Напоминание

Использование наглядного моделирования для формирования связной речи и заучивания стихотворений у детей с ОНР


Автор: Пономарева Людмила Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ - детский сад № 3 п.г.т.Погар
Населённый пункт: Брянская область, п.г.т.Погар
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование наглядного моделирования для формирования связной речи и заучивания стихотворений у детей с ОНР
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА

МНЕМОТЕХНИКИ

ПРИ ЗАУЧИВАНИИ СТИХОТВОРЕНИЙ»

Содержание:

Актуальность………………………………………………………………..

3

Цель работы…………………………………………………………………

4

Ведущая идея……………………………………………………………….

4

Средства…………………………………………………………………….

5

Требования ………………………………………………………………….

5

Новизна………………………………………………………………………

5

Принципы…………………………………………………………………….

5

Методы и приёмы………………………………………………………….

5

Этапы работы……………………………………………………………….

6

Описание практической части опыта. Проект «А «Я» знаю наизусть!»

8

Цель проекта…………………………………………………………..

8

Задачи……………………………………………………………………

8

Ожидаемые результаты……………………………………………….

8

Тематика и блоки проекта…………………………………………….

8

Результативность………………………………………………………..

11

Выводы………………………………………………………………….

11

Заключение …………………………………………………………………..

12

Литература…………………………………………………………………….

13

Приложение

2

Актуальность. Овладение родным языком является одним из самых важных

приобретений ребенка в дошкольном детстве. Своевременное – значит

начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное – значит

достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к

овладению речью в полной мере его возможностей на каждой возрастной

ступени.

Поэтому

процесс

речевого

развития

рассматривается

в

современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и

развития детей. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены

информацией,

необходимо,

чтобы

процесс

обучения

был

для

них

интересным, занимательным, развивающим. Один из таких факторов, по

мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. -

наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть

предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В

качестве второго вспомогательного фактора выступает

создание плана

высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный

психолог

Л.С.

Выготский.

Он

отмечал

важность

последовательного

размещения

в

предварительной

схеме

всех

конкретных

элементов

высказывания. Интересны находки таких авторов, как Т.В. Большева,

Л.Е.Белоусова. Они предлагают развитие мышления дошкольников, а вместе

с тем и развитие речи с использованием мнемотехники или мнемоники.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: В.К.

Воробьева называет эту методику сенсорно-графическими схемами , Т.А.

Ткаченко– предметно-схематическими моделями , В. П. Глухов– блоками-

квадратами , Т. В. Большева. – коллажем.

Мнемотехника

(от греч. mnemonikon – искусство запоминания) –

система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания,

сохранения

и

воспроизведения

информации.

Основной

«секрет»

мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём

воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту

взаимосвязь.

Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и

основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте,

являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и

3

знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и

другое).

У детской памяти удивительное свойство – исключительная

фотографичность. Для выявления слуховой памяти детей, мы выбрали 2

подгруппы детей 5 летнего возраста и предложили первой подгруппе детей

вспомнить и повторить названные взрослым 10 слов. Для второй подгруппы

детей данное задание мы сопровождали показом рисунков-схем, т.е.

дополнительно

задействовали

зрительные

анализаторы.

В

результате

большее количество детей из второй подгруппы успешно справились с

заданием, следовательно, включение картинок – схем для запоминания

услышанного слова следует применять для развития слуховой памяти детей.

Для развития связной речи детей, большая роль отводится заучиванию

стихотворений.

Благодаря

им,

речь

становится

яркой,

образной,

эмоциональной.

При заучивании с детьми стихотворений, мы, педагоги, зачастую

сталкиваемся с такими трудностями как :

потеря, искажение смысла стихотворения;

изменение порядка слов, что нарушает художественную форму;

длительность процесса заучивания (запоминания);

припоминание, а при припоминании текста, теряется интонационная

выразительность;

Всё это снижает интерес детей к заучиванию стихотворений.

Для сравнения: с первой подгруппой детей мы заучивали стихотворение

«Зимняя прогулка» традиционным способом, а со второй подгруппой при

заучивании этого же стихотворения мы использовали мнемотаблицу.

В результате во втором случае дети справились с данным заданием

наиболее успешно (Приложение 1).

Таким образом, приём символизации это наиболее короткий путь к

формированию процесса запоминания и точной передачи информации,

требующей дословного повторения, например в стихах, а опора на рисунки

для

обучения

детей

заучивания

стихотворений

вопрос,

имеющий

практическое значение. Именно эти наблюдения в практике с детьми

подсказали необходимость выбора системы мнемотехники, позволяющей

развивать память и связную речь при заучивании стихотворений.

Данная система работы имеет:

1.

Теоретическую основу – базируется на представлении о сложной и

активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на

целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, она

открывает широкие возможности для более эффективного заучивания

детьми стихотворного текста.

2.

Формирует воображение, понимание того, что слышишь; способность

сохранять в памяти поступившую информацию;

4

3.

Развивает

образное

мышление,

творческие

способности

детей,

зрительную память.

Цель:

Формирование умений

у детей дошкольного возраста управлять

информацией, изображать услышанное, читать (вербализовывать) рисунки.

Ведущая идея: Целенаправленное воспитание словесной памяти у детей

путём осуществления двусторонних связей между процессами запоминания и

понимания посредством использования заданий, стимулирующих активную

мыслительную

деятельность,

обеспечивающих

глубокое

понимание

словесного

материала,

формирующих

нацеленность

на

последующее

воспроизведение, развивающих мотивацию, строящихся на смысловом

способе воспроизведения.

