Напоминание

Комплекс упражнений для формирования связной речи дошкольников


Автор: Садовская Антонина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №385
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Комплекс упражнений для формирования связной речи дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Содержание работы по развитию связной речи детей при обучении

рассказыванию по сюжетной картине

Связную речь детей мы развиваем на занятиях в ходе упражнений по

ситуационным

и

сюжетным

картинкам

и

упражнений

к

описанию

предметов, на составление высказываний по демонстрируемым действиям.

Серия упражнений 1.

Цель: формировать умение определять основную тему будущего

рассказа,

отвечать

на

вопрос

развернуто,

полным

ответом;

учить

пересказывать текст, который составлен из 3-4 предложений, опираясь на

наглядные изображения.

Воспитатель читает детям рассказ:

Лиза и Рома пришли в игровую комнату. Рома взял конструктор. Лиза

взяла куколку Соню. Рома стал строить домик. Лиза надевала на куклу Соню

туфельки. Ребята играли.

Беседа по рассказу: вопросы

Кто пришел в игровую комнату? – Куда пришли ребята? – Какую

игрушку взял Рома? – Какую игрушку взяла Лиза? – Что строил Рома? – На

кого Лиза надевала туфельки?

1.

Анализируем предложения для определения его добавления в

рассказ:

Воспитатель

называет

предложение

и

дает

детям

возможность

подумать, подойдет оно к данному рассказу или нет.

Лиза смотрела в окно. Рома очень долго сидел за столом во время завтрака.

Рома искал колеса. Бабушка связала Лизе варежки. У Ромы дома попугайчик.

Лиза утром гуляла с собакой. Роме нравится играть конструктором и

роботами.

2.

Распределение предложений в правильном порядке:

Воспитатель называет предложения парами и просит детей определить

их последовательность – что в рассказе следует раньше, а что потом.

Лиза взяла куколку. – Лиза пришла в игровую комнату. Лиза надевала

на куколку туфельки. – Лиза взяла куколку. Рома взял конструктор. – Рома

собирал домик.

Пары предложений дети проговаривают самостоятельно.

3.

Определение в рассказе основных глаголов и установление их

последовательности:

Воспитатель просит детей назвать такие слова из рассказа, которые

обозначают название действий (пришли, взял, взяла, строил, надевала,

играли), и после, назвать действие, которое происходило раньше и которое

позже:

Надевала – пришли – взял – строил; играли – пришли – надевала –

взяла.

4.

Полный пересказ рассказа с использованием картинки или по

памяти.

Серия упражнений 2.

Цель: формировать умение детей отвечать полно, развернуто на вопрос

– предложением из 3-4 слов; учить пересказывать текст, который составлен

из 4 предложений.

Воспитатель читает детям рассказ. При чтении, имена действующих

лиц меняет на имена ребят из группы:

Ульяна, Макар и Дима помогают прибирать на участке. Ульяна

собирает сухие цветы. Макар ищет камни. Дима ищет и собирает в мешок

мусор.

Беседа по рассказу: вопросы

Что собирала Ульяна? – Что делала Ульяна? – Что делал Макар? – Во

что Дима собирал мусор? – Что делали все ребята?

Воспитатель следит за тем, чтобы дети называли сразу нужный глагол,

а не повторяли слово делал.

1.

Подбираем слова: воспитатель, наводящими вопросами или

показывая нужный жест, при этом не называя объекты, добивается

активизации словарного запаса детей.

- Ульяна собирала сухие цветы? А что еще можно собирать на

участке? (траву, листья, ветки, игрушки и подобное)

- Макар искал камни. Что еще можно искать на участке? (игрушки,

палки, куски земли и подобное)

- Что можно собирать в мешок? (коробки, фантики, трубочки,

бумажки и другое).

2.

Меняем действие в предложении.

Воспитатель

читает

такие

предложения,

в

которых

глаголы

употреблены неверно и предупреждает, что в предложениях возможны

ошибки.

Конфеты растут в цветах. Горка лежит в мешке. Макар поливает мусор.

В песочнице играют камнями.

3.

Анализируем предложения для определения его добавления в

рассказ:

Ульяна взяла с собой перчатки. Дима строил замок из песка. Макар

бросал яблоки. Дима поливал песок. Ульяна бегала босиком.

4.

Воспроизводим рассказ целиком с использованием картинки или по

памяти.

Серия упражнений 3.

Цель: формировать умение детей отвечать на вопрос полной фразой,

составляя ее соответственно порядку слов в вопросе; учить соединять

небольшие фразы в рассказик из нескольких предложений, опираясь на

действительные объекты и действия.

Дети смотрят за выполнением двумя ребятами действий, которые

заранее проговорил с ними воспитатель.

Беседа по увиденному: вопросы

Вика и Никита куда зашли? – Никита открыл что? – Что Никита достал

из шкафа? – Что Никита надевал? – А Вика что открыла? – Что Вика достала

из шкафа? – Вика что надела? И другие подобные вопросы по увиденному

детьми действию.

1.

По просмотренному действию составляем рассказ:

Воспитатель

просит

детей

вспомнить

то,

что

они

видели

в

представлении, какие вопросы им задавали. После повтора основных

вопросов, воспитатель предлагает составить рассказ детям.

Например:

Вика и Никита пришли в раздевалку. Никита раскрыл шкафчик и

вытащил кофту и штаны. Никита натянул штаны и надел кофту,

застегнув на ней замок. Вика тоже раскрыла свой шкаф и вытащила

колготки. Вика надела колготки. Ребята одевались на улицу гулять.

2.

Предлагаем предложения для добавления в рассказ или исключения

из него.

Никита надел новую кофту. У Вики есть белые носки.

Вика встала у окна. Никита выпил стакан воды.

Никита сидел около двери. Вика завязала шнурок на кофте. Никита

снял рубашку. И другие подобные варианты предложений.

3.

Словарная работа: подбираем слова:

- Застёгивать можно что? (шнуровать, завязывать)

- Одевать можно кого? (надевать – на кого- то, поддевать – под что-то)

4. Выделяем опорные слова и по ним воспроизводим рассказ:

Зашли – раскрыл – достал – надел – застегнул – раскрыла – вытащила –

надела.

4.

Включение предложения, которое связано с предыдущим логически:

Никита раскрыл шкафчик… Вика вытащила колготки… Вика и Никита

пришли в раздевалку… Никита надел кофту…

Серия упражнений 4.

Цель: формировать у детей умение составлять фразу из 4-6 слов,

отвечая полно на вопросы воспитателя; учить пересказывать небольшой

текст, для чего наглядной опорой служат действия с предметными

картинками на доске.

Воспитатель читает детям рассказ «Почтальон»:

У Светы мама работает на почте почтальоном. Она разносит почту

в почтовой сумке. Света днем учится в школе, а вечером вместе с мамой

раскладывает вечернюю почту в почтовые ящики. Люди получают письма,

читают газеты и журналы. Профессия Светиной мамы очень нужна всем.

Беседа по рассказу: вопросы

Где работает мама Светы? – Что мама Светы делает на работе? – Где

учится Света? – Как Света помогает маме? – Куда кладут почту мама и

Света? – Что получают люди по почте?

1.

Анализируем предложения для определения его добавления в

рассказ:

Воспитатель

называет

предложение

и

дает

детям

возможность

подумать, подойдет оно к данному рассказу или нет:

Мама Светы на работу берет с собой собаку. В почтовой сумке у мамы

хлеб и молоко. Света учится отлично. У Светы есть старший брат. Света

надевает сапожки и берет зонтик.

2.

Подбор объектов к словам-определениям:

про кого можно сказать:

- добрая, умная, светленькая, большеглазая, маленькая?

- взрослая, добродушная, красивая, ответственная, заботливая?

3.

Подбор действий к их субъектам:

Воспитатель помогает детям жестом, мимикой или подсказывающим

словом при подборе действия, добиваясь этим того, чтобы дети сами

называли слова в предложении.

- Что может делать почтальон? (разносить письма, газеты, журналы,

проверять марки, собирать письма)

- Что может делать мама? (готовить, ходить в магазин, прибирать,

работать)

- Что может делать Света? (учиться, играть, танцевать, помогать)

- Кто может получать письма? (мамы, папы, друзья)

- Какие еще профессии бывают у мам? (учитель, бухгалтер, энергетик,

инженер и другие)

4.

Пересказываем рассказ по опорным картинкам на доске.

Серия упражнений 5.

Цель: формировать у детей умение точно отвечать на вопросы

воспитателя, составляя фразу из 4-6 слов, учить пересказывать небольшой

текст.

Воспитатель читает рассказ «Муравей и голубка»:

Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его

и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела – муравей тонет – и

бросила ему ветку в ручей. Муравей сел не ветку и спасся. Потом охотник

расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику

и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и

улетела.

Беседа по рассказу:

О ком этот рассказ? – Что произошло с муравьем? – Кто пришел на

помощь муравью? – Что сделал муравей? – Кто пришел голубке на помощь?

– Что произошло с охотником? – А что сделала голубка?

1.

Словарная работа

Воспитатель поясняет значение слова вспорхнула, захлестнула.

Когда можно сказать захлестнула? Что может захлестнуть?

2.

Подбор действий:

- Что может делать муравей? (собирать листву, находить еду, строить

муравейник)

- Что может делать голубка? (летать, клевать, вить гнездо)

- Что может делать охотник? (охотиться, стрелять, бежать)

3.

Выбор из рассказа слов которые обозначают действие и

воспроизведение по ним предложений.

Воспитатель просит детей вспомнить те слова из рассказа, которые

обозначают действия и составить с ними предложения: спустился – напиться

– захлестнула – увидела – тонет – бросила – спасся – расставил – захлопнуть

– укусил – уронил – улетела.

4.

Установление порядка действия в рассказе и составление двух

предложений, связанных логически.

Воспитатель просит детей определить порядок действий в рассказе:

какое событие произошло раньше, какое позже. Затем восстановить

предложения, расположив в правильном порядке:

Увидела, захлопнуть, улетела, спустился, бросила, уронил, напиться,

улетела, спасся, тонет.

5.

Дополнение прочитанного воспитателем предложения, другим,

которое с ним логически связано: Муравей спустился к ручью. Муравей…

Голубка несла ветку. Голубка…

6.

Пересказ рассказа по памяти.



В раздел образования