Напоминание

Интеграция образовательных областей


Автор: Долгицкая Татьяна Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КГКП
Населённый пункт: Казахстан город Усть-Каменогорск
Наименование материала: Интеграция, как ведущая идея в реализации содержания современного дошкольного образования
Тема: Интеграция образовательных областей
Раздел: дошкольное образование





Назад




Татьяна Валерьевна Долгицкая

,

Интеграция как ведущая идея в реализации содержания

.

современного дошкольного образования

В

статье

раскрываются

особенности

интеграции

различных

образовательных областей.

Один из вариантов интеграции в дошкольном

образовании рассматривается метод проектов. Как показывает практика,

использование в образовательной деятельности метода проектов способствует

формированию у дошкольников позиции самостоятельности, активности,

инициативности в поиске ответов на вопросы, в процессе систематизации

информации, в практическом применении приобретенных знаний, навыков и

умений. Опираясь на исследования ведущих психологов и педагогов, авторы

определяют

роль и значение интеграции в современном

дошкольном

образовании. Предлагают примерные направления интеграции по различным

образовательным областям.

Ключевые слова: интеграция, образовательные области, целостность

системы, комплексный подход, метод проектов.

Изменения, происходящие в современном Казахстане, затронули все

сферы жизнедеятельности и в том числе и образовательное пространство

дошкольного воспитания и обучения. Важнейшим ресурсом достижения

поставленной цели в области дошкольного образования является организация

педагогического процесса. Педагогический процесс рассматривается как

взаимодействие воспитателя с воспитанником, в ходе которого успешно

реализуются требования стандарта на основе отбора содержания, определения

форм, методов организации образовательной и воспитательной деятельности,

обеспечения мониторинга уровня развития ребенка.

Современный ребёнок сегодня имеет высокий умственный потенциал,

но, хорошо владея знаниями, часто не может применить их в практической

деятельности. Одним из эффективных средств решения данной проблемы

может

стать

интеграция

содержания

образования,

способствующая

формированию у дошкольников представления о целостной картине мира.

Проблема

интеграции

содержания

образования

рассматривалась

в

педагогике еще во времена Я.А. Коменского, но систематическое исследование

ее началось только во второй половине ХХ века. Федорец рассматривает

интеграцию в разнообразных связях и зависимостях между структурными

компонентами педагогической системы. И.Д.Зверев за основополагающий

признак интеграции принимает всю целостность системы обучения. О.И.Бугаев

интеграцию содержания образования объясняет необходимостью установления

межпредметных связей с целью формирования у учащихся целостной картины

мира. Проблему научного понимания интеграции в образовании исследуют

учёные и практики в различных областях знания. Можно сказать, что в

теоретическом плане интеграция как методическое явление в дошкольных

учреждениях рассмотрена недостаточно. Зато в практике детских садов мы

можем

наблюдать

довольно

положительное

её

применение

в

виде

интегрированных

занятий

и

тематических

недель.

И

проведение

интегрированных занятий

под силу каждому педагогу, которое будет

способствовать личностно значимому и осмысленному восприятию знаний,

усилению мотивации, будет позволять более эффективно использовать рабочее

время за счёт исключения дублирования и повторов.

Так в чём же сущность понятия интеграция?

Современное образование характеризуется системными изменениями в

структуре и содержании. Переосмысление приоритетов обучения, роли ребёнка

как

субъекта

учебно-воспитательного

процесса,

а

также

общественные

изменения, обуславливают нетрадиционные подходы к решению многих

образовательных

проблем.

Одной

из

ведущих

тенденций

развития

современного образования является интеграция его содержания Буквальное

содержание понятия «интеграция» ввёл в 60-х годах ХІХ в. англичанин Герберт

Спенсер (с лат. integratio – целый), но оно мало отражало реальное содержание

тех процессов, которые определяются этим термином сегодня.

Идеи интегрированного обучения сегодня особенно актуальны, поскольку

способствуют

успешной

реализации

новых

образовательных

задач,

определенных

государственными

документами.

Интеграция

обучения

предусматривает создание принципиально новой учебной информации с

соответствующим содержанием учебного материала, учебно-методическим

обеспечением, новыми технологиями.

В наши дни в инновационном образовательном пространстве, в его

широком понимании образуются новые, интегрированные, формы учебно-

воспитательного процесса.

В сознании ребенка при этом информация

переводится с одного учебного языка на другой, формируются новые знания,

понятия, смыслы. Интеграция - мощный стимул процесса развития личности в

целом и уникальный стимул развития творческого потенциала ребенка.

Внедрение

нового Государственного общеобязательного стандарта

дошкольного воспитания и обучения Республики Казахстан предусматривает

интеграцию

образовательных

областей

в

соответствии

с

возрастными

особенностями воспитанников. Образовательные области интегрируются

в

процессе

организации

различных

видов

деятельности:

(игровой,

коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, музыкально-

художественной), в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности

детей и во взаимодействии со взрослыми.

