Напоминание

"Речевое развитие детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС"


Автор: Табакаева Зинаида Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ
Населённый пункт: р.п. Силикатный Сенгилеевский район Ульяновская область
Наименование материала: "Речевое развитие детей дошкольного возраста"
Тема: "Речевое развитие детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Речевое развитие детей дошкольного возраста

Дошкольное

образовательное

учреждение

первое

и

самое

ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение

родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в

дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к

усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в

современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и

обучения детей.

Овладение речью — одна из самых сложных и таинственных проблем

детской психологии и педагогики. Остается непонятным, как маленький

ребенок,

не

умеющий

ни

на

чем

сосредоточиться,

не

владеющий

интеллектуальными

операциями,

всего

за

1—2

года

практически

в

совершенстве овладевает столь сложной знаковой системой, как язык.

Речь,

как

исторически

сложившаяся

форма

общения

развивается

в

дошкольном детстве. Путь, который проходит ребёнок в первые годы жизни,

поистине грандиозен. Ребёнок пользуется речью для того, чтобы выразить

свои мысли, чувства, т.е. воздействовать на окружающий мир. Речь

маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми,

а в дошкольном учреждении и на занятиях по развитию речи. В процессе

общения проявляются его познавательная и предметная деятельность.

Овладение речью перестраивает психику малыша, позволяет воспринимать

ему явления более осознанно и произвольно.

К.Д.Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого

умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и

правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием

полноценного

психического

развития

и

одним

из

направлений

в

педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи

нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.Дошкольный

возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка,

становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической,

грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном

детстве является необходимым условием решения задач умственного,

эстетического

и

нравственного

воспитания

детей

в

максимально

сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному

языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь

более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и

начинают

общаться

с

более

широким

кругом

людей,

особенно

со

сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного

овладения средствами общения, основным из которых является речь.

Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся

деятельность ребенка.

Развитие речи — процесс сложный, творческий и поэтому необходимо,

чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью,

говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше (по мере

возрастных особенностей) мы научим ребёнка говорить правильно, тем

свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

Развитие

речи

это

целенаправленная

и

последовательная

педагогическая

работа,

предполагающая

использование

арсенала

специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения

ребенка.

В работе с детьми дошкольного возраста используются следующие

средства речевого развития детей: общение взрослых и детей, культурная

языковая среда, обучение родной речи и языку на занятиях, различные виды

искусства (изобразительное, музыка, театр), художественная литература.

Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой

занимает большое место в общей системе работы с детьми. Художественная

литература является важнейшим источником и средством развития всех

сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Она помогает

почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.Развитие

речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое

употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится

основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Это и

обуславливает актуальность данной темы.

Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их

готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком

позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об

их целостном психическом развитии. Для того, чтобы понять сущность

речевой готовности к школьному обучению, мы должны четко представлять,

что же входит в содержание способностей устной речи и какие компоненты

самые важные для изучения речи.

Речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и

пользоваться языком: развитие фонематического слуха и звукового анализа,

словаря, осознание состава слов, формирование грамматических категорий,

развитие коммуникативных умений, умений и навыков связной речи.

Овладение языком является важным условием умственного развития,

поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в

онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в

значениях слов.

Своевременное развитие словаря - один из важных факторов

подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным

лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя

подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что

ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче

овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на

уроках.

Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в

физиологии, психологии, психолингвистике.

В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две

стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное

развитие, т. е. овладение значениями слов. Дошкольный возраст - период

быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий

жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов

дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой.

Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни.

В современной отечественной методике нормой считается 10-12 слов к году.

Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь.

После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми

темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300-400 слов, а к трём

годам может достигнуть 1500 слов. Огромный скачок в развитии словаря

происходит не только и не столько за счёт овладения способами образования

слов из речи взрослых, сколько за счёт овладения способами образования

слов. Развитие словаря осуществляется за счёт слов, обозначающих

предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их

признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также

быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются.

Третий год жизни - период наибольшего увеличения активного словарного

запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет - до 2000-2500, а в

6-7 лет - до 3500-4000 слов.

Индивидуальные различия в словаре наблюдаются и в эти возрастные

периоды. По словам Д.Б. Эльконина, различия в словаре «более велики, чем в

какой-либо другой сфере психического развития».

Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов,

медленнее растёт число используемых прилагательных. Это объясняется, во-

первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на

знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых,

характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.

Первые слова очень своеобразны, для них характерен полисемантизм. Эти

первые слова, в сущности, ещё не являются словами. Настоящее слово

рождается, как обозначение предмета и связано непосредственно с жестом,

который указывает на предмет.

После 4-5 лет дети, владеющие речью, относят новое слово уже не к

одному, а ко многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова и

оперируя ими, ребёнок ещё не осознаёт всего того смыслового содержания,

которое

они

выражают.

