Автор: Горяева Елена Александровна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: Проект «Волшебный мир»
Тема: Коррекция эмоционально – волевой сферы у старших дошкольников с ОВЗ при помощи здоровьесберегающих технологий
Раздел: дошкольное образование
Проект
«Волшебный мир»
коррекция эмоционально – волевой
сферы у старших дошкольников с ОВЗ
при помощи здоровьесберегающих технологий
Автор проекта: Горяева Елена Александровна
педагог – психолог
МБДОУ № 33 комбинированного вида (ТНР)
Красноярск
Содержание
Введение
1
Пояснительная записка
1.1
Цели и задачи проекта
1.2
Целевая группа проекта
2
Проектное решение
3
Содержательный раздел
3.1
Этапы реализации проекта
3.2
План проектных мероприятий
3.3
Содержание проекта
4
Материально-технические ресурсы
5
Ожидаемые результаты реализации проекта
6
Заключение
7
Список литературы
Введение
В настоящее время неуклонно растет число детей с ОВЗ. У большинства из них
повышен уровень тревожности, занижена самооценка, они замкнуты, не уверены в себе.
Исследования в зарубежной и отечественной коррекционной педагогике и психологии
позволяют говорить о том, что формирование и коррекция недостатков в эмоциональной и
коммуникативной сферах, должны рассматриваться в качестве одних из наиболее важных
задач воспитания старших дошкольников с ОВЗ.
Практически в каждой группе любой дошкольной организации находятся дети,
которые нуждаются в сопровождении специалистов. Наблюдения показывают, что
работая с такими детьми, педагогам нужно приложить массу усилий и изобретательности
для
того,
чтобы
заинтересовать
их,
организовать
и
оказать
коррекционное
взаимодействие.
Именно в дошкольном возрасте необходимо проводить коррекцию и развитие
различных навыков и форм общения для полноценного созревания психических
процессов и правильного развития эмоционально - волевой сферы ребенка при помощи
здоровьесберегающих технологий.
1.Пояснительная записка
В настоящее время взрослые зачастую забывают о важности эмоционально-
личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным
благополучием ребенка. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других,
не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции. Очень важно научить
ребенка рассказывать о своем внутреннем мире, слушать, слышать и понимать
окружающих.
Технологии, как эффективная система мер профилактической работы с детьми,
направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, получили название
"здоровьесберегающие
технологии".
Н.К.Смирнов,
как
родоначальник
понятия
«здоровьесберегающие
образовательные
технологии»
утверждал,
что
их
можно
рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как
совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья,
как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее
воздействия на здоровье ребенка и педагога.
Использование в работе с детьми сказкотерапии, пескотерапии, психогимнастики
обеспечивает гармонизацию психоэмоционального состояния ребенка с нарушением речи
в целом, а также положительно влияют на развитие мелкой моторики, сенсорики, речи,
мышления, интеллекта, воображения.
Правильно
подобранные
игры
и
упражнения
это
прекрасная
возможность
для
самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и
действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.
1.1 Цель и задачи проекта
Цель
проекта: Выявление
возможности
коррекции
нежелательных
личностных
особенностей, у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Задачи проекта:
Провести анализ литературы по проблеме исследования;
Изучить особенности проявления тревожности и страхов, причины возникновения у детей
с старшего дошкольного возраста;
Апробировать систему занятий по снижению тревожности, страхов у детей старшего
дошкольного возраста с ОВЗ;
Повысить самооценку и уверенность в своих силах;
Обучение дошкольников с ОВЗ умению управлять собой в конкретных, наиболее
волнующих их ситуациях;
Максимальное снижение тревожности у дошкольников с ОВЗ.
Способствовать регулированию психоэмоционального состояния.
1.2 Целевая группа
Дети старшего дошкольного возраста с ОВЗ, педагоги, педагог – психолог, родители
(законные представители).
