Напоминание

Агрессия у детей дошкольного возраста


Автор: Кадиева Саида Абдулгалимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №8
Населённый пункт: город Коломна
Наименование материала: статья
Тема: Агрессия у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Агрессия у детей дошкольного возраста

Здравствуйте, дорогие читатели! Тема моей

статьи-агрессия у детей

дошкольного возраста.

Попытаюсь ответить на вопросы: каковы причины её возникновения,

как она проявляется у детей, как правильно реагировать родителям

на

агрессивное

поведение

и

какие

методы

и

игры

можно

использовать для коррекции.

Агрессия обычно связана с действиями: физическими и словесными.

Физические, когда ребёнок пытается толкнуть, ударить, укусить,

плюнуть, сломать какую-то вещь, причинить боль своими

действиями.

А словесная агрессия выражается в обидных словах, когда ребёнок

пытается обозвать, унизить, применяя при этом бранные слова.

Эту неприятную эмоцию испытывают все люди: и взрослые, и дети.

Разница

лишь

в

том,

что

большинство

взрослых

могут

контролировать своё поведение, а вот дети нет, этому нужно их

учить.

Агрессия может быть направлена на окружающих и на себя.

Основные причины появления агрессии у детей

1. Ответная реакция на обидные, несправедливые действия других

детей или взрослых.

2. Неприятно, как с ним разговаривают, критикуют

3. Ребёнок устал или не выспался

4. Пережитый стресс

5. Проблемы в семье или детском саду

6. Хочет показать, что он главный

7. Недостаток двигательной активности

8. Не может выразить словами чего хочет.

9. Жестокие и злые мультфильмы, телепередачи и компьютерные

игры.

10. Наглядный отрицательный пример родителей.

11. Не хватает внимания со стороны родителей.

Что делать и как реагировать на детскую агрессию

Чаще всего, когда родители сталкиваются с агрессивными

действиями своего малыша, они начинают требовать, чтобы он

прекратил такое поведение. Иногда очень злым тоном, с угрозами

наказания и физической расправой.

Но такая реакция родителей только усугубит ситуацию.

Если малышу запрещают выражать негативные эмоции, они

никуда не уходят, а накапливаются, и рано или поздно вырвутся

наружу с ещё большей силой.

А некоторые дети, подавляя свои эмоции, впоследствии не смогут их

проявить, когда это понадобится. Например, если нужно будет себя

защитить или выразить своё мнение.

Важно

понять,

что

маленькие

детки

не

в

состоянии

контролировать и сдерживать свои эмоции.

Лучший способ реагирования на агрессивное поведение-это

сохранение спокойствия.

Прежде всего нужно научить ребёнка распознавать свои эмоции и

управлять ими. Для этого проговорите вслух, что вы понимаете, что

он злится. Объясните, какие формы поведения можно применять, а

какие нет.

Научите малыша перенаправлять свой негатив на другие неживые

объекты.

Родителям нужно своим положительным примером показывать,

как можно справляться с разными жизненными ситуациями.

Очень важно, чтобы малыш чувствовал, что он любим мамой и

папой, таким, каков он есть, без каких-либо условий.

Неуёмную энергию ребёнка необходимо направить в мирное русло.

Помочь в этом сможет спорт и другие активные занятия. Очень

полезны совместные занятия с ребёнком рисованием и лепкой.

Учите малыша состраданию. Объясняйте, что не следует делать

больно другим людям, ни действиями, ни словами.

Игры и занятия для коррекции агрессивного поведения

Детям важно давать выход своей агрессивности. Для этого можно

использовать некоторые упражнения и игры.

1. Побороться с подушкой или большой мягкой игрушкой.

2. Покидать подушки друг в друга.

3

. Рвать старые газеты или журналы.

4. Мять листы бумаги и кидать ими в цель, например

-

в коробку.

5. Нарисовать своего обидчика и что-нибудь проделать с этим

рисунком (закрасить, скомкать, порвать)

6. Слепить из пластилина того, на кого злится, а затем размять.

7. Использовать "Мешочек злости", в него можно громко покричать,

проговорить все свои недовольства, а потом крепко завязать

верёвочкой.

8. Активные подвижные игры.

9.

Вместо

бранных

слов

использовать

названия

каких-либо

предметов, например, овощей или фруктов. Вы договариваетесь,

что

,

когда ребёнок злится, он может обзываться названиями фруктов.

Также и другие члены семьи заменяют плохие слова. В итоге

получается совсем не обидно, а шуточно и очень весело.

Применяя эти игры, вы помогаете малышу выплеснуть накопившуюся

негативную энергию, не причиняя при этом вред другим людям и себе.

