Автор: Зубарева Мария Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Шошинский детский сад
Населённый пункт: село Шошино, Минусинский район Красноярский край
Наименование материала: Научно-исследовательский проект "Природа вокруг нас"
Тема: "Пчелы"
Раздел: дошкольное образование
Министерство образования Красноярского края
Управление образования администрации Минусинского района
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Шошинский детский сад
Научно – исследовательский проект
Направление: Природа вокруг нас
Тема: «Пчелы»
МКДОУ Шошинский детский сад
Грубер Алексей
Старшая группа
Руководитель: Зубарева М.А.
2020г.
1
Содержание:
1.
Введение………………………………………………………… 3-4 стр.
2.
Основное содержание………………………………………….. 4-6 стр.
3.
Практическая часть…………………………………………….. 7-9 стр.
4.
Практическое применение…………………………………….. 9-11 стр.
5.
Наше творчество………………………………………………...12-13 стр.
6.
Заключение……………………………………………………... 14стр.
7.
Литература……………………………………………………… 15 стр.
1.
Актуальность проблемы:
2
Когда Леша впервые услышал песню «Ты пчела я пчеловод», он очень
заинтересовался пчелами. У него возникло множество вопросов: «Нужны ли
пчёлы? Пользу или вред они приносят? Как устроена их жизнь? И как же у
них получается очень вкусный и полезный мёд?» Так у Леши появилось
желание исследовать тайный мир этих трудолюбивых насекомых и
поделиться с друзьями.
Гипотеза:
Если я узнаю, что роль пчелы в природе очень велика, а продукты
пчеловодства находят широкое применение, расскажу другим, чтобы не
допустить исчезновения пчёл.
Цель: создание социальной ситуации развития детей, посредством
исследования окружающего мира в процессе реализации
образовательного проекта «Пчёлы»
Задачи проектной деятельности:
- формировать у детей элементарные представления о пчелах их строении,
способах передвижения; расширить представление о том, что пчелы
собирают цветочный нектар, из которого делают мед
- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о пчелах (улей,
дупло, соты, нектар, пчеловод) учить подбирать слова, обозначающие
вкусовые качества меда;
- воспитывать бережное отношение ко всему живому, развивать
эмоциональную отзывчивость;
- способствовать развитию познавательной активности в процессе
реализации проекта, развивать воображение и творческие способности детей;
- развивать коммуникативные навыки, формировать навыки
исследовательской деятельности.
Объект исследования: пчела
Предмет исследования: мед
Методы исследования:
1. Наблюдения. Сравнения.
2. Изучение литературы.
3. Поиск материалов в интернете.
4. Проведение опытов.
5. Творческая деятельность.
6. Выводы.
3
Предполагаемый результат:
Развитие у детей коммуникативных навыков, расширение кругозора и
экологических представлений во время реализации проекта. Проявление у
детей ярко выраженного интереса к объектам природы, насекомым-пчелам.
1.
Основное содержание
Свою исследовательскую работу мы начали с ответов на проблемные
вопросы:
Кто такие пчёлы?
Какое строение пчелы?
Почему пчелы живут в ульях?
По каким законам живет пчелиная семья?
Что такое мед, как пчелы делают мед и какими свойствами он обладает?
Где находит применение этот «эликсир»?
Пчелки – это такие полосатые, жужжащие насекомые, которые живут во
всех уголках планеты кроме Антарктиды. У пчелки очень красивое
полосатое тельце желто-черного окраса, голова, грудь и брюшко. Оно
покрыто маленькими волосками. На голове у нее два больших и три
маленьких глаза. У пчелы есть крылышки и удлиненный хоботок-носик. С
его помощью пчела высасывает c растений нектар, который потом
превращает во вкусный и полезный мед. Из воска, который выделяется у
пчел на брюшке, они строят соты - большие пластины с ячейками. В одних
ячейках пчелы хранят мед и пыльцу, в других находятся пчелиные яйца или
личинки.