Предмет исследования:
Эффективность проведения психокоррекционных занятий и их влияние на снижение
уровня тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования:
Дети старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
2. Проектное решение
-Изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;
-Сбор анамнестических данных;
-Наблюдения за детьми входе занятий и в свободной деятельности;
-Диагностика;
- Анализ полученных результатов;
-Цикл занятий и упражнений с детьми;
- Цикл мероприятий с родителями и педагогами;
Методики исследования:
Тест тревожности (Амен, Дорки, Темпл)
Тест «Страхи в домиках» модификация Панфиловой
Методика «Лесенка»
Наблюдения за детьми
3.Содержательный
Сроки реализации проект: долгосрочный (1 год)
3.1Этапы реализации проекта
Подготовительный этап – (организационный) поисково-теоретический – посвящен
изучению и анализу психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.
Первый этап – диагностический.
(Диагностическое
обследование
дошкольников;
анкетирование
родителей,
анализ
полученных диагностических данных).
Второй этап – реализация проекта.
(Составление поэтапного плана работы, анализ проблемы, подбор необходимого
оборудования и пособий для практического обогащения проекта, цикл занятий с детьми,
цикл мероприятий с родителями, цикл мероприятий с педагогами);
Третий этап - повторная диагностика, подведение итогов и анализ результатов проекта.
3.2 План проектных мероприятий
Деятельность с детьми
дата
содержание
Сентябрь
Наблюдение,
проведение
диагностического
обследование.
Октябрь
1 занятие. Тема: «Песочный город»
2 занятие. Тема : «В стране настроений»
3 занятие. Тема: «Мы исследователи»
4 занятие. Тема: «Мои друзья»
6 занятие. Тема: «Сказки»
7 занятие. Тема: «Мы строители»
8 занятие. Тема: «Мы путешественники»
Ноябрь
1 занятие. Тема : «Животные»
2 занятие. Тема: «Угадалки»
3 занятие. Тема : «Ученики»
4 занятие. Тема: «Мы ищем клад»
5 занятие. Тема: « Детский сад»
7 занятие. Тема : «Следы»
8 занятие. Тема: «Игрушки»
Декабрь
1 занятие. Тема:«Угадалки»
2 занятие. Тема: «Мы исследователи»
3 занятие. Тема: «Моя вообразилия»
4 занятие. Тема: «Ученики»
5 занятие. Тема: «Следы»
6 занятие. Тема: « Детский сад»
7 занятие. Тема: «Животные»
8 занятие. Тема: «Мы строители»
Январь
1 занятие. Тема: «Калейдоскоп эмоций»
2 занятие. Тема: «Фантазии»
3 занятие. Тема: «Наше творчество»
4 занятие. Тема: «Мы играем»
5 занятие. Тема: «Времена года»
6 занятие. Тема: «Игрушки»
7 занятие. Тема: «Фантазии»
8 занятие. Тема:«Следы»
Февраль
1 занятие. Тема: «Умелые ручки»
2 занятие. Тема: «Весна»
3 занятие. Тема: «Радость»
4 занятие. Тема: «В поисках клада»
5 занятие. Тема: «Спасение принцессы»
6 занятие. Тема: «Секретные задания»
7 занятие. Тема: «Игрушки»
8 занятие. Тема:«Времена года»
Март
1занятие.Тема: «Веселые игры»
2 занятие.Тема: ««Животные»
3 занятие. Тема: «Ученики»
4 занятие. Тема: «Наше настроение»
5 занятие. Тема: «Угадалки»
6 занятие. Тема: «Мы путешественники»
7 занятие. Тема: «Спасение принцессы»
8 занятие. Тема: «Радость»
Апрель
1 занятие: Тема: «Мой дом»
2 занятие. Тема: « Детский сад»
3 занятие. Тема: «Мы исследователи»
4 занятие. Тема: «Мы путешественники»
5 занятие. Тема: «Времена года»
6 занятие. Тема: «Веселые игры»
7 занятие. Тема: «Лето»
Май
Повторная диагностика и анализ.
План взаимодействия с педагогами
Месяц
Содержание
Сентябрь
Обсуждение
итогов
диагностики,
уточнение
образовательных
маршрутов
Ноябрь
Выставка, обзор методической литературы и дидактических пособий
- Семинар-практикум: «Создание условий для работы с песком»
- создание картотеки игр с песком
- подбор детской художественной литературы
- подбор методического и иллюстративного материала.
Январь
теоретический
семинар:
«Сказкотерапия
для
дошкольников»
консультация «Психогимнастика в МБДОУ»
Март
Творческая лаборатория: «Тактильная страна – страна чудес»
- подбор и изготовление пособий, необходимых для организации
работы с крупой.
Май
Выступление на педагогическом совете (результаты по реализации
проекта).
План взаимодействия с родителями
Месяц
Содержание
Октябрь
Оформление информационных стендов
Консультация «Роль песочной терапии в коррекции эмоционально-
волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»
Декабрь
Апробация инновационных форм работы с родителями
Семинар-практикум
«Какой он, тревожный ребенок?
Январь
Тренинг «Влияние стиля воспитания на эмоциональное благополучие
дошкольников»
Стендовая информация
«Психогимнастика»
Март
Практикум
«Релаксационные упражнения в работе с тревожными дошкольниками»
Апрель
- выставка продуктов проектной деятельности
- оформление стенда: «Педагогическая копилка»
3.3 Содержание проекта:
Описание подготовительного этапа
На подготовительном этапе была изучена психолого-педагогическая литература по
данной теме, осуществлен подбор диагностического материала.
Описание первого этапа
На первом этапе проведена диагностика детей инклюзивной группы. В исследовании
приняло участие 6 детей инклюзивной группы с в возрасте 6 лет, и 6 детей старшей
группы (контрольная).
Диагностический инструментарий
Тест тревожности (Амен, Дорки)
Цель: выявление ситуативной тревожности у детей
Методика «Лесенка»
Цель: определение самооценки и ожидаемой оценки ребенка от взрослого
«Страхи в домиках» модификация Панфиловой
Цель: выявление количества страхов у детей
Описание второго этапа
Работа с детьми:
Коррекционная работа велась с октября по апрель. В ходе коррекционной работы широко
использовался весь арсенал игр и игровых приемов, упражнений, психогимнастика,
сказкотерапия, пескотерапия, релаксация.
Принципы работы в группе:
1. Отношение к детям, к их потребностям - уважительное, доброжелательное. Не
допускается малейшее пренебрежение их настроением, самочувствием.
2. Каждый ребенок принимается таким, какой он есть, признается его ценность,
значимость, уникальность.
3. Недопустимы менторская позиция, упреки и порицание за неуспех.
4. Занятия проходят в игровой форме, что вызывает у детей живой интерес.
5. Успех переживается детьми как радость, этому способствует положительная
эмоциональная оценка любого малейшего достижения ребенка.
6. У детей создается на занятиях чувство безопасности в системе отношений, благодаря
чему они могут свободно исследовать и выражать свое “Я”, безопасно проявлять свои
эмоции и чувства.
7. Ценится постепенность коррекционно – развивающего процесса, не предпринимается
попыток его ускорить. У каждого ребенка свой срок и свой час постижения.
Алгоритм проведения занятий:
Каждое занятие построено по следующему алгоритму:
1.
Приветствие.
2.
Разминка.
3.
Основная часть (развивающая игра, сказка, психогимнастический этюд, тематическое или
свободное рисование, динамическая игра).
4.
Релаксация (кроме заключительных занятий);
5.
Прощание
Организационные
условия,
позволяющие
реализовать
данную
систему
занятий,
предполагает наличие просторного помещения это кабинет педагога-психолога и
соответствующего оборудования:
- песочные столы (песочница) с кварцевым песком;
- коллекция игрушек;
-музыка для проведения релаксационных упражнений, а также для создания фона во
время игр и во время знакомства со сказкой;
-мягкие пуфики –подушки и др.
Работа с родителями и педагогами:
Для педагогов и родителей проведение:
Анкетирования - «Взгляд родителей на проблему эмоционального развития
дошкольников».
Консультации
Какой он, тревожный ребенок?
Влияние стиля воспитания на эмоциональное благополучие дошкольников.
Роль семьи в воспитании ребенка
Страхи детей
Оформление папки передвижки «Обучение детей умению управлять своим поведением»
Родительское собрание «Особенности эмоциональной сферы у детей с ОВЗ»
Описание третьего этапа
На заключительном, третьем этапе проводилась повторная диагностика детей.