Если сами вы не можете справиться с агрессивностью ребёнка,

посмотрите советы психолога на тему "Что делать, когда ребёнок

злится, грубит, огрызается и дерётся?"

Сегодня

я

рассказала

,

как

проявляется

агрессия

у

детей

дошкольного возраста, о причинах её возникновения, и как

родителям реагировать на её проявление.

Желаю, чтобы в вашей семье всегда царил только мир и покой,

любовь и полное взаимопонимание со своими детьми.

Когда агрессию у ребёнка не стоит подавлять?

Матери важно уметь отличать приступы агрессии у ребёнка от

желания защитить свои интересы.

Пример 1. К вашей дочери на детской площадке подходит девочка

постарше, толкает, обзывает, пытается отобрать куклу. У вашей

малышки есть веские основания начать злиться и пытаться всеми

силами защитить своё имущество.

Пример 2. Вы пообещали сыну почитать на ночь книгу, если он

наведёт порядок на столе. Мальчик убрал карандаши на место, но

вы не сдержали слово, сославшись на занятость. Малыш имеет

право рассердиться и обидеться на вас.

Из этого праведного гнева в будущем вырастет умение отстаивать

свою точку зрения. Если же в подобных ситуациях вы будете

ругать своё чадо, то у него закрепится убеждение, что защищать

себя – плохо.

Виды детской агрессии

Агрессия бывает:

Физическая. Она проявляется в нанесении физического и

материального вреда обидчику. Агрессор может укусить, ударить

другого человека или животного, сломать какую-то вещь.

Словесная или вербальная агрессия включает в себя оскорбления,

клевету, крики. Девочки гораздо чаще прибегают к этому способу,

используя вместо кулаков бойкотирование, интриги и

манипуляции.

Конфликтующий человек может проявлять её:

прямо (сделать больно, оскорбить в лицо);

косвенно (сломать вещь обидчика, распускать о нём неприятные

слухи или нелестно отзываться «за спиной»);

символически (угрожать).

Это открытые проявления агрессивности у детей. Если ребёнок не

умеет открыто конфликтовать, то он начинает это делать скрыто

(пассивно): отказывается выполнять домашнее задание или есть,

беспричинно враждует с другими детьми, отказывается идти на

компромисс.

Как справиться?

Агрессия у детей дошкольного возраста: чем она вызвана? Как

справиться с агрессией ребёнка-дошкольника?

Детская агрессия – очень частое явление. Почему дети ведут себя,

казалось бы, не свойственным для такого юного возраста образом?

Это связано с высокими темпами развития и неумением

контролировать эмоции. У детей дошкольного возраста

преобладает физическая агрессия. Дошкольники дерутся, кусаются,

обзываются, капризничают, устраивают истерики и пытаются

манипулировать взрослыми.

Агрессия у детей от 1,6 до 3х лет

На полтора года приходится первый кризис. У малыша появляются

новые желания, эмоции, интересы, но нет возможности выразить их

словами. Агрессия у детей 1,6-2 лет может быть связана с

переизбытком чувств. Так от прилива любви к матери, малыш

может начать бить её. Что делать в этом случае?

Маме следует перехватить руку ребёнка, с серьёзным выражением

на лице строго и спокойно сказать: «Нет, нельзя!». Ни в коем

случае не стоит улыбаться или говорить ласково, т.к. малыш может

решить, что мама играет.

Если чадо пытается укусить кого-то, нужно подставить под его

зубы напряженную ладонь. Почему? Потому что по ней зубы будут

скользить. Малыш предпримет ещё несколько попыток укусить, но

быстро потеряет интерес к тому, что у него не получается.

Агрессивное поведение детей в 3 года

Второй кризисный период: дети начинают стремиться к

самостоятельности. Малыш отбирает чужие игрушки, выгоняет

других детей из песочницы, не пускает их на горку. Любимые

фразы трёхлетки: «Я сам!», «Это моё!».

Агрессия у дошкольников не проходит сама по себе, но подчёркивать её не

стоит. Если мама слишком эмоционально реагирует на незначительные

конфликты, то может только усугубить ситуацию. Правильней будет отойти с

малышом в сторону, спокойно поговорить и предложить ему другую игру.

Приятная особенность этого возраста: дошкольники легко переключаются на

другое занятие и забывают обиды.

Причины агрессии у детей от 4 до 6 лет

В старшем дошкольном возрасте дети активно познают социум.

Они учатся уважительно относиться к воспитателям, строить

отношения со сверстниками, проверяют «на прочность»

окружающих людей. В 4 года дошкольник начинает выстраивать

свои личные границы и ревностно их охранять.

