Автор: Помазанова Ирина Алексеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 10 "Ивушка" Населённый пункт: город Ессентуки Ставропольского края Наименование материала: Методическая разработка Тема: Проект "Королева иголочка" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №10 «Ивушка» г.Ессентуки
Долгосрочный проект по вышиванию в подготовительной
группе:
«Королева иголочка»
Руководитель проекта воспитатель:
Помазанова И.А.
Истоки способностей и дарований детей
– на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли.
В.А. Сухомлинский
Суть инициативы: совместная работа воспитателей и родителей по развитию
мелкой моторики через кружковую работу по обучению детей старшего
дошкольного возраста навыкам вышивания.
Участники: Дети старшего дошкольного возраста, родители
воспитанников, воспитатель группы.
Сроки реализации проекта –( сентябрь – декабрь)
Актуальность проблемы : Одним из важнейших показателей готовности детей к
школе является развитие мелкой моторики пальцев рук. Учителя начальных
классов отмечают, что многие современные дети на первом этапе обучения в школе
испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка,
ребёнок не укладывается в общий темп работы. В результате все это ведет к
недостаточному развитию внимания, зрительной памяти, двигательной
координации.
Практика показывает: дети, которые занимались вышиванием, легче осваивают
технику письма. Чтобы ребенок научился правильно держать ручку, нужна
тренировка, а для этого как нельзя лучше подходит работа с мелким материалом.
Дошкольный период важный этап жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте
формируются: точность и согласованность движений кисти рук, ловкость движений
пальцев, аккуратность, внимательность, творчество, мышление, т.е. качества,
которые будут необходимы для успешного обучения письму.
Рука учит мозг - чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его
мышление, речь. Вот почему работа кружка «Вышивание», с моей точки зрения,
является необходимой составной частью воспитательно-образовательного процесса
в нашей группе.
Пояснительная записка : В начале учебного года проводиться диагностика по
выявлению, умений детей работать с нитью, иглой, ножницами, умений
пользоваться иглой, отмерять нить, вдевать её в иголку и завязывать в узелок.
Важно выяснить, умеют ли дети правильно держать ножницы, пользоваться
шаблонами и трафаретами.
Каждая деятельность включает объяснение материала, но основное время
отводится практической работе. В начале обучения проводиться индивидуальная
работа. Особое внимание уделяется рабочему месту, освещённости помещения,
правилам безопасности труда.
Работа в кружке положительно сказывается на взаимоотношениях между детьми,
они учатся помогать друг другу, дарить подарки, сделанные своими руками. Это
доставляет им радость, это полезное и увлекательное занятие для будущих
школьников.
Вышивание требует участие обеих рук, что дает возможность ориентироваться в
понятиях вправо-влево, вверх-вниз, лицевая - изнаночная. Обучение показывает
эффективность этого труда, приносит пользу к концу учебного года, кисти, пальцев
становятся более ловкими, точными.
Цель
: Познакомить старших дошкольников с доступным их возрасту видом
художественного труда – вышиванием.
Задачи:
♦ Познакомить детей с народными промыслами, с материалами и инструментами
для вышивания.
♦ Закрепить знания о технике безопасности при работе с иголкой и ножницами.
♦ Освоить приёмы вдевания нитки в иголку, завязывание узелка. Освоить приёмы
шва «вперёд иголка»
♦ Развивать тактильное ощущение, моторику пальцев.
♦ Воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение, внимание.
Первый этап : Предполагает изучение литературы и опыта по данной проблеме.
Второй этап: Определение цели, задач, принципов работы.
Третий этап: Подражания и творчества. Определение содержания работы.
Предполагает совместную с воспитателем деятельность и наличие образца для
подражания и контроля качества. От детей требуется максимальная точность
повторения рисунка. Подражая взрослому, ребенок приобретает сначала первые
умения. Они еще непрочные и быстро забываются, если нет повторения. Только в
результате многократных упражнений совершенствуется навык освоения шва.
Планомерный и систематический показ, правильное выполнение шва, в конечном
счете, приводит к самостоятельности, и придает уверенности в собственных силах.
Так создаются предпосылки к творчеству, самостоятельной поисковой
деятельности на всех стадиях изготовления вышивки. Первоначальное творчество
проявляется в выборе рисунка для вышивки, эксперимент с цветом: подбор
сочетаний по предложенным образцам
Четвертый этап: анализ полученных результатов детей.
Техническое оснащение:
1. Картон.
2. Нитки катушечные цветные (основные и оттеночные).
3. Иглы (на каждого ребенка).
4. Ножницы с тупыми концами (на каждого ребенка).
5. Пяльцы пластмассовые (на каждого ребенка).
7.Нитки мулине
8. Карандаши (на каждого ребенка) простые.
9. Копировальная бумага (на каждого ребенка).
10. Ткань белая хлопчатобумажная, размер 20/20 см.
Предполагаемый результат
: К концу реализации проекта ожидается процентное
увеличение числа воспитанников с хорошо развитой мелкой моторикой.
Работа с родителями:
‒ вовлечь родителей в совместную педагогическую деятельность, направленную на
развитие мелкой моторики дошкольников.
‒ распространять среди родителей педагогические знания о значении занятий
вышиванием для детей.
‒
приобщить родителей к деятельности рукоделием, подбору иллюстративного
материала.
Тематический план
Сентябрь
1-2 неделя
Беседа по ознакомлению с видами вышивки - познакомить детей с народными
промыслами, развивать любовь к прекрасному, показать красоту вышитых изделий.
(Образцы вышивки)
Сентябрь
3-4 неделя
Ознакомление
с
видами
ниток
и
иголок.
Познакомить
с
материалами,
инструментами и их назначением для вышивки - закрепить знания о свойствах
материалов.( Наборы игл для вышивания)
Беседа по технике безопасности - закрепить правила пользования ножницами,
полученные ранее, познакомить с правилами пользования иголкой. (Наборы игл,
ножницы, игольница.)
Работа со шнуровкой - упражнять в умении вдевать шнурки в дырочки, развивать
мелкую моторику, усидчивость. Игра «шнуровка»
Ноябрь
1-2 неделя
«Уроки иголочки» - освоить приём вдевать нитку в иголку, завязывать узелок .
(Иголки, разноцветные нитки, игольница, ножницы.)
«Разноцветные дорожки» Вышивание швом «вперёд иголка» на картоне - учить
вышивать швом «вперёд иголка» на картоне. Закрепить правила безопасности при
работе
с
иголкой.
Иголки
для
каждого
ребёнка,
нитки,
игольница,
картон
с
отверстиями для каждого ребёнка
Ноябрь – декабрь
3-4 неделя
Вышивание
швом
«вперёд
иголка»
на
ткане
-
учить
вышивать
швом
«вперёд
иголка» - закрепить правила безопасности при работе с иголкой, учить работать не
спеша, подбирать красивое сочетание ниток. Иголки для каждого, пяльцы, ткань с
нарисованным рисунком)
Итог. Наша выставка» – выставка детских работ.
Показать результаты работ, чему научились, как владеют иглой, умеют подбирать
нить по цвету, порадовать родителей своими успехами.(конец года)
результаты анкетирования показали, что все родители увидели положительный
опыт в обучении детей вышиванию..По мнению родителей, дети стали аккуратнее,
организованнее, более самостоятельными и усидчивыми, стараются довести
начатое дело до конца.
Список литературы:
1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /В.И.Логинова,
Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.; Под ред. Т.И.Б
2. Максимова М.В. Вышивка. Первые шаги. - Москва: З.А.О. издательство Эксмо,
1997. - 96с.