Напоминание

"Воспитание Благородного Человека, что это значит?"


Автор: Колесникова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Д/с "Умка"
Населённый пункт: город Абакан
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание Благородного Человека, что это значит?"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитание Благородного Человека, что это значит?

Дошкольное детство – важнейший период становления благородства личности

человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые

представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте

чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка.

Очень актуально сегодня звучат слова Н.А. Добролюбова: «Разумное воспитание

требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо

сознавать себя, внушалось им стремление ко всему доброму, истинному. Прекрасному и

благородному, они как бы инстинктивно должны в это время привыкать к нравственной

жизни. Когда в людях, привыкших таким образом делать хорошее, раскроется

впоследствии самосознание, и они будут исполнять свой долг, как образованные люди, по

собственному убеждению, по любви, по свободному расположению, все же и в этом

случае, ранние привычки будут служить основанием, на котором зиждется жизненное

знание нравственности и благородства».

Вот почему, на мой взгляд, уже с дошкольного детства необходимо уделять особое

внимание развитию в ребенке духовно – нравственных качеств.

Обращение к проблемам воспитания Благородной Личности можно считать

продолжением традиции, заложенной плеядой выдающихся ученых – педагогов: К.Д.

Ушинским, Н.Н. Ланге, П.Ф. Каптеревым, Е.И. Водовозовой, А.П. Нечаевым, Ш. А.

Амонашвили и др.

Главной целью воспитания в концепции Ш. А. Амонашвили, реализуемой в нашем

детском саду, является: воспитание Благородного Человека, Благородной Личности,

Благородного Гражданина, а также, становление, развитие, воспитание в ребенке

Благородного

Человека

путем

раскрытия

его

личностных

качеств

в

рамках

Республиканской базовой площадки «Растим юного Гражданина» Духовно-нравственное

становление личности, как основы формирования гражданско-правовой культуры детей

дошкольного возраста.

Основные установки в гуманно-личностной технологии Амонашвили Ш. А.:

Отношение добра, отзывчивости, сопереживания, дружбы, взаимопомощи, уважения к

личности – основа совместной работы учителя и детей.

Вера в возможности каждого ученика, поощрение детей.

Радоваться вместе с детьми, проявлять интерес к их жизни, учитывать их мнение.

Учить этике общения, искусству спора, добиваться от детей обдуманных решений.

Создавать ситуации морального выбора, использовать на практике приобретённые

морально-этические знания и нравственные убеждения.

Законы учителя: любить ребенка, понимать ребенка, восполняться оптимизмом к

ребенку.

Принципы: очеловечивания среды вокруг ребенка, уважение личности ребенка,

терпение в процессе становления ребенка.

Заповеди: верить в безграничность ребенка, в свои педагогические способности, в

силу гуманного подхода к ребенку.

Опоры в ребенке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе.

Личностные

качества

учителя:

доброта,

откровенность

и

искренность,

преданность.

Педагогические аксиомы.

Доброта воспитывается добротою.

Любовь воспитывается любовью.

Радость воспитывается радостью.

Благородство воспитывается благородством.

Личность воспитывается личностью.

Сталь закаляется огнем, а сила духа растет от дыхания жизни.

Воображение ничто в сравнении с жизнью.

Учите читать книгу мудрости, разлитой в условиях жизни.

Жизнь это шанс - не упусти его.

Жизнь это красота - удивляйся ей.

Жизнь это мечта - осуществи её.

Жизнь это тайна - разгадай её.

Жизнь это трагедия - выдержи её.

Жизнь это приключение - решись на него. Жизнь это жизнь - спаси её

Дети не готовятся к жизни - они в ней живут.

В нашем образовательном учреждении приоритетным направлением является

социально-личностное

развитие

Ребёнка

через

организацию

образовательной

деятельности по Добротолюбию, Сердцеведение и Человечности. В становлении

Благородной Личности дошкольников мне помогает замечательная книга «Философия для

детей» А. Андрианова. В которой доступным для детей языком через поучительные

философские сказки раскрывается весь мир хороших и плохих поступков, а так же

качеств личности человека. Где как в кривом зеркале хорошо просматриваются красота

или уродство личности. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания

личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной

политики Российской Федерации и закреплено Федеральным законом «Об образовании в

Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. № 273 и Федеральным государственным

образовательным стандартом дошкольного образования. Чтение таких философских

сказок как: «Фиалка и подснежник», «Любите друг друга всегда», позволяют знакомить

детей с таким чувством как любовь и другими высоко нравственными понятиями. Дети

узнают о благородстве через сказки «Испугался, или нет?», «Благородный олень». После

прочтения сказок дети рассуждают, философствуют, ищут ответ на такие вопросы, как:

- Можно ли назвать великодушным и благородным поступок главного героя

сказки?

- Легко ли оставаться великодушным и вести себя благородно, с теми, кто

поступает нехорошо, подозревает и угрожает?

- Была ли главная героиня сказки благодарной и признательной, девочкой и

почему?

- В чем проявилось лицемерие и двуличие героини?

В процессе постепенного философского знакомства детей с такими понятиями

как: добро, дружба, совесть, смелость, радость, милосердие, любовь, происходит

расширение самосознания детей, они учатся договариваться между собой без ссор и

конфликтов, находя благородное решение возникающей проблемы. Конфликтность детей

значительно снизилась и перешла из активного проявление агрессии в форму диалогового

разрешения ситуации и разумного прощения после извинения. Дети стали просить у Деда

Мороза не только материальные ценности, а еще такие как: «Хочу, чтобы моя мама не

болела», «Чтобы мой брат победил в танцевальном конкурсе» и др.

Таким образом, дети осваивают мир социальных отношений, происходит процесс

адаптации ребенка к общественной жизни. И не надо бояться уже с раннего возраста,

взращивать ответственность за свои мысли и поступки. Поведение детей становится

осознанным, духовный мир ребенка расширяется. Воспитателю не требуется применять

систему

наказания

и

поощрения

(авторитарная

педагогика),

так

как

уже

к

подготовительной группе ребенок сам оценивает свои поступки в соответствии с духовно-

нравственными нормами (Гуманная педагогика).

Каждое время рождает своих героев. Мы, педагоги, должны помочь появиться этим

героям нашего времени и воспитать настоящих Благородных Граждан России.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники