Автор: Федотова Валентина Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБОУ СОШ №48 Населённый пункт: город Улан-Удэ, республика Бурятия Наименование материала: методическая разработка Тема: программа по самообразованию Раздел: дошкольное образование
ПРОГРАММА
САМООБРАЗОВАНИЯ
ПРОГРАММА
САМООБРАЗОВАНИЯ
Т
е
м
а
:
Э
к
с
п
е
р
и
м
е
н
т
а
л
ь
н
о
-
п
о
и
с
к
о
в
а
я
д
е
ят
е
л
ь
н
о
с
ть
–
о
д
н
а
и
з
ф
ор
м
о
з
н
а
к
о
м
л
е
н
и
я
д
е
т
е
й
с
п
р
и
р
о
д
о
й
в
с
тар
ш
е
м
д
о
ш
к
о
л
ь
н
ом
в
о
з
р
а
с
те
.
Воспитатель
:
Федотова
В
.
А
.
Тема
:
Экспериментально
-
поисковая
деятельность
–
одна
из
форм
ознакомления
детей
с
природой
в
старшем
дошкольном
возрасте
.
Цель
:
Создать
условия
для
опытно
-
исследовательской
деятельности
в
работе
с
дошкольниками
и
их
семьями
в
соответствии
с
требованиями
ФГОС
.
Задачи
:
•
Через
игры
и
опыты
знакомить
детей
с
природой
,
явлениями
природы
,
делать
самостоятельные
умозаключения
по
результатам
исследования
.
•
Совершенствовать
психические
процессы
:
ощущение
,
восприятие
–
являющиеся
первыми
ступенями
в
познании
окружающего
мира
.
•
Развивать
умение
схематично
изображать
проделанные
действия
.
•
Воспитывать
нравственные
и
духовные
качества
ребёнка
во
время
его
общения
с
природой
.
Неизвестное
рядом
То, что я услышал – я забыл,
То, что я увидел – я помню,
То, что я сделал – я знаю
.
Детское
экспериментирование
является
одним
из
методов
обучения
и
развития
естественнонаучных
п р е д с т а в л е н и й
д о ш к о л ь н и к о в
.
В
х о д е
о п ы т н о й
д е я т е л ь н о с т и
д о ш к о л ь н и к
у ч и т с я
н а б л ю д а т ь
,
размышлять
,
сравнивать
,
отвечать
на
вопросы
,
делать
выводы
,
устанавливать
причинно
-
следственные
связи
,
соблюдать
правила
безопасности
.
Освоение
систематизированных
поисково
-
исследовательских
знаний
детей
,
становление
опытно
-
экспериментальных
действий
формирует
основы
логического
мышления
,
обеспечивает
максимальную
э ф ф е к т и в н о с т ь
и н т е л л е к т у а л ь н о г о
р а з в и т и я
д о ш к о л ь н и к о в
и
и х
п о л н о ц е н н у ю
п о д г о т о в к у
к
обучению
в
школе
.
План
работы
по
самообразованию
на
2015-2016
учебный
год
№
п
/
п
Содержание
работы
Сроки
выполнения
Итог
1
Рыжова
Н
.
А
. «
Наш
дом
–
природа
»
Сентябрь
Экскурсия
в
«
Музей
природы
».
Тема
«
Мир
природы
моей
Бурятии
»
2
Мартынова
Е
.
А
.,
Сучкова
И
.
М
. «
Организация
опытно
-
экспериментальной
деятельности
детей
2-7
лет
»
Волгоград
, 20011
г
.
Октябрь
Создание
картотеки
дидактических
игр
по
экспериментально
й
деятельности
детей
старшего
дошкольного
возраста
3
Иванов
А
.
И
. «
Методики
организации
экологических
наблюдений
и
экспериментов
в
детском
саду
»
Ноябрь
Организация
кружка
«
Академия
любознаек
»
4
Бондаренко
Т
.
М
.
«
Экологи
-
ческое
занятие
с
детьми
5-6
лет
»
Воронеж
, 2011
г
.
Декабрь
Открытое
занятие
для
воспитателей
«
Поможем
воде
стать
чистой
»
5
Лазарева
Л
. «
Экспериментируем
с
воздухом
и
водой
»
ДВ
2008
№
5,
стр
. 49-52.
Январь
Консультация
для
воспитателей
«
Неизвестное
рядом
»
Тема
:
Экспериментальная
деятельность
в
детском
саду
.
6
Соломенкова
О
.
А
. «
Экологическое
воспитание
в
детском
саду
.
Программа
и
методические
рекомендации
»
Мозаика
-
Синтез
,
2008
г
.
Февраль
Организация
уголка
Экспериментирования
.
Консультация
для
родителей
.
«
Экспериментально
-
поисковая
деятельность
–
одна
из
форм
интеллектуального
развития
детей
.
7
Тугушева
Г
.
П
. «
Игра
–
экспериментирование
для
детей
старшего
дошкольного
возраста
»
ДП
2003
№
4,
стр
. 6-9
Март
-
апрель
Развлечение
с
участием
родителей
«
Маленькие
волшебники
».
Мастер
-
класс
для
педагогов
2
и
3
корпусов
«
Живая
вода
».
5
Лазарева
Л
. «
Экспериментируем
с
воздухом
и
водой
»
ДВ
2008
№
5,
стр
. 49-52.
Январь
Консультация
для
воспитателей
«
Неизвестное
рядом
»
Тема
:
Экспериментальная
деятельность
в
детском
саду
.
ФГОС
в
ДОУ
обеспечивает
развитие
личности
,
мотивации
и
способностей
детей
в
разных
видах
деятельности
Познавательное
развитие
предполагает
развитие
интересов
детей
,
любознательности
и
познавательной
мотивации
,
формирование
познавательных
действий
,
первичных
представлений
о
себе
,
объектах
окружающего
мира
,
взаимодействие
живой
и
неживой
природы
.
Дети
5-6
лет
начинают
проявлять
интерес
к
окружающей
природе
.
У
них
возникает
много
вопросов
"
Отчего
?"
и
"
Почему
?"
И
чтобы
поддержать
интерес
детей
я
поставила
задачу
:
Познакомить
детей
с
природой
через
экспериментально
-
поисковую
деятельность
.
Детское
экспериментирование
–
не
только
одна
из
форм
организации
детской
деятельности
,
но
и
основа
познавательной
деятельности
.
Для
поддержания
детской
инициативы
в
своей
группе
я
организовала
кружок
«
Академия
любознаек
»
Экспериментирование
является
наиболее
успешным
путем
ознакомления
детей
с
миром
окружающей
их
живой
и
неживой
природы
.
В
процессе
экспериментирования
идёт
обогащение
памяти
ребёнка
,
активизируются
его
мыслительные
процессы
.
Ребенок
получает
возможность
удовлетворить
присущую
ему
любознательность
,
почувствовать
себя
ученым
,
исследователем
,
первооткрывателем
.
Совместная
деятельность
детей
и
родителей
по
экспериментальной
деятельности
позволяет
производить
новые
,
более
сложные
и
совершенные
преобразования
,
позволяет
детям
накапливать
знания
об
исследуемом
объекте
.
Таким
образом
,
экспериментальная
деятельность
–
это
деятельность
,
в
результате
которой
дети
хотя
и
не
делают
открытий
,
но
учатся
приходить
к
умозаключениям
,
делать
выводы
,
составлять
схемы
проделанных
опытов
.
Всё
это
положительно
влияет
на
эмоциональную
сферу
ребёнка
,
на
развитие
любознательности
,
творческих
способностей
,
так
необходимых
ему
для
обучения
в
школе
.