Напоминание

"Использование ТИКО-конструктора в работе учителя-логопеда"


Авторы: Бирюкова Мария Евгеньевна, Гусева Марина Валерьевна
Должность: учителя-логопеды Высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование ТИКО-конструктора в работе учителя-логопеда"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование ТИКО-конструктора в работе учителя-логопеда

_____________________________________________________________________________

учитель-логопед высшей квалификационной категории

МБДОУ «ДС №10 г.Челябинска» М.Е. Бирюкова

учитель-логопед высшей квалификационной категории

МБДОУ «ДС №10 г.Челябинска» М.В. Гусева

Технология ТИКО-конструирования разработана с учетом требований

ФГОС ДО и соответствует возрастным особенностям дошкольников от 3 до 7

лет.

Практические занятия и занимательные упражнения позволяют

формировать и развивать пространственные, зрительные, математические

представления через игровой формат занятий.

Дети успешно овладевают основными приемами умственной

деятельности, ориентируются на плоскости и в пространстве, общаются,

работают в группе, коллективе. Увлекаются самостоятельным техническим

творчеством.

Конструктор-ТИКО предназначен для комплексного оснащения

развивающей среды и реализации образовательного процесса в детском саду. Его можно

использовать как в образовательной, так и в свободной деятельности детей, в проектной и

исследовательской деятельности, в сюжетно-ролевой и театрализованной играх.

Мы нашли применение ТИКО-конструктора в работе учителя-логопеда на

индивидуально-подгрупповых коррекционных занятиях с детьми. С помощью ТИКО

возможно решение множества логопедических задач, направленных

- на автоматизацию и дифференциацию звуков

- на совершенствование грамматического строя

- на развитие связной речи

- на подготовку к обучению грамоте.

Предлагаем вашему вниманию логопедические игры с применением ТИКО-

конструктора:

«Дорожка»

Цель – автоматизация изолированного звука (короткого/длинного)

- Построй и пройдись пальчиками по дорожке, проговаривая звук

«Чудесный мешочек» (возможна игра в паре и индивидуально)

Цель - автоматизация и дифференциация изолированного звука или звука в слогах

Рассмотреть детали из мешочка (квадрат, треугольник), предложить достать заданную

деталь из мешочка.

- Ты будешь доставать из мешочка квадрат и произносить звук С, а ты – треугольник и

произносить звук Ш. А теперь по очереди пройдитесь по дорожке пальчиком,

проговаривая звуки С – Ш

Далее возможно поменять последовательность квадратов и треугольников и проговорить

звуки\слоги в другой последовательности (С – С – Ш – С – Ш – Ш – Ш …)

«Определи место звука в слове»

Цель – определение наличия и местоположения заданного звука в слове

- Если звук в начале слова, то выбери квадрат. Если звук в конце слова, то выбери

треугольник. Если этого звука в слове нет, то фигуру не достаем.

«Подели слова на слоги»

Цель – деление слов на слоги

- Построй дорожку из квадратов, квадратов столько, сколько слогов в слове. Какое слово

длиннее, какое короче?

«Звуковой анализ слогов/слов» (использовать квадраты синего, красного,

зеленого цвета)

Цель – выполнение звукового анализа слогов,

слов.

- Выполни звуковой анализ слога\слова. Дай

характеристику каждому звуку. Сколько всего

звуков? Сколько гласных/согласных звуков? Какой звук первый/второй/третий? Сколько

слогов в слове?

«Внимательные ушки»

Цель – слуховое восприятие и внимание, дифференциация звуков в словах

- Если в слове услышишь звук Ль, то достань квадрат зеленого цвета. Если в слове

услышишь звук Л, то достань синий квадрат. А теперь построй дорожку и проговори эти

звуки.

«Логическая цепочка» \ «Ритмический рисунок»

Цель – развитие логического мышления

- Продолжи дорожку\построй такую же дорожку по образцу

«Что изменилось?»

Цель – развитие зрительной памяти, совершенствования грамматического строя речи

Показать ребенку дорожку из квадратов и треугольников разных цветов (5 элементов).

Предложить ребенку закрыть глаза, изменить один элемент в дорожке.

- Что изменилось в дорожке?

«Морской бой»

Цель – ориентировка на плоскости, совершенствование

грамматического строя речи (согласование существительных с

числительным, понимание и употребление

предлогов

(над, под…) и наречий (сверху,

снизу,

справа, слева)

Построить из квадратов

конструктора большой квадрат

3*3 или

4*4 (по образцу/ по показу/ по

схеме).

Обозначить клетки слева цифрами

1,2,3,4, а

клетки снизу буквами А, Б, В, Г

- Выбери из

ряда картинок слово со звуком Л и

положи

картинку в квадрат А4

- А теперь

произнеси эти слова с соответствующим числом

(Четыре

лодки, одна лампа, три лапы…)

- Расскажи, где находиться лампа. (Лампа находится над /под/ сверху/снизу/ справа/слева

от…)

«Загони мяч в ворота»

Цель – выработка целенаправленной, длительной воздушной

струи

Построить из конструктора объемные ворота по образцу/ по

показу/ по схеме и задувать мячик/ватный шарик в ворота.

Следить, чтобы ребенок не надувал щеки и не поднимал плечи.

Где находиться предмет?

Цель –

ориентировка в пространстве,

совершенствование

грамматического строя

речи

(правильное употребление

предлогов)

Построить из конструктора

объемный

предмет мебели (стул, стол),

либо

иной

предмет

(сундучок, корзинка, кубик) по

образцу/ по показу/ по схеме. Производить

действие с игрушкой, задавая ребенку

вопрос:

- Где

находиться машинка? (в корзинке, под столом, на

сундуке,

за сундуком)

- От куда

ты достаешь машинку? (из-под стола, из корзинки,

из-за

сундука)

«Укрась букву» (фишками, камешками, картинками)

Цель – умение подбирать слова на заданный звук, определение

места звука в слове.

Построить плоскостную букву из деталей конструктора

(по образцу/ по показу/ по схеме)

- Из ряда картинок выбери слова, которые начинаются

(заканчиваются) на звук С и выложи картинки на букву.

- Вспомни слова, в которых «живет» звук С. За каждое

слово выкладывай на букву фишку.

«Твердо-мягко»

Цель – дифференциация звуков по твердости –

мягкости,

совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с

уменьшительно-ласкательным значением)

Построить из деталей конструктора объемные большую и маленькую корзинки.

- В большой сундук ты будешь складывать картинки, в названиях которых звук С

твердый. А в маленький – картинки, в названиях которых звук С мягкий.

- Назови ласково предметы из маленького сундучка.

Работая с ТИКО-конструктором, мы пришли к выводу, что с его помощью, детей

легко организовать и ввести в образовательную ситуацию, мотивировать к

самостоятельной деятельности. А ставя игровые развивающие, проблемные ситуации,

стимулировать к успешному усвоению получаемых знаний и умений и применению их в

практике.



В раздел образования