Напоминание

"Подготовка руки дошкольника к письму"


Автор: Разводова Ирина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Зыковский детский сад".
Населённый пункт: с. Зыково, Красноярский край
Наименование материала: конспект родительского собрания
Тема: "Подготовка руки дошкольника к письму"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект родительского собрания в подготовительной

группе.

Тема: «Подготовка руки дошкольника к письму»

Цель: расширить представление родителей о важности развития и

укрепления мелкой моторики у дошкольников.

Форма проведения: семинар-практикум.

Предварительная работа: папка передвижка с информацией как подготовить

руку дошкольника к письму в домашних условиях; творческие работы детей

на тему «Школа»; произвести видеозапись интервью детей на вопрос «Что

такое школа?»

Необходимое оборудование: экран, мультимедийная установка, набор

цветной бумаги для создания панно в стиле квиллинг, образец элементов

квиллинга, выставка прописей и штриховок.

Повестка :

1. Вводная часть.

2. Выступление воспитателя группы на тему «Значение и способы развития

мелкой моторики у детей подготовительной к школе группы».

3.Практикума с родителями по освоению ими приемов развития мелкой

моторики с помощью бумаги.

4.Просмотр детских работ и отрывков интервью детей группы «Что такое

школа?».

5. Подведение итогов.

6.Решение родительского собрания.

Ход родительского собрания.

1 Вводная часть.

Уважаемые, родители. Мы рады, что вы нашли время и пришли на наше

собрание.

Тема сегодняшнего собрания «Подготовка руки к письму» очень актуальна и

важна. По предварительному наблюдению, только у 70% детей развитие

моторики соответствует возрасту. До поступления в школу у наших детей и у

вас есть время. И как использовать его с пользой для ребёнка попытаемся

выяснить вместе с вами.

— Слово предоставляется воспитателю группы, который расскажет о том,

что «Писать красиво нелегко!»

2. «Значение и способы развития мелкой моторики у детей

подготовительной к школе группы».

Презентация материала с использованием мультимедийной установки.

При поступлении в школу у ребенка игровая деятельность сменяется новой -

учебной деятельностью.

Психологи отмечают, что труднее всего первокласснику приходится на

уроках русского языка.

В школе начинается активное использование не только устной речи, но и

письменной. Поэтому педагоги и родители должны представлять себе, что

такое процесс письма и какими навыками должен владеть ребенок, чтобы

этот процесс проходил правильно.

Что же такое письмо? И, почему так много внимания уделяется этому

вопросу?

Письмо — сложных координационный навык, требующий слаженной работы

мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела.

Овладение навыком письма — длительный и трудоемкий процесс, который

не всем детям дается легко. Подготовка к письму — один из самых сложных

этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано как

считают врачи, физиологи, психологи, с психофизиологическими

особенностями 5-7 летнего ребенка, с одной стороны, и с сами процессом

письма, с другой стороны.

Психологи отмечают, что у детей 5-6 лет недостаточно сформирована

способность к оценке пространственных различий, от которых зависят

полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того,

дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме

пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх — низ,

ближе — дальше, под — над, около — внутри и т.д.

Точность графических действий обеспечивается за счет мышечного контроля

над мелкой (тонкой) моторикой рук. Это ловкость пальцев и кистей рук,

скоординированность их движений.

О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как

ребенок рисует или закрашивает детали рисунка. Если он постоянно

поворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких

движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики

недостаточный.

Таким образом, процесс письма требует от ребенка не только физических,

интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и

связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на

овладении графическими навыками и, более того, на развитии детского

организма. Поэтому в дошкольном возрасте важна именно подготовка к

письму, а не обучение ему. Важно развить механизмы, необходимые для

овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного

и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Не только В. А. Сухомлинский, но и многие другие ведущие педагоги

отводили огромную роль в развитии письменной речи играм и упражнениям.

Е. Н. Водовозова, например, отводила значительное место так называемым

«механическим» работам. Круг этих работ был ею расширен другими

занятиями, издавна введенными в некоторых русских семьях. Сюда

относились постройки из кубиков, выкладывание из плоскостных,

геометрических форм (цветных мозаик, рисование красками и карандашами,

лепка из глины, работа с бумагой (сгибание, плетение и переплетение,

вырезание и наклеивание, раскладывание и переплетение лучин,

выкладывание, вышивание, работа по дереву, работа с природными

материалами (горох, солома, семена, занятия с сургучом, стеариновым

огарком, гипсовые работы.

Работа по подготовке детей к письму начинается задолго до поступления в

школу. Она включает в себя ряд взаимосвязанных моментов:

-развитие ручной умелости;

-развитие пространственной ориентации детей, в частности, на листе бумаги,

а также в общих направлениях движения;

-развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать темп и ритм

движений, слово и жест;

Основное внимание мы обращаем на формирование правильной позы при

письме: учим детей правильно сидеть, держать ручку, располагать

необходимые предметы на столе, самостоятельно работать и

ориентироваться на листе тетради.