На протяжении 20 лет «Детский сад № 96» работает по технологиям

деятельностного типа обучения. Педагогическим коллективом сада - школы

разработано большое количество методических рекомендаций, позволяющих

рассматривать технологию «Шаг за шагом», как технологию отвечающим

современным

требованиям

и

направленную

на

всестороннее

развитие

дошкольников

На принципе интеграции образовательных областей и комплексно-

тематическом

принципе,

позволяющем

интегрировать

содержание

дошкольного

образования

в

рамках

той

или

иной

темы

основано

проектирование

образовательного

процесса

в

нашем

дошкольном

образовательном учреждении. Выбор темы и интегрируемых образовательных

областей принадлежит самим педагогам.

Сегодня воспитателям предлагается сделать содержание работы с детьми

более целостным, осмысленным, понятным, логичным с точки зрения детского

восприятия, сохранив при этом специфические задачи каждого направления

развития. И наиболее очевидное решение — «сортировка» содержания по

определенным познавательным темам. В нашем ДУ особое значение уделяется

тематическому

планированию.

Обучение

по

сквозным

темам,

или

тематическим единицам – это наш путь к достижению цели. Тематическое

планирование способствует развитию независимого мышления, применения

личного

опыта,

принятию

осознанных

решений,

инициативности,

находчивости, самодисциплине, сотрудничеству.

Тематический

подход

позволяет

качественному

выявлению

интеллектуальных, социальных, эмоциональных, физических и эстетических

аспектов роста детей.

Блок – темы раскрывают единую тему, цели, задачи. Тематическое

планирование имеет преимущество в том, что оно даёт возможности для

творчества,

сотрудничества

между

воспитателями

и

педагогами

дополнительного образования, индивидуального подхода к каждому ребёнку.

Тематическое обучение предусматривает интеграцию различных предметных

областей в процессе исследования интересующих идей.

Тема «то, что положено в основу» — предмет, суть какого-либо

рассуждения или изложения. Именно она может сделать многоаспектное

содержание дошкольного образования целостным, объединив информацию из

разных областей действительности, способы и средства различных видов

деятельности ребенка, общения и адекватного поведения, набор определенных

личностных качеств — тех, что входят в понятие «содержание образования».

Откуда мы берем темы? В первую очередь из жизни, которая окружает

детей «здесь и сейчас»: времена года, общественные события, государственные

и народные праздники. Во вторую — из необходимых представлений об

окружающем мире, определенных базовой образовательной программой, в той

последовательности и логике, в которой ребенок встречается с ними в своей

жизни.

Наиболее успешно в нашем ДУ КГКП «Детский сад № 96» реализуется

связь

образовательных

областей

«Познание»

и

«Творчество»

(изодеятельность).Изобразительная деятельность тесно связана с познанием

окружающей жизни. Вначале мы знакомим детей со свойствами материалов. В

дальнейшем знания об окружающих предметах, о материалах расширяются, и

интерес ребенка обусловлен стремлением передать в изобразительной форме

свои мысли, впечатления от окружающего мира.

Чтобы

правильно

изобразить

предмет,

ему

нужно

иметь

четкое

представление о нем, т.е. видеть характерные черты предмета, их соотношение

друг с другом, форму и цвет, с чем мы его и знакомим. В процессе

изобразительной

деятельности

уточняются

и

углубляются

зрительные

представления детей об окружающих предметах.

Зачастую

дети

путаются

в

описании

явлений

времен

года,

в

последовательности месяцев года. С детьми групп предшкольной подготовки

мы разрабатываем альбом «Времена года», в котором зарисовываем,

с

сентября по май, каждый месяц с его изменениями. (рис.1)А по истечении

квартала мы создаем по каждому времени года мнемотаблицу, используя

цветные символы. Таблица состоит из 6-9

квадратов или битов (отдел

закодированной информации) и она освещает одно время года.

Рисунок 1. Мнемотаблица, Рисунок 2. Мнемотаблица «Птицы»

созданная и нарисованная детьми.

Обобщая знания детей по

каждому

из сезонов, используя все

образовательные области, мы подошли к целесообразности использования

метода проектов. На протяжении многих лет у нас в ДУ, в каждой возрастной

группе проводятся долгосрочные сезонные проекты. Метод проектов дает

возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения,

обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания,

пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской

деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что

является составляющими успешной личности.

В связи с тем, что при подготовке проекта дошкольники приобретают

массу информации, которую им необходимо осмыслить, усвоить и рассказать,

мы решили использовать готовые мнемотаблицы для рассказов детей, а также

мнемотаблицы изготовленные самими детьми, используя при этом символы.