Средства: наглядные образы в виде рисунков, схематических изображений,

символов, то есть, опорные наглядные сигналы, с помощью которых ребёнок

может проникнуть в «кладовые» долговременной памяти.

Требования:

модель должна отображать обобщённый образ предмета;

раскрывать существенное в объекте;

замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она

была им понятна.

Новизна: заключается в том, что данная техника чаще используется на

занятиях по экологическому воспитанию и развитию трудовых навыков как

принцип моделирования, предлагаемых программами «Детство», «Развитие»

и пр., а как один из приёмов при составлении рассказов и заучивании

стихотворении встречается в основном в коррекционной педагогике. Но

использование метода мнемотехники в детском саду с обычными детьми при

заучивании стихотворений позволит повысить уровень развития слуховой

памяти, воображения, развития мелкой моторики и т.д., следовательно

позволит повысить уровень развития связной речи детей ДОУ.

Принципы:

1.

Принцип

творческого

обучения

и

воспитания:

максимальная

реализация творческих возможностей ребёнка.

2.

Принцип доступности: предложенный материал по уровню сложности,

доступен пониманию ребёнка.

3.

Принцип личностной ориентации: личность каждого ребёнка является

непреложной ценностью в процессе воспитания.

5

4.

Принцип природосообразности: учёт возрастных и индивидуальных

особенностей, задатков, возможностей детей.

Методы и приёмы:

словесные методы (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа);

наглядные (иллюстрация, демонстрация, наблюдение)-эта группа

методов является в моей работе ведущей, но применяется в комплексе

с другими;

практические (опыт, упражнение).

Этапы работы:

Система работы над заучиванием стихотворений с помощью

мнемотехники включает IV этапа:

I ЭТАП : Копилка слов. Развитие и активизация словаря при помощи

мнемоквадратов.

На данном этапе дети «собирают» новые слова в «копилку», т.е.

рисуют или обозначают при помощи символов, новые, придуманные,

принесённые из дома, услышанные и пр. слова. К словам в «копилке»

мы периодически возвращаемся: на следующий день, через неделю,

через месяц. Детям предлагается вспомнить слова, которые они

«положили» в копилку слов и составить с ними предложение или

рассказ.

Также здесь мы вводим заранее слова, которые будут необходимы, при

заучивании конкретного стихотворения.

Дополнительно

проводятся

дидактические

игры

для

развития

мышления, внимания, и активизации словаря (Приложение 2).

Также на этом этапе большая роль отводится работе с родителями:

Консультация на тему «Развиваем память ребёнка»

Мастер-класс «Собираем слова в копилку» и др.

II ЭТАП: Чтение и далее самостоятельное составление мнемотаблиц.

Суть данного этапа заключается в том, что при чтении стихотворения на

каждое слово или маленькое словосочетание придумывается (или даётся

готовая) картинка-схема; таким образом, все стихотворение зарисовывается

схематически. По мере обучения ребенок активно включается в процесс

6

создания своей собственной схемы. (Для детей младшего и среднего

дошкольного возраста мы использовали цветные мнемотаблицы, т. к. у детей

остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная.

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете,

чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.)

После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение,

воспроизводит стихотворение целиком (Приложение 3).

III

ЭТАП:

Эмоциональное, выразительное воспроизведение текста

стихотворения.

Выразительность исполнения требует развития техники речи: дикции,

дыхания.

С

этой

целью

мы

проводили

разнообразные

упражнения,

развивающие речевой слух, речевое дыхание, отчётливое произношение

звуков, слов, упражнения на развитие интонационной выразительности,

воспитание умения определять смысл логических ударений. (Приложение 4)

После

проделанной

работы

детям

предоставляется

возможность

воспроизвести текст с опорой на рисунки.

IV ЭТАП: Детское проектно-творческое моделирование.

На данном этапе дети могут применять мнемотаблицы и мнемоквадраты

в самостоятельной деятельности. Важная роль отводится развивающей среде.

Созданный в группе игровой центр “Страна фантазий” дарит детям

ощущение первооткрывателя, автора, сотворившего неповторимый проект,

радость, удовольствие и уверенность в себе.

В него входят игровые модули:

- “Сцена” - дети, выбирая любую картинно-графическую схему знакомого

стихотворения, драматизируют его.

- “Чудо-избушка” - данную конструкцию ребёнок может трансформировать в

любой из объектов. (Если это магазин – дети по мнемотаблицам составляют

описательные рассказы или придумывают загадки о предметах, которые

хотят купить в магазине);

- “Сказочная полянка” - все повествовательные рассказы, которые дети

составляли в рамках занятий, они могут обыгрывать самостоятельно,

используя, знакомые картинно-графические схемы. (Фотовернисаж).

Для включения системы работы с использованием приёмов мнемотехники

при заучивании стихотворений в практическую деятельность с детьми

старшей группы был создан педагогический проект, рассчитанный на 1 год.

7

Описание практической части опыта

Проект «А «Я» знаю наизусть!»

Цель: содействовать развитию произвольной памяти у детей старшего

дошкольного возраста, на основе заучивания стихотворений.

Задачи:

- формировать интерес к художественной литературе на основе знакомства с

творчеством К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, фольклором.

- учить детей различным видам запоминания;

- создать благоприятную развивающую среду для заучивания стихотворений;

- развивать у дошкольников память, внимание, мышление, творческую

фантазию, связную речь;

- читать и разыгрывать стихи, используя альбомы с рисунками, альбомы с

мнемотаблицами и пр.

