Напоминание

Коррекция эмоционально – волевой сферы у старших дошкольников с ОВЗ при помощи здоровьесберегающих технологий


Автор: Горяева Елена Александровна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: Проект «Волшебный мир»
Тема: Коррекция эмоционально – волевой сферы у старших дошкольников с ОВЗ при помощи здоровьесберегающих технологий
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект

«Волшебный мир»

коррекция эмоционально – волевой

сферы у старших дошкольников с ОВЗ

при помощи здоровьесберегающих технологий

Автор проекта: Горяева Елена Александровна

педагог – психолог

МБДОУ № 33 комбинированного вида (ТНР)

Красноярск

Содержание

Введение

1

Пояснительная записка

1.1

Цели и задачи проекта

1.2

Целевая группа проекта

2

Проектное решение

3

Содержательный раздел

3.1

Этапы реализации проекта

3.2

План проектных мероприятий

3.3

Содержание проекта

4

Материально-технические ресурсы

5

Ожидаемые результаты реализации проекта

6

Заключение

7

Список литературы

Введение

В настоящее время неуклонно растет число детей с ОВЗ. У большинства из них

повышен уровень тревожности, занижена самооценка, они замкнуты, не уверены в себе.

Исследования в зарубежной и отечественной коррекционной педагогике и психологии

позволяют говорить о том, что формирование и коррекция недостатков в эмоциональной и

коммуникативной сферах, должны рассматриваться в качестве одних из наиболее важных

задач воспитания старших дошкольников с ОВЗ.

Практически в каждой группе любой дошкольной организации находятся дети,

которые нуждаются в сопровождении специалистов. Наблюдения показывают, что

работая с такими детьми, педагогам нужно приложить массу усилий и изобретательности

для

того,

чтобы

заинтересовать

их,

организовать

и

оказать

коррекционное

взаимодействие.

Именно в дошкольном возрасте необходимо проводить коррекцию и развитие

различных навыков и форм общения для полноценного созревания психических

процессов и правильного развития эмоционально - волевой сферы ребенка при помощи

здоровьесберегающих технологий.

1.Пояснительная записка

В настоящее время взрослые зачастую забывают о важности эмоционально-

личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным

благополучием ребенка. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других,

не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции. Очень важно научить

ребенка рассказывать о своем внутреннем мире, слушать, слышать и понимать

окружающих.

Технологии, как эффективная система мер профилактической работы с детьми,

направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, получили название

"здоровьесберегающие

технологии".

Н.К.Смирнов,

как

родоначальник

понятия

«здоровьесберегающие

образовательные

технологии»

утверждал,

что

их

можно

рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как

совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья,

как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее

воздействия на здоровье ребенка и педагога.

Использование в работе с детьми сказкотерапии, пескотерапии, психогимнастики

обеспечивает гармонизацию психоэмоционального состояния ребенка с нарушением речи

в целом, а также положительно влияют на развитие мелкой моторики, сенсорики, речи,

мышления, интеллекта, воображения.

Правильно

подобранные

игры

и

упражнения

это

прекрасная

возможность

для

самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и

действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.

1.1 Цель и задачи проекта

Цель

проекта: Выявление

возможности

коррекции

нежелательных

личностных

особенностей, у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Задачи проекта:

Провести анализ литературы по проблеме исследования;

Изучить особенности проявления тревожности и страхов, причины возникновения у детей

с старшего дошкольного возраста;

Апробировать систему занятий по снижению тревожности, страхов у детей старшего

дошкольного возраста с ОВЗ;

Повысить самооценку и уверенность в своих силах;

Обучение дошкольников с ОВЗ умению управлять собой в конкретных, наиболее

волнующих их ситуациях;

Максимальное снижение тревожности у дошкольников с ОВЗ.

Способствовать регулированию психоэмоционального состояния.

1.2 Целевая группа

Дети старшего дошкольного возраста с ОВЗ, педагоги, педагог – психолог, родители

(законные представители).