Детьми

может

быть

усвоена

предметная

отнесённость слова, а система абстракций и обобщений, стоящая за ним, нет.

Переносные

значения

слов

усваиваются

детьми

не

сразу.

Сначала

происходит

усвоение

основного

значения.

Значения

детских

слов

динамичны. Л.С. Выготский обращал внимание на то, что одно и то же слово

при тождестве отнесённости к предметам и явлениям окружающего мира

«значит» для ребёнка разного возраста и разного уровня развития разное. У

ребёнка в 3 - 5 лет центральное место занимает процесс овладения чёткой

предметной отнесённостью слов и их конкретными значениями, а в 5 - 6 лет -

системой так называемых житейских понятий, но в которых по-прежнему

доминируют эмоционально-образные, наглядные связи.

Таким образом, в своей конкретно-отнесённой форме значение слова

возникает раньше понятия и является предпосылкой его становления.

Понятие,

обозначенное

словом,

будучи

обобщённым

образом

действительности, растёт, расширяется, углубляется по мере развития

ребёнка, по мере того как расширяется и становится разнообразнее сфера его

деятельности, увеличивается круг людей и предметов, с которыми он

вступает в общение. В ходе своего развития речь ребёнка перестаёт быть

зависимой от чувственной ситуации.

Овладение грамматическим строем речи оказывает огромное влияние

на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в

школе.

Формирование

грамматического

строя

речи

предполагает

формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам,

числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение

разных типов словосочетаний и предложении). Без овладения грамматикой

невозможно речевое общение.

Освоение грамматического строя представляет большую сложность для

детей,

поскольку

грамматические

категории

характеризуются

абстрактностью и отвлеченностью. К тому же грамматический строй

русского языка отличается наличием большого числа непродуктивных форм

и исключений из грамматических норм и правил.

Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложен, он связан с

аналитика

-

синтетической

деятельностью

коры

головного

мозга.

Закономерности

усвоения

грамматической

стороны

речи

раскрыты

известным лингвистом А.Н. Гвоздевым. По данным исследования ребенок

усваивает грамматическую систему родного языка уже к трем годам во всех

ее наиболее типичных проявлениях. Усвоение ребенком грамматического

строя речи происходит в виде усвоения грамматических категорий, которые

характеризуются наличием знания. Время и последовательность усвоения

отдельных категорий зависят от характера их назначений. У детей вызывает

затруднение усвоение тех форм, конкретное значение которых не связано

логикой детской мысли, т. е. то, что не ясно по значению.

Овладение способами словообразования - одна из сторон речевого

развития детей. Дошкольники пользуются в основном морфологическим

способом словообразования, в основе которого лежит сочетание различных

по значению морфем. Для образования слов ребенок должен освоить

словообразовательные модели, лексические значения основ слов, и смысл

значимых

частей слова.

В

психологической и

психолингвистической

литературе словообразование сравнивается с детским словотворчеством,

которое свидетельствует об активном усвоении детьми грамматического

строя. К концу дошкольного возраста детское словообразование сближается

с нормативным, в связи с чем снижается интенсивность словотворчества.

В дошкольном возрасте имеются все предпосылки для успешного

овладения звуковой стороной русского языка. К ним можно отнести

соответствующее развитие коры головного мозга в целом, фонематического

восприятия речи и речедвигательного аппарата. Способствуют овладению

звуковым составом речи и такие особенности ребенка - дошкольника, как

высокая пластичность нервной системы, повышенная подражательность,

особая восприимчивость к звуковой стороне языка, любовь детей к звукам

речи.

По мнению большинства ученых, дошкольный возраст является

наиболее благоприятным для окончательного становления всех звуков

родного языка. Несовершенства произношения в старшем дошкольном

возрасте нетипичны: при правильной постановки работы дети к этому

времени могут овладеть произношением всех звуков. Звукопроизношение

совершенствуется, но у части детей еще окончательно не сформированы

трудные в артикуляционном отношении звуки (шипящие и р). Процесс

становления

этих

звуков

даже

при

условии

целенаправленного

систематического обучения идет медленнее, так как навык неправильного

произношения становится более прочным. Однако, к старшему дошкольному

возрасту у детей развивается способность к самоконтролю, осознание

несовершенства своей речи и соответственно необходимости приобретения

знаний

и

потребность

в

обучении.

Поэтому

учебная

деятельность

приобретает более серьезный характер.

Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает

тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится

мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления

и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с

окружающими людьми.

В

дошкольном

возрасте

происходит

отделение

речи

от

непосредственного практического опыта. Главной особенностью этого

возраста является возникновение планирующей функции речи. В ролевой

игре, ведущей деятельности дошкольников, возникают и новые виды речи:

речь, инструктирующая участников игры, речь-сообщение, повествующая

взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов

приобретает форму монологической, контекстной.

Переход от ситуативной речи к контекстной, по мнению Д.Б.

Эльконина, происходит к 4-5 годам. Вместе с тем элементы связной

монологической речи появляются уже в 2-3 года. Переход к контекстной

речи тесно связан с освоением словарного состава и грамматического строя

родного языка, с развитием умения произвольно использовать средства

родного

языка.

С

усложнением

грамматической

структуры

речи

высказывания становятся все более развернутыми и связными.

В младшем дошкольном возрасте речь связана с непосредственным

опытом детей, что отражается на формах речи. Для неё характерны

неполные, неопределённо-личные предложения, состоящие часто из одного

сказуемого; названия предметов заменяются местоимениями. Наряду с

монологической речью продолжает развиваться и диалогическая речь. В

дальнейшем обе эти формы сосуществуют и используются в зависимости от

условий общения.

Дети 4-5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в

коллективной

беседе,

пересказывают

сказки

и

короткие

рассказы,

самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Вместе с тем их

связная речь ещё несовершенна. Они не умеют правильно формулировать

вопросы, дополнять и поправлять ответу товарищей. Их рассказы в

большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушение

логики; предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально (ещё,

потом).

В среднем дошкольном возрасте происходит некоторые изменения в

понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и

литературного

опыта

ребёнка.

Дети

правильно

оценивают

поступки

персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему,

стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать [1].

У ребёнка 4-5 лет начинает в полной мере функционировать механизм

формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого

текста.

Развитие речи детей 5-7 лет.

В этом возрасте на первый план выходит постановка отсутствующих

или неправильно произносимых звуков, закрепления их правильного

произношения и отчетливого различения, подготовка к школе

(профилактика школьной неуспеваемости).

Чтобы успешно учиться в школе, ребенку нужно немало знать и уметь.

Ниже изложены примерные критерии готовности к школе (по развитию

речи).

К началу школьного обучения ребенок «должен»:

- обладать большим словарным запасом, уметь пересказать небольшой текст,

рассказать о событии, свободно изложить свои мысли, доказать свою точку

зрения;

- грамматически правильно оформлять свою речь (верно согласовывать слова

в предложении, точно использовать предлоги);

- правильно произносить и хорошо различать все звуки;

- владеть некоторыми навыками языкового анализа и синтеза (уметь

разделить слова на слоги, выделять первый, последний звук в слове (в

небольших словах называть все звуки по порядку);

- желательно знание букв и умение читать по слогам.

Большинство ошибок допускаемых ребенком в устной речи – неточное

произношение сложных слов (водотоводчик – водопроводчик), неправильное

согласование слов в предложении (думаю о самолетов, пять мяча), замены

звуков (сушка – суска, рука – лука) приведут к аналогичным ошибкам на

письме.

Недоразвитие связной речи (умения точно и последовательно

рассказать о событии) может привести к трудностям при написании

изложений, пересказах, устных ответах.

Очень большое значение имеет состояние фонематического восприятия

умения

«слышать»

звуки

в

слове,

правильно

определять

последовательность

звуков

и

слогов.

Недоразвитие

фонематического

восприятия приводит к многочисленным, стойким ошибкам при письме, ведь

чтобы ребенок мог правильно написать слово, он должен «в уме» разложить

слово

на

звуки,

а

потом

воспроизвести

их

точно,

в

правильной

последовательности на бумаге. Способствует развитию фонематического

восприятия обучение ребенка чтению.

Когда обращаться к логопеду.

Если вашему ребенку уже исполнилось пять лет, но он неправильно

произносит или заменяет некоторые звуки;

если вы наблюдаете у вашего ребенка вышеперечисленные проблемы.

За год до школы показать ребенка логопеду я бы рекомендовала

каждому родителю, даже если ваш ребенок произносит все звуки правильно.

Цель

логопедического

обследования

перед

школой –

выявить

предрасположенность к нарушению чтения и письма (множественным

специфическим ошибкам) т. н. называемой дизграфии и дизлексии т. е.,

фактически, к школьной неуспеваемости.

Выявить такую предрасположенность детей к дизграфии и дизлексии

можно в дошкольном возрасте с большой вероятностью.

Если вовремя провести работу, направленную на развитие процессов,

отвечающих

за

становление

процессов

чтения

и

письма,

можно

предотвратить или значительно снизить вероятность школьных проблем.

Важность своевременности этой работы объясняется тем, что в школе

исправить эту ситуацию оказывается намного сложнее, чем предотвратить ее

в дошкольном возрасте. То же самое относится и к постановке звуков.

Исходя

из

моей

практики,

до

восьмидесяти

процентов

детей

подготовительной группы детского сада нуждаются в помощи логопеда.

Если в вашем саду есть логопед, помощь окажут бесплатно. От вас

потребуется

только

выполнение

домашних

заданий

(закрепление

пройденного

материала)

и

контроль

за

правильным

произношением

поставленных звуков. В детских поликлиниках также есть логопеды.



В раздел образования