Напоминание

"Использование в образовательном процессе ДОУ информационно-коммуникационных технологий как средства формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах"


Автор: Минасян Яна Эдуардовна
Должность: заведующая
Учебное заведение: МБДОУ №70
Населённый пункт: Ростов-на-Дону
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование в образовательном процессе ДОУ информационно-коммуникационных технологий как средства формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Тема: «Использование в образовательном процессе ДОУ

информационно-коммуникационных технологий как средства

формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на

дорогах».
Заведующая МБДОУ №70 Минасян Я.Э. Правила дорожного движения написаны сложным языком и адресованы взрослым участникам движения. Поэтому очень сложные вопросы необходимо донести до малышей так, чтобы они затаив дыхание поглощали информацию и с восторгом на нее реагировали. Привить навыки безопасного поведения на дороге, только рассуждая о безопасности, нельзя. У дошкольников есть детские игрушки, книжки, театр, но нет детского дорожного движения. В настоящее время мы совершенствуем формы и методы работы с детьми п о формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах, но остро ощущается нехватка методических разработок, позволяющих организовать работу в данном направлении с использованием информационно-коммуникационных технологий, эта проблема актуальна и на данный момент недостаточно изучена. Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ может быть более успешным, эффективным, если будут использованы компьютер и интерактивные технологии в качестве дидактического средства. Современные исследования в области дошкольной педагогики С.П. Первина, Ю.М. Горвиц свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 5-7 лет. Применение информационно – коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной игровой форме достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, максимально способствуя повышению качества образования дошкольников. Учитывая эти обстоятельства, была поставлена
цель:
выявить эффективность применения информационно-коммуникационных технологий в процессе формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах.
Задачи:
- разработать комплексно - тематический план работы с использованием информационно-коммуникационных средств с целью повышения у д о ш кол ь н и ко в н а в ы ко в бе зо п а с н о го п о вед е н и я н а д о р о г а х ; - создать базу дидактических материалов, видеотеку необходимую для р а б о т ы с д е т ь м и п о д а н н о м у н а п р а в л е н и ю ; - обосновать и апробировать содержание, формы и методы формирования у
дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах с использованием и н ф о р м а ц и о н н о - к о м м у н и к а ц и о н н ы х т е х н о л о г и й ; - разработать рекомендации для родителей по применению методики формирования навыков безопасного поведения на дорогах с внедрением информационно-коммуникационных технологий.

Для успешного применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе созданы определенные условия: 
Компетентность в области компьютерной грамотности
. Педагоги, работающие с детьми знают технические возможности компьютера, имеют навыки работы с ним, владеют методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям. 
Наличие необходимой материально-технической базы.
В ДОУ имеются: компьютер, мультимедийный проектор, принтер, видеомагнитофон, телевизор, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера. 
Создание

методического

банка

мультимедийных

презентаций

и

конспектов

НОД

с

использованием

ИКТ.
Построение банка мультимедийных презентаций основывается на комплексно-тематическом планировании. 
Соблюдение требований к использованию ИКТ в образовательном