Он становится агрессивен, если кто-то посягает на его территорию.

С 5 лет девочки стараются скрывать своё конфликтное поведение.

Они переходят от физической агрессии к речевой, что начинает

проявляться в придумывании обидных прозвищ, отказе дружить с

кем-то, настраивании всех против «врага».

Профилактика детской агрессивности

Характер человека во многом зависит от микроклимата в семье.

Родителям следует придерживаться одного стиля воспитания,

мирно улаживать возникшие разногласия, относиться к ребёнку с

уважением, хвалить его даже за самые незначительные успехи и

достижения.

Взрослые должны сами уметь контролировать себя и подавать

детям правильный пример.

Родители должны озвучивать чувства малыша и причины, по

которым они появились. Так он быстрей научится понимать, что с

ним происходит. («Ты злишься, потому что Серёжа сломал твою

машинку.»)

Не стоит скрывать смерть близкого человека от него. Позже, когда

правда станет известна, он почувствуют себя преданным,

обманутым.

Если агрессивный поступок не опасен, матери не следует

акцентировать на нём внимание.

Не стоит накалять обстановку во время общения с детьми, склонными к

насилию.

Осуждать стоит поступок, а не ребёнка («Ты поступил очень

безответственно», а не «Какой же ты безответственный!»).

Уделяйте своему ребёнку время, обнимайте его и играйте с ним. Учите

своего малыша разговаривать, делиться своими переживаниями и

страхами. Тогда ему не понадобится добиваться вашего внимания и

доказывать свою значимость агрессивными метода

.

Агрессивный ребенок: в чем заключается работа с

агрессивными детьми?

Воспитание детей – процесс, который требует много сил родителей

и педагогов, для того чтобы развитие ребенка было полноценным и

всесторонним. Чрезмерная чувствительность, гиперактивность,

непослушание, агрессивность, направленная на себя или других

людей – яркие примеры того, как может меняться поведение

ребенка в худшую сторону. Родители, в таких случаях, ищут ответы

на вопросы: что случилось с ребенком? Почему он перестал

выполнять правила и требования, которые ему выставляют? В

данной статье речь пойдет о том, кто такой агрессивный ребенок и

какие причины – психологические, социальные, физиологические –

вызывают нарушения в поведении.

Агрессивный ребенок в детском саду: что делать взрослым? Какие

занятия помогают снизить агрессию, и, в каких случаях,

отклоняющееся поведение не является нормой, а требует помощи

психолога или невролога?

Прежде чем заниматься с ребенком, желая избавить его от

чрезмерной агрессии, следует знать, какие признаки в его

поведении говорят о нормальном развитии, а какие о том, что

поступки действительно свидетельствуют об отклонениях.

Нормой являются следующие особенности:

Ребенок может ударить другого или выражать чувства очень

эмоционально в случае, если нарушаются его границы, например,

кто-то взял без разрешения его игрушку, сказал обидное слово, что-

то запретил, оказал давление. Наблюдая за этим, нужно научить его

выражать эмоции и защищаться другим, социально приемлемым и

безопасным способом.

Ребенок ведет себя агрессивно, если пережил стресс, однако, в силу

возрастных особенностей, не может прямо выражать свои чувства.

Тогда, он будет делать это косвенным путем, например, бить

одноклассников или родителей, желая восстановить

справедливость в ситуации, которая его ранит, не устраивает,

тревожит и пугает. В таком случае, агрессивный ребенок является

таковым не потому, что с ним что-то не так, а по причине

невозможности донести до взрослых свою боль, сопротивление

ситуации.

Подобные примеры являются нормой и не говорят о том, что

ребенок стал агрессивным просто так, а требуют более глубокого

изучения причин отклоняющегося поведения, возможно, совместно

с детским психологом.

Иногда мать и отец считают, что когда ребенок не слушается, на

все замечания реагирует эмоционально, ведет себя грубо, то

необходимо изменить его поведение, чтобы он стал покладистым,

понимающим, легко шел на контакт со взрослыми и выполнял их

требования. Так, родители не замечают, что за детским

непослушанием кроется потребность, которая является жизненно

важной для него в данный возрастной период.

Что хочет ребенок, который выглядит нервным, агрессивным и

непослушным?

контакта со взрослыми, которого ему, возможно, очень не хватает;

внимания и любви со стороны родителей;

ждет понимания, а вместо этого, вынужден постоянно сталкиваться

с критикой;

уверенности в том, что он нужен своей семье и любим ею.