Этап контрольного эксперимента предполагает проверку эффективности проводимой с
детьми коррекционной работы. Проведение занятий по снятию повышенной тревожности
и страхов, создание обстановки эмоционального комфорта, и психического благополучия
в семье, накопление знаний родителей о эмоциональных особенностях детей с ОВЗ, о
формах и методах детского воспитания, способствуют значительному улучшению детско
– родительских отношений, снижению уровня детской тревожности и страхов, повышение
самооценки и уверенности в своих силах у дошкольников.
4.
Материально-технические ресурсы
Технические и информационные ресурсы:
Во
время
реализации
проекта
были
использованы информационные
ресурсы: теоретическая литература по вопросам воспитания и обучения детей старшего
дошкольного возраста с ОВЗ.
Технические ресурсы (мультимедийное оборудование,
музыкальный центр, фотокамера, музыка для сказок) в качестве учебно-методического
сопровождения образовательного процесса.
Использование
информационно-коммуникационных
технологий
на
коррекционно-
развивающих занятиях с детьми, в просветительской и профилактической работе с
педагогами и родителями дает возможность разнообразить образовательный процесс,
сделать его более увлекательным и занимательным, отвечающим реалиям сегодняшнего
дня, предоставляя нужную информацию в нужное время.
5.
Ожидаемые результаты реализации проекта
Стабилизация
эмоционального
состояния
детей
с
ОВЗ
и
их
психофизическое
оздоровление;
Повышение самооценки и уверенности в своих силах;
Понижения уровня тревожности;
Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками.
Умение распознавать эмоциональное состояние других людей;
6.
Заключение
Влияние сказкотерапии,
пескотерапии,
психогимнастики благотворно
влияет
на
эмоциональное состояние ребенка дошкольника.
Данные
технологии
считаю
очень
эффективным
и
современным
решением
в
коррекционно-образовательной
работе
педагога
–
психолога.
Они
вызывают
положительные эмоции у детей, помогают раскрывать каждого ребёнка индивидуально.
Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется
возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно
преодолевать трудности. А создание песочных композиций стимулирует фантазию
человека, позволяя ему понять свое внутреннее я, с помощью ландшафта, выбираемых
миниатюрных фигурок людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов, и еще
много другого.
Проводимые занятия с детьми помогают ребенку разобраться в себе, избавиться от
внутренних комплексов, дают ощущение полной свободы и защищенности. Это помогает
ему научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром, выражать свои
эмоции и чувства.
7. Литература
1.Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь
психологу и педагогам.- М:, ТЦ Сфера, 2005.
2.Баринова Н. Песок – вода – ладошки. //Ребенок в детском саду. – 2010. - №2. – с. 2
3.Баряева
Л.
Б.,
Кондратьева
С.Ю.
Игры-занятия
с
песком
и
водой:
Пособие для педагогов и родителей. - СПб.: 2008.
4.Бережная Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и
социальной сфер детей дошкольного возраста. //Дошкольная педагогика. – 2007. - №1. – с. 50
5.Грабенко Т. М. Игры с песком, или песочная терапия. //Дошкольная педагогика. – 2004. -
№5. – с. 26
6.Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие
игры. СПб.:Детство-Пресс.2002
7.Данюкова А. Вы любите проекты? //Обруч. -2001.-№4.-с. 11-13
8.Жителева С. Песочная терапия. //Ребенок в детском саду. – 2006. - №4. – с. 65
9.Зинкевич - Евстегнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии», СПб «Речь»,2006.
10.Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми»
11.Панфилова Н. К логопеду или в песочницу? //Обруч. – 2005. - №5. – с. 39
12.Панфилова М.А. Игротерапия общения:тесты и коррекционные игры. Практическое
пособие для психологов, педагогов и родителей.-М.: «Издательство ГНОМ и Д»,2000.
13.Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей. //Дошкольная педагогика. –
2006. - №4. – с. 56
14.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и
практических работников ДОУ. /Авт. - сост. Л. С. Киселева и др. – М. : АРКТИ, 2003. – 96 с.
15.Развитие внимания и эмоционально – волевой сферы детей 4-6 лет: разработка занятий ,
диагностические и дидактические материалы/сост.Ю.В.Веприцкая-Волгоград:Учитель ,2010.
16.Хухлаев О.Е.,Хухлаеа О.В. Волшебные капельки счастья: терапевтические сказки.-
Москва:Проспект, 2019.