Пчелки очень любят нектар и пыльцу растений. Еще растения отдают
пчелам энергию и питательные вещества.
Пчелки живут в своих домиках большими семьями. У них даже есть царица-
мать, она все время откладывает яйца, из которых выводятся маленькие
пчелки. Еще есть рабочие пчелы, которые летают за нектаром, кормят детей
и защищают жилище. Пчелки-строители лепят новые соты, пчелы – няни
ухаживают за маткой и личинками. В каждой пчелиной семье есть трутни,
это такие неуклюжие, толстые пчелы, у которых нет жала, поэтому они не
жалят. С помощью родителей и воспитателя я узнал, что пчелки умеют
разговаривать. Только говорят они не голосом, а танцем. Рабочая пчела
рассказывает другим пчелам, где есть много хороших цветов.
Дикие пчелы строят себе домики, где им вздумается: в земле, в дуплах, даже
под крышами домов. Но когда люди заметили, что у пчел не только вкусный,
но и очень полезный мед, они построили для пчел ульи.
4
Пчелы все время трудятся, запасают мед. Этим медом они кормятся всю
зиму. Они запасают его так много, что люди могут его брать, а пчелкам все
равно хватит.
Пчелы приносят большую пользу людям. Они опыляют растения. Кроме
меда, пчелы делают воск и прополис, который помогает заживлению ран.
Даже пчелиный яд применяют в медицине как лекарство от многих болезней.
5
6
2.
Практическая часть
Опыты и эксперименты:
Опыт № 1 «Салфетка»
Материал: мед, салфетка, ложка.
Ход: Капнуть ложку меда на салфетку и подождать 1-2 минуты – если есть
водянистое пятно вокруг капли на салфетке – это не мед.
Вывод: мёд на салфетке не растекается, значит, мед настоящий.
Опыт № 2 «Медовый стакан»
Материал: стакан с водой, мед, ложка.
Ход: Размешиваем мед в стакане с водой – если нет осадков – настоящий
мед.
7
Вывод: мёд в воде растаял, без осадков.
Опыт № 3 «Память меда»
Материал: глубокая тарелка, вода, мед.
Ход: В тарелку по середине помещаем ложку меда, заливаем простой
холодной водой, через 10-15 секунд – можно будет увидеть рисунок – соты,
откуда взяли мед. (память меда)
Вывод: когда в глубокую чашку положили ложку мёда и добавили холодной
воды, через небольшое время появился интересный рисунок, форма сот, но
его видно при определённом свете. Интересный этот опыт.
8
Проделав опыты с мёдом, пришли к выводу, что мёд самый настоящий у
папы Кирилла. И мы теперь знаем, как можно проверить мёд.
Практическое применение: Леша с мамой готовят медовый торт
9
10
Леша готовит себе чай с медом
11
Наше творчество
12
13
Подводя итог своего исследования, можно сказать, что пчелы дают людям
и животным очень полезные продукты. Которые пользуются большим
спросом в быту и в медицине. Еще, жизнь многих растений, очень тесно
связана с жизнью насекомых-опылителей-пчел. Без них многие растения
погибнут. Исчезновение пчел приведет к гибели многих растений.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась: Леша узнал много нового
интересного о пчёлах, какую роль в природе имеет пчела, какую пользу
приносит человеку. Поэтому сегодня наша задача состоит в том, чтобы не
допустить исчезновения пчёл. Важно всё, что узнал Леша рассказать другим.
А его исследования помогут ребятам шире узнать тайный мир пчёл.
14
Список литературы
1.
А.В. Суворин, А.Г. Болсуновский. Пчелы и пасека. Красноярское
книжное издательство 1990. 221с.
2.
В. Тихомиров. Большая энциклопедия пчеловода. Издательство АСТ
Москва 2018. 240с.
3.
Пчела медоносная. Энциклопедия - Издательство: Мир книги, 2005,
478 с.
15