Ожидаемые результаты:

Повышение уровня произвольной памяти, внимания детей, развитие

связной речи;

Владение детьми различными видами запоминания стихов;

Повышение уровня знаний о детской художественной литературе;

Расширение кругозора;

Знания о писателях и поэтах, их произведений;

Повышение интереса к заучиванию стихов;

Привитие умения выразительно читать стихи наизусть, раскрывать

характер героев, передавать эмоциональный фон, настроение в

стихотворении.

8

Материал для заучивания был разделен на «блоки». Стихи в «блоках»

подобраны по теме, по смысловой направленности.

Из большого по содержанию стихотворения для заучивания мы

выбирали только отрывок, с учетом возрастных особенностей детей. Стихи в

проект выбраны не случайно, это «яркие», «понятные» с характерными

героями.

Тема 1 блока

(сентябрь –

ноябрь)

Творчество К. И.Чуковского

Задачи

Познакомить детей с творчеством К.И.

Чуковского;

Познакомить с отрывками из литературных

произведений:

- Айболит

- Тараканище

- Телефон

- Мойдодыр

Провести словарную работу;

Способствовать заучиванию наизусть с помощью

мнемотаблиц ;

Итоговое занятие по творчеству К.И. Чуковского.

Развивающая

среда

«Сцена», «Чудо-избушка», «Сказочная поляна»;

Создание альбома мнемотаблиц по стихотворениям

К.И. Чуковского;

Создание альбома рисунков «Сказки дедушки

Корнея».

Самостоятельная

деятельность

детей

Рассматривание иллюстраций;

Рассматривание мнемотаблиц из альбома ;

Заучивание и повтор стихотворений себе, друг другу,

родителям.

Совместная

деятельность

«Стихотворные минутки» - каждый день;

Литературная викторина по творчеству К.И.

Чуковского;

Инсценировка стихов.

Работа с

родителями

Консультация

на

тему

«Развиваем

память

ребёнка»;

Мастер-класс «Собираем слова в копилку».

Тема 2 блока

(декабрь -

Творчество С.Я. Маршака

9

февраль)

Задачи

Познакомить детей с творчеством С.Я. Маршака и

его переводами;

Познакомить с отрывками из литературных

произведений:

- Перчатки

- Кораблик

- Детки в клетке

- Багаж

- Вот какой рассеянный

Провести словарную работу;

Развивать память при заучивании наизусть;

Развивающая

среда

Выставка книг, иллюстраций;

Изготовление и размещение в уголке ряжения

предметов костюмов (сковорода, саквояж, шляпа для

дамы, перчатки и пр.);

Чтение по ролям, инсценировка стихов;

Создание альбома рисунков по произведениям С.Я.

Маршака;

Создание альбома мнемотаблиц «25 загадок – 25

отгадок» (по творчеству С.Я. Маршака).

Самостоятельная

деятельность

детей

Рассматривание иллюстраций;

Рассматривание выставки книг;

Создание альбома мнемотаблиц по творчеству

Маршака С.Я.;

Заучивание и повтор стихотворений себе, друг другу,

родителям.

Совместная

деятельность

«Стихотворные минутки» - каждый день;

Итоговое занятие по творчеству С. Я. Маршака;

Инсценировка стихотворений;

Творческая работа «Кораблик»;

Конкурс рисунков по творчеству С.Я. Маршака.

Работа с

родителями

Памятка для родителей «Как работать с

мнемотаблицами».

Тема 3 блока

(март-май)

Русские народные песенки, потешки, считалки,

скороговорки

Задачи

Познакомить детей с творчеством русского народа;

Провести словарную работу;

Способствовать заучиванию наизусть потешек,

загадок, скороговорок.

10

Развивающая

среда

Выставка предметов быта русского народа;

Досуг «Шалуны-балуны»;

Рассматривание иллюстраций русского народного

костюма.

Самостоятельная

деятельность

детей

Рассматривание иллюстраций из жизни русских

людей;

Заучивание и повтор выученного материала себе,

друг другу, родителям.

Совместная

деятельность

«Стихотворные минутки» - каждый день;

Инсценировка стихов, песенок, потешек;

Изготовление из глины « Русская народная игрушка

своими руками».

Работа с

родителями

Памятка для родителей «А я знаю наизусть».

Результативность

Практика показала, что большинство детей в группе заучивают

стихотворение наизусть, пока таким образом “рисуют” его. Постепенно

память дошкольников укрепляется, становится более “цепкой”, их

образное мышление развивается, они запоминают тексты намного

лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее.

Мнемотехника многофункциональна, так как её можно использовать в

рназличных видах деятельности (развитие речи, познание, экология и

пр.).

Данную систему работы можно использовать на любом возрастном

этапе (учитывается сложность текста, и его изображения).

При сравнительном анализе уровня развития связной речи детей

группы, проведённого до начала проекта, и после проекта, выявлено,

что у детей повысился интерес к художественной литературе, к

заучиванию стихотворений, увеличился

уровень развития связной

речи, дети стали устраивать инсценировки и драматизации текстов,

используют таблицы, составляют описательные рассказы в играх,

составляют собственные рассказы, придумывают стихи и загадки.

(Приложение 6).

11

Выводы: Данный опыт работы может иметь место в процессе воспитания и

образования, поможет педагогу разнообразить методы и приёмы работы по

созданию интереса у детей к заучиванию стихотворений, а так же

способствует

развитию

психических

функций

ребёнка.Может

использоваться родителями, воспитателями ДОУ, логопедами, психологами.

Заключение.

