Автор: Табакаева Зинаида Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ
Населённый пункт: р.п. Силикатный Сенгилеевский район Ульяновская область
Наименование материала: "Речевое развитие детей дошкольного возраста"
Тема: "Речевое развитие детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
Речевое развитие детей дошкольного возраста
Дошкольное
образовательное
учреждение
–
первое
и
самое
ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение
родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в
дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к
усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в
современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и
обучения детей.
Овладение речью — одна из самых сложных и таинственных проблем
детской психологии и педагогики. Остается непонятным, как маленький
ребенок,
не
умеющий
ни
на
чем
сосредоточиться,
не
владеющий
интеллектуальными
операциями,
всего
за
1—2
года
практически
в
совершенстве овладевает столь сложной знаковой системой, как язык.
Речь,
как
исторически
сложившаяся
форма
общения
развивается
в
дошкольном детстве. Путь, который проходит ребёнок в первые годы жизни,
поистине грандиозен. Ребёнок пользуется речью для того, чтобы выразить
свои мысли, чувства, т.е. воздействовать на окружающий мир. Речь
маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми,
а в дошкольном учреждении и на занятиях по развитию речи. В процессе
общения проявляются его познавательная и предметная деятельность.
Овладение речью перестраивает психику малыша, позволяет воспринимать
ему явления более осознанно и произвольно.
К.Д.Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого
умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и
правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием
полноценного
психического
развития
и
одним
из
направлений
в
педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи
нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.Дошкольный
возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка,
становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической,
грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном
детстве является необходимым условием решения задач умственного,
эстетического
и
нравственного
воспитания
детей
в
максимально
сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному
языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь
более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и
начинают
общаться
с
более
широким
кругом
людей,
особенно
со
сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного
овладения средствами общения, основным из которых является речь.
Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся
деятельность ребенка.
Развитие речи — процесс сложный, творческий и поэтому необходимо,
чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью,
говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше (по мере
возрастных особенностей) мы научим ребёнка говорить правильно, тем
свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.
Развитие
речи
—
это
целенаправленная
и
последовательная
педагогическая
работа,
предполагающая
использование
арсенала
специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения
ребенка.
В работе с детьми дошкольного возраста используются следующие
средства речевого развития детей: общение взрослых и детей, культурная
языковая среда, обучение родной речи и языку на занятиях, различные виды
искусства (изобразительное, музыка, театр), художественная литература.
Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой
занимает большое место в общей системе работы с детьми. Художественная
литература является важнейшим источником и средством развития всех
сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Она помогает
почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.Развитие
речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое
употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится
основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Это и
обуславливает актуальность данной темы.
Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их
готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком
позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об
их целостном психическом развитии. Для того, чтобы понять сущность
речевой готовности к школьному обучению, мы должны четко представлять,
что же входит в содержание способностей устной речи и какие компоненты
самые важные для изучения речи.
Речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и
пользоваться языком: развитие фонематического слуха и звукового анализа,
словаря, осознание состава слов, формирование грамматических категорий,
развитие коммуникативных умений, умений и навыков связной речи.
Овладение языком является важным условием умственного развития,
поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в
онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в
значениях слов.
Своевременное развитие словаря - один из важных факторов
подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным
лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя
подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что
ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче
овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на
уроках.
Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в
физиологии, психологии, психолингвистике.
В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две
стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное
развитие, т. е. овладение значениями слов. Дошкольный возраст - период
быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий
жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов
дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой.
Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни.
В современной отечественной методике нормой считается 10-12 слов к году.
Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь.
После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми
темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300-400 слов, а к трём
годам может достигнуть 1500 слов. Огромный скачок в развитии словаря
происходит не только и не столько за счёт овладения способами образования
слов из речи взрослых, сколько за счёт овладения способами образования
слов. Развитие словаря осуществляется за счёт слов, обозначающих
предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их
признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также
быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются.
Третий год жизни - период наибольшего увеличения активного словарного
запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет - до 2000-2500, а в
6-7 лет - до 3500-4000 слов.
Индивидуальные различия в словаре наблюдаются и в эти возрастные
периоды. По словам Д.Б. Эльконина, различия в словаре «более велики, чем в
какой-либо другой сфере психического развития».
Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов,
медленнее растёт число используемых прилагательных. Это объясняется, во-
первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на
знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых,
характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.
Первые слова очень своеобразны, для них характерен полисемантизм. Эти
первые слова, в сущности, ещё не являются словами. Настоящее слово
рождается, как обозначение предмета и связано непосредственно с жестом,
который указывает на предмет.
После 4-5 лет дети, владеющие речью, относят новое слово уже не к
одному, а ко многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова и
оперируя ими, ребёнок ещё не осознаёт всего того смыслового содержания,
которое
они
выражают.