процессе.
Организация образовательной деятельности соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.2660-13. Одним из важных условий решения проблемы формирования навыков безопасного поведения на улицах города является также организация предметно - развивающей среды:  в группе с помощью ИКТ оформлен центр безопасности, где размещаются: макет перекрёстка, макет светофора с переключающимися сигналами, набор дорожных знаков;  с помощью компьютерных технологий изготовлены наглядные пособия: «Дорожные ловушки», «Путешествие по городу», «Говорящие дорожные знаки», «Компьютер пешехода», «Светофор и перекрёсток», «Сигналы регулировщика» и др.;  создана библиотека «Юного пешехода», в которую входят произведения о ПДД, разные энциклопедии, журналы;  оформлен стенд «Я и дорога», где систематически вывешиваются детские работы и фотографии детей и родителей во время прогулок по улицам города;  составлены и дополнены картотеки: загадок о дорожных знаках и видах транспорта, пословиц и поговорок, наблюдений за улицей, дидактических и компьютерных игр, электронных физкультминуток, динамических пауз, пальчиковых игр;  с помощью мультимедийных устройств созданы альбомы: «А из нашего окошка» (краткие описательные рассказы детей), «Дорожные сюжеты» (наблюдения за поведением людей на улице), «Мой город» (акции с выходом на улицы города), сборник «Дорожные сказки».
 подобраны подвижные игры и атрибуты для их проведения;  имеется подбор музыкальных произведений (звуки улицы, классические произведения, песни о транспорте); Система работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах с использованием информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности и в режимных моментах строится в соответствии с разработанным педагогами комплексно – тематическим планированием. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения осуществляется в определенной системе. Программный материал даётся в следующей последовательности:  улицы города;  транспорт;  дорожные знаки;  светофор. Отбирая познавательный материал, продумываем методы и приемы, с помощью которых можно лучше всего передать его содержание. В своей работе мы используем такие элементы ИКТ, как электронные пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора; электронные энциклопедии и справочники; образовательные ресурсы Интернета; DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями; видео и презентации. Чаще всего в работе с детьми 4-5 лет применяем мультимедийные презентации, содержащие текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление, видеофрагменты. Использование презентационных инструментальных средств позволяет привнести эффект наглядности в образовательную деятельность и помогает ребенку усвоить материал быстрее и в полном объеме. В ходе образовательной деятельности, в процессе которой дети приобретают знания по ПДД, мы используем видеоклипы и слайды с изображением транспорта, улиц большого города, светофора, дорожных знаков. Они способствуют формированию сознательного отношения к соблюдению Правил дорожного движения, чувства ответственности, контроля и самоконтроля, умению анализировать, сравнивать. Например, в ходе образовательной деятельности на тему: «Путешествие по улицам города» ребенок может не только «поговорить про улицу» - мостовая для машин, тротуар - для пешеходов, но с помощью видео и звуковых файлов увидеть и услышать звуки улицы, «перенестись в пространство дороги». Для формирования представлений о правилах безопасного поведения на улицах города используются дидактические и развивающие игры с опорой на слайды со звуковым сопровождением. Нами созданы презентации: « Виды транспорта», «Моя улица», «Наш друг Светофор», «Дорожные знаки». Для детей старшего дошкольного возраста презентации во время образовательной деятельности используются уже не только как наглядность, но и как план - карта, схема, инструкция к применению, опора для выполнения каких- либо действий, помощник. Также использование
компьютерных технологий позволяет нам внедрять в образовательную деятельность старших дошкольников такие современные методы работы как:  метод проектной деятельности (защита проектов, наглядность);  метод моделирования (показ различных моделей). Планируя образовательную деятельность с применением новых информационных технологий, мы соблюдаем
дидактические требования
, в соответствии с которыми:  четко определяем педагогическую цель применения информационных технологий в образовательном процессе;  уточняем, где и когда будут использоваться информационные технологии в образовательной деятельности в контексте логики раскрытия представленного материала;  согласовываем выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;  учитываем специфику предлагаемого материала, новизну, реалистичность, возрастные особенности детей. Образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого количества иллюстративного материала, использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. Мультимедийные средства использовались нами на разных этапах образовательной деятельности. Так, например: 1 . Во вступительной части НОД воспитанникам поясняли цель и содержание последующей работы. На данном этапе показывались слайды с изображением темы образовательной деятельности. 