Развитие связной речи – наиболее актуальная задача в развитии

ребёнка

дошкольника. Привитие

интереса к

чтению художественной

литературы,

заучивание

стихотворений,

как

указывают

многие

исследователи, способствуют этому.

Опыт проделанной работы с детьми старшего дошкольного возраста в

рамках проекта «А «Я» знаю наизусть», построенного на системе работы с

мнемотаблицами, показал эффективность использования данного метода и

возможности его применения в дальнейшей практической деятельности.

В настоящее время данный опыт используется педагогами ДОУ в

процессе организации работы с детьми.

12

Список используемой литературы:

1.

Акимова Г.Е. «Память – на пять!», Екатеринбург «У-Фактория»,

2006г.

2.

Белоусова, С. «Развитие лексики и грамматического строя речи у

дошкольников», 2005.

3.

Белоусова, Л. Е. «Весёлые встречи», 2003.

4.

Большева, Т. В. «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников

с помощью мнемотехники», 2001.

5.

Гурьева Н.А. «Как коза избушку строила», Санкт-Петербург

«Паритет», 2006г Ткаченко Т. А. «Схемы для составления

дошкольниками описательных и сравнительных рассказов;

6.

Журнал «Воспитатель ДОУ» №2/09г. «Моделирование, как средство

развития связной речи дошкольников» с. 122;

7.

Козаренко В. «Что такое мнемотехника?»

8.

Малетина, Н. «Моделирование в описательной речи детей с ОНР»,

2004.

9.

Олейник Н. А. «Формирование связи слова и образа при запоминании и

воспроизведении поэтического текста у детей с общим недоразвитием

речи посредством мнемотехники»;

10.Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении

рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009;

11.Чохонелидзе, Н. «Учим стихи по картинкам», 2006.

13

Пингина И.В.,

учитель-логопед

Развитие образной речи

через поэтическое слово у дошкольников с ОНР

Прекрасна речь, когда она, как ручеек,

Бежит среди камней. Чиста, нетороплива.

И ты готов внимать ее поток

И восклицать: - О! Как же ты красива!

В последнее время наметилась тенденция к увеличению количества детей,

имеющих различные речевые нарушения, которые вызывают различные сбои: в

эмоционально-волевой сфере, коммуникативных и психических функциях, навыков

общения, соматическом здоровье.

Чтобы преодолеть эти трудности, дать ребенку возможность прожить день своей

жизни максимально активно, удовлетворяя свои потребности: самоутверждения, игры,

познания, общения, перед учителями - логопедами представляются весьма актуальными

вопросы, связанные с поиском оригинальных форм и методов при работе с детьми,

имеющими общее недоразвитее речи,

Сегодня наши дети мало получают духовную пищу! Практически исчезают образцы

литературной речи, и даже книги и речь дикторов далеко не всегда являются таковыми.

Все чаще разговор не только детей, но и взрослых перегружен словами - паразитами, не

несущими никакой смысловой нагрузки. Стало модно грамотную литературную речь

заменять бытовыми штампами, такими модными ныне словечками как «блин!», в

«натуре». Всё это обрушивается на ребёнка, затрудняет взаимопонимание собеседников.

14

Что разбудит неокрепшую душу, повернет ее к добру, к свету, приобщит к музыке родной

речи? На наш взгляд – это поэтическое слово.

Поэзия вызывает у детей палитру чувств: от грусти и тоски, до бурного мгновения.

Детей радует «светло-пушистая снежинка белая» Н.Бальмонта. Вместе с Буниным дети

разговаривают со шмелем, они как будто слышат ответ шмеля – четыре «у» «заУнываю,

гУдящей, певУчей стрУной. С удовольствием слушают стихи про дождик разных поэтов.

Слышат стук капель, ритм дождя, улыбаются над сравнением дождя с длинноножкой (Г.

Лагздань), художником (Р. Сеф); копытца дождя – Олененка (Т. Белозерова).

Отсюда: чтобы речь проблемного ребенка к концу дошкольного детства была более

содержательной, богатой, достаточно точной и выразительной, следует активно проводить

работу по заучиванию стихотворных текстов. Не надо думать, что ребенок ещё мал и

поэтому не может понять и заучить стихотворение. Это неверно. Ребенок легко

запоминает стихи, особенно, если они ему нравятся, и если воспитатель с увлечением

декламирует их.

Ни в коем случае чтение стихов нельзя делать скучным и угнетающе обязательным

процессом.

Заучивание стихов имеет свои преимущества при работе с детьми с ОНР.

Во-первых, средство эмоционального погружения ребенка в новую область знаний. Во-

вторых, уникальное средство развития фонематического слуха; звуковой стороне речи.

В- третьих, материал для словесно – звуковых игр.

В-четвертых, один из возможных путей развития коммуникативной компетенции детей,

способности налаживать общение со сверстниками и взрослыми при помощи языковых

(фонетических, лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз,

взглядов).

Для облегчения запоминания стихов мы используем наглядно-иллюстрированный

материал, позволяющий логически запоминать текст через смысловое соотнесение.

Установление смысловой связи между словом и картинкой помогает ребенку понять

смысл стихотворения, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживая

последовательность действий и событий.

- Стихи на коромыслах (по Базарному)

На приспособленных крючочках с потолка, люстры, гардин спускаются в

хаотичном порядке на ниточках иллюстрации к стихотворению «Путаница».

К. Чуковского. Перемещаясь по логопедическому кабинету, дети, вспоминая

очередность появления домашних, диких животных, птиц, насекомых подходят к

иллюстрации и читают текст наизусть. Логопед предлагает разделить слова: котята,

поросята, лягушата, мышата на слоги, прохлопать, прошагать.

Такое заучивание стихов вносит в жизнь яркие эмоциональные моменты, снижает

напряжение. Формируется глагольный словарь: мяукать, хрюкать, мычал и образование

глаголов с помощью приставки за: захрюкали, замяукали, замычали, залаяли и т.д.

- Пиктограммы.

15

Психологические исследования показали, что использование пиктограмм

способствуют развитию слуховой памяти, делают процесс заучивания стихотворения

более осмысленным и интересным.

Рассмотрим заучивание стихотворения А. Плещеева «Осенью» по лексической теме

«Осень»

Цель: Закрепление осенних признаков.

Работу с пиктограммой строим по следующему алгоритму.

· Выразительно читаем стихотворение.

· Объясняем непонятные слова.

Уныло - глядят грустно, невесело;

Озимь – рожь, пшеница или другие растения, которые сеются осенью

и зимуют под снегом:

Кроет – закрывает

· Выделяем в каждой строке главное ключевое слово.

· Представляем его в виде символа или рисунка.

· Читаем стихотворение еще раз, уже используя пиктограмму.

· Дети рассказывают стихотворение с помощью пиктограммы.

· Закрепляем осенние признаки: солнце светит, но не греет; часто идут дожди, пожелтела

трава, увяли цветы и т.д.

Лучшим вариантом можно считать, когда дети сами рисуют или выкладывают

опорные картинки.

- Заучивание стихов с помощью веревочек

В методике Евгения Шулешко с помощью веревочек выкладываются росчерки,

которые становятся основой букв. Мы с успехом используем их при обучении детей

грамоте. Ведь из них так удобно выкладывать буквы. А если веревочки достаточно

толстые, а буквы достаточно крупные, по ним можно ходить, запоминая букву не только

глазами, но и ногами, «рисуя» ее всем телом.

Мы решили расширить диапазон использования веревочек. С помощью

веревочек разной длины, толщины, разного цвета можно выкладывать довольно разные

картины, приметы времен года, даже стихи.

Покажем на примере заучивания стихотворения.

16

Тает снег. Бегут ручьи. (снежинки, ручьи серого цвета);

На дорогах лужи. (волнистые линии из веревочек черного цвета)

Выползают муравьи (из кругов и овалов, желтого цвета)

После зимней стужи.

Пробирается медведь (коричневого цвета)

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь (золотисто-зеленого цвета)

И расцвел подснежник. (белого).

Детям выразительно читаем стихотворение и просим запомнить понравившиеся

строчки. Спрашиваем, Почему? Затем предлагаем с помощью веревочек выложить одну

понравившуюся строчку стихотворения. При условии, если многим понравилась одна и

та же строчка, то распределяем все строчки поочередно. Когда все стихотворение

выложено, читаем его по цепочке.

Так постепенно у детей развивается устойчивый интерес, любовь к стихам.

Формируется, расширяется, уточняется лексический (словарный) запас, поэтический

словарь. Развивается связная речь. Автоматизируются и дифференцируются звуки; Все

это способствует развитию психических процессов: памяти, восприятия, мышления,

воображения, тонкой и общей моторики. У детей появляется желание к написанию

собственных стихов.

Восприятие стихотворения является сложной умственной деятельностью. Здесь

огромная роль взрослого, который доносит до сознания детей идею стихотворения,

используя различные методы и приемы

Выучить стихотворение для речевого ребёнка – это большой труд и изначально сложный

процесс. Приходится многократно повторять текст, проговаривать сложные слова, следить за

правильным произношением звуков. Всё это требует от ребёнка волевых усилий памяти,

внимания, мышления. Такая работа отбивает желание ребёнка чему- либо учиться. От степени

сформированности умений и навыков связной речи, видом которой являются стихотворения,

зависит дальнейшее развитие ребёнка и приобретение им учебных знаний в системе школьного

обучения. Это объясняется тем, что связная речь является способом формирования мысли,

средством общения и воздействия на окружающих.

Работая в течение семи лет над разработкой системы разучивания стихотворений для детей с

патологией речи, я поняла, что использование традиционных приёмов разучивания не принесёт ни

каких результатов, процесс останется долгим и трудоёмким. Чтобы заученное стихотворение

запомнилось надолго, необходимо многократное повторение его в течение первых пяти дней.

17

Дети уставали от многократного повторения даже интересных текстов, и к тому же подобное

повторение эксплуатировало лишь слуховую память.

Я стала искать специальные вспомогательные средства, которые бы помогли и облегчали процесс

запоминания и заучивания стихотворных форм у детей с общим недоразвитием речи.

Всем хорошо известно, что у детей в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная

память и запоминание носит в основном непроизвольный характер, кроме этого у нее есть

удивительное свойство – исключительная фотографичность. Необходимо было соединить действия

непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти для произвольного запоминания

стихотворения.

Произвольное запоминание — это сложная интеллектуальная работа. Она помогает более

быстрому обогащению речи ребенка, чем при невольном запоминании; интенсивнее развивает

эстетичные чувства (чувство поэзии, чувство прекрасного); укрепляет образную память (связанную

с воображением) и словесную память (связанную с мышлением), которая, по мнению психологов,

является самым совершенным видом памяти.

Наглядность в дошкольном возрасте преобладает и способствует порождению речевого акта. К.Д.