Детьми
может
быть
усвоена
предметная
отнесённость слова, а система абстракций и обобщений, стоящая за ним, нет.
Переносные
значения
слов
усваиваются
детьми
не
сразу.
Сначала
происходит
усвоение
основного
значения.
Значения
детских
слов
динамичны. Л.С. Выготский обращал внимание на то, что одно и то же слово
при тождестве отнесённости к предметам и явлениям окружающего мира
«значит» для ребёнка разного возраста и разного уровня развития разное. У
ребёнка в 3 - 5 лет центральное место занимает процесс овладения чёткой
предметной отнесённостью слов и их конкретными значениями, а в 5 - 6 лет -
системой так называемых житейских понятий, но в которых по-прежнему
доминируют эмоционально-образные, наглядные связи.
Таким образом, в своей конкретно-отнесённой форме значение слова
возникает раньше понятия и является предпосылкой его становления.
Понятие,
обозначенное
словом,
будучи
обобщённым
образом
действительности, растёт, расширяется, углубляется по мере развития
ребёнка, по мере того как расширяется и становится разнообразнее сфера его
деятельности, увеличивается круг людей и предметов, с которыми он
вступает в общение. В ходе своего развития речь ребёнка перестаёт быть
зависимой от чувственной ситуации.
Овладение грамматическим строем речи оказывает огромное влияние
на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в
школе.
Формирование
грамматического
строя
речи
предполагает
формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам,
числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение
разных типов словосочетаний и предложении). Без овладения грамматикой
невозможно речевое общение.
Освоение грамматического строя представляет большую сложность для
детей,
поскольку
грамматические
категории
характеризуются
абстрактностью и отвлеченностью. К тому же грамматический строй
русского языка отличается наличием большого числа непродуктивных форм
и исключений из грамматических норм и правил.
Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложен, он связан с
аналитика
-
синтетической
деятельностью
коры
головного
мозга.
Закономерности
усвоения
грамматической
стороны
речи
раскрыты
известным лингвистом А.Н. Гвоздевым. По данным исследования ребенок
усваивает грамматическую систему родного языка уже к трем годам во всех
ее наиболее типичных проявлениях. Усвоение ребенком грамматического
строя речи происходит в виде усвоения грамматических категорий, которые
характеризуются наличием знания. Время и последовательность усвоения
отдельных категорий зависят от характера их назначений. У детей вызывает
затруднение усвоение тех форм, конкретное значение которых не связано
логикой детской мысли, т. е. то, что не ясно по значению.
Овладение способами словообразования - одна из сторон речевого
развития детей. Дошкольники пользуются в основном морфологическим
способом словообразования, в основе которого лежит сочетание различных
по значению морфем. Для образования слов ребенок должен освоить
словообразовательные модели, лексические значения основ слов, и смысл
значимых
частей слова.
В
психологической и
психолингвистической
литературе словообразование сравнивается с детским словотворчеством,
которое свидетельствует об активном усвоении детьми грамматического
строя. К концу дошкольного возраста детское словообразование сближается
с нормативным, в связи с чем снижается интенсивность словотворчества.
В дошкольном возрасте имеются все предпосылки для успешного
овладения звуковой стороной русского языка. К ним можно отнести
соответствующее развитие коры головного мозга в целом, фонематического
восприятия речи и речедвигательного аппарата. Способствуют овладению
звуковым составом речи и такие особенности ребенка - дошкольника, как
высокая пластичность нервной системы, повышенная подражательность,
особая восприимчивость к звуковой стороне языка, любовь детей к звукам
речи.
По мнению большинства ученых, дошкольный возраст является
наиболее благоприятным для окончательного становления всех звуков
родного языка. Несовершенства произношения в старшем дошкольном
возрасте нетипичны: при правильной постановки работы дети к этому
времени могут овладеть произношением всех звуков. Звукопроизношение
совершенствуется, но у части детей еще окончательно не сформированы
трудные в артикуляционном отношении звуки (шипящие и р). Процесс
становления
этих
звуков
даже
при
условии
целенаправленного
систематического обучения идет медленнее, так как навык неправильного
произношения становится более прочным. Однако, к старшему дошкольному
возрасту у детей развивается способность к самоконтролю, осознание
несовершенства своей речи и соответственно необходимости приобретения
знаний
и
потребность
в
обучении.
Поэтому
учебная
деятельность
приобретает более серьезный характер.
Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает
тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится
мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить.
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления
и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с
окружающими людьми.
В
дошкольном
возрасте
происходит
отделение
речи
от
непосредственного практического опыта. Главной особенностью этого
возраста является возникновение планирующей функции речи. В ролевой
игре, ведущей деятельности дошкольников, возникают и новые виды речи:
речь, инструктирующая участников игры, речь-сообщение, повествующая
взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов
приобретает форму монологической, контекстной.
Переход от ситуативной речи к контекстной, по мнению Д.Б.
