Автор: Томчук Владимир Петрович
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МКОУ "В(С)ОШ № 35"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: статья
Тема: «Воспитание и обучение в специфических условиях реальности».
Раздел: полное образование
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 35»
Ленинского района г. Саратова
Тема: «Воспитание и обучение в специфических условиях реальности».
Томчук Владимир Петрович – социальный педагог
ПЛАН РАБОТЫ
Введение.
1. Специфические особенности воспитания в условиях пенитенциарного
учреждения.
2. Обучение в специфических условиях реальности.
Заключение.
ВВЕДЕНИЕ
Обучение и воспитание – основные составляющие педагогического процесса,
которые имеют отличительные черты применительно к условиям вечерней школы
при пенитенциарном учреждении. И это не случайно, ведь «воспитание, в
широком смысле слова, - это влияние на развитие и результат такого влияния. В
узком смысле слова, под воспитанием понимается работа воспитателей,
целенаправленное руководство и результаты этого руководства».
В условиях нашей школы категория воспитания наполняется весьма специфическим
содержанием.
1. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ
ПЕНИТЕНЦИАРНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Наши ученики выпадают из социально-образовательных норм: по
возрасту (18-30 лет), уровню подготовленности (последний раз сидели за партой 3-
7 лет назад), развитости учебно - познавательных способностей, мотивации
учебной деятельности, по иным показателям социализации. Поэтому наши
педагоги в той или иной форме имеют дело преимущественно с проблемами
перевоспитания – специфической и особо трудной составляющей процесса
управления социализацией личности. И это тем более актуально сегодня, так как в
самой Уголовно - исполнительной системе до 1997 года ставилась задача
воспитания и перевоспитания осужденных. С введением в действие с 01.01.1997 г.
нового Уголовного Кодекса РФ такой задачи уже не ставится, только – исполнение
наказания. Поэтому вечерняя школа при пенитенциарном учреждении сегодня,
осталась практически единственным островком, очагом, где педагоги пытаются не
только ликвидировать пробелы в образовании своих подопечных, но и оказать
позитивное влияние на воспитание, в первую очередь, человека, способного
адаптироваться в непростых условиях современного общества, нормально жить и
работать, порвать со своим негативным, преступным прошлым.
Известно,
что
личность
формируется
в
процессе
деятельности.
Эта
деятельность
существенно
влияет
на
развитие,
то
есть
воспитывает.
Наблюдения показывают, что при обучении в школе в течение нескольких лет
формируется костяк класса. Так, в 10а классе в 2017-2018 учебном году из
первоначально зачисленных 18-ти учащихся, в 11а осталось 11 человек, а 12а
закончило 7 учеников. Эти 7 учащихся на протяжении трёх
лет обучения
составляли костяк, актив класса: на них мог опереться классный руководитель,
он сплачивал вокруг себя вновь зачисленных, помогая им быстрее адаптироваться
в школе, учебном процессе, оказывал позитивное влияние на весь процесс
воспитания.
«Влияние на развитие», «целенаправленное руководство развитием» - всё
это наша школа оказывает через выявление, учёт и коррекцию прежнего, как
правило, негативного опыта своих учащихся. Именно в этом направлении и в этой
связи она (школа) выстраивает формирующую деятельность педагогов и
учащихся.
При этом надо иметь в виду как негативный опыт наших учеников
(дидактическая запущенность, асоциальное поведение), так и позитивный
(относительная взрослость, личностная зрелость), а также некоторые другие
особенности (неадекватная тревожность, болезненная самооценка, повышенная
самостоятельность). Не буду останавливаться на том, что весь комплекс
воспитательных мероприятий как раз и направлен на устранение, изменение,
преодоление всего негативного в прошлом опыте таких учащихся.
2. ОБУЧЕНИЕ В СПЕЦИФИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ РЕАЛЬНОСТИ
Что касается «учения», его можно определить как усвоение знаний, умений и
навыков, как накопление опыта целесообразных действий. Всё это может
эффективно происходить лишь при наличии мотиваций к учебной деятельности,
развитых учебно-познавательных способностей и ряда других показателей
личностного развития. Однако, в нашем случае они (эти показатели) сплошь и
рядом утрачены или в силу каких – либо причин плохо сформированы в прежнем
учебном опыте учащихся.
В широком понимании обучение – процесс двухсторонний: он включает
передачу и усвоение учебного материала, то есть деятельность учителя
(преподавание) и учащихся (учение). Естественно, в нашем случае ученик
отличается от ученика обычной школы тем, что это личность, обладающая
относительно большим социальным ( как позитивным, так и негативным) опытом и
иной системой отношений к окружающим, включая педагогов. Поэтому, речь здесь
скорее идёт не о руководстве учением, а приобретает явно выраженный характер
руководства самообучением, по принципу: « Я помогаю Вам учиться и адекватно
оценивать результат».
При этом каждому учителю приходится учитывать специфические условия в
которых находятся учащиеся школы:
1. В соответствии со статьёй 87 УИК РФ (Уголовно-исполнительный Кодекс) все
осужденные исправительных учреждений общего режима отбывают наказание на:
обычных, облегчённых и строгих условиях содержания. Среди учащихся-
осужденных нашей школы есть ученики, находящиеся на строгих условиях
отбывания наказания, так называемый отряд строгих условий содержания (ОСУС).