Ушинский говорил: «Дайте ребенку наглядность, и он заговорит», по мнению Е.И. Тихеевой

«картины развивают поле непосредственного наблюдения детей». Основной «секрет» наглядности

очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько

зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по

одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы,

доступных ребёнку и рука ребёнка сможет легко их изобразить. И это объясняется тем, что объём

зрительного восприятия окружающего мира у детей составляет 75%, а объём слухового восприятия

только 14%; остальные 11% приходится на тактильное, обонятельное и вкусовое восприятие. Так

как дети по своему восприятию в основном «визуалы» и наглядно – образная память у них

преобладает, поэтому для лучшего разучивания стихотворений мы активно стали использовать

наглядные средства запоминания – пиктограммы.

Пиктограммы – это рисуночное письмо, условное обозначение (символ) определённого слова или

слога. Оно предшествовало фонетическому письму. Принципиальное отличие знаков пиктограмм

от знаков фонетического письма заключается в незакреплённости за пиктограммой конкретной

единицы языка, в возможности интерпретации пиктограмм на любом языке: пиктограмма может

быть «прочтена» как слово, словосочетание, предложения с различными вариациями смысла

нескольких предложений. Самое главное для нас было то, что пиктограммы передают смысловую

картинку и поэтому легче запоминаются детьми, чем просто текст, воспринятый на слух.

Пиктограмма знакомит ребёнка со словом, его значением, развивает речевую память,

способствует быстрому обучения связной речи. Пиктограммы – символы, которые состоят из

элементов доступных ребёнку и рука ребёнка сможет легко их изобразить.

С помощью пиктограмм ребёнок легко овладевает словом или фразой , может выучить довольно

быстро любое стихотворение. Кроме того, ребёнок, не знающий грамоты, без проблем усваивает

смысл фразы, «читая» пиктограммы. Зрительный образ, сохранившейся у ребенка после

прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее

вспомнить стихотворение.

Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается

схематическая картинка – символ (пиктограмма), изображающая действие, признак, наречие,

18

предлог или предмет; таким образом, все строки в стихотворении зарисовывается схематически.

Для лучшего зрительного восприятия зарисованного стихотворения, нужно отделить каждую

строчку, новым цветом карандаша или мелка.

Этапы работы по заучиванию стихотворения:

1. Эмоционально прочитать детям разучиваемое стихотворение.

2. Провести словарную работу по активизации незнакомых слов, беседу по смыслу

прочитанного.

3. Построчно зарисовать стихотворения в пиктограммах, привязав каждое слова в

стихотворении к зрительному образу, что способствует расширению мыслительных

процессов.

4. Эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения по пиктограммам

взрослого, а потом ребёнка.

Использование пиктограмм или опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений

увлекает детей, превращает занятие в игру. После зарисовки детьми условной схемы при

заучивании стихотворения результаты улучшилсь. При таком способе работы стихотворение

запоминается целиком. Разучивание стало для дошкольников делом весёлым, эмоциональным, и

при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым. В процессе работы мы для

себя отметили, что большинство детей в группе заучивают стихотворение наизусть, пока идет

кодировка его в пиктограммах, так как при шифровке текста происходит детальный разбор и

привязка слова к зрительному образу, что способствует расширению мыслительных процессов. В

процессе такой работы дети рассматривали картинки к стихотворениям, знакомились с

пиктограммами, придумывали символы, изображающие действие или предмет. Рисунок

пиктограмм многих слов у нас закрепляется надолго за этим словом, часто повторяется и

используется в последующих стихотворениях, тем самым способствуя лучшему запоминанию

стихотворения. Особое внимание хочется обратить на использование пиктограмм для развития

навыков словообразования у детей с ОНР.

“Набор пиктограмм позволяет показать многообразие однокоренных слов, которые можно

получить от исходного корневого слова. Рисунок подсказывает направление мысли, а

необходимые для словообразовательного акта средства ребенок подыскивает и применяет

самостоятельно. Работа с пиктограммами помогает развить у ребенка ощущение системного

устройства языка, устойчивых парадигматических отношений между языковыми единицами одного

семантического поля. Таким образом, в сознании слова начнут существовать не разобщено, а

“семьями”, объединенными “родственными отношениями”.

Например набор пиктограмм : ==== делать; П____ право; || -был; ____ Л -лево; W -вот; X -нет; V-

тут; S? –сколько; {Б }- большой и т. д.

Заучивание стихов с помощью пиктограмм можно проводить и индивидуально и с

подгруппами детей. Вначале стихи должны быть простые, не большие четверостишия, лёгкие в

произношении, которые постепенно будут усложняться. Они должны отражать словарь изучаемой

лексической темы.

Рекомендую в течение дня на доске, на доступном детям месте оставлять нарисованное в

пиктограммах разучиваемое детьми стихотворение, чтобы дети имели возможность подходить к

19

доске и самостоятельно читать стихотворение по пиктограммам. К концу дня все дети будут

хорошо знать стихотворение. Таким же способом заучивались загадки, пословицы и поговорки.

Самым положительным моментом в использовании пиктограмм, на мой взгляд, является то, что

речь педагога сводится к минимуму – он показывает пиктограмму, а ребенок по образу,

вспоминая, называет нужное слово. Было видно, насколько у детей возросли интерес и

познавательная активность к заучиванию и повтору стихотворений себе, друг другу, родителям.

Постепенно память дошкольников укрепляется, становится более “цепкой”, их образное

мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и

эмоциональнее. Уже к концу подготовительной группы каждому ребёнку достаточно 10 – 15 минут

для заучивания стихотворений из трёх-четырёх четверостиший.

Овладение приемами работы с пиктограммами сокращает время обучения и одновременно

решает коррекционные задачи, направленные на развитие основных психических

процессов: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и

слуховое внимание, творческое воображение.