2 . При изучении нового материала наглядное изображение являлось зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. 3 . С целью систематизации и закрепления материала педагогом предлагался обзор изученного материала, подчеркивались основные положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходило с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах. Мы считаем, что применение информационно-коммуникационных технологий открывает для педагога новые возможности в проведении образовательной деятельности. Деятельность детей в сопровождении мультимедийных презентаций позволяет детям углубить знания, полученные ранее. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его. Чтобы в занимательной форме преподнести проблему безопасного поведения на улице, в ходе режимных моментов с детьми старшего дошкольного возраста сочинили сказки на новый лад. В их основе лежат популярные русские народные и литературные сказки. Так появились на свет поучительные сказочные истории: « Колобок в Городе Говорящих дорожных
знаков», « Дорожные приключения трех поросят», « Винни-Пух и Пятачок в Большом городе». Работа по созданию сказок на новый лад велась поэтапно. Читали и обсуждали с детьми популярные сказки. Следующим этапом было придумывание сюжетов сказок на новый лад и создание рисунков к эпизодам сказок. Дети совместно с педагогами принимали участие в муниципальном конкурсе рисованного фильма «Дорожной грамоте учимся с детства», где неоднократно были призёрами. По рисованным фильмам были созданы сказки – презентации. Самым интересным и увлекательным был процесс создания сказок- презентаций по рисованным фильмам. С неподдельным интересом дети следили и за сканированием рисунков и за размещением текста к рисунку на слайде. Когда процесс создания сказок-презентаций был завершен, дети с удовольствием просматривали и активно обсуждали сказочные истории, в которых любимые герои изучали дорожную азбуку. Диски со сказками- презентациями родители могли взять домой и устроить семейный просмотр поучительных дорожных историй, в создании которых они принимали участие вместе с детьми. После просмотра сказок-презентаций с целью осознания и запоминания детьми различных дорожных ситуаций, связанных со знанием ПДД, мы использовали в работе приемы куклотерапии: пальчиковый театр, театр на фланелеграфе, настольный театр с использованием средств макетирования. Сказки-презентации универсальны, так как могут быть методическим пособием, составной частью проекта. Вся работа по формированию культуры безопасного поведения на улице ведется в тесной взаимосвязи с родителями воспитанников. Семья, как среда формирования личности, оказывает огромное влияние на формирование у ребенка основ дорожной грамотности. Работа с семьей по воспитанию грамотных пешеходов строится по следующим направлениям:  проведение родительских собраний;  участие родителей в акциях, совместной игровой деятельности, в спортивных и музыкальных праздниках на дорожную тематику;  помощь родителей в создании развивающей среды детского сада;  тематические выставки поделок, рисунков о ПДД, сделанных совместно с родителями и детьми;  семейные проекты на различные темы («Я – грамотный пешеход», «Это поможет пешеходу», «В гостях у Мигал - Мигалыча» «Наш друг Светофор», «Я - юный пешеход»);  участие в создании презентаций по ПДД;  консультации для родителей по тематике работы. Таким образом, использование компьютерных технологий в деятельности педагогов ДОУ позволяет внедрять инновационные процессы в
дошкольное образование, что способствует повышению культуры безопасного поведения дошкольников.
Библиографический список:
1. Авдеева, Н.Н. Безопасность [Текст]: / Н.Н.Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина-Санкт-Петербург Детство-пресс, 2004.- 130 с. 2. Аверинцев, С.С., Ильичев, Л.Ф. Философский энциклопедический словарь [Текст] / С.С.Аверинцев, Л.Ф.Ильичев – М.: Сов. энциклопедия, 1989.- 815 с. 3. Вдовиченко, Л.А. Ребенок на улице [Текст]: / Л.А. Вдовиченко – СПБ.: Детство-пресс, 2008. – 64 с. 4. Горвиц Ю. М «Новые информационные технологии в дошкольном образовании» [Текст] .– М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.– 328 с. 5. Данилова, Т.И. Программа «Светофор» [Текст]. Обучение детей правилам дорожного движения. /Т.И. Данилова – СПБ.: Детство-пресс, 2008. – 203 с. 6. Первин С.П. Дети, компьютеры и коммуникации //Информатика и образование . [Текст] –1994. -№4. 7. Саулина, Т.Ф. Три сигнала светофора [Текст]/ Т.Ф.Саулина – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 63 с. 8. Скоролупова, О.А. Правила и безопасность дорожного движения [Текст]/ О.А. Скоролупова – М.: Издательство Скрипторий, 2004. – 79 с. 9. Степаненкова, Э.Я., Филенко, М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения [Текст]/ Э.Я. Степаненкова, М.Ф. Филенко - М.: Просвещение, 2000. – 62 с. 10. Сюньков, В.Я. [Электронный ресурс] Безопасность на улицах и дорогах (авторское учебно-методическое пособие)/ В.Я.Сюньков – ООО «Премьер-Учфильм», 2011. 11. Хромцова, Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице [Текст] / Т.Г. Хромцова – М.: Центр педагогического образования, 2007. – 78 с.


В раздел образования