Напоминание

«Воспитание и обучение в специфических условиях реальности».


Автор: Томчук Владимир Петрович
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МКОУ "В(С)ОШ № 35"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: статья
Тема: «Воспитание и обучение в специфических условиях реальности».
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 35»

Ленинского района г. Саратова

Тема: «Воспитание и обучение в специфических условиях реальности».

Томчук Владимир Петрович – социальный педагог

ПЛАН РАБОТЫ

Введение.

1. Специфические особенности воспитания в условиях пенитенциарного

учреждения.

2. Обучение в специфических условиях реальности.

Заключение.

ВВЕДЕНИЕ

Обучение и воспитание – основные составляющие педагогического процесса,

которые имеют отличительные черты применительно к условиям вечерней школы

при пенитенциарном учреждении. И это не случайно, ведь «воспитание, в

широком смысле слова, - это влияние на развитие и результат такого влияния. В

узком смысле слова, под воспитанием понимается работа воспитателей,

целенаправленное руководство и результаты этого руководства».

В условиях нашей школы категория воспитания наполняется весьма специфическим

содержанием.

1. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ

ПЕНИТЕНЦИАРНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Наши ученики выпадают из социально-образовательных норм: по

возрасту (18-30 лет), уровню подготовленности (последний раз сидели за партой 3-

7 лет назад), развитости учебно - познавательных способностей, мотивации

учебной деятельности, по иным показателям социализации. Поэтому наши

педагоги в той или иной форме имеют дело преимущественно с проблемами

перевоспитания – специфической и особо трудной составляющей процесса

управления социализацией личности. И это тем более актуально сегодня, так как в

самой Уголовно - исполнительной системе до 1997 года ставилась задача

воспитания и перевоспитания осужденных. С введением в действие с 01.01.1997 г.

нового Уголовного Кодекса РФ такой задачи уже не ставится, только – исполнение

наказания. Поэтому вечерняя школа при пенитенциарном учреждении сегодня,

осталась практически единственным островком, очагом, где педагоги пытаются не

только ликвидировать пробелы в образовании своих подопечных, но и оказать

позитивное влияние на воспитание, в первую очередь, человека, способного

адаптироваться в непростых условиях современного общества, нормально жить и

работать, порвать со своим негативным, преступным прошлым.

Известно,

что

личность

формируется

в

процессе

деятельности.

Эта

деятельность

существенно

влияет

на

развитие,

то

есть

воспитывает.

Наблюдения показывают, что при обучении в школе в течение нескольких лет

формируется костяк класса. Так, в 10а классе в 2017-2018 учебном году из

первоначально зачисленных 18-ти учащихся, в 11а осталось 11 человек, а 12а

закончило 7 учеников. Эти 7 учащихся на протяжении трёх

лет обучения

составляли костяк, актив класса: на них мог опереться классный руководитель,

он сплачивал вокруг себя вновь зачисленных, помогая им быстрее адаптироваться

в школе, учебном процессе, оказывал позитивное влияние на весь процесс

воспитания.

«Влияние на развитие», «целенаправленное руководство развитием» - всё

это наша школа оказывает через выявление, учёт и коррекцию прежнего, как

правило, негативного опыта своих учащихся. Именно в этом направлении и в этой

связи она (школа) выстраивает формирующую деятельность педагогов и

учащихся.

При этом надо иметь в виду как негативный опыт наших учеников

(дидактическая запущенность, асоциальное поведение), так и позитивный

(относительная взрослость, личностная зрелость), а также некоторые другие

особенности (неадекватная тревожность, болезненная самооценка, повышенная

самостоятельность). Не буду останавливаться на том, что весь комплекс

воспитательных мероприятий как раз и направлен на устранение, изменение,

преодоление всего негативного в прошлом опыте таких учащихся.

2. ОБУЧЕНИЕ В СПЕЦИФИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ РЕАЛЬНОСТИ

Что касается «учения», его можно определить как усвоение знаний, умений и

навыков, как накопление опыта целесообразных действий. Всё это может

эффективно происходить лишь при наличии мотиваций к учебной деятельности,

развитых учебно-познавательных способностей и ряда других показателей

личностного развития. Однако, в нашем случае они (эти показатели) сплошь и

рядом утрачены или в силу каких – либо причин плохо сформированы в прежнем

учебном опыте учащихся.

В широком понимании обучение – процесс двухсторонний: он включает

передачу и усвоение учебного материала, то есть деятельность учителя

(преподавание) и учащихся (учение). Естественно, в нашем случае ученик

отличается от ученика обычной школы тем, что это личность, обладающая

относительно большим социальным ( как позитивным, так и негативным) опытом и

иной системой отношений к окружающим, включая педагогов. Поэтому, речь здесь

скорее идёт не о руководстве учением, а приобретает явно выраженный характер

руководства самообучением, по принципу: « Я помогаю Вам учиться и адекватно

оценивать результат».

При этом каждому учителю приходится учитывать специфические условия в

которых находятся учащиеся школы:

1. В соответствии со статьёй 87 УИК РФ (Уголовно-исполнительный Кодекс) все

осужденные исправительных учреждений общего режима отбывают наказание на:

обычных, облегчённых и строгих условиях содержания. Среди учащихся-

осужденных нашей школы есть ученики, находящиеся на строгих условиях

отбывания наказания, так называемый отряд строгих условий содержания (ОСУС).

Это отряд закрытого (изолирован от других отрядов учреждения) типа, где

находятся лица, с отклоняющимся поведением, не согласные с приговором суда, с

нарушенной психикой, злостно и систематически нарушающие режимные

требования. С ними в лице педагогов-мужчин проводятся занятия по

индивидуальному плану, в дни и часы, отведенные распорядком дня учреждения и

школьным расписанием.

2. В соответствии с приказом № 72 Минюста РФ (Министерство юстиции) от

20.05.2013г. в учреждении ФКУ ИК-33 действует система профилактического

учёта по градации нарушений для осужденных, в том числе и учащихся школы,

склонных: к конфликтам, к мелким хищениям, к употреблению спиртных напитков

и т.д., с которыми педагогическим коллективом школы проводится как

индивидуально-профилактическая работа в рамках учебного процесса, так и работа

в составе Совета воспитателей отряда, (Приказ № 408 от 19.11.2020 г. по ФКУ

ИК-33) членами которого являются все учителя школы.

ДИНАМИКА

количества учащихся школы, состоящих на профилактическом учёте

в ФКУ ИК-33 за период с 2017 по 2020 учебные годы

учебный

год

КОЛИЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ

на начало учебного года

%

на конец учебного года

%

2017-2018

24 уч-ся

9,6

18 уч-ся

7,2

2018-2019

15 уч-ся

6,0

12 уч-ся

4,8

2019-2020

23 уч-ся

11,6

15 уч-ся

6,0

3. Среди учащихся школы ежегодно есть лица, попавшие в трудную жизненную

ситуацию: сироты, нуждающиеся в социальной поддержке, утратившие по

различным причинам документы и связи с родственниками,

нуждающиеся в трудоустройстве в учреждении и т.д.

С ними осуществляется работа классными руководителями во главе с

социальным педагогом в тесном взаимодействии с группой социальной

защиты и учёта трудового стажа осужденных ФКУ ИК-33 (ГСЗ и УТСО).

Учебный год

Количество учащихся-сирот

2017-2018

18

2018-2019

29

2019-2020

23

4. Кроме того, в связи со спецификой учреждения, в течение учебного года идёт

убытие-прибытие учащихся-осужденных по различным причинам:

- освобождение по концу срока, условно-досрочному освобождению

(УДО), перевод учащихся-осужденных в другое исправительное учреждение и

т.д.;

- направление заболевших (в т.ч. и учащихся) в областную больницу ОТБ-

1 на период от 2-х недель до 2-х месяцев;

- за нарушение дисциплины наказание и его отбывание в штрафном

(ШИЗО) изоляторе (от 5-ти до 15-ти суток);

- простудные заболевания и нахождение на лечении при ФКУ ИК-33 в

ЛТП (лечебно-терапевтический пункт) от недели и более;

- направление (в т.ч. и учащихся-осужденных) в СИЗО (следственный

изолятор) на период от недели до 2-х месяцев и так далее.

Все эти специфические особенности работы с учащимися-

осужденными приходится учитывать каждому классному руководителю и

преподавателю школы, а пропуски занятий по вышеперечисленным причинам и

отставаний данных категорий учащихся по другим направлениям социализации

восполнять, используя различные формы и методы:

- проведение занятий (учителями-мужчинами) в закрытом отряде (ОСУС);

- индивидуальные и групповые занятия с отстающими по предметам обучения;

- взаимодействие педагогов школы с различными службами и отделами

ФКУ ИК-33 по вопросам, возникающим в ходе учебного процесса;

- воспитательная и индивидуально - профилактическая работа с учащимися;

- деятельность педагогов школы в составе Советов воспитателей отрядов

ФКУ ИК-33(Приказ № 408-ос от 19.11.2020г. по ФКУ ИК-33);

- привлечение учащихся-осужденных к организации и проведению

общешкольных и различных тематических мероприятий;

- собеседования и лекции по правовым вопросам в системе социально-

гуманитарной подготовки для осужденных ФКУ ИК-33;

- привлечение учащихся к работе школьного шахматного кружка;

- взаимодействие с начальником отряда и активом (СКО);

- при необходимости совместно (начальник отряда и учитель) встречи и

беседы с родителями учащихся при их посещении (на свидании)

ФКУ ИК-33 и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Несомненно, что все эти специфические особенности воспитания и

обучения приходится учитывать каждому педагогу вечерней школы при

пенитенциарном учреждении для организации и проведения воспитательной

работы с классом.

Поэтому, не случайно, «личностно-ориентированный подход в

обучении и воспитании учащихся-осужденных» в МКОУ «В(С)ОШ №35»,

на протяжении многих лет, является приоритетным направлением работы

всего педагогического коллектива школы.

Задача социального педагога при этом – оказание практической

помощи классным руководителям по всем аспектам этой деятельности.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании» РФ

(с изменениями и дополнениями): М., 2012г.

2. Уголовный Кодекс РФ (с изменениями и дополнениями): М., 1997 г.

3. Уголовно Исполнительный Кодекс РФ (с изменениями и дополнениями): М.,1997 г.

4. Научно – методический журнал «Открытая школа», №3, 2006 г.

5. «Рабочая книга пенитенциарного психолога», М., 2004 г., под редакцией

Мокрецова А.И., Голубева В.П., Шамиса А.В.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники