использовала «жест руки». Показывая элемент узора, ребенок дотрагивался до него

пальцем, находил такой же или одинаковой формы, но другого цвета, с другими

элементами. Постепенно от более крупных элементов узора переходила к более мелким.

В геометрическом орнаменте учила детей выделять знакомые элементы и их украшения,

чередование элементов, ритмичности. Показывала геометрические элементы, которые

входят в изображение растительных элементов – ягод, цветов, листьев (Городецкая,

хохломская росписи). Старалась показать, что сложный узор состоит из простейших,

знакомых частей – точки, кружка, кольца, прямых и волнистых линий. Объясняла, как

нарисовать несложный узор, а затем предлагала детям самим его выполнить. Тем, у кого

не получалось, предлагала посмотреть таблицы с элементами и компоновку их в узоре.

Старалась приободрить их пословицами, поговорками: «Терпение и труд – все перетрут»,

«Умелец да рукоделец и себе и людям славу приносит». На занятиях лепили отдельные

предметы и создавали целые композиции.

Рассмотрим предметы народного декоративно-прикладного искусства, которые я

использую в работе с детьми.

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА

Изделия кировских мастеров удивляют пластикой формы, особыми пропорциями,

необычным по яркости узором. Всем нравятся живые, праздничные, пышные по лепному

оформлению и росписи куклы барыни-франтихи, козлы, пони, петухи с яркими хвостами.

Промысел зародился в далёком прошлом. Самое раннее описание дымковских игрушек

относится к 1811г. Автор его – Николай Захарович Хитрово. В описании рассказывается о

народном вятском празднике – «Свистопляске», во время которого продавались

расписные глиняные куклы с позолоченным узором. Глиняными игрушками торговали не

только в Вятке. Их продавали на уездных ярмарках и базарах, отправляли в другие

губернии. До революции мастера работали в селе Дымково в одиночку и семьями. Копали

глину, смешивали её с песком, месили сначала ногами, а потом руками. Изделия обжигали

в русских печах, а потом расписывали. В этой работе принимали участие женщины и

дети.

Фабрика, где сейчас изготавливают дымковские игрушки, находится в городе Кирове.

Народные умельцы работают в благоустроенных светлых мастерских. На полках тесными

рядами стоят игрушки, разные по содержанию и оформлению, яркие, с позолотой. Это

барыни-франтихи, расписные козлы, кони, уточки-свистульки, поросята, медведи и др.

Процесс изготовления игрушки можно разделить на два этапа: лепку изделия и роспись

его. Способы лепки очень простые. Например, изображая куклу, мастерицы делают

сначала юбку из пласта глины, в результате чего получается полая колоколообразная

форма; голову, шею и верхнюю часть туловища делают из одного куска, а детали одежды

(рюши оборки, манжеты, шляпки и др.) лепят отдельно и примазывают к основной форме,

называя их налепами.

Дымковская игрушка весьма специфична. В её создании и оформлении существуют свои

традиции, которые выражаются, прежде всего, в статичности, пышности форм и яркости

окраски.

ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА

Не менее известным центром народного промысла является деревня Филимоново

Одоевского района Тульской области, где делают удивительную глиняную игрушку. По

легенде в этом месте жил дед Филимон, который делал игрушки. Сейчас в деревне

организованы мастерские по изготовлению глиняной игрушки, где работают мастерицы.

Люди и животные, выполненные художницами, отличаются по форме и росписи.

Игрушки смешны, причудливы и очень выразительны – это барыни, крестьянки, солдаты

с эполетами, танцующие пары, наездники на лошадях, коровы, бараны, лиса с петухом и

др. У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с

маленькими головками. Эти игрушки трудно спутать с какими-либо другими, так как они

имеют свои традиции в трактовке формы и росписи. Роспись яркая, и в основном

преобладает жёлтый, красный, оранжевый, зелёный, синий и белый цвета. Сочетая

простые элементы (полосы, дуги, точки, пересекающиеся линии, образующие звёзды),

мастерицы создают удивительные орнаменты, которые красиво ложатся на юбки и

фартуки фигурок. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами

и точками намечаются глаза, рот, нос. Игрушки полыхают огнём, переливаются всеми

цветами радуги, налепов в филимоновской игрушке мало, если сравнивать её с

дымковской.

Маленький ребёнок, прежде всего, видит в филимоновской игрушке забаву,

фантастическое изображение предмета, которое пробуждает его творчество.

КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА

Каргополь – древний русский город, окружённый лесом. С давних времён жители этого

города и его окрестностей занимались гончарным делом. Большей частью они делали

обливную посуду: горшки, кринки, миски, некоторые мастера изготовляли глиняную

игрушку. Однако в 1930 году художественный промысел пришёл в упадок. Продолжала

делать игрушки лишь талантливая мастерица У.И. Бабкина, именно её изделиям

свойственны лучшие черты народной игрушки. В 1967 году были вновь созданы

каргопольские мастерские по изготовлению глиняных расписных игрушек.