Вашему вниманию представлен комплекс мер, способствующих развитию

рук и ручной умелости. Эти упражнения полезны как для леворуких, так и

для праворуких детей:

Пальчиковая гимнастика.

Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками, природным

материалом.

Занятия с пластилином.

Шнуровки. Застёжки.

Занятие с конструкторами. Закручивание гаек, шурупов.

Игры с мозаикой. Пазлы.

Вырезание ножницами.

Рисование различными материалами — ручкой, простым карандашом,

цветными карандашами, мелом, акварелью и т.д.

Работа с бумагой. Складывание (оригами). Плетение. Отрывная аппликации.

Графические упражнения. Штриховка.

Раскрашивание картинок в книжках-раскрасках.

Остановимся более подробно на некоторых приёмах:

Работа с бумагой. Оригами.

Развитию точных движений и памяти помогает складывание корабликов,

фигурок из бумаги.

Необходимо показать приемы сгибания и складывания бумаги, дать

первоначальные сведения о видах бумаги (писчая, рисовальная, газетная,

оберточная).

Вырезывание ножницами. Предусматривает навык резания по прямой,

умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые).

Необходимо побуждать детей давать словесную характеристику движениям

рук при вырезывании.

Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии

ручной умелости. Для дошкольников это трудно, требует

скоординированности движений.

Симметричное вырезывание, вырезание различных фигурок из старых

открыток, журналов — полезное и увлекательное занятие для будущих

первоклассников.

Техника квиллинга

заключается в накручивании и моделировании с помо-

щью маленького инструмента (шила, зубочистки…), бумажных полосок

шириной в несколько миллиметров, а затем, при помощи полученных форм,

создавать самые различные композиции. Квиллинг – увлекательное

творчество для детей и взрослых с эффектным результатом работы. К тому

же она развивает мелкую моторику, глазомер, концентрацию,

внимательность, воображение, помогает выработать художественный вкус.

Рисование,раскрашивание. Необходимо учить

детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных

предметов, равномерно нанося нужный цвет. Раскрашивание, как один из

самых легких видов деятельности, вводится в значительной степени ради

усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Вместе с

тем, оно способствует развитию согласованных действий зрительного и

двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей

руки. Ребенок, выполняя работу по раскрашиванию, в отличие от работы,

связанной с написанием букв, не чувствует усталости, он делает это с

удовольствием, свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что

и при письме

Рисование различными материалами (ручкой, простым и цветными

карандашами, мелом) требует различной степени нажима для того, чтобы на

бумаге остался след от пишущего предмета.

Графические упражнения

. Штриховка.Выполняются на нелинованной

бумаге. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и

красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не

должны быть скованными, напряженными.Ребенок должен стараться не

отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. Умение свободно рисовать

плавные линии слева направо, с наклоном сверху вниз и снизу вверх важно

при формировании почерка.

Штриховка — одно из важнейших упражнений.

Правила штриховки:

Штриховать только в заданном направлении.

Не выходить за контуры фигуры.

Соблюдать параллельность линий.

Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.

К концу года дети должны: знать и соблюдать гигиенические правила

письма (это посадка, положение рук при письме, положение ручки, тетради);

ориентироваться в тетради, на строке, на странице;

выполнять штриховку, соблюдая правила штриховки;

уверенно пользоваться ножницами;

изготавливать простые фигурки из бумаги путем складывания

Воспитатель: Сейчас предлагаем вам поучаствовать в мастер-классе, в ходе

которого мы создадим панно в технике квиллинг. Эта работа способствует

развитию моторики рук, и Вы дома можете вместе со своим ребёнком

заняться этим делом. И ещё нам бы хотелось, чтобы Вы почувствовали, что

чувствует ребёнок при осваивании новой деятельности.

Родители делятся на 2 группы, по несколько человек. Каждая группа

выполняет свое задание. Одни украшают различными элементами квиллинга

заготовку лучиков солнца, другие серединку (центр) солнца.

Общими усилиями создается панно.

4.Просмотр детских работ и отрывков интервью детей группы «Что такое

школа?».

Воспитатель: Наше родительское собрание продолжит «Интервью детей».

Детям был задан один единственный вопрос «Что такое школа?» И вот,

какой ответ мы получили.(воспитатель демонстрирует запись ответов детей)

5. Подведение итогов.

Воспитатель: Каковы Ваши впечатления? Трудно ли осваивать новую

деятельность? Это красивое солнышко с частичкой вашего тепла будет

украшать приёмную.

Воспитатель: (Обзор выставки прописей и штриховок.)

— Ещё мы приготовили для Вас выставку прописей (без букв) таких, в

которых требуется обводить узоры, палочки и закорючки. Отличная

подготовка к школе. Мы предлагаем вам несколько прописей, по которым

можно заниматься дома.

Воспитатель:— Мы надеемся, что вы не зря провели время и получили

знания о том, как дома можно занять ребенка и во время досуга

способствовать развитию руки.

Терпения и успехов Вам и вашему малышу в трудном деле подготовки к

обучению письму!

6. Решение собрания:

1.Продолжать работу по подготовке руки к письму в домашних условиях

используя знания, полученные на собрании.



В раздел образования