Авторы: Бирюкова Мария Евгеньевна, Гусева Марина Валерьевна
Должность: учителя-логопеды Высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование ТИКО-конструктора в работе учителя-логопеда"
Раздел: дошкольное образование
Использование ТИКО-конструктора в работе учителя-логопеда
_____________________________________________________________________________
учитель-логопед высшей квалификационной категории
МБДОУ «ДС №10 г.Челябинска» М.Е. Бирюкова
учитель-логопед высшей квалификационной категории
МБДОУ «ДС №10 г.Челябинска» М.В. Гусева
Технология ТИКО-конструирования разработана с учетом требований
ФГОС ДО и соответствует возрастным особенностям дошкольников от 3 до 7
лет.
Практические занятия и занимательные упражнения позволяют
формировать и развивать пространственные, зрительные, математические
представления через игровой формат занятий.
Дети успешно овладевают основными приемами умственной
деятельности, ориентируются на плоскости и в пространстве, общаются,
работают в группе, коллективе. Увлекаются самостоятельным техническим
творчеством.
Конструктор-ТИКО предназначен для комплексного оснащения
развивающей среды и реализации образовательного процесса в детском саду. Его можно
использовать как в образовательной, так и в свободной деятельности детей, в проектной и
исследовательской деятельности, в сюжетно-ролевой и театрализованной играх.
Мы нашли применение ТИКО-конструктора в работе учителя-логопеда на
индивидуально-подгрупповых коррекционных занятиях с детьми. С помощью ТИКО
возможно решение множества логопедических задач, направленных
- на автоматизацию и дифференциацию звуков
- на совершенствование грамматического строя
- на развитие связной речи
- на подготовку к обучению грамоте.
Предлагаем вашему вниманию логопедические игры с применением ТИКО-
конструктора:
«Дорожка»
Цель – автоматизация изолированного звука (короткого/длинного)
- Построй и пройдись пальчиками по дорожке, проговаривая звук
«Чудесный мешочек» (возможна игра в паре и индивидуально)
Цель - автоматизация и дифференциация изолированного звука или звука в слогах
Рассмотреть детали из мешочка (квадрат, треугольник), предложить достать заданную
деталь из мешочка.
- Ты будешь доставать из мешочка квадрат и произносить звук С, а ты – треугольник и
произносить звук Ш. А теперь по очереди пройдитесь по дорожке пальчиком,
проговаривая звуки С – Ш
Далее возможно поменять последовательность квадратов и треугольников и проговорить
звуки\слоги в другой последовательности (С – С – Ш – С – Ш – Ш – Ш …)
«Определи место звука в слове»
Цель – определение наличия и местоположения заданного звука в слове
- Если звук в начале слова, то выбери квадрат. Если звук в конце слова, то выбери
треугольник. Если этого звука в слове нет, то фигуру не достаем.
«Подели слова на слоги»
Цель – деление слов на слоги
- Построй дорожку из квадратов, квадратов столько, сколько слогов в слове. Какое слово
длиннее, какое короче?
«Звуковой анализ слогов/слов» (использовать квадраты синего, красного,
зеленого цвета)
Цель – выполнение звукового анализа слогов,
слов.
- Выполни звуковой анализ слога\слова. Дай
характеристику каждому звуку. Сколько всего
звуков? Сколько гласных/согласных звуков? Какой звук первый/второй/третий? Сколько
слогов в слове?
«Внимательные ушки»
Цель – слуховое восприятие и внимание, дифференциация звуков в словах
- Если в слове услышишь звук Ль, то достань квадрат зеленого цвета. Если в слове
услышишь звук Л, то достань синий квадрат. А теперь построй дорожку и проговори эти
звуки.
«Логическая цепочка» \ «Ритмический рисунок»
Цель – развитие логического мышления
- Продолжи дорожку\построй такую же дорожку по образцу
«Что изменилось?»
Цель – развитие зрительной памяти, совершенствования грамматического строя речи
Показать ребенку дорожку из квадратов и треугольников разных цветов (5 элементов).
Предложить ребенку закрыть глаза, изменить один элемент в дорожке.
- Что изменилось в дорожке?
«Морской бой»
Цель – ориентировка на плоскости, совершенствование
грамматического строя речи (согласование существительных с
числительным, понимание и употребление
предлогов
(над, под…) и наречий (сверху,
снизу,
справа, слева)
Построить из квадратов
конструктора большой квадрат
3*3 или
4*4 (по образцу/ по показу/ по
схеме).
Обозначить клетки слева цифрами
1,2,3,4, а
клетки снизу буквами А, Б, В, Г
- Выбери из
ряда картинок слово со звуком Л и
положи
картинку в квадрат А4
- А теперь
произнеси эти слова с соответствующим числом
(Четыре
лодки, одна лампа, три лапы…)
- Расскажи, где находиться лампа. (Лампа находится над /под/ сверху/снизу/ справа/слева
от…)
«Загони мяч в ворота»
Цель – выработка целенаправленной, длительной воздушной
струи
Построить из конструктора объемные ворота по образцу/ по
показу/ по схеме и задувать мячик/ватный шарик в ворота.
Следить, чтобы ребенок не надувал щеки и не поднимал плечи.
Где находиться предмет?
Цель –
ориентировка в пространстве,
совершенствование
грамматического строя
речи
(правильное употребление
предлогов)
Построить из конструктора
объемный
предмет мебели (стул, стол),
либо
иной
предмет
(сундучок, корзинка, кубик) по
образцу/ по показу/ по схеме. Производить
действие с игрушкой, задавая ребенку
вопрос:
- Где
находиться машинка? (в корзинке, под столом, на
сундуке,
за сундуком)
- От куда
ты достаешь машинку? (из-под стола, из корзинки,
из-за
сундука)
«Укрась букву» (фишками, камешками, картинками)
Цель – умение подбирать слова на заданный звук, определение
места звука в слове.
Построить плоскостную букву из деталей конструктора
(по образцу/ по показу/ по схеме)
- Из ряда картинок выбери слова, которые начинаются
(заканчиваются) на звук С и выложи картинки на букву.
- Вспомни слова, в которых «живет» звук С. За каждое
слово выкладывай на букву фишку.
«Твердо-мягко»
Цель – дифференциация звуков по твердости –
мягкости,
совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с
уменьшительно-ласкательным значением)
Построить из деталей конструктора объемные большую и маленькую корзинки.
- В большой сундук ты будешь складывать картинки, в названиях которых звук С
твердый. А в маленький – картинки, в названиях которых звук С мягкий.
- Назови ласково предметы из маленького сундучка.
Работая с ТИКО-конструктором, мы пришли к выводу, что с его помощью, детей
легко организовать и ввести в образовательную ситуацию, мотивировать к
самостоятельной деятельности. А ставя игровые развивающие, проблемные ситуации,
стимулировать к успешному усвоению получаемых знаний и умений и применению их в
практике.