Автор: Берадзе Алина Тагирбековна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад комбинированного вида №79 "Сказка"
Населённый пункт: город Орёл
Наименование материала: Статья
Тема: "Трудности адаптации детей в ДОУ и пути их преодоления"
Раздел: дошкольное образование
Трудности адаптации детей в ДОУ и пути их преодоления
Берадзе А.Т., педагог-психолог МБДОУ №79, г. Орёл
Учёными выделено три степени тяжести адаптационного периода:
1. Лёгкая адаптация – ребёнок привыкает к условиям детского сада в
течение десяти – пятнадцати дней, прибавляет в весе, активно ведёт себя в
коллективе, болеет не чаще обычного.
2. Адаптация средней тяжести – ребёнок привыкает к условиям
детского сада в течение месяца, при этом ребёнок на короткое время теряет в
весе, может наступить заболевание длительностью пять – семь дней, есть
признаки психического стресса.
3. Тяжёлая адаптация – длится от двух до шести месяцев, ребёнок часто
болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так
и психическое истощение организма[4].
Адаптация - процесс развития приспособительных реакций организма в
ответ на новые для него условия. Целью этого процесса является адекватное
реагирование на колебания разных факторов внешней среды. Благоприятные
бытовые
условия,
соблюдение
режима
питания,
сна,
спокойные
взаимоотношения членов семьи и многое другое - все это не только полезно
для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при
поступлении в детский сад[4].
В
период адаптации у
ребёнка
происходит
перестройка
ранее
сформированных
привычек
и
уклада
жизни.
Ребенок
подвергается
эмоциональному стрессу при предъявлении нового помещения, новых
игрушек, новых людей, новых правил[1].
Проблема адаптации ребенка к детскому учреждению - одна из самых
острых в педагогике раннего возраста. Более половины детей 1-3-х лет
оказываются неготовыми к детскому саду. Отсутствие психологической
готовности
к
детскому
учреждению
чревато
многочисленными
медицинскими
и
психологическими
трудностями
-
дети
начинают
непрерывно болеть, целыми днями плачут, у них появляются невротические
реакции, обостряются психосоматические явления. Однако, какой-либо
специальной работы по подготовке маленьких детей к детскому учреждению
в настоящее время не ведется[2].
Советую, чтобы родители рассказывали ребёнку о детском саде, о том,
что он уже большой и ему нужны друзья, с которыми он будет играть в
интересные игры, что в детском саду его будут учить рисовать, петь, слушать
музыку. Ни в коем случае не запугивать ребёнка: не будешь слушаться –
отведу в детский сад. [3].
Ребёнка нужно заранее ,хотя бы за неделю предупредить о том, что он
пойдёт в детский сад, чтобы он спокойно ожидал предстоящее событие.
Тогда адаптация к детскому саду у ребёнка пройдёт легче. [1].
И всё же, не смотря на подготовку, первый месяц пребывания в
детском саду – трудное для ребёнка время. Во-первых, он скучает по маме,
испытывает тоску по дому. Во-вторых, детский сад для него дополнительная
нагрузка: приходиться рано вставать, выполнять требования воспитателя, не
всё так получается как у других детей. [2].
В первый день маме трудно оставить малыша, особенно, когда он
плачет. Это естественно, однако расставание не следует затягивать, так как
ребёнок видит, что мама волнуется и начинает ещё больше плакать. Советую
маме приободрить малыша, пообещать, что скоро придёт и уйти. Чаще всего
ребёнок откликается на новые впечатления и успокаивается. Тем не менее,
находиться весь день в детском саду ребёнку трудно, поэтому в первые дни
советую
забирать
ребёнка
раньше,
постепенно
увеличивая
продолжительность его пребывания в детском саду. Например: первый день
– два часа; второй - четыре часа и так далее в зависимости от того как
ребёнок чувствует себя на новом месте. [5].
Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада во многом
зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально
они
складываются,
если
обе
стороны
осознают
необходимость
целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно,
чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку;
чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания; но главное –
ценили его личностные качества: заботливость, внимание к людям, доброту.
Чтобы успешно прошла адаптация, воспитатель использует стихи, песенки,
потешки. Во время укладывания, обязательно напевают колыбельную
песенку. Иногда во время укладывания может звучать одна и та же
спокойная музыка. Это помогает быстрее расслабиться особенно плаксивым
детям. Так же лучше засыпают дети с любимой игрушкой, принесенной его
родителями. Таким образом, доверие малыша и его родителей к воспитателю
само
по
себе
не
приходит:
воспитатель
завоевывает
его
добрым,
неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем хорошее,
великодушием и милосердием. Прибавим к этому культуру общения,
тактичность и взаимопонимание - и картина психологии доверия будет
достаточно полной. [1].
Таким образом, прежде чем отправить ребёнка в детский сад
необходимо проверить, как легко он сможет к нему адаптироваться и как
сделать так, чтобы процесс адаптации прошел как можно легче[2].
Список литературы
1. Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. – М:
Просвещение, 2005. – 176с. ил.
2. Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медицина 2007. -
304с.
3. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. –
Воронеж: Учитель, 2006,- 236с.
4. Волков Б.С., Волкова,Н.В. Психология общения в детском возрасте. - М.:
Педобщество, 2003, 240с.
5. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка - М.:
Просвешение,1985.- 112 с.