Автор: Колесникова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Д/с "Умка"
Населённый пункт: город Абакан
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание Благородного Человека, что это значит?"
Раздел: дошкольное образование
Воспитание Благородного Человека, что это значит?
Дошкольное детство – важнейший период становления благородства личности
человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые
представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте
чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка.
Очень актуально сегодня звучат слова Н.А. Добролюбова: «Разумное воспитание
требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо
сознавать себя, внушалось им стремление ко всему доброму, истинному. Прекрасному и
благородному, они как бы инстинктивно должны в это время привыкать к нравственной
жизни. Когда в людях, привыкших таким образом делать хорошее, раскроется
впоследствии самосознание, и они будут исполнять свой долг, как образованные люди, по
собственному убеждению, по любви, по свободному расположению, все же и в этом
случае, ранние привычки будут служить основанием, на котором зиждется жизненное
знание нравственности и благородства».
Вот почему, на мой взгляд, уже с дошкольного детства необходимо уделять особое
внимание развитию в ребенке духовно – нравственных качеств.
Обращение к проблемам воспитания Благородной Личности можно считать
продолжением традиции, заложенной плеядой выдающихся ученых – педагогов: К.Д.
Ушинским, Н.Н. Ланге, П.Ф. Каптеревым, Е.И. Водовозовой, А.П. Нечаевым, Ш. А.
Амонашвили и др.
Главной целью воспитания в концепции Ш. А. Амонашвили, реализуемой в нашем
детском саду, является: воспитание Благородного Человека, Благородной Личности,
Благородного Гражданина, а также, становление, развитие, воспитание в ребенке
Благородного
Человека
путем
раскрытия
его
личностных
качеств
в
рамках
Республиканской базовой площадки «Растим юного Гражданина» Духовно-нравственное
становление личности, как основы формирования гражданско-правовой культуры детей
дошкольного возраста.
Основные установки в гуманно-личностной технологии Амонашвили Ш. А.:
Отношение добра, отзывчивости, сопереживания, дружбы, взаимопомощи, уважения к
личности – основа совместной работы учителя и детей.
Вера в возможности каждого ученика, поощрение детей.
Радоваться вместе с детьми, проявлять интерес к их жизни, учитывать их мнение.
Учить этике общения, искусству спора, добиваться от детей обдуманных решений.
Создавать ситуации морального выбора, использовать на практике приобретённые
морально-этические знания и нравственные убеждения.
Законы учителя: любить ребенка, понимать ребенка, восполняться оптимизмом к
ребенку.
Принципы: очеловечивания среды вокруг ребенка, уважение личности ребенка,
терпение в процессе становления ребенка.
Заповеди: верить в безграничность ребенка, в свои педагогические способности, в
силу гуманного подхода к ребенку.
Опоры в ребенке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе.
Личностные
качества
учителя:
доброта,
откровенность
и
искренность,
преданность.
Педагогические аксиомы.
Доброта воспитывается добротою.
Любовь воспитывается любовью.
Радость воспитывается радостью.
Благородство воспитывается благородством.
Личность воспитывается личностью.
Сталь закаляется огнем, а сила духа растет от дыхания жизни.
Воображение ничто в сравнении с жизнью.
Учите читать книгу мудрости, разлитой в условиях жизни.
Жизнь это шанс - не упусти его.
Жизнь это красота - удивляйся ей.
Жизнь это мечта - осуществи её.
Жизнь это тайна - разгадай её.
Жизнь это трагедия - выдержи её.
Жизнь это приключение - решись на него. Жизнь это жизнь - спаси её
Дети не готовятся к жизни - они в ней живут.
В нашем образовательном учреждении приоритетным направлением является
социально-личностное
развитие
Ребёнка
через
организацию
образовательной
деятельности по Добротолюбию, Сердцеведение и Человечности. В становлении
Благородной Личности дошкольников мне помогает замечательная книга «Философия для
детей» А. Андрианова. В которой доступным для детей языком через поучительные
философские сказки раскрывается весь мир хороших и плохих поступков, а так же
качеств личности человека. Где как в кривом зеркале хорошо просматриваются красота
или уродство личности. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной
политики Российской Федерации и закреплено Федеральным законом «Об образовании в
Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. № 273 и Федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования. Чтение таких философских
сказок как: «Фиалка и подснежник», «Любите друг друга всегда», позволяют знакомить
детей с таким чувством как любовь и другими высоко нравственными понятиями. Дети
узнают о благородстве через сказки «Испугался, или нет?», «Благородный олень». После
прочтения сказок дети рассуждают, философствуют, ищут ответ на такие вопросы, как:
- Можно ли назвать великодушным и благородным поступок главного героя
сказки?
- Легко ли оставаться великодушным и вести себя благородно, с теми, кто
поступает нехорошо, подозревает и угрожает?
- Была ли главная героиня сказки благодарной и признательной, девочкой и
почему?
- В чем проявилось лицемерие и двуличие героини?
В процессе постепенного философского знакомства детей с такими понятиями
как: добро, дружба, совесть, смелость, радость, милосердие, любовь, происходит
расширение самосознания детей, они учатся договариваться между собой без ссор и
конфликтов, находя благородное решение возникающей проблемы. Конфликтность детей
значительно снизилась и перешла из активного проявление агрессии в форму диалогового
разрешения ситуации и разумного прощения после извинения. Дети стали просить у Деда
Мороза не только материальные ценности, а еще такие как: «Хочу, чтобы моя мама не
болела», «Чтобы мой брат победил в танцевальном конкурсе» и др.
Таким образом, дети осваивают мир социальных отношений, происходит процесс
адаптации ребенка к общественной жизни. И не надо бояться уже с раннего возраста,
взращивать ответственность за свои мысли и поступки. Поведение детей становится
осознанным, духовный мир ребенка расширяется. Воспитателю не требуется применять
систему
наказания
и
поощрения
(авторитарная
педагогика),
так
как
уже
к
подготовительной группе ребенок сам оценивает свои поступки в соответствии с духовно-
нравственными нормами (Гуманная педагогика).
Каждое время рождает своих героев. Мы, педагоги, должны помочь появиться этим
героям нашего времени и воспитать настоящих Благородных Граждан России.