Поэтому взрослым, прежде чем убеждать себя в том, что их

ребенок нервный, агрессивный и непослушный без объективных

причин, следует задуматься над тем, что он хочет получить с

помощью отклоняющегося поведения, о чем звучит его «крик

души»?

Иногда родители недоумевают, когда наблюдают, что малыш или

школьник ведет себя грубо или вспыльчиво.

Их недоумение относится к тому, что, по мнению матери и отца,

объективных причин для проявления агрессии нет – в семье

ребенка все в порядке, у него есть друзья, нервная

система в норме,

его потребности в любви и внимании удовлетворяются, он принят в

обществе, успешен в обучении и хобби. Однако, агрессивное

поведение, словно появилось вдруг. Почему ребенок агрессивный?

В таком случае причины могут быть следующими:

Кризис трех лет, поступление в первый класс, подростковый возраст, окончание

школы.

Дети в это время подвержены изменению всех внутренних систем

организма и его последствия могут проявляться как беспричинная

агрессия.

Что делать родителям? Относиться к ребенку с пониманием и

участием, запастись терпением и переждать трудный жизненный

период, предлагать ребенку помощь и оказывать ее, если он в ней

нуждается.

Трудности в детской жизни, о которых неизвестно взрослым.

Так бывает, что родители не подозревают того, что дети

подвергаются нападкам со стороны сверстников, взрослых людей,

вынуждены самостоятельно противостоять или терпеть любые

формы насилия, решают проблемы финансового характера, в

коммуникативной сфере.

Чувства, которые при этом возникают – тревоги, страха, стыда или

вины – не могут быть выражены и вызывают приступы

безосновательной, на первый взгляд, агрессии. Поэтому ответ на

вопрос «Почему ребенок агрессивный?» может иметь прямое

отношение к детским тайнам, секретам, ситуациям, когда детям

стыдно признаться родителям, открыться им, попросить помощи.

Что делать? Постараться наладить близкие отношения с ребенком,

установить контакт, во время которого возникнет близость и

желание довериться близкому человеку.

Родители и педагоги ошибаются, когда считают, что детская

агрессивность – это всего лишь природная особенность или

капризы. Часто грубость, вспыльчивость и насилие являются

последствиями пережитого стресса. Иногда родители, когда

обращаются за консультацией к детскому психологу, замечают, что

ребенок стал агрессивным и даже неуправляемым после

негативных или значимых событий в жизни.

Так, агрессию может вызвать развод между родителями, переезд в

новый город или переход в новую школу (детский сад), появление

еще одного ребенка в семье, потеря кого-то из близких людей,

повторный брак одного из родителей и другие события, которые

вызывают много чувств. Неумение разобраться со своими

эмоциями провоцирует агрессивное поведение.

Ребенок агрессивный и нервный – что делать родителям?

Вспомнить, какие ситуации или события могли нарушить

гармонию эмоциональной сферы ребенка. Поговорить с ним об

этом – что он думает, что чувствует, о чем переживает и

тревожится, возможно, его мучают страхи, боль, грусть и

неудовлетворенность.

Наблюдая за изменениями в поведении ребенка, особенно, если они

являются негативными, почти все взрослые стараются составить

план действий, чтобы изменить ситуацию к лучшему. Как быть

матери и отцу, чей ребенок – дошкольник, ученик или подросток –

ведет себя несдержанно, агрессивно? Когда в семье растет

агрессивный ребенок, рекомендации родителям заключаются в

следующем алгоритме:

1.

Признать, что существует проблема, которая вызывает изменения в

детском поведении.

2.

Взглянуть на ребенка не как на «злого человека», а как на того, кто

нуждается в помощи и сам страдает от своей агрессии.

3.

Отстраниться и взглянуть на ребенка со стороны – чем он живет,

что интересно ему, что он любит и против чего протестует, какие

привычки у него есть, что происходит с ним?

4.

Установить контакт с сыном или дочерью, чтобы «достучаться» до

той части психики, которая вызывает проявление агрессии. Скорее

всего, чтобы сделать это, понадобятся время и силы, искреннее

участие к ребенку, уважение и понимание его чувств и желаний.

5.

Удовлетворить его потребность, решить проблему, которая его

мучает и делает поведение агрессивным. Поменять свое отношение

– перестать критиковать, обесценивать детские чувства, давить,

манипулировать.

6.

Обратиться за помощью к психологу – для себя или ребенка, чтобы

составить план коррекционных занятий, самому стать на путь

изменений.

7.

Подобрать игры для агрессивных детей дошкольного возраста или

школьников и практиковать их в семье.

Мать и отец могут столкнуться с трудностями, если их ребенок

ведет себя агрессивно в группе детского сада – бьет и оскорбляет

других детей, портит вещи, грубит воспитателям. Тогда,

приходится сталкиваться с жалобами педагога, родителей других

детей, внутри «поднимаются» чувства стыда и разочарования в

собственном ребенке.

Психотерапия

Агрессия, проявляющаяся у детей – сложная тема, требующая

всестороннего подхода и выявления истинных причин. Поэтому

лучшие рекомендации родителям даст психолог или психотерапевт,

который разберётся конкретно в вашей ситуации.

Вылечить агрессивность навсегда невозможно, она будет возникать

у ребенка в определенных жизненных ситуациях. Задача

психологов, психотерапевтов – помочь разрешить личностные

проблемы, обучить адекватным способам выражения чувств,

разрешения конфликтных ситуаций.

К распространенным методам коррекции относятся:

Игровые упражнения. Представлены экспресс-методами

безопасного выражения агрессии. Ребенку предлагается

выплеснуть гнев, раздражение, злость без вреда для окружающих.

Используются игры с мячом, сыпучими материалами, водой,

«листками гнева».

Тренинги коммуникации. Групповая работа позволяет ребенку

выработать эффективные стратегии общения, способы выражения

эмоций, отстаивания своей позиции без ущерба для других. Дети

получают обратную связь (реакцию участников), анализируют

успехи, ошибки с психотерапевтом.

Релаксационные занятия. Направлены на уменьшение

тревожности, эмоциональной напряженности – факторов,

увеличивающих риск вспышек агрессивности. Дети обучаются

восстанавливать глубокое дыхание, достигать мышечного

расслабления, переключать внимание.

Агрессивное поведение детей успешно корректируется при

совместных усилиях родителей, педагогов, психологов. Прогноз в

большинстве случаев благоприятный.

Чтобы предупредить закрепление агрессии как предпочтительного

способа взаимодействия, необходимо придерживаться

гармоничного стиля воспитания, демонстрировать способы

улаживания конфликтов мирным путем, относиться к ребенку с

уважением, позволять проявления гнева в безопасной форме.

Не стоит акцентировать внимание на незначительных агрессивных

поступках. Обсуждая проявления агрессивности, важно говорить о

действиях, но не о личностных качествах («ты поступил жестоко»,

а не «ты жестокий»).

Сегодня

я

рассказала

,

как

проявляется

агрессия

у

детей

дошкольного возраста, о причинах её возникновения, и как

родителям реагировать на её проявление.

Желаю, чтобы в вашей семье всегда царил только мир и покой,

любовь и полное взаимопонимание со своими детьми.

Литература: 1. Алфимова М. В., Трубников В. И. Психогенетика

агрессивности // Вопросы психологии. — 2000. — № 6. — С.112–121. 2.

Дубинко Н. А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессии

в детском возрасте//Вопросы психологии. — 2000. — № 1. — С. 81–84.

3. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь,

хвастаюсь и радуюсь. — М.: Генезис, 2000. — 190 с. 4.

Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. —

Спб.:Издательство“Питер”,1999. — 276 с. 5. Паренс Г. А. Агрессия

наших детей. — М: Форум. — 1997. 152 с. 6. Смирнова Е. О,

Хузеева Г. Р. Психологические особенности и варианты детской

агрессивности//Вопросы психологии. — 2002. — № 1. С. 17–26. 7.

Смирнова Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения

детей./Т. П. Смирнова. — Ростов Н/Д.: Феникс, 2005. — 154 с. 8.

Смирнова Е. О., Бутенко В. А. Исследование межличностных отношений

в разновозрастных группах дошкольников//Вопросы психологии. 2007.

№ 1. С 27–38. 9. Фурманов И. А. Детская агрессивность.

Психодиагностика и коррекция. -Минск,1996.-120с. Основные термины

(генерируются автоматически): ребенок, агрессивное поведение,

агрессия, вербальная агрессия, действие, дошкольный возраст,

сверстник, физическая агрессия, особая жестокость, сторона

сверстников.

Литература: Гаспарова Е. М. Агрессивные дети // Дошкольное

воспитание. — 1989. — № 8. — С. 99–104. Корниенко А. А. Детская

агрессия. Простые способы коррекции нежелательного поведения

ребенка. — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2017. — 200 с. Лютова Е. К.,

Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с

гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. — М.:

Генезис, 2000. — 192 с. Осипова А. А. Общая психокоррекция. — М.: ТЦ

Сфера, 2002. — 512 с. Паренс Г. Агрессия наших детей. — М.: Форум,

1997. — 160 с.



В раздел образования