"Использование в образовательном процессе ДОУ информационно-коммуникационных технологий как средства формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах"
Автор: Минасян Яна Эдуардовна Должность: заведующая Учебное заведение: МБДОУ №70 Населённый пункт: Ростов-на-Дону Наименование материала: Статья Тема: "Использование в образовательном процессе ДОУ информационно-коммуникационных технологий как средства формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах" Раздел: дошкольное образование
Тема: «Использование в образовательном процессе ДОУ
информационно-коммуникационных технологий как средства
формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на
дорогах».
Заведующая МБДОУ №70 Минасян Я.Э.
Правила
дорожного
движения
написаны
сложным
языком
и
адресованы
взрослым
участникам
движения.
Поэтому
очень
сложные
вопросы
необходимо донести до малышей так, чтобы они затаив дыхание поглощали
информацию и с восторгом на нее реагировали.
Привить навыки безопасного поведения на дороге, только рассуждая о
безопасности, нельзя. У дошкольников есть детские игрушки, книжки, театр,
но нет детского дорожного движения.
В настоящее время мы совершенствуем формы и методы работы с детьми
п о формированию
у
дошкольников
навыков
безопасного
поведения
на
дорогах,
но
остро
ощущается
нехватка
методических
разработок,
позволяющих организовать работу в данном направлении с использованием
информационно-коммуникационных технологий, эта проблема актуальна и
на данный момент недостаточно изучена.
Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ может быть более
успешным,
эффективным,
если
будут
использованы
компьютер
и
интерактивные технологии в качестве дидактического средства.
Современные исследования в области дошкольной педагогики С.П. Первина,
Ю.М. Горвиц
свидетельствуют
о
возможности
овладения
компьютером
детьми в возрасте 5-7 лет.
Применение
информационно
–
коммуникационных
технологий
в
дошкольном
образовании
становится
все
более
актуальным,
так
как позволяет средствами
мультимедиа,
в
наиболее
доступной
и
привлекательной
игровой
форме
достигнуть
нового
качества
знаний,
развивает
логическое
мышление
детей,
максимально
способствуя
повышению качества образования дошкольников.
Учитывая эти обстоятельства, была поставлена цель:
выявить
эффективность
применения
информационно-коммуникационных
технологий в процессе формирования у дошкольников навыков безопасного
поведения на дорогах.
Задачи:
- разработать комплексно - тематический план работы с использованием
информационно-коммуникационных
средств
с
целью
повышения
у
д о ш кол ь н и ко в
н а в ы ко в
бе зо п а с н о го
п о вед е н и я
н а
д о р о г а х ;
-
создать
базу
дидактических
материалов,
видеотеку
необходимую
для
р а б о т ы
с
д е т ь м и
п о
д а н н о м у
н а п р а в л е н и ю ;
- обосновать и апробировать содержание, формы и методы формирования у
дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах с использованием
и н ф о р м а ц и о н н о - к о м м у н и к а ц и о н н ы х
т е х н о л о г и й ;
-
разработать
рекомендации
для
родителей
по
применению
методики
формирования
навыков
безопасного
поведения
на
дорогах
с
внедрением
информационно-коммуникационных технологий.
Для
успешного
применения
информационно-коммуникационных
технологий в образовательном процессе созданы определенные условия:
Компетентность в области компьютерной грамотности .
Педагоги,
работающие
с
детьми
знают
технические
возможности
компьютера, имеют навыки работы с ним, владеют методикой приобщения
дошкольников к новым информационным технологиям.
Наличие необходимой материально-технической базы.
В
ДОУ
имеются:
компьютер,
мультимедийный
проектор,
принтер,
видеомагнитофон, телевизор, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера.
Создание
методического
банка
мультимедийных
презентаций
и
конспектов
НОД
с
использованием
ИКТ.
Построение
банка
мультимедийных
презентаций
основывается
на
комплексно-тематическом
планировании.
Соблюдение требований к использованию ИКТ в образовательном
процессе.
Организация образовательной
деятельности соответствует требованиям
СанПиН 2.4.1.2660-13.
Одним
из
важных
условий
решения
проблемы
формирования
навыков
безопасного
поведения
на
улицах
города
является
также
организация
предметно - развивающей среды:
в группе с помощью ИКТ оформлен центр безопасности, где размещаются:
макет перекрёстка, макет светофора с переключающимися сигналами, набор
дорожных знаков;
с помощью компьютерных технологий изготовлены наглядные пособия:
«Дорожные
ловушки»,
«Путешествие
по
городу»,
«Говорящие
дорожные
знаки»,
«Компьютер
пешехода»,
«Светофор
и
перекрёсток»,
«Сигналы
регулировщика» и др.;
создана библиотека «Юного пешехода», в которую входят произведения о
ПДД, разные энциклопедии, журналы;
оформлен стенд «Я и дорога», где систематически вывешиваются детские
работы и фотографии детей и родителей во время прогулок по улицам города;
составлены и дополнены картотеки: загадок о дорожных знаках и видах
транспорта, пословиц и поговорок, наблюдений за улицей, дидактических и
компьютерных
игр,
электронных
физкультминуток,
динамических
пауз,
пальчиковых игр;
с помощью мультимедийных устройств созданы альбомы: «А из нашего
окошка»
(краткие
описательные
рассказы
детей),
«Дорожные
сюжеты»
(наблюдения за поведением людей на улице), «Мой город» (акции с выходом
на улицы города), сборник «Дорожные сказки».
