Напоминание

КАК ПОДГОТОВИТЬ СОВРЕМЕННОГО РЕБЕНКА К ШКОЛЕ?


Авторы: Агашкина Татьяна Юрьевна, Сафронова Елена Владимировна
Должность: педагог-психолог,воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР
Населённый пункт: г.Барнаул,Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: КАК ПОДГОТОВИТЬ СОВРЕМЕННОГО РЕБЕНКА К ШКОЛЕ?
Раздел: дошкольное образование





Назад




КАК ПОДГОТОВИТЬ СОВРЕМЕННОГО РЕБЕНКА К ШКОЛЕ?

(из опыта работы)

Е.В. Сафронова, воспитатель,

Т.Ю. Агашкина, педагог-психолог -

специалисты высшей квалификационной категории

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - «Детский сад № 116»

г.Барнаул, Алтайского края

Неограниченное господство гаджетов, компьютеров вторглось в современную

семью, навязав ребенку монитор в качестве развлечения, общения и средства

обучения.

Еще с 1970 годов ученые забили тревогу о влиянии телеэкрана на здоровье

человека, прежде всего на деформацию в его сознании. В настоящее время

существует проблема взаимодействия монитора на психическое развитие и личность

ребенка.

Формирующаяся у ребенка психологическая зависимость от компьютера

отчуждает его от живого общения, вытесняет традиционную игру, в т.ч.

коллективную, ребенок уходит от творчества, появляются шаблонные приемы и

образы. Успешно владея мышью, у ребенка отсутствует навык владения ручкой и

карандашом (неверно держит, слабый нажим и т. д.) Ребенок подражает увиденному

на

экране,

теряет

способность

контролировать

свое

поведение,

возрастает

конфликтность, неуправляемость, страх, тревожность, застенчивость, агрессивность,

появляется дезадаптация в среде ДОУ.

К 5-ти годам эти нарушения становятся более заметными. Этот возраст

наиболее труден, так как приходится на период подготовки к школе и начало

обучения, когда от детей, как никогда требуется выполнение определенных норм и

правил: быть внимательным, усидчивым, уметь контролировать свое поведение,

внимательно слушать речь и точно выполнять словесные инструкции в указанной

последовательности,

участвовать

в

коллективной

деятельности,

проявлять

активность, самостоятельность, творчество, инициативу.

Поэтому возникла необходимость для создания инновационной системы

работы с детьми 5-7 лет по подготовке их к школе.

Цель: создать систему работы, направленной на формирование у детей

старшего дошкольного возраста произвольности и самоконтроля.

Задачи:

учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля

для работы с материалами и инструментами;

учить внимательно, слушать речь и точно выполнять словесные задания в

указанной последовательности;

воспитывать произвольное поведение путем развития личностных качеств:

самостоятельности, активности, творчества, выдержки, сосредоточенности;

воспитывать умение анализировать свою работу и работу товарищей;

развивать мелкую моторику рук;

развивать воображение, коммуникативные умения детей в процессе их

взаимодействия;

создавать положительный эмоциональный настрой и атмосферу принятия

каждого.

Предполагаемый результат:

у детей стабилизируется эмоциональное состояние;

появится контроль над двигательными и эмоциональными порывами;

снизятся

проявления

нежелательных

форм

поведения:

агрессивность,

тревожность, импульсивность, застенчивость;

сформируется

адекватная

самооценка,

наладятся

взаимоотношения

со

взрослыми и сверстниками;

разовьется мелкая моторика рук и творческие способности

(воображение);

сформируются специальные трудовые умения и навыки;

сформируются элементарные навыки учебной деятельности.

Коррекционно-развивающая деятельность предназначена для детей 5-7 лет.

Продолжительность работы – 2 года. Реализация этой работы шла в 2-х

направлениях.

Психологом была разработана программа «Сопровождение детей старшего

дошкольного

возраста

с

нарушениями

в

поведении»,

направленная

на

формирование у детей произвольности и самоконтроля. Данный материал был

отмечен:

-

золотой

медалью

на

всероссийском

заочном

конкурсе

«Призвание

воспитатель» в 2011г. ,

- дипломом «1 место» на городском конкурсе

«

Педагогический Олимп» в 2015г.

- золотой медалью на всероссийском очном конкурсе «Территория ФГОС» в

2018г.

На сегодняшний день существует большое количество теоретической и

методической

литературы,

касающейся

нарушений

в

поведении

детей.

Но

программы, объединяющей различные категории детей, с данной формой и

содержанием занятий не существует. В ней активно применяется комплексная

технология: занятия с элементами групповой психотерапии, психогимнастических,

тренинговых, телесно-ориентированных упражнений с включением творческих идей

и предложений самих детей.

Основные формы работы: коррекционно-развивающие занятия-игры, занятия-

путешествия, занятия-сказки, занятия-конкурсы, занятия в школу, включающие

игры и упражнения на развитие внимания и памяти, коммуникативных навыков,

моторики и координации движений, произвольности, на активизацию подкорковых

структур мозга, различные техники релаксации.