Мастер-класс «Создаем мнемотаблицы для разучивания

стихотворений с детьми в программе Microsoft Power

Point»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида№37

Мастер – класс для педагогов по теме:

«Создаем мнемотаблицы для разучивания стихотворений с детьми в программе Microsoft

Power Point"

Подготовила: Галушина Оксана Викторовна, учитель– логопед

Цель: ознакомление и последующее применение педагогами

мнемотаблиц в работе с детьми.

Задачи:

1. Раскрыть понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица»;

2. Познакомить с этапами работы и показать различные варианты использования

мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми.

3. Представить возможности использования программы Microsoft Power Point в создании

мнемотаблиц.

Предварительная работа: подборка методического, речевого и наглядного

материала, создание слайдовой презентации, буклета «Использование мнемотаблиц при

разучивании стихотворений с детьми» и мнемотаблиц в программе Microsoft Power Point.

Ход мастер-класса:

20

1. Презентация опыта работы

(слайд 1) Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Дошкольники - это особый народ. Занятия с ними должны быть яркими, эмоциональными, с

привлечением иллюстративного материала, с использованием музыкального сопровождения.

Понимая это, в своей работе учителя-логопеда, стараюсь использовать такие методы работы,

которые будут понятны детям.

(слайд 2) В этом мне помогают настольный театр, дидактические и развивающие игры В. В.

Воскобовича.

(слайд 3) А так же увлекательная методика «Рисование песком».

Для коррекции речи использую компьютерную логопедическую программу Лизуновой «Игры

для Тигры и другие компьютерные игры.

(слайд 4) Мультимедийная презентация - один из современных методов работы с детьми на

индивидуальных, подгрупповых и на фронтальных занятиях. Поняла, что используя метод

слайдовых презентаций, выполненных в программе Microsoft Power Point, могу

заинтересовать детей и проявить свое творчество Возможность использования в них

двигающихся, возникающих, дополняющихся персонажей, включение музыки и речи героев

помогло мне проводить занятия в интересной и увлекательной для детей форме.

(слайд 5) Использование мультимедийных презентаций даёт более широкие возможности для

меня, как для педагога:

• Информационная ёмкость

• Доступность

• Компактность

• Наглядность и эмоциональная привлекательность

• Мобильность

• Многофункциональность

• Интерактивность

• Возможность воспользоваться шпаргалками. Презентация – это не только то, что видит и

слышит аудитория, но и заметки для выступающего.

(слайд 6) У детей при этом повышается учебная мотивация, интерес к занятиям, появляется

ощущение самостоятельного управления деятельностью и положительные эмоции.

Использование мультимедийных презентаций эффективно при создании проектов,

проведении консультаций, педсоветов, мастер-классов с педагогами ДОУ.

(слайд 7) В работе с родителями так же можно активно использовать ИКТ при подготовке

презентаций для родительских собраний, семинаров-практикумов, мастер-классов с фото- и

видео – материалами.

Надеюсь, Вы согласитесь со мной, что мультимедийная презентация позволяет наглядно

проиллюстрировать речь выступающего в легко воспринимаемой форме.

21

Чтобы убедиться в этом на практике, приглашаю желающих поучаствовать в мастер-классе

(приглашаются шесть человек) .

2. Практическая часть

(слайд 8) В ходе мастер-класса Вы познакомитесь с такими понятиями, как «Мнемотехника»,

«Мнемотаблица», а так же узнаете, как и для чего можно использовать мнемотаблицы в

домашних условиях.

При работе с детьми, имеющими нарушения речи, учителя-логопеды отмечают, что они без

радости включаются в учебную деятельность. Как правило, дети плохо воспринимают

материал на слух, у них снижено внимание, они не отличаются высокой работоспособностью.

Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются! Не может

быстро запомнить текст, путается в строчках».

В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может

легко пересказать очередную серию любимого мультфильма. В чём причина?

(слайд 9) Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется

произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых

усилий, а во втором - действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка.

Вспомните любую рекламу: текст, красочные картинки, быстро сменяющие друг друга,

сопровождающиеся музыкой не требуют усилий для запоминания.

Одни дети лучше запоминают слова (развита слуховая память - музыкальные, речевые звуки,

а другие - зрительные образы (развита зрительная память). Сегодня мы более подробно

рассмотрим вопрос развития памяти через формирование образов или ассоциаций.

А что такое ассоциация? Это связь между отдельными представлениями, когда одно из них

влечет за собой появление другого. Например, мы чувствуем запах пирога и вспоминаем

старый деревенский дом, в котором провели свое детство. Или кто-то говорит нам «лес», и в

нашем сознании всплывает образ ели.

Поскольку мы с Вами определили, что память бывает разная, и она влияет на то, как

развивается мышление ребёнка и его речь, то нам необходимо найти такие приёмы, которые

бы развивали детскую память в целом. Такие приёмы есть. Одним из них является…

(слайд 10) Мнемотехника - (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) - система

специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и

воспроизведения информации.

Слово «Мнемотехника» образовано от имени греческой богини памяти Мнемозины – матери

девяти муз. Первоначально мнемотехника развивалась как часть риторики (ораторского

искусства) и использовалась для запоминания речей.

В настоящее время данная технология используется и в детских садах.

Феноменальная память- это не дар. Это навык. Поэтому, для выработки определённых

навыков, умений в обучающий процесс вводятся различные приёмы, которые помогают

развивать память. Чаще всего используют…

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в

следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка (изображение) ; таким,

22

образом, все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется). После чего ребенок

по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

(слайд 11) На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему) - 1 вариант

мнемотаблицы. По мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои

схемы.