Введение мнемотаблиц

способствовало активизации мышления, развитию

памяти и образному восприятию, совершенствованию речи дошкольников.

Схема разработки интегрированных сезонных проектов в

группе предшкольной подготовки

ВРЕМЕНА ГОДА

ОСЕНЬ

ЗИМА

ВЕСНА

Образовательная область

« Познание»

«Звери готовятся к зиме»

« Кто меняет наряд?» «

Приметы осени»,

« Заготовки в кладовке»

Загадки о животных.

Составление и защита

рефератов по выбранной

теме. Работа по

мнемотаблице.

Образовательная область «

Познание»

«Свойства воды»

«Куда пропал ручеек?»

Эксперименты с соленой и пресной

водой.

Д\И «Чудесная капля»

«Берегите воду»

Составление мнемотаблицы

«Польза воды для всего живого».

Образовательная область

« Познание»

«Зимующие и перелетные

птицы»

«Птицы наши друзья»

«Птицы нашего края»

Загадки о птицах. Рефераты

о выбранных перелетных

птицах. Работа по

мнемотаблице.

Проект «Чудеса

осеннего леса»

Проект « История одной

снежинки»

Проект «Птичий

переполох»

Коллаж «Звери в лесу»

Осенний лист (в технике

«Граттаж»)

Изготовление атрибутов к

своим выступлениям.

Портрет снежинки

Заснеженный лес (техника

рваной бумаги).

Вот зима кругом бело.

( Панно – коллаж)

«Украшаем скворечник»

(дизайн деятельность)

Изготовление атрибутов к

театральной постановке

«Такие разные птицы»

В

результате

освоения

интегративной

деятельности

у

ребёнка

формируются

целостные

социальные

и

психологические

образования,

интегрированные способы деятельности, легко переносимые из одной сферы в

другую, индивидуальный стиль деятельности, освоение социального опыта,

развитие творческих способностей.

Интегрированный подход к проектной деятельности очень плодотворно

и способствует:

формированию у детей убеждения в связанности предметов,

мотивирует практическую активность для применения знаний,

умений и навыков.

глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и

звуков;

помогают грамотной устной речи, ее развитию и обогащению;

развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить

произведения искусства;

В нашем ДУ создана художественно - эстетическая среда, которая

плодотворно влияет на развитие творческого потенциала дошкольников. При

подготовке к проектной деятельности, дети принимают активное участие в

оформлении. Они вместе с педагогами украшают помещения, создают

элементы декораций и детали костюмов для игр-драматизаций, инсценировок.

Интеграция

образовательных

областей

приводит

к

более

заинтересованному,

личностно

значимому

и

осмысленному

восприятию

знаний, что усиливает мотивацию, позволяет более эффективно использовать

время образовательного процесса за счет исключения дублирования и

повторов, неизбежных при преподнесении материала разрозненных разделов,

осуществлять проектирование содержания предшкольного образования на

основе

образовательной

программы,

концентрирующей

содержание

дошкольного образования.

Библиографические ссылки:

1.С.Сажина «Технология интегрированного обучения», «Творческий центр»,

М., 2008г.;

2. Статья: О.Скоролупова, Н. Федина «О комплексно-тематическом принципе

построения образовательного процесса в дошкольном образованиии». журнал

«Дошкольное воспитание» №5.2010 г. стр.40.;

3. Статья: М.Крулехт «инновационные программы дошкольного

образования», журнал «Дошкольное воспитание» №5, 2003 г.. ст.76;

4.Статья: О.Скоролупова, Н.Федина «Образовательные области основной

общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция»,

журнал «Дошкольное воспитание» №7, 2010 г., ст4;

5.Статья: О.Скоролупова, Н.Федина «Организация деятельности взрослых и

детей по реализации и освоению основной общеобазовательной программы

докольного образования», журнал «Дошкольное воспитание» №8, 2010 г., ст.6;

6.Статья: А.Пронина «Преодоление, познание, гармония», журнал

«Дошкольное воспитание» №10,2010 г. ст.2.3

7.Безрукова В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и

практике. Екатеринбург, 1994.

8. Сажина С.Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ: Методическое

пособие. Москва, 2008

Заявка

Долгицкая Татьяна Валерьевна

Колесникова Олеся Александровна

Название статьи: Интеграция, как ведущая идея в реализации содержания

современного дошкольного образования.

Наименование секции: Современные подходы к разработке содержания

дошкольного и начального образования на основе интеграции содержания

межпредметного и междисциплинарного характера.

Должность: воспитатель детского сада, преподаватель ИЗО

Организация:

КГУ «Комплекс школа - Детский сад № 96»

E-mail:

Телефон:



В раздел образования