Рядом с яркими, звонкими по цвету дымковскими и филимоновскими игрушками

пластика фигурок этого северного края может показаться строгой. В цветовую гамму

росписи входят чёрный, тёмно-зелёный и коричневый цвета. Среди игрушек много

забавных образов, вылепленных просто, но с большой теплотой и народным юмором. В

основном это бабы-крестьянки с корзинами или птицей в руках, куклы с прялками,

бородатые мужики. Каргопольской игрушке свойственны и многофигурные композиции –

танцующие фигуры, весёлые тройки с седоками в санях и т.д. Любят каргопольские

мастера изображать и животных: медведя, зайца, коня, собаку, свинью, гуся и утку.

Для каргопольской игрушки характерна условность в трактовке образа по форме,

пропорциям и окраске. Все фигурки несколько приземистые, с короткими руками и

ногами, у них удлинённое туловище, толстая и короткая шея и сравнительно большая

голова. Звери изображаются толстоногими и порой динамичными, например, медведь

стоит на задних лапах – момент нападения; у собаки расставлены лапы и открыта пасть,

утка с распростёртыми крыльями и т. д. В последнее время для оживления игрушек

мастера вносят в роспись жёлтый, голубой и оранжевый цвета. Основными элементами

орнамента являются комбинации из пересекающихся линий, кругов, ёлочек, точек и

полос. Лепят игрушки по частям, места соединения деталей тщательно сглаживают.

Изделия сушат, обжигают в печи и расписывают темперными красками. Сейчас в

Каргополе трудятся потомственные мастера К.П. Шевелева, А.П. Шевелев, С.Е.

Дружинин. У каждого свой почерк лепки и росписи, однако, в основе всех игрушек лежат

старые народные традиции.

БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА

Народными мастерами в селе Богородское Московской области создаются деревянные

резные игрушки, которые так же, как глиняные, относятся к народной пластике и могут с

успехом использоваться в работе с детьми на занятиях декоративной лепкой. Вот уже

более 350 лет в селе Богородское вблизи Сергиев - Посада работают резчики по дереву. В

их умелых руках бруски дерева превращаются в забавные фигурки. Игрушки режут из

липы, которая должна сохнуть перед этим 2 года. Основные виды расписных игрушек –

куры, птицы на подставке с подвижным устройством и др. Режут фигурки из целого

дерева, для чего делают заготовки разной формы. Поверхность готовых изделий у старых

мастеров зачищалась наждачной бумагой, в результате чего фигурка получалась гладкой.

Теперь игрушки отделываются резьбой, которая ритмично ложится на поверхность и

украшает изделие. По традиции некоторые части игрушки делают подвижными.

Содержание игрушек разнообразно – это сюжеты сказок, басен, спорт и космос, и все они

игрушки-шутки. Традиционным образом является медведь.

Богородские игрушки широко известны в нашей стране и славятся далеко за её пределами.

ГЖЕЛЬСКАЯ ПОСУДА

Недалеко от Москвы в Раменском районе находится село Гжель. Гончарными ремёслами

занимались здесь издавна, примерно с14 века. Делали квасники, тарелки и игрушки,

расписанные керамическими красками коричневого и желтовато-зелёного цветов. Иногда

посуду украшали лепными фигурками. В настоящее время фарфоровые изделия Гжели

завоевали мировую известность благодаря неповторимости рисунка и формы. Гжельский

фарфор легко узнать по синей росписи на белом фоне. Однако синева не однотонна, и

если вглядеться внимательно, то можно увидеть тончайшие полутона и оттенки,

напоминающие голубизну неба, озёр и рек. Гжельские мастера пишут по фарфору

мазками и линиями, а в орнамент рисунка входят листья и цветы: ромашки, колокольчики,

васильки, розы, тюльпаны и ландыши. Кроме посуды в Гжели делают малую скульптуру и

игрушки. Среди них можно увидеть любимых детьми сказочных персонажей: Алёнушку в

длинном платье и платочке, Ивана-царевича с Еленой Прекрасной на Сером волке, Емелю

с пойманной щукой и др. Все работы гжельских мастеров поражают глубоким чувством

ритма, гармонией формы и содержания.

Характер народного искусства, его эмоциональность, декоративность, разнообразие —

эффективные средства для развития у детей умственной активности и всестороннего

развития ребёнка в целом.

Творчество народных мастеров не только воспитывает у ребят эстетический вкус, но и

формирует духовные потребности, чувства патриотизма, национальной гордости, высокой

гражданственности и человечности. Дети узнали, что замечательные красочные предметы

создают народные мастера, люди, одарённые фантазией, талантом и добротой.

Дети постепенно начали уважать и любить это искусство, разбираться в его пластике,

орнаменте, цветовых сочетаниях, в разнообразии форм и образов.

Игрушки всех народных промыслов различаются по стилю и манере исполнения, и со

временем дети научились отличать игрушки одного промысла от другого, выделять

характерные особенности, причём делают это самостоятельно. Таким образом, народные

игрушки стимулируют детей к самостоятельным действиям. Знания, полученные в

процессе занятий и игр с предметами народного творчества, расширяют возможности

самостоятельной деятельности детей в области художественного творчества.

По результатам диагностики дети приобрели большой опыт в декоративном рисовании.

Дети умеют выполнять узоры по мотивам декоративно-прикладного искусства,

используют разнообразные приёмы и элементы для создания узора.



В раздел образования