Автор: Моргун Галина Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №35
Населённый пункт: пгт. Дунай. Приморский край. Зато г.Фокино
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Декоративно прикладное искусство в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
Отчёт по самообразованию
по теме: «Декоративно-прикладное искусство в детском саду»
Разработала воспитатель: Моргун Галина Владимировна
Цель: Приобщать детей к народной культуре.
Задачи:
- закреплять и расширять знания основ народного декоративно – прикладного искусства,
полученные на занятиях по изобразительной деятельности;
- знакомить детей с многообразием элементов росписей и показать широту их
применения;
- научить сравнивать различные виды росписей: находить черты сходства и их различия;
- пробуждать любознательность в области народного декоративно-прикладного искусства;
- развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы
прекрасного в жизнь;
- развивать операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
- развивать мелкую моторику рук;
- воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире;
- воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству;
- формировать устойчивый интерес к художественной росписи.
Декоративно - прикладное искусство является одним из факторов гармонического
развития ребёнка. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение
души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает
новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы
эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям
мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.
Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на
основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга.
Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей
стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-
прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается
созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус,
эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства. У детей
формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.
Я уделяю большое внимание приобщению детей к истокам русской народной культуры.
Перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей
народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью. Современная
деятельность предъявляет новые требования к воспитанию: не подавляя авторитарно
ребенка, его волю, воспитывать самостоятельную личность, учитывая и разумно
направлять потребность и интересы ребенка, стремиться понимать его внутренний мир.
Именно поэтому и видя, что ребятам интересно и нравится работать с народным
творчеством, я стараюсь приобщить детей к народной культуре.
Моя работа по данной теме строилась в два этапа:
1. Знакомство с народными промыслами, с многообразием элементов росписей.
2. Обучение приёмам рисования и лепки.
Работа ведётся и в непосредственно-образовательной деятельности, с помощью
художественной литературы, дидактической игры, где полученные знания и навыки
закрепляются.
Формы проведения занятий выбирала разные: путешествия по старинным русским
городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами, экскурсии в
сказку, превращение в мастеров-художников. На занятиях решала познавательные,
обучающие и творческие задачи. Старалась использовать различную технику рисования.
Знакомя детей с изделиями народных промыслов, старалась приобщать детей к родной
культуре, помочь им войти в мир прекрасного, учить видеть и чувствовать неповторимые
сочетания красок природы, пробуждать потребность любить и радоваться жизни.
Стараюсь научить детей видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту
формы, сочетание цветов и оттенков, ведь вглядываясь, присматриваясь, размышляя, дети
учатся понимать, чувствовать, любить. Творческие способности детей при применении
декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях: в
предварительном создании эскизов на бумаге; в продумывании элементов узора; в
создании предметов декоративного характера; умения найти способ изображения и
оформления предмета. Учила рассматривать предмет, обводя рукой по контуру, т.е.
использовала «жест руки». Показывая элемент узора, ребенок дотрагивался до него
пальцем, находил такой же или одинаковой формы, но другого цвета, с другими
элементами. Постепенно от более крупных элементов узора переходила к более мелким.
В геометрическом орнаменте учила детей выделять знакомые элементы и их украшения,
чередование элементов, ритмичности. Показывала геометрические элементы, которые
входят в изображение растительных элементов – ягод, цветов, листьев (Городецкая,
хохломская росписи). Старалась показать, что сложный узор состоит из простейших,
знакомых частей – точки, кружка, кольца, прямых и волнистых линий. Объясняла, как
нарисовать несложный узор, а затем предлагала детям самим его выполнить. Тем, у кого
не получалось, предлагала посмотреть таблицы с элементами и компоновку их в узоре.
Старалась приободрить их пословицами, поговорками: «Терпение и труд – все перетрут»,
«Умелец да рукоделец и себе и людям славу приносит». На занятиях лепили отдельные
предметы и создавали целые композиции.
Рассмотрим предметы народного декоративно-прикладного искусства, которые я
использую в работе с детьми.
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА
Изделия кировских мастеров удивляют пластикой формы, особыми пропорциями,
необычным по яркости узором. Всем нравятся живые, праздничные, пышные по лепному
оформлению и росписи куклы барыни-франтихи, козлы, пони, петухи с яркими хвостами.