подобраны подвижные игры и атрибуты для их проведения;
имеется
подбор
музыкальных
произведений
(звуки
улицы,
классические
произведения, песни о транспорте);
Система работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах с
использованием информационно-коммуникационных технологий в образовательной
деятельности и в режимных моментах строится в соответствии с разработанным
педагогами комплексно – тематическим планированием.
Ознакомление
дошкольников
с
правилами
дорожного
движения
осуществляется в определенной системе. Программный материал даётся в
следующей последовательности:
улицы города;
транспорт;
дорожные знаки;
светофор.
Отбирая
познавательный
материал,
продумываем
методы
и
приемы,
с
помощью которых можно лучше всего передать его содержание. В своей
работе
мы
используем
такие
элементы
ИКТ,
как
электронные
пособия,
демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;
электронные
энциклопедии
и
справочники;
образовательные
ресурсы
Интернета;
DVD
и
CD
диски
с
картинами
и
иллюстрациями;
видео
и
презентации.
Чаще всего в работе с детьми
4-5 лет применяем мультимедийные
презентации,
содержащие
текстовые
материалы,
фотографии,
рисунки,
слайд-шоу,
звуковое
оформление,
видеофрагменты.
Использование
презентационных инструментальных средств позволяет привнести эффект
наглядности в образовательную деятельность и помогает ребенку усвоить
материал быстрее и в полном объеме.
В
ходе
образовательной
деятельности,
в
процессе
которой
дети
приобретают знания по ПДД, мы используем видеоклипы и
слайды с
изображением транспорта,
улиц большого города, светофора, дорожных
знаков.
Они
способствуют
формированию
сознательного
отношения
к
соблюдению
Правил
дорожного
движения,
чувства
ответственности,
контроля и самоконтроля, умению анализировать, сравнивать. Например, в
ходе
образовательной
деятельности
на
тему:
«Путешествие
по
улицам
города» ребенок может не только «поговорить про улицу» - мостовая для
машин, тротуар - для пешеходов, но с помощью видео и звуковых файлов
увидеть и услышать звуки улицы, «перенестись в пространство дороги». Для
формирования представлений о правилах безопасного поведения на улицах
города используются дидактические и развивающие игры с опорой на слайды
со
звуковым
сопровождением.
Нами
созданы
презентации:
«
Виды
транспорта», «Моя улица», «Наш друг Светофор», «Дорожные знаки».
Для
детей
старшего
дошкольного
возраста
презентации
во
время
образовательной деятельности используются уже не только как наглядность,
но
и
как
план
-
карта,
схема,
инструкция
к
применению,
опора
для
выполнения
каких-
либо
действий,
помощник. Также
использование
компьютерных
технологий
позволяет
нам
внедрять
в
образовательную
деятельность старших дошкольников такие современные методы работы как:
метод проектной деятельности (защита проектов, наглядность);
метод моделирования (показ различных моделей).
Планируя
образовательную
деятельность
с
применением
новых
информационных технологий, мы соблюдаем дидактические требования , в
соответствии с которыми:
четко определяем педагогическую цель применения информационных
технологий в образовательном процессе;
уточняем,
где
и
когда
будут
использоваться
информационные
технологии в образовательной деятельности в контексте логики раскрытия
представленного материала;
согласовываем
выбранное
средство
информационной
технологии
с
другими техническими средствами обучения;
учитываем
специфику
предлагаемого
материала,
новизну,
реалистичность, возрастные особенности детей.
Образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику, она
должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого количества
иллюстративного материала, использованием звуковых и видеозаписей. Все
это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными
возможностями.
Мультимедийные
средства
использовались
нами
на
разных
этапах
образовательной деятельности. Так, например:
1 . Во
вступительной
части
НОД
воспитанникам
поясняли
цель
и
содержание последующей работы. На данном этапе показывались слайды с
изображением темы образовательной деятельности.
2 . При
изучении
нового
материала
наглядное
изображение
являлось
зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый
материал.
3 . С
целью
систематизации
и
закрепления
материала
педагогом
предлагался
обзор
изученного
материала,
подчеркивались
основные
положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходило с
демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах.
Мы
считаем,
что
применение
информационно-коммуникационных
технологий
открывает
для
педагога
новые
возможности
в
проведении
образовательной
деятельности.
Деятельность
детей
в
сопровождении
мультимедийных презентаций позволяет детям углубить знания, полученные
ранее. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не
заменять его.
Чтобы в занимательной форме преподнести проблему безопасного
поведения
на
улице,
в
ходе
режимных
моментов
с
детьми
старшего
дошкольного возраста сочинили сказки на новый лад. В их основе лежат
популярные русские народные и литературные сказки. Так появились на свет
поучительные сказочные истории: « Колобок в Городе Говорящих дорожных
знаков», « Дорожные приключения трех поросят», « Винни-Пух и Пятачок в
Большом городе».
Работа по созданию сказок на новый лад велась поэтапно. Читали и
обсуждали
с
детьми
популярные
сказки.
Следующим
этапом
было
придумывание сюжетов сказок на новый лад и создание рисунков к эпизодам
сказок. Дети совместно с педагогами принимали участие в муниципальном
конкурсе рисованного фильма «Дорожной грамоте учимся с детства»,
где
неоднократно были призёрами.
По рисованным фильмам были созданы
сказки – презентации.
Самым интересным и увлекательным был процесс создания сказок-
презентаций по рисованным фильмам. С неподдельным интересом
дети
следили и за сканированием рисунков и за размещением текста к рисунку на
слайде. Когда процесс создания сказок-презентаций был завершен, дети с
удовольствием просматривали и активно обсуждали сказочные истории, в
которых
любимые
герои
изучали
дорожную
азбуку.
Диски
со
сказками-
презентациями родители могли взять домой и устроить семейный просмотр
поучительных
дорожных
историй,
в
создании
которых
они
принимали
участие вместе с детьми.
После просмотра сказок-презентаций с целью осознания и
запоминания детьми различных дорожных ситуаций, связанных со знанием
ПДД, мы использовали в работе приемы куклотерапии: пальчиковый театр,
театр
на
фланелеграфе,
настольный
театр
с
использованием
средств
макетирования.
Сказки-презентации
универсальны,
так
как
могут
быть
методическим пособием, составной частью проекта.
Вся работа по формированию культуры безопасного поведения на улице
ведется в тесной взаимосвязи с родителями воспитанников. Семья, как среда
формирования личности, оказывает огромное влияние на формирование у
ребенка основ дорожной грамотности.
Работа с семьей по воспитанию грамотных пешеходов
строится по
следующим направлениям:
проведение родительских собраний;
участие родителей в акциях, совместной игровой деятельности,
в спортивных и музыкальных праздниках на дорожную тематику;
помощь родителей в создании развивающей среды детского сада;
тематические выставки поделок, рисунков о ПДД, сделанных совместно с
родителями и детьми;
семейные проекты на различные темы («Я – грамотный пешеход», «Это
поможет пешеходу», «В гостях у Мигал - Мигалыча» «Наш друг Светофор»,
«Я - юный пешеход»);
участие в создании презентаций по ПДД;
консультации для родителей по тематике работы.
Таким
образом,
использование
компьютерных
технологий
в
деятельности педагогов ДОУ позволяет внедрять инновационные процессы в
дошкольное
образование,
что
способствует
повышению
культуры
безопасного поведения дошкольников.
Библиографический список:
1.
Авдеева, Н.Н. Безопасность [Текст]: / Н.Н.Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б.
Стеркина-Санкт-Петербург Детство-пресс, 2004.- 130 с.
2.
Аверинцев,
С.С.,
Ильичев,
Л.Ф.
Философский
энциклопедический
словарь [Текст] / С.С.Аверинцев, Л.Ф.Ильичев – М.: Сов. энциклопедия,
1989.- 815 с.
3.
Вдовиченко, Л.А. Ребенок на улице [Текст]: / Л.А. Вдовиченко – СПБ.:
Детство-пресс, 2008. – 64 с.
4.
Горвиц
Ю.
М
«Новые
информационные
технологии
в
дошкольном
образовании» [Текст] .– М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.– 328 с.
5.
Данилова, Т.И. Программа «Светофор» [Текст]. Обучение детей правилам
дорожного движения. /Т.И. Данилова – СПБ.: Детство-пресс, 2008. – 203 с.
6.
Первин
С.П.
Дети,
компьютеры
и
коммуникации
//Информатика
и
образование . [Текст] –1994. -№4.
7.
Саулина,
Т.Ф.
Три
сигнала
светофора
[Текст]/
Т.Ф.Саулина
–
М.:
Мозаика-Синтез, 2009. – 63 с.
8.
Скоролупова,
О.А.
Правила
и
безопасность
дорожного
движения
[Текст]/ О.А. Скоролупова – М.: Издательство Скрипторий, 2004. – 79 с.
9.
Степаненкова,
Э.Я.,
Филенко,
М.Ф.
Дошкольникам
о
правилах
дорожного
движения
[Текст]/
Э.Я.
Степаненкова,
М.Ф.
Филенко
-
М.:
Просвещение, 2000. – 62 с.
10.
Сюньков,
В.Я.
[Электронный
ресурс]
Безопасность
на
улицах
и
дорогах
(авторское
учебно-методическое
пособие)/
В.Я.Сюньков
–
ООО
«Премьер-Учфильм», 2011.
11.
Хромцова, Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на
улице [Текст] / Т.Г. Хромцова – М.: Центр педагогического образования, 2007.
– 78 с.