Коррекционно-развивающая работа воспитателя была осуществлена через

организацию кружков «Ниточка затейница» для детей старшей группы и «Королева

иголочка» для детей подготовительной группы, направленная на ориентацию

старших дошкольников, на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте

и развитие творческих задатков.

Художественный труд является одним из разнообразных эффективных средств

развития творческих способностей ребенка. Одним из видов художественного труда

можно считать работу с тканью и нитками (освоение простых приемов шитья,

вышивания).

Формы

проведения

занятий

кружка

различны:

предусмотрены

как

теоретические – рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ

воспитателем способа действия, так и практические занятия: подготовка и

проведение выставок детских и взрослых работ: «Дары осени», «Волшебная

иголочка», непосредственное вышивание изделий. Обсуждение и выбор рисунка для

вышивки, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.

Временной промежуток занятий вышивкой неограничен (от 10 до 30 минут).

Дети в любое время могут переключиться на другую деятельность. Во время

работы,

могут

беседовать,

делиться

впечатлениями.

Такая

гибкая

форма

организации деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности

детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками вышивания,

нахождение на определенном этапе работы и другие возможные факторы.

После реализации 1-го этапа было проведено диагностическое обследование

уровня развития психических процессов (Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко «Экспресс-

диагностика в детском саду». - М.: Генезис, 2016.)

Все показатели у детей имеют положительные изменения. Высокий уровень

выявлен по пяти показателям: восприятие и воображение – 14%, память – 57%,

мышление -43%, речь – 29%, уровень развития – выше среднего выявлен по

показателям: внимание, воображение и память – 43%, мышление и речь – 29%,

восприятие – 71%. Средний уровень развития по показателям: речь, воображение –

43%, мышление – 29%, внимание – 57%, восприятие – 14%. Низкий уровень

развития психических процессов не выявлен.

После реализации 2-го этапа коррекционно-развивающей деятельности

была проведена сравнительная диагностика. Выявлена положительная динамика.

Высокий уровень выявлен уже по всем показателям: восприятие-71%, внимание и

мышление – 43%, память-86%, речь-57%, воображение – 29%. Уровень развития

выше среднего выявлен по показателям: восприятие, речь -29%, воображение –

71%, внимание – 43%, мышление – 57%, память – 14%. Средний уровень развития

остался только по 2-м показателям: внимание и речь – 14%. Низкий уровень

развития

психических

процессов

не

выявлен.

Следовательно,

в

процессе

коррекционно-развивающей

деятельности

произошло

развитие

отстающих

психических процессов у детей с нарушениями в поведении.

Также:

повысился уровень эмоционального благополучия;

улучшился уровень коммуникативных способностей (86%);

появилось больше самостоятельности, инициативы, творчества;

дети дают оценку результатам своей деятельности и деятельности других

детей;

проявились положительные изменения в поведении (застенчивость,

агрессивность, импульсивность снизились до 14%- 29%);

улучшились моторные навыки;

воспитанники способны действовать по образцу, слышат и выполняют

инструкцию взрослого;

активно участвуют в выставках и конкурсах;

сформировалось позитивное отношение к школе;

43% детей показали высокий уровень готовности к школьному обучению

по Г.Ф.Кумариной, а 57% уровень готовности - выше среднего;

школьная зрелость по А.Керну–И. Ирасеку: 71%-«школьно-зрелые», 29%

- «средне-зрелые»;

заложена основа трудовой деятельности для дальнейшего знакомства

детей 1-го класса с художественным трудом (программа 1 класса начального

обучения строится на владении детьми определенными умениями и навыками, в том

числе – и вышивания).

Факты позволяют сделать вывод, что данная система работы является

эффективной для подготовки ребенка к школе и развития произвольности и

самоконтроля.

Таким образом, предложенный материал способствует развитию личности в

целом, его индивидуальности, самостоятельности, творчества, закладывает

основы успешного школьного обучения. А школа, как приемник дошкольной

ступени, не строит свою работу с «нуля», а «подхватывает» достижения ребенка-

дошкольника и развивает накопленный им потенциал.

Литература:

1.Новикова И.В. Обучение вышивки в д/с . – Издательство: Академия развития.

2010. – с.80

2.Крулехт М.В.Дошкольник и рукотворный мир. – СПб: Детство-Пресс, 2003. -

160с.

3.Программа «Художественный труд» // Вестник образования. – 2001.-№20.-с.44-

74.

4.Наревская

И.Н.,

Сабирова

Н.Г.,

Куранова

Н.А.,

НурмухаметоваН.С.Профилактика нарушений в поведении дошкольников – М.:

АРКТИ, 2009. – 80 с.

5.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми -

СПб.: Издательство «Речь», 2007. – 190 с.

6.Рябцева С.В., Спиридонова И.В. Формирование психологической готовности к

школе. Тренинговые занятия для детей старшего дошкольного возраста. - М.:

Издательство «Скрипторий 2011» – 80 с.

7.Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие

для психологов и педагогов. – 2-е изд., испр. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. –

144 С.



В раздел образования