Промысел зародился в далёком прошлом. Самое раннее описание дымковских игрушек
относится к 1811г. Автор его – Николай Захарович Хитрово. В описании рассказывается о
народном вятском празднике – «Свистопляске», во время которого продавались
расписные глиняные куклы с позолоченным узором. Глиняными игрушками торговали не
только в Вятке. Их продавали на уездных ярмарках и базарах, отправляли в другие
губернии. До революции мастера работали в селе Дымково в одиночку и семьями. Копали
глину, смешивали её с песком, месили сначала ногами, а потом руками. Изделия обжигали
в русских печах, а потом расписывали. В этой работе принимали участие женщины и
дети.
Фабрика, где сейчас изготавливают дымковские игрушки, находится в городе Кирове.
Народные умельцы работают в благоустроенных светлых мастерских. На полках тесными
рядами стоят игрушки, разные по содержанию и оформлению, яркие, с позолотой. Это
барыни-франтихи, расписные козлы, кони, уточки-свистульки, поросята, медведи и др.
Процесс изготовления игрушки можно разделить на два этапа: лепку изделия и роспись
его. Способы лепки очень простые. Например, изображая куклу, мастерицы делают
сначала юбку из пласта глины, в результате чего получается полая колоколообразная
форма; голову, шею и верхнюю часть туловища делают из одного куска, а детали одежды
(рюши оборки, манжеты, шляпки и др.) лепят отдельно и примазывают к основной форме,
называя их налепами.
Дымковская игрушка весьма специфична. В её создании и оформлении существуют свои
традиции, которые выражаются, прежде всего, в статичности, пышности форм и яркости
окраски.
ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА
Не менее известным центром народного промысла является деревня Филимоново
Одоевского района Тульской области, где делают удивительную глиняную игрушку. По
легенде в этом месте жил дед Филимон, который делал игрушки. Сейчас в деревне
организованы мастерские по изготовлению глиняной игрушки, где работают мастерицы.
Люди и животные, выполненные художницами, отличаются по форме и росписи.
Игрушки смешны, причудливы и очень выразительны – это барыни, крестьянки, солдаты
с эполетами, танцующие пары, наездники на лошадях, коровы, бараны, лиса с петухом и
др. У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с
маленькими головками. Эти игрушки трудно спутать с какими-либо другими, так как они
имеют свои традиции в трактовке формы и росписи. Роспись яркая, и в основном
преобладает жёлтый, красный, оранжевый, зелёный, синий и белый цвета. Сочетая
простые элементы (полосы, дуги, точки, пересекающиеся линии, образующие звёзды),
мастерицы создают удивительные орнаменты, которые красиво ложатся на юбки и
фартуки фигурок. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами
и точками намечаются глаза, рот, нос. Игрушки полыхают огнём, переливаются всеми
цветами радуги, налепов в филимоновской игрушке мало, если сравнивать её с
дымковской.
Маленький ребёнок, прежде всего, видит в филимоновской игрушке забаву,
фантастическое изображение предмета, которое пробуждает его творчество.
КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА
Каргополь – древний русский город, окружённый лесом. С давних времён жители этого
города и его окрестностей занимались гончарным делом. Большей частью они делали
обливную посуду: горшки, кринки, миски, некоторые мастера изготовляли глиняную
игрушку. Однако в 1930 году художественный промысел пришёл в упадок. Продолжала
делать игрушки лишь талантливая мастерица У.И. Бабкина, именно её изделиям
свойственны лучшие черты народной игрушки. В 1967 году были вновь созданы
каргопольские мастерские по изготовлению глиняных расписных игрушек.
Рядом с яркими, звонкими по цвету дымковскими и филимоновскими игрушками
пластика фигурок этого северного края может показаться строгой. В цветовую гамму
росписи входят чёрный, тёмно-зелёный и коричневый цвета. Среди игрушек много
забавных образов, вылепленных просто, но с большой теплотой и народным юмором. В
основном это бабы-крестьянки с корзинами или птицей в руках, куклы с прялками,
бородатые мужики. Каргопольской игрушке свойственны и многофигурные композиции –
танцующие фигуры, весёлые тройки с седоками в санях и т.д. Любят каргопольские
мастера изображать и животных: медведя, зайца, коня, собаку, свинью, гуся и утку.
