Автор: Волошина Полина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 10
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие речи детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности
Раздел: дошкольное образование
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством игровой
деятельности
Дошкольный
возраст
-
это
период
активного
усвоения
ребенком
разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.
Развитие речи детей в игровой деятельности наиболее актуально так как в
дошкольном возрасте «игра» — это ведущая деятельность. Причиной острой
необходимости развития речи детей является потребность общения человека
с окружающими его людьми, а чтобы речь была внятна, понятна и интересна
другим, нужно развивать её, это возможно по средствам разнообразных игр,
игровых методик, разработанных с учетом интересов детей данного возраста.
Считается, что речевое общение детей со взрослыми является источником
познания маленьким ребенком окружающего мира. Детские игры стихийно,
но
закономерно
возникли
как
отражение
трудовой
и
общественной
деятельности взрослых людей.
Основные задачи работы по развитию речи детей в детском саду: развитие
речевого аппарата у детей, его гибкости, четкости, развитие речевого слуха;
накопление содержания речи; работа над формой речи, ее структурой.
Однако известно, что умение играть (особенно это относится к ранним
этапам дошкольного детства) возникает не путем автоматического переноса в
игру усвоенного в повседневной жизни. Нужно приобщать детей к игре. И от
того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям
игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему
поколению.
Таким образом, тема актуальна тем, что игровая деятельность дает
воспитателю возможность проводить занятие по обучению речи более
плодотворно.
Игры и упражнения дадут хороший результат только в том случае, если
воспитатель четко представляет, какие задачи могут быть решены в процессе
их проведения и в чем особенности их организации на ступени раннего
детства.
Игра
в
наибольшей
степени
способствует
формированию
новообразований
ребенка,
его
психических
процессов,
в
том
числе
воображения. Одним из первых, кто связал развитие игры с особенностями
детского воображения, был К. Д. Ушинский. Он обратил внимание на
воспитательную ценность образов воображения. Ребенок искренне верит в
них, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные чувства. Игра,
являясь простым и близким человеку способом познания окружающего мира,
должна быть наиболее естественным и доступным путем к овладению теми
или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая необходимость в
рациональном построении, организации и применении ее в процессе
обучения и воспитания младших дошкольников требует более тщательного
ее изучения. Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка
игровой практики — это лишение его главного источника развития.
Играющий ребенок непрерывно говорит; он не говорит в том случае, если
играет один и манипулирует предметами, не стимулирующее к разговору.
Игровая деятельность служит закреплению знаний, полученных на занятиях,
и
активизация
словаря.
Она
является
естественным
состоянием,
потребностью детского организма,
средством общения и
совместной
деятельности детей. Игровая деятельность создает тот положительный
эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают
наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности, личностные
качества ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений,
что необходимо для дальнейшей эффективной работы воспитателя с каждым
ребенком.