Автор: Садовская Антонина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №385
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Комплекс упражнений для формирования связной речи дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Содержание работы по развитию связной речи детей при обучении
рассказыванию по сюжетной картине
Связную речь детей мы развиваем на занятиях в ходе упражнений по
ситуационным
и
сюжетным
картинкам
и
упражнений
к
описанию
предметов, на составление высказываний по демонстрируемым действиям.
Серия упражнений 1.
Цель: формировать умение определять основную тему будущего
рассказа,
отвечать
на
вопрос
развернуто,
полным
ответом;
учить
пересказывать текст, который составлен из 3-4 предложений, опираясь на
наглядные изображения.
Воспитатель читает детям рассказ:
Лиза и Рома пришли в игровую комнату. Рома взял конструктор. Лиза
взяла куколку Соню. Рома стал строить домик. Лиза надевала на куклу Соню
туфельки. Ребята играли.
Беседа по рассказу: вопросы
Кто пришел в игровую комнату? – Куда пришли ребята? – Какую
игрушку взял Рома? – Какую игрушку взяла Лиза? – Что строил Рома? – На
кого Лиза надевала туфельки?
1.
Анализируем предложения для определения его добавления в
рассказ:
Воспитатель
называет
предложение
и
дает
детям
возможность
подумать, подойдет оно к данному рассказу или нет.
Лиза смотрела в окно. Рома очень долго сидел за столом во время завтрака.
Рома искал колеса. Бабушка связала Лизе варежки. У Ромы дома попугайчик.
Лиза утром гуляла с собакой. Роме нравится играть конструктором и
роботами.
2.
Распределение предложений в правильном порядке:
Воспитатель называет предложения парами и просит детей определить
их последовательность – что в рассказе следует раньше, а что потом.
Лиза взяла куколку. – Лиза пришла в игровую комнату. Лиза надевала
на куколку туфельки. – Лиза взяла куколку. Рома взял конструктор. – Рома
собирал домик.
Пары предложений дети проговаривают самостоятельно.
3.
Определение в рассказе основных глаголов и установление их
последовательности:
Воспитатель просит детей назвать такие слова из рассказа, которые
обозначают название действий (пришли, взял, взяла, строил, надевала,
играли), и после, назвать действие, которое происходило раньше и которое
позже:
Надевала – пришли – взял – строил; играли – пришли – надевала –
взяла.
4.
Полный пересказ рассказа с использованием картинки или по
памяти.
Серия упражнений 2.
Цель: формировать умение детей отвечать полно, развернуто на вопрос
– предложением из 3-4 слов; учить пересказывать текст, который составлен
из 4 предложений.
Воспитатель читает детям рассказ. При чтении, имена действующих
лиц меняет на имена ребят из группы:
Ульяна, Макар и Дима помогают прибирать на участке. Ульяна
собирает сухие цветы. Макар ищет камни. Дима ищет и собирает в мешок
мусор.
Беседа по рассказу: вопросы
Что собирала Ульяна? – Что делала Ульяна? – Что делал Макар? – Во
что Дима собирал мусор? – Что делали все ребята?
Воспитатель следит за тем, чтобы дети называли сразу нужный глагол,
а не повторяли слово делал.
1.
Подбираем слова: воспитатель, наводящими вопросами или
показывая нужный жест, при этом не называя объекты, добивается
активизации словарного запаса детей.
- Ульяна собирала сухие цветы? А что еще можно собирать на
участке? (траву, листья, ветки, игрушки и подобное)
- Макар искал камни. Что еще можно искать на участке? (игрушки,
палки, куски земли и подобное)
- Что можно собирать в мешок? (коробки, фантики, трубочки,
бумажки и другое).
2.
Меняем действие в предложении.
Воспитатель
читает
такие
предложения,
в
которых
глаголы
употреблены неверно и предупреждает, что в предложениях возможны
ошибки.
Конфеты растут в цветах. Горка лежит в мешке. Макар поливает мусор.
В песочнице играют камнями.
3.
Анализируем предложения для определения его добавления в
рассказ:
Ульяна взяла с собой перчатки. Дима строил замок из песка. Макар
бросал яблоки. Дима поливал песок. Ульяна бегала босиком.
4.
Воспроизводим рассказ целиком с использованием картинки или по
памяти.
Серия упражнений 3.
Цель: формировать умение детей отвечать на вопрос полной фразой,
составляя ее соответственно порядку слов в вопросе; учить соединять
небольшие фразы в рассказик из нескольких предложений, опираясь на
действительные объекты и действия.
Дети смотрят за выполнением двумя ребятами действий, которые
заранее проговорил с ними воспитатель.
Беседа по увиденному: вопросы
Вика и Никита куда зашли? – Никита открыл что? – Что Никита достал
из шкафа? – Что Никита надевал? – А Вика что открыла? – Что Вика достала
из шкафа? – Вика что надела? И другие подобные вопросы по увиденному
детьми действию.
1.
По просмотренному действию составляем рассказ:
Воспитатель
просит
детей
вспомнить
то,
что
они
видели
в
представлении, какие вопросы им задавали. После повтора основных
вопросов, воспитатель предлагает составить рассказ детям.