Для каргопольской игрушки характерна условность в трактовке образа по форме,
пропорциям и окраске. Все фигурки несколько приземистые, с короткими руками и
ногами, у них удлинённое туловище, толстая и короткая шея и сравнительно большая
голова. Звери изображаются толстоногими и порой динамичными, например, медведь
стоит на задних лапах – момент нападения; у собаки расставлены лапы и открыта пасть,
утка с распростёртыми крыльями и т. д. В последнее время для оживления игрушек
мастера вносят в роспись жёлтый, голубой и оранжевый цвета. Основными элементами
орнамента являются комбинации из пересекающихся линий, кругов, ёлочек, точек и
полос. Лепят игрушки по частям, места соединения деталей тщательно сглаживают.
Изделия сушат, обжигают в печи и расписывают темперными красками. Сейчас в
Каргополе трудятся потомственные мастера К.П. Шевелева, А.П. Шевелев, С.Е.
Дружинин. У каждого свой почерк лепки и росписи, однако, в основе всех игрушек лежат
старые народные традиции.
БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА
Народными мастерами в селе Богородское Московской области создаются деревянные
резные игрушки, которые так же, как глиняные, относятся к народной пластике и могут с
успехом использоваться в работе с детьми на занятиях декоративной лепкой. Вот уже
более 350 лет в селе Богородское вблизи Сергиев - Посада работают резчики по дереву. В
их умелых руках бруски дерева превращаются в забавные фигурки. Игрушки режут из
липы, которая должна сохнуть перед этим 2 года. Основные виды расписных игрушек –
куры, птицы на подставке с подвижным устройством и др. Режут фигурки из целого
дерева, для чего делают заготовки разной формы. Поверхность готовых изделий у старых
мастеров зачищалась наждачной бумагой, в результате чего фигурка получалась гладкой.
Теперь игрушки отделываются резьбой, которая ритмично ложится на поверхность и
украшает изделие. По традиции некоторые части игрушки делают подвижными.
Содержание игрушек разнообразно – это сюжеты сказок, басен, спорт и космос, и все они
игрушки-шутки. Традиционным образом является медведь.
Богородские игрушки широко известны в нашей стране и славятся далеко за её пределами.
ГЖЕЛЬСКАЯ ПОСУДА
Недалеко от Москвы в Раменском районе находится село Гжель. Гончарными ремёслами
занимались здесь издавна, примерно с14 века. Делали квасники, тарелки и игрушки,
расписанные керамическими красками коричневого и желтовато-зелёного цветов. Иногда
посуду украшали лепными фигурками. В настоящее время фарфоровые изделия Гжели
завоевали мировую известность благодаря неповторимости рисунка и формы. Гжельский
фарфор легко узнать по синей росписи на белом фоне. Однако синева не однотонна, и
если вглядеться внимательно, то можно увидеть тончайшие полутона и оттенки,
напоминающие голубизну неба, озёр и рек. Гжельские мастера пишут по фарфору
мазками и линиями, а в орнамент рисунка входят листья и цветы: ромашки, колокольчики,
васильки, розы, тюльпаны и ландыши. Кроме посуды в Гжели делают малую скульптуру и
игрушки. Среди них можно увидеть любимых детьми сказочных персонажей: Алёнушку в
длинном платье и платочке, Ивана-царевича с Еленой Прекрасной на Сером волке, Емелю
с пойманной щукой и др. Все работы гжельских мастеров поражают глубоким чувством
ритма, гармонией формы и содержания.
Характер народного искусства, его эмоциональность, декоративность, разнообразие —
эффективные средства для развития у детей умственной активности и всестороннего
развития ребёнка в целом.
Творчество народных мастеров не только воспитывает у ребят эстетический вкус, но и
формирует духовные потребности, чувства патриотизма, национальной гордости, высокой
гражданственности и человечности. Дети узнали, что замечательные красочные предметы
создают народные мастера, люди, одарённые фантазией, талантом и добротой.
Дети постепенно начали уважать и любить это искусство, разбираться в его пластике,
орнаменте, цветовых сочетаниях, в разнообразии форм и образов.
Игрушки всех народных промыслов различаются по стилю и манере исполнения, и со
временем дети научились отличать игрушки одного промысла от другого, выделять
характерные особенности, причём делают это самостоятельно. Таким образом, народные
игрушки стимулируют детей к самостоятельным действиям. Знания, полученные в
процессе занятий и игр с предметами народного творчества, расширяют возможности
самостоятельной деятельности детей в области художественного творчества.
По результатам диагностики дети приобрели большой опыт в декоративном рисовании.
Дети умеют выполнять узоры по мотивам декоративно-прикладного искусства,
используют разнообразные приёмы и элементы для создания узора.