Напоминание

«Инновационные технологии в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ»


Автор: Кучаева Луиза Наримановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУС(К)Ш №18
Населённый пункт: г.Новый Уренгой
Наименование материала: статья
Тема: «Инновационные технологии в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ»
Раздел: среднее образование





Назад




ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОД НОВЫЙ УРЕНГОЙ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА № 18»

«Инновационные технологии в коррекционной

работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ»

Выполнила

Кучаева Луиза Наримановна,

учитель-логопед

квалификационная категория: первая

Одним из направлений специальной педагогики является создание

единой

системы

коррекционной

помощи

обучающимся

с

особыми

образовательными возможностями. Как правило, обучающиеся нашей школы

имеют комбинированные дефекты, которые выражаются не только в

нарушении интеллекта, но и сочетаются с нарушениями речи, вследствие

алалии и детского аутизма. С каждым годом число детей, имеющих речевые

нарушения,

неуклонно

растет.

При

этом

дефекты

речи

зачастую

сопровождаются нарушениями в эмоционально-волевой сфере. В связи с

этим перед педагогом стоит трудная задача найти новый подход к обучению

и воспитанию ребенка в гармонично развитую личность. Но всякое ли

обучение способно заглянуть в будущее, помочь ребенку ориентироваться в

постоянно меняющихся жизненных обстоятельствах?

Традиционный информационный метод обучения не стимулирует в

достаточной мере развитие познавательных процессов и способностей.

Поэтому в работе с детьми, имеющими речевые нарушения необходимо

использовать сочетание различных способов обучения с привлечением

дополнительных источников положительной мотивации. К ним можно

отнести:

внешние стимулы (новизна);

тайну, сюрприз; мотив помощи;

познавательный мотив (почему так?);

ситуацию выбора;

биологические и социальные потребности (например, потребность

в еде, общении, поощрении и др.);

утилитарный мотив (мне это нужно).

Эффективной технологией в оказании помощи этим детям являются

методы театральной педагогики. Это наиболее эффективное средство для

создания речевого поля, вовлечение детей в активное общение со

сверстниками и взрослыми. Использование методов театральной педагогики

способствуют развитию речи и коммуникативных навыков, так как дети

активно и с большим удовольствием включаются в ролевую игру. Через

ролевое участие они усваивают содержание произведения, и это позволяет

педагогу в игровой форме развивать у обучающихся речь, познавательные

процессы, формировать коммуникативные навыки. В процессе работы над

ролью, развиваются невербальные средства коммуникации, моторика,

пластика, что очень важно в коррекционно – развивающей работе с

данными детьми.

Использование методов театральной педагогики позволяет обеспечить

междисциплинарное взаимодействие всех педагогов: учителей, учителя-

логопеда,

учителя-предметника,

педагога-психолога,

воспитателей.

Объединение усилий всех специалистов значительно повышает эффект

коррекционно-развивающей

работы,

позволяет

создать

психологически

комфортную обстановку для обучающихся.

Таким образом, методы театральной педагогики помогают специалистам

сконструировать

единый

комплекс,

нацеленный

на

развитие

речи,

активизацию познавательной деятельности, а также обучение чтению и

письму с учетом индивидуальных возможностей. Занятия планируются с

учетом необходимости многократного повторения того или иного материала,

постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных

умений. Здесь педагогу не приходится волноваться по поводу того, что у

детей произойдёт угасание мотивации. Так как театрализация для детей

всегда является той деятельностью, которая постоянно поддерживает их

интерес, школьники могут многократно возвращаться к повторению того или

иного материала в игровой форме. По мере обучения, в зависимости от

индивидуальных возможностей обучающихся, темп прохождения материала

замедляется

или

увеличивается,

что

может

быть

предусмотрено

применительно к конкретному ребенку или подгруппе детей.

Таким образом, методы театральной педагогики являются эффективным

средством развития психики ребёнка, значительно повышают мотивацию на

речевое общение, благоприятно влияют на формирование коммуникативных

навыков.

Сочетание различных мотивов в работе можно успешно решить с

помощью

проектной

деятельности.

Оптимальным

средством,

воздействующим на развитие ребенка, является такой вид деятельности как

творческая игра или игра-театрализация.

Игровые технологии являются неотъемлемой частью обучения и

воспитания, средством комплексного воздействия на ребенка. С этой целью

на логопедических занятиях и во внеурочное время используется материал

для улучшения навыков чтения и письма. Используя методы игровых

технологий, на логопедических занятиях создается «речевое поле», где детям

обеспечивается активное общение не только с помощью вербальных средств,

но и с помощью мимики, жестов, движений.

Это в свою очередь, благоприятно влияет на:

освоение программного материала, развитие речи и коррекцию её

нарушений;

на коррекцию эмоциональной сферы, поведения и формирования

навыков нравственных представлений умственно отсталых детей,

собранности, образного мышления, умения фантазировать, воображать,

быть активными;

проявлять выдумку и самостоятельность – что, конечно же, пригодится

им в дальнейшей жизни.

Использование на уроках импровизированной игры, как показывает

практика, делают занятия более наглядными и практическими; помогают

увлечь

обучающихся,

и

тогда

пассивные

слушатели

включаются

в

творческую учебную деятельность.

Одной из современных технологий можно назвать Проектную

деятельность. Проектная деятельность позволяет детям с ограниченными

возможностями накапливать опыт таких ситуаций, какие в реальной жизни

им не встречались, опыт чувств и эмоций, опыт сопереживания, сочувствия,

сотворчества, помогает в получении качественной успеваемости по письму и

чтению.

Большое значение в нравственном воспитании детей имеют детские

литературные произведения, а в частности сказки. Знакомясь со сказками,

ребёнок познаёт мир добра и зла. Пересказывая произведение, учится ясно,

последовательно излагать свою мысль. Формируется связная диалогическая

речь, интонационная выразительность. Для детей с ОВЗ, как правило,

имеющих ограничения контактов с миром, важно не только овладение

академическими знаниями, умениями и навыками, но и развитие жизненного

опыта.

В

силу

своего

заболевания

ребёнок

требует

особого

вида

социализации. Ребёнку необходимо дать понятие — что такое жизнь, как

налаживается контакт с социумом. В процессе работы над проектом

формируются личностные отношения – это взаимопомощь, забота, чувство

товарищества. Дети учатся общению со здоровыми сверстниками, учатся как

себя вести. Это позволяет им быть приспособленными к окружающему миру,

стать более активными, независимыми.

Инновационные технологии — это система методов, способов, приёмов

обучения,

воспитательных

средств,

направленных

на

достижение

позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном

развитии

ребёнка

в

современных

социокультурных

условиях.

Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и

обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают

прогрессивные

креативные

технологии

и

стереотипные

элементы

образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической

деятельности.



В раздел образования