Например:
Вика и Никита пришли в раздевалку. Никита раскрыл шкафчик и
вытащил кофту и штаны. Никита натянул штаны и надел кофту,
застегнув на ней замок. Вика тоже раскрыла свой шкаф и вытащила
колготки. Вика надела колготки. Ребята одевались на улицу гулять.
2.
Предлагаем предложения для добавления в рассказ или исключения
из него.
Никита надел новую кофту. У Вики есть белые носки.
Вика встала у окна. Никита выпил стакан воды.
Никита сидел около двери. Вика завязала шнурок на кофте. Никита
снял рубашку. И другие подобные варианты предложений.
3.
Словарная работа: подбираем слова:
- Застёгивать можно что? (шнуровать, завязывать)
- Одевать можно кого? (надевать – на кого- то, поддевать – под что-то)
4. Выделяем опорные слова и по ним воспроизводим рассказ:
Зашли – раскрыл – достал – надел – застегнул – раскрыла – вытащила –
надела.
4.
Включение предложения, которое связано с предыдущим логически:
Никита раскрыл шкафчик… Вика вытащила колготки… Вика и Никита
пришли в раздевалку… Никита надел кофту…
Серия упражнений 4.
Цель: формировать у детей умение составлять фразу из 4-6 слов,
отвечая полно на вопросы воспитателя; учить пересказывать небольшой
текст, для чего наглядной опорой служат действия с предметными
картинками на доске.
Воспитатель читает детям рассказ «Почтальон»:
У Светы мама работает на почте почтальоном. Она разносит почту
в почтовой сумке. Света днем учится в школе, а вечером вместе с мамой
раскладывает вечернюю почту в почтовые ящики. Люди получают письма,
читают газеты и журналы. Профессия Светиной мамы очень нужна всем.
Беседа по рассказу: вопросы
Где работает мама Светы? – Что мама Светы делает на работе? – Где
учится Света? – Как Света помогает маме? – Куда кладут почту мама и
Света? – Что получают люди по почте?
1.
Анализируем предложения для определения его добавления в
рассказ:
Воспитатель
называет
предложение
и
дает
детям
возможность
подумать, подойдет оно к данному рассказу или нет:
Мама Светы на работу берет с собой собаку. В почтовой сумке у мамы
хлеб и молоко. Света учится отлично. У Светы есть старший брат. Света
надевает сапожки и берет зонтик.
2.
Подбор объектов к словам-определениям:
про кого можно сказать:
- добрая, умная, светленькая, большеглазая, маленькая?
- взрослая, добродушная, красивая, ответственная, заботливая?
3.
Подбор действий к их субъектам:
Воспитатель помогает детям жестом, мимикой или подсказывающим
словом при подборе действия, добиваясь этим того, чтобы дети сами
называли слова в предложении.
- Что может делать почтальон? (разносить письма, газеты, журналы,
проверять марки, собирать письма)
- Что может делать мама? (готовить, ходить в магазин, прибирать,
работать)
- Что может делать Света? (учиться, играть, танцевать, помогать)
- Кто может получать письма? (мамы, папы, друзья)
- Какие еще профессии бывают у мам? (учитель, бухгалтер, энергетик,
инженер и другие)
4.
Пересказываем рассказ по опорным картинкам на доске.
Серия упражнений 5.
Цель: формировать у детей умение точно отвечать на вопросы
воспитателя, составляя фразу из 4-6 слов, учить пересказывать небольшой
текст.
Воспитатель читает рассказ «Муравей и голубка»:
Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его
и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела – муравей тонет – и
бросила ему ветку в ручей. Муравей сел не ветку и спасся. Потом охотник
расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику
и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и
улетела.
Беседа по рассказу:
О ком этот рассказ? – Что произошло с муравьем? – Кто пришел на
помощь муравью? – Что сделал муравей? – Кто пришел голубке на помощь?
– Что произошло с охотником? – А что сделала голубка?
1.
Словарная работа
Воспитатель поясняет значение слова вспорхнула, захлестнула.
Когда можно сказать захлестнула? Что может захлестнуть?
2.
Подбор действий:
- Что может делать муравей? (собирать листву, находить еду, строить
муравейник)
- Что может делать голубка? (летать, клевать, вить гнездо)
- Что может делать охотник? (охотиться, стрелять, бежать)
3.
Выбор из рассказа слов которые обозначают действие и
воспроизведение по ним предложений.
Воспитатель просит детей вспомнить те слова из рассказа, которые
обозначают действия и составить с ними предложения: спустился – напиться
– захлестнула – увидела – тонет – бросила – спасся – расставил – захлопнуть
– укусил – уронил – улетела.
4.
Установление порядка действия в рассказе и составление двух
предложений, связанных логически.
Воспитатель просит детей определить порядок действий в рассказе:
какое событие произошло раньше, какое позже. Затем восстановить
предложения, расположив в правильном порядке:
Увидела, захлопнуть, улетела, спустился, бросила, уронил, напиться,
улетела, спасся, тонет.
5.
Дополнение прочитанного воспитателем предложения, другим,
которое с ним логически связано: Муравей спустился к ручью. Муравей…
Голубка несла ветку. Голубка…
6.
Пересказ рассказа по памяти.