Автор: Попова Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ Змеиногорская СОШ №3 детский сад комбинированного вида
Населённый пункт: г.Змеиногорск, Змеиногорского района, Алтайского края
Наименование материала: воспитательная программа для детей среднего и старшего дошкольного возраста
Тема: "Этикет"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬЕНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИНИЕ «ЗМЕИНОГОРСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3» ЗМЕИНОГОРСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ОГОНЕК
»
Воспитательная программа
«Этикет»
для детей среднего и старшего
дошкольного возраста.
Разработчик программы:
Попова Наталья Анатольевна,
Воспитатель первой
квалификационной категории
г.Змеиногорск,2020
Программа «Азбука вежливости» (Этикет) по формированию навыков поведения 2016-
2020г.г.
1.Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка.
Воспитание культуры поведения одна из актуальных проблем, которую нужно решать с
младшего дошкольного возраста.
С раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими
людьми, приобретает опыт поведения в обществе. Поэтому формируется навык поведения,
воспитывается сознательное активное отношение к порученному делу, воспитывать культуру
поведения нужно начинать с дошкольного возраста.
В дошкольном учреждении немало возможностей. В процