Напоминание

"Трудности адаптации детей в ДОУ и пути их преодоления"


Автор: Берадзе Алина Тагирбековна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад комбинированного вида №79 "Сказка"
Населённый пункт: город Орёл
Наименование материала: Статья
Тема: "Трудности адаптации детей в ДОУ и пути их преодоления"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Трудности адаптации детей в ДОУ и пути их преодоления

Берадзе А.Т., педагог-психолог МБДОУ №79, г. Орёл

Учёными выделено три степени тяжести адаптационного периода:

1. Лёгкая адаптация – ребёнок привыкает к условиям детского сада в

течение десяти – пятнадцати дней, прибавляет в весе, активно ведёт себя в

коллективе, болеет не чаще обычного.

2. Адаптация средней тяжести – ребёнок привыкает к условиям

детского сада в течение месяца, при этом ребёнок на короткое время теряет в

весе, может наступить заболевание длительностью пять – семь дней, есть

признаки психического стресса.

3. Тяжёлая адаптация – длится от двух до шести месяцев, ребёнок часто

болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так

и психическое истощение организма[4].

Адаптация - процесс развития приспособительных реакций организма в

ответ на новые для него условия. Целью этого процесса является адекватное

реагирование на колебания разных факторов внешней среды. Благоприятные

бытовые

условия,

соблюдение

режима

питания,

сна,

спокойные

взаимоотношения членов семьи и многое другое - все это не только полезно

для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при

поступлении в детский сад[4].

В

период адаптации у

ребёнка

происходит

перестройка

ранее

сформированных

привычек

и

уклада

жизни.

Ребенок

подвергается

эмоциональному стрессу при предъявлении нового помещения, новых

игрушек, новых людей, новых правил[1].

Проблема адаптации ребенка к детскому учреждению - одна из самых

острых в педагогике раннего возраста. Более половины детей 1-3-х лет

оказываются неготовыми к детскому саду. Отсутствие психологической

готовности

к

детскому

учреждению

чревато

многочисленными

медицинскими

и

психологическими

трудностями

-

дети

начинают

непрерывно болеть, целыми днями плачут, у них появляются невротические

реакции, обостряются психосоматические явления. Однако, какой-либо

специальной работы по подготовке маленьких детей к детскому учреждению

в настоящее время не ведется[2].

Советую, чтобы родители рассказывали ребёнку о детском саде, о том,

что он уже большой и ему нужны друзья, с которыми он будет играть в

интересные игры, что в детском саду его будут учить рисовать, петь, слушать

музыку. Ни в коем случае не запугивать ребёнка: не будешь слушаться –

отведу в детский сад. [3].

Ребёнка нужно заранее ,хотя бы за неделю предупредить о том, что он

пойдёт в детский сад, чтобы он спокойно ожидал предстоящее событие.

Тогда адаптация к детскому саду у ребёнка пройдёт легче. [1].

И всё же, не смотря на подготовку, первый месяц пребывания в

детском саду – трудное для ребёнка время. Во-первых, он скучает по маме,

испытывает тоску по дому. Во-вторых, детский сад для него дополнительная

нагрузка: приходиться рано вставать, выполнять требования воспитателя, не

всё так получается как у других детей. [2].

В первый день маме трудно оставить малыша, особенно, когда он

плачет. Это естественно, однако расставание не следует затягивать, так как

ребёнок видит, что мама волнуется и начинает ещё больше плакать. Советую

маме приободрить малыша, пообещать, что скоро придёт и уйти. Чаще всего

ребёнок откликается на новые впечатления и успокаивается. Тем не менее,

находиться весь день в детском саду ребёнку трудно, поэтому в первые дни

советую

забирать

ребёнка

раньше,

постепенно

увеличивая

продолжительность его пребывания в детском саду. Например: первый день

– два часа; второй - четыре часа и так далее в зависимости от того как

ребёнок чувствует себя на новом месте. [5].

Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада во многом

зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально

они

складываются,

если

обе

стороны

осознают

необходимость

целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно,

чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку;

чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания; но главное –

ценили его личностные качества: заботливость, внимание к людям, доброту.

Чтобы успешно прошла адаптация, воспитатель использует стихи, песенки,

потешки. Во время укладывания, обязательно напевают колыбельную

песенку. Иногда во время укладывания может звучать одна и та же

спокойная музыка. Это помогает быстрее расслабиться особенно плаксивым

детям. Так же лучше засыпают дети с любимой игрушкой, принесенной его

родителями. Таким образом, доверие малыша и его родителей к воспитателю

само

по

себе

не

приходит:

воспитатель

завоевывает

его

добрым,

неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем хорошее,

великодушием и милосердием. Прибавим к этому культуру общения,

тактичность и взаимопонимание - и картина психологии доверия будет

достаточно полной. [1].

Таким образом, прежде чем отправить ребёнка в детский сад

необходимо проверить, как легко он сможет к нему адаптироваться и как

сделать так, чтобы процесс адаптации прошел как можно легче[2].

Список литературы

1. Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. – М:

Просвещение, 2005. – 176с. ил.

2. Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медицина 2007. -

304с.

3. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. –

Воронеж: Учитель, 2006,- 236с.

4. Волков Б.С., Волкова,Н.В. Психология общения в детском возрасте. - М.:

Педобщество, 2003, 240с.

5. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка - М.:

Просвешение,1985.- 112 с.



В раздел образования