Это отряд закрытого (изолирован от других отрядов учреждения) типа, где
находятся лица, с отклоняющимся поведением, не согласные с приговором суда, с
нарушенной психикой, злостно и систематически нарушающие режимные
требования. С ними в лице педагогов-мужчин проводятся занятия по
индивидуальному плану, в дни и часы, отведенные распорядком дня учреждения и
школьным расписанием.
2. В соответствии с приказом № 72 Минюста РФ (Министерство юстиции) от
20.05.2013г. в учреждении ФКУ ИК-33 действует система профилактического
учёта по градации нарушений для осужденных, в том числе и учащихся школы,
склонных: к конфликтам, к мелким хищениям, к употреблению спиртных напитков
и т.д., с которыми педагогическим коллективом школы проводится как
индивидуально-профилактическая работа в рамках учебного процесса, так и работа
в составе Совета воспитателей отряда, (Приказ № 408 от 19.11.2020 г. по ФКУ
ИК-33) членами которого являются все учителя школы.
ДИНАМИКА
количества учащихся школы, состоящих на профилактическом учёте
в ФКУ ИК-33 за период с 2017 по 2020 учебные годы
учебный
год
КОЛИЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ
на начало учебного года
%
на конец учебного года
%
2017-2018
24 уч-ся
9,6
18 уч-ся
7,2
2018-2019
15 уч-ся
6,0
12 уч-ся
4,8
2019-2020
23 уч-ся
11,6
15 уч-ся
6,0
3. Среди учащихся школы ежегодно есть лица, попавшие в трудную жизненную
ситуацию: сироты, нуждающиеся в социальной поддержке, утратившие по
различным причинам документы и связи с родственниками,
нуждающиеся в трудоустройстве в учреждении и т.д.
С ними осуществляется работа классными руководителями во главе с
социальным педагогом в тесном взаимодействии с группой социальной
защиты и учёта трудового стажа осужденных ФКУ ИК-33 (ГСЗ и УТСО).
Учебный год
Количество учащихся-сирот
2017-2018
18
2018-2019
29
2019-2020
23
4. Кроме того, в связи со спецификой учреждения, в течение учебного года идёт
убытие-прибытие учащихся-осужденных по различным причинам:
- освобождение по концу срока, условно-досрочному освобождению
(УДО), перевод учащихся-осужденных в другое исправительное учреждение и
т.д.;
- направление заболевших (в т.ч. и учащихся) в областную больницу ОТБ-
1 на период от 2-х недель до 2-х месяцев;
- за нарушение дисциплины наказание и его отбывание в штрафном
(ШИЗО) изоляторе (от 5-ти до 15-ти суток);
- простудные заболевания и нахождение на лечении при ФКУ ИК-33 в
ЛТП (лечебно-терапевтический пункт) от недели и более;
- направление (в т.ч. и учащихся-осужденных) в СИЗО (следственный
изолятор) на период от недели до 2-х месяцев и так далее.
Все эти специфические особенности работы с учащимися-
осужденными приходится учитывать каждому классному руководителю и
преподавателю школы, а пропуски занятий по вышеперечисленным причинам и
отставаний данных категорий учащихся по другим направлениям социализации
восполнять, используя различные формы и методы:
- проведение занятий (учителями-мужчинами) в закрытом отряде (ОСУС);
- индивидуальные и групповые занятия с отстающими по предметам обучения;
- взаимодействие педагогов школы с различными службами и отделами
ФКУ ИК-33 по вопросам, возникающим в ходе учебного процесса;
- воспитательная и индивидуально - профилактическая работа с учащимися;
- деятельность педагогов школы в составе Советов воспитателей отрядов
ФКУ ИК-33(Приказ № 408-ос от 19.11.2020г. по ФКУ ИК-33);
- привлечение учащихся-осужденных к организации и проведению
общешкольных и различных тематических мероприятий;
- собеседования и лекции по правовым вопросам в системе социально-
гуманитарной подготовки для осужденных ФКУ ИК-33;
- привлечение учащихся к работе школьного шахматного кружка;
- взаимодействие с начальником отряда и активом (СКО);
- при необходимости совместно (начальник отряда и учитель) встречи и
беседы с родителями учащихся при их посещении (на свидании)
ФКУ ИК-33 и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Несомненно, что все эти специфические особенности воспитания и
обучения приходится учитывать каждому педагогу вечерней школы при
пенитенциарном учреждении для организации и проведения воспитательной
работы с классом.
Поэтому, не случайно, «личностно-ориентированный подход в
обучении и воспитании учащихся-осужденных» в МКОУ «В(С)ОШ №35»,
на протяжении многих лет, является приоритетным направлением работы
всего педагогического коллектива школы.
Задача социального педагога при этом – оказание практической
помощи классным руководителям по всем аспектам этой деятельности.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании» РФ
(с изменениями и дополнениями): М., 2012г.
2. Уголовный Кодекс РФ (с изменениями и дополнениями): М., 1997 г.
3. Уголовно Исполнительный Кодекс РФ (с изменениями и дополнениями): М.,1997 г.
4. Научно – методический журнал «Открытая школа», №3, 2006 г.
5. «Рабочая книга пенитенциарного психолога», М., 2004 г., под редакцией
Мокрецова А.И., Голубева В.П., Шамиса А.В.