Сейчас я предлагаю Вам составить мнемотаблицы для разучивания стихотворений по

предложенному тексту. Но, что делать, если мы не обладаем художественными

способностями и нам сложно нарисовать понятный ребёнку рисунок? Выход есть!

(слайд 12) Можно заполнять мнемотаблицы картинками (распечатать или вырезать из

журнала) - 2 вариант мнемотаблицы.

Так мы и сделаем. Перед Вами листы бумаги, картинки и стихотворные тексты (участники

мастер-класса заполняют ячейки таблицы картинками).

Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А теперь, глядя на свои

мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст (участники мастер-класса читают

стихотворения) .

Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами.

Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего

он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А

процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.

Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в

памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ, и движение руки (так же,

как Вы сами писали шпаргалки). Верно?

Обращаю Ваше внимание на то, что при регулярном использовании такого способа

запоминания текста, у детей вырабатывается хорошая привычка перекодировать образы в

рисунки. Например, в стихотворении встречается слово «дерево» и ребёнок отображает его в

рисунке, т. е. рисует дерево, и наоборот, когда он смотрит на таблицу, то на увиденный

рисунок у него возникает ассоциация со словом «дерево».

Как ещё можно использовать мнемотаблицы, занимаясь с ребёнком дома?

Варианты игр с мнемотаблицами:

1. Восстановить последовательность картинок по памяти;

2. Смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те,

которые относятся к данной теме;

3. Определять, где должна находиться “выпавшая” картинка среди

других;

4. Найти лишнюю картинку;

5. Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;

6. «Распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные

мнемотаблицы) ;

23

7. Игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”. Взрослый читает

отрывок текста, а ребенок находит картинку.

Таким образом, Вы можете в игровой, ненавязчивой форме разучить стихотворение или

пересказать художественный текст и развивать память ребёнка. Мы с Вами попробовали

создать мнемотаблицы в бумажном варианте. Но ведь почти уже в каждом доме есть

незаменимый помощник, без которого нам не обойтись - компьютер и компьютерные

программы. Одна из них Microsoft Power Point, в которой так же можно создавать

мнемотаблицы.

Как вы думаете, отличается ли мнемотаблица в компьютерном варианте от мнемотаблицы,

выполненной на бумаге? Суть мнемотаблицы ничем не отличается от традиционной, на

каждое слово или словосочетание в стихотворении, придумывается изображение, картинка

помещается на слайд, в таблицу. Таким образом, «зарисовывается» все стихотворение.

(слайды 13, 14, 15, 16) Сегодня мы попробуем составить мнемотаблицу к отрывку из

стихотворения «Праздник урожая» Татьяны Боковой, в программе Microsoft Power Point- 3

вариант мнемотаблицы.

(обращаю внимание на слайд с таблицей и текстом стихотворения) Посмотрите, на экране… .

(ответы, есть текст и таблица, а картинки (ответы) рассыпались, расставим их по местам и

расскажем стихотворение (участники заполняют таблицу, воспроизводят стихотворение) .

Как вы думаете, этот приём им пригодится в жизни? А конкретно где? Действительно, это, в

дальнейшем, поможет учиться в школе: при написании изложений (для запоминания текста

дети могут выстроить цепочку символов, а так же для сочинений и диктантов, при

составлении и решении задач. Этот приём запоминания может пригодиться не только детям,

но и Вам самим. Вы только попробуйте и сами увидите результат!

Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала сегодня, Вам пригодятся и так

же понравятся вашим детям. Их можно использовать в домашней игротеке. Это очень

интересно и увлекательно!

(слайд 17) Желаю всем удачи!

Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на сегодняшнем мастер-

классе, в ходе которого Вы познакомитесь с такими понятиями, как «Мнемотехника»,

«Мнемотаблица», а так же узнаете, как и для чего можно использовать мнемотаблицы в

домашних условиях.

При работе с детьми, имеющими нарушения речи, учителя-логопеды отмечают, что они без

радости включаются в учебную деятельность. Как правило, дети плохо воспринимают

материал на слух, у них снижено внимание, они не отличаются высокой работоспособностью.

Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!! Не может

быстро запомнить текст, путается в строчках».

В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может

легко пересказать очередную серию любимого мультфильма. В чём причина?

24

Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное

запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий), а во

втором — действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка. Вспомните

любую рекламу: текст, красочные картинки, быстро сменяющие друг друга,

сопровождающиеся музыкой не требуют усилий для запоминания.

Одни дети лучше запоминают слова (развита слуховая память — музыкальные, речевые

звуки), а другие — зрительные образы (развита зрительная память).

Ассоциативная память — память, в которой элементы запоминаемого материала связаны

между собой ассоциативно.

А что такое ассоциация? Это связь между отдельными представлениями, когда одно из них

влечет за собой появление другого. Например, мы чувствуем запах пирога и вспоминаем

старый деревенский дом, в котором провели свое детство. Или кто-то говорит нам «лес», и в

нашем сознании всплывает образ ели.

Есть ещё интересный вид памяти — фотографическая память, которая у дошкольников

встречается редко. Вспоминая что-нибудь, ребенок как бы снова видит это перед глазами и

может описать во всех подробностях.

Поскольку мы с Вами определили, что память бывает разная, и она влияет на то, как

развивается мышление ребёнка и его речь, то нам необходимо найти такие приёмы, которые

бы развивали детскую память в целом. Такие приёмы есть. Одним из них является…

25



В раздел образования