Эльконина, происходит к 4-5 годам. Вместе с тем элементы связной
монологической речи появляются уже в 2-3 года. Переход к контекстной
речи тесно связан с освоением словарного состава и грамматического строя
родного языка, с развитием умения произвольно использовать средства
родного
языка.
С
усложнением
грамматической
структуры
речи
высказывания становятся все более развернутыми и связными.
В младшем дошкольном возрасте речь связана с непосредственным
опытом детей, что отражается на формах речи. Для неё характерны
неполные, неопределённо-личные предложения, состоящие часто из одного
сказуемого; названия предметов заменяются местоимениями. Наряду с
монологической речью продолжает развиваться и диалогическая речь. В
дальнейшем обе эти формы сосуществуют и используются в зависимости от
условий общения.
Дети 4-5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в
коллективной
беседе,
пересказывают
сказки
и
короткие
рассказы,
самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Вместе с тем их
связная речь ещё несовершенна. Они не умеют правильно формулировать
вопросы, дополнять и поправлять ответу товарищей. Их рассказы в
большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушение
логики; предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально (ещё,
потом).
В среднем дошкольном возрасте происходит некоторые изменения в
понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и
литературного
опыта
ребёнка.
Дети
правильно
оценивают
поступки
персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему,
стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать [1].
У ребёнка 4-5 лет начинает в полной мере функционировать механизм
формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого
текста.
Развитие речи детей 5-7 лет.
В этом возрасте на первый план выходит постановка отсутствующих
или неправильно произносимых звуков, закрепления их правильного
произношения и отчетливого различения, подготовка к школе
(профилактика школьной неуспеваемости).
Чтобы успешно учиться в школе, ребенку нужно немало знать и уметь.
Ниже изложены примерные критерии готовности к школе (по развитию
речи).
К началу школьного обучения ребенок «должен»:
- обладать большим словарным запасом, уметь пересказать небольшой текст,
рассказать о событии, свободно изложить свои мысли, доказать свою точку
зрения;
- грамматически правильно оформлять свою речь (верно согласовывать слова
в предложении, точно использовать предлоги);
- правильно произносить и хорошо различать все звуки;
- владеть некоторыми навыками языкового анализа и синтеза (уметь
разделить слова на слоги, выделять первый, последний звук в слове (в
небольших словах называть все звуки по порядку);
- желательно знание букв и умение читать по слогам.
Большинство ошибок допускаемых ребенком в устной речи – неточное
произношение сложных слов (водотоводчик – водопроводчик), неправильное
согласование слов в предложении (думаю о самолетов, пять мяча), замены
звуков (сушка – суска, рука – лука) приведут к аналогичным ошибкам на
письме.
Недоразвитие связной речи (умения точно и последовательно
рассказать о событии) может привести к трудностям при написании
изложений, пересказах, устных ответах.
Очень большое значение имеет состояние фонематического восприятия
–
умения
«слышать»
звуки
в
слове,
правильно
определять
последовательность
звуков
и
слогов.
Недоразвитие
фонематического
восприятия приводит к многочисленным, стойким ошибкам при письме, ведь
чтобы ребенок мог правильно написать слово, он должен «в уме» разложить
слово
на
звуки,
а
потом
воспроизвести
их
точно,
в
правильной
последовательности на бумаге. Способствует развитию фонематического
восприятия обучение ребенка чтению.
Когда обращаться к логопеду.
Если вашему ребенку уже исполнилось пять лет, но он неправильно
произносит или заменяет некоторые звуки;
если вы наблюдаете у вашего ребенка вышеперечисленные проблемы.
За год до школы показать ребенка логопеду я бы рекомендовала
каждому родителю, даже если ваш ребенок произносит все звуки правильно.
Цель
логопедического
обследования
перед
школой –
выявить
предрасположенность к нарушению чтения и письма (множественным
специфическим ошибкам) т. н. называемой дизграфии и дизлексии т. е.,
фактически, к школьной неуспеваемости.
Выявить такую предрасположенность детей к дизграфии и дизлексии
можно в дошкольном возрасте с большой вероятностью.
Если вовремя провести работу, направленную на развитие процессов,
отвечающих
за
становление
процессов
чтения
и
письма,
можно
предотвратить или значительно снизить вероятность школьных проблем.
Важность своевременности этой работы объясняется тем, что в школе
исправить эту ситуацию оказывается намного сложнее, чем предотвратить ее
в дошкольном возрасте. То же самое относится и к постановке звуков.
Исходя
из
моей
практики,
до
восьмидесяти
процентов
детей
подготовительной группы детского сада нуждаются в помощи логопеда.
Если в вашем саду есть логопед, помощь окажут бесплатно. От вас
потребуется
только
выполнение
домашних
заданий
(закрепление
пройденного
материала)
и
контроль
за
правильным
произношением
поставленных звуков. В детских поликлиниках также есть логопеды.