Предмет исследования:

Эффективность проведения психокоррекционных занятий и их влияние на снижение

уровня тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования:

Дети старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

2. Проектное решение

-Изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;

-Сбор анамнестических данных;

-Наблюдения за детьми входе занятий и в свободной деятельности;

-Диагностика;

- Анализ полученных результатов;

-Цикл занятий и упражнений с детьми;

- Цикл мероприятий с родителями и педагогами;

Методики исследования:

Тест тревожности (Амен, Дорки, Темпл)

Тест «Страхи в домиках» модификация Панфиловой

Методика «Лесенка»

Наблюдения за детьми

3.Содержательный

Сроки реализации проект: долгосрочный (1 год)

3.1Этапы реализации проекта

Подготовительный этап – (организационный) поисково-теоретический – посвящен

изучению и анализу психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.

Первый этап – диагностический.

(Диагностическое

обследование

дошкольников;

анкетирование

родителей,

анализ

полученных диагностических данных).

Второй этап – реализация проекта.

(Составление поэтапного плана работы, анализ проблемы, подбор необходимого

оборудования и пособий для практического обогащения проекта, цикл занятий с детьми,

цикл мероприятий с родителями, цикл мероприятий с педагогами);

Третий этап - повторная диагностика, подведение итогов и анализ результатов проекта.

3.2 План проектных мероприятий

Деятельность с детьми

дата

содержание

Сентябрь

Наблюдение,

проведение

диагностического

обследование.

Октябрь

1 занятие. Тема: «Песочный город»

2 занятие. Тема : «В стране настроений»

3 занятие. Тема: «Мы исследователи»

4 занятие. Тема: «Мои друзья»

6 занятие. Тема: «Сказки»

7 занятие. Тема: «Мы строители»

8 занятие. Тема: «Мы путешественники»

Ноябрь

1 занятие. Тема : «Животные»

2 занятие. Тема: «Угадалки»

3 занятие. Тема : «Ученики»

4 занятие. Тема: «Мы ищем клад»

5 занятие. Тема: « Детский сад»

7 занятие. Тема : «Следы»

8 занятие. Тема: «Игрушки»

Декабрь

1 занятие. Тема:«Угадалки»

2 занятие. Тема: «Мы исследователи»

3 занятие. Тема: «Моя вообразилия»

4 занятие. Тема: «Ученики»

5 занятие. Тема: «Следы»

6 занятие. Тема: « Детский сад»

7 занятие. Тема: «Животные»

8 занятие. Тема: «Мы строители»

Январь

1 занятие. Тема: «Калейдоскоп эмоций»

2 занятие. Тема: «Фантазии»

3 занятие. Тема: «Наше творчество»

4 занятие. Тема: «Мы играем»

5 занятие. Тема: «Времена года»

6 занятие. Тема: «Игрушки»

7 занятие. Тема: «Фантазии»

8 занятие. Тема:«Следы»

Февраль

1 занятие. Тема: «Умелые ручки»

2 занятие. Тема: «Весна»

3 занятие. Тема: «Радость»

4 занятие. Тема: «В поисках клада»

5 занятие. Тема: «Спасение принцессы»

6 занятие. Тема: «Секретные задания»

7 занятие. Тема: «Игрушки»

8 занятие. Тема:«Времена года»

Март

1занятие.Тема: «Веселые игры»

2 занятие.Тема: ««Животные»

3 занятие. Тема: «Ученики»

4 занятие. Тема: «Наше настроение»

5 занятие. Тема: «Угадалки»

6 занятие. Тема: «Мы путешественники»

7 занятие. Тема: «Спасение принцессы»

8 занятие. Тема: «Радость»

Апрель

1 занятие: Тема: «Мой дом»

2 занятие. Тема: « Детский сад»

3 занятие. Тема: «Мы исследователи»

4 занятие. Тема: «Мы путешественники»

5 занятие. Тема: «Времена года»

6 занятие. Тема: «Веселые игры»

7 занятие. Тема: «Лето»

Май

Повторная диагностика и анализ.

План взаимодействия с педагогами

Месяц

Содержание

Сентябрь

Обсуждение

итогов

диагностики,

уточнение

образовательных

маршрутов

Ноябрь

Выставка, обзор методической литературы и дидактических пособий

- Семинар-практикум: «Создание условий для работы с песком»

- создание картотеки игр с песком

- подбор детской художественной литературы

- подбор методического и иллюстративного материала.

Январь

теоретический

семинар:

«Сказкотерапия

для

дошкольников»

консультация «Психогимнастика в МБДОУ»

Март

Творческая лаборатория: «Тактильная страна – страна чудес»

- подбор и изготовление пособий, необходимых для организации

работы с крупой.

Май

Выступление на педагогическом совете (результаты по реализации

проекта).

План взаимодействия с родителями

Месяц

Содержание

Октябрь

Оформление информационных стендов

Консультация «Роль песочной терапии в коррекции эмоционально-

волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»

Декабрь

Апробация инновационных форм работы с родителями

Семинар-практикум

«Какой он, тревожный ребенок?

Январь

Тренинг «Влияние стиля воспитания на эмоциональное благополучие

дошкольников»

Стендовая информация

«Психогимнастика»

Март

Практикум

«Релаксационные упражнения в работе с тревожными дошкольниками»

Апрель

- выставка продуктов проектной деятельности

- оформление стенда: «Педагогическая копилка»

3.3 Содержание проекта:

Описание подготовительного этапа

На подготовительном этапе была изучена психолого-педагогическая литература по

данной теме, осуществлен подбор диагностического материала.

Описание первого этапа

На первом этапе проведена диагностика детей инклюзивной группы. В исследовании

приняло участие 6 детей инклюзивной группы с в возрасте 6 лет, и 6 детей старшей

группы (контрольная).

Диагностический инструментарий

Тест тревожности (Амен, Дорки)

Цель: выявление ситуативной тревожности у детей

Методика «Лесенка»

Цель: определение самооценки и ожидаемой оценки ребенка от взрослого

«Страхи в домиках» модификация Панфиловой

Цель: выявление количества страхов у детей

Описание второго этапа

Работа с детьми:

Коррекционная работа велась с октября по апрель. В ходе коррекционной работы широко

использовался весь арсенал игр и игровых приемов, упражнений, психогимнастика,

сказкотерапия, пескотерапия, релаксация.

Принципы работы в группе:

1. Отношение к детям, к их потребностям - уважительное, доброжелательное. Не

допускается малейшее пренебрежение их настроением, самочувствием.

2. Каждый ребенок принимается таким, какой он есть, признается его ценность,

значимость, уникальность.

3. Недопустимы менторская позиция, упреки и порицание за неуспех.

4. Занятия проходят в игровой форме, что вызывает у детей живой интерес.

5. Успех переживается детьми как радость, этому способствует положительная

эмоциональная оценка любого малейшего достижения ребенка.

6. У детей создается на занятиях чувство безопасности в системе отношений, благодаря

чему они могут свободно исследовать и выражать свое “Я”, безопасно проявлять свои

эмоции и чувства.

7. Ценится постепенность коррекционно – развивающего процесса, не предпринимается

попыток его ускорить. У каждого ребенка свой срок и свой час постижения.

Алгоритм проведения занятий:

Каждое занятие построено по следующему алгоритму:

1.

Приветствие.

2.

Разминка.

3.

Основная часть (развивающая игра, сказка, психогимнастический этюд, тематическое или

свободное рисование, динамическая игра).

4.

Релаксация (кроме заключительных занятий);

5.

Прощание

Организационные

условия,

позволяющие

реализовать

данную

систему

занятий,

предполагает наличие просторного помещения это кабинет педагога-психолога и

соответствующего оборудования:

- песочные столы (песочница) с кварцевым песком;

- коллекция игрушек;

-музыка для проведения релаксационных упражнений, а также для создания фона во

время игр и во время знакомства со сказкой;

-мягкие пуфики –подушки и др.

Работа с родителями и педагогами:

Для педагогов и родителей проведение:

Анкетирования - «Взгляд родителей на проблему эмоционального развития

дошкольников».

Консультации

Какой он, тревожный ребенок?

Влияние стиля воспитания на эмоциональное благополучие дошкольников.

Роль семьи в воспитании ребенка

Страхи детей

Оформление папки передвижки «Обучение детей умению управлять своим поведением»

Родительское собрание «Особенности эмоциональной сферы у детей с ОВЗ»

Описание третьего этапа

На заключительном, третьем этапе проводилась повторная диагностика детей.

Этап контрольного эксперимента предполагает проверку эффективности проводимой с

детьми коррекционной работы. Проведение занятий по снятию повышенной тревожности

и страхов, создание обстановки эмоционального комфорта, и психического благополучия

в семье, накопление знаний родителей о эмоциональных особенностях детей с ОВЗ, о

формах и методах детского воспитания, способствуют значительному улучшению детско

– родительских отношений, снижению уровня детской тревожности и страхов, повышение

самооценки и уверенности в своих силах у дошкольников.

4.

Материально-технические ресурсы

Технические и информационные ресурсы:

Во

время

реализации

проекта

были

использованы информационные

ресурсы: теоретическая литература по вопросам воспитания и обучения детей старшего

дошкольного возраста с ОВЗ.

Технические ресурсы (мультимедийное оборудование,

музыкальный центр, фотокамера, музыка для сказок) в качестве учебно-методического

сопровождения образовательного процесса.

Использование

информационно-коммуникационных

технологий

на

коррекционно-

развивающих занятиях с детьми, в просветительской и профилактической работе с

педагогами и родителями дает возможность разнообразить образовательный процесс,

сделать его более увлекательным и занимательным, отвечающим реалиям сегодняшнего

дня, предоставляя нужную информацию в нужное время.

5.

Ожидаемые результаты реализации проекта

Стабилизация

эмоционального

состояния

детей

с

ОВЗ

и

их

психофизическое

оздоровление;

Повышение самооценки и уверенности в своих силах;

Понижения уровня тревожности;

Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками.

Умение распознавать эмоциональное состояние других людей;

6.

Заключение

Влияние сказкотерапии,

пескотерапии,

психогимнастики благотворно

влияет

на

эмоциональное состояние ребенка дошкольника.

Данные

технологии

считаю

очень

эффективным

и

современным

решением

в

коррекционно-образовательной

работе

педагога

психолога.

Они

вызывают

положительные эмоции у детей, помогают раскрывать каждого ребёнка индивидуально.

Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется

возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно

преодолевать трудности. А создание песочных композиций стимулирует фантазию

человека, позволяя ему понять свое внутреннее я, с помощью ландшафта, выбираемых

миниатюрных фигурок людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов, и еще

много другого.

Проводимые занятия с детьми помогают ребенку разобраться в себе, избавиться от

внутренних комплексов, дают ощущение полной свободы и защищенности. Это помогает

ему научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром, выражать свои

эмоции и чувства.

7. Литература

1.Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь

психологу и педагогам.- М:, ТЦ Сфера, 2005.

2.Баринова Н. Песок – вода – ладошки. //Ребенок в детском саду. – 2010. - №2. – с. 2

3.Баряева

Л.

Б.,

Кондратьева

С.Ю.

Игры-занятия

с

песком

и

водой:

Пособие для педагогов и родителей. - СПб.: 2008.

4.Бережная Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и

социальной сфер детей дошкольного возраста. //Дошкольная педагогика. – 2007. - №1. – с. 50

5.Грабенко Т. М. Игры с песком, или песочная терапия. //Дошкольная педагогика. – 2004. -

№5. – с. 26

6.Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие

игры. СПб.:Детство-Пресс.2002

7.Данюкова А. Вы любите проекты? //Обруч. -2001.-№4.-с. 11-13

8.Жителева С. Песочная терапия. //Ребенок в детском саду. – 2006. - №4. – с. 65

9.Зинкевич - Евстегнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии», СПб «Речь»,2006.

10.Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми»

11.Панфилова Н. К логопеду или в песочницу? //Обруч. – 2005. - №5. – с. 39

12.Панфилова М.А. Игротерапия общения:тесты и коррекционные игры. Практическое

пособие для психологов, педагогов и родителей.-М.: «Издательство ГНОМ и Д»,2000.

13.Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей. //Дошкольная педагогика. –

2006. - №4. – с. 56

14.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и

практических работников ДОУ. /Авт. - сост. Л. С. Киселева и др. – М. : АРКТИ, 2003. – 96 с.

15.Развитие внимания и эмоционально – волевой сферы детей 4-6 лет: разработка занятий ,

диагностические и дидактические материалы/сост.Ю.В.Веприцкая-Волгоград:Учитель ,2010.

16.Хухлаев О.Е.,Хухлаеа О.В. Волшебные капельки счастья: терапевтические сказки.-

Москва:Проспект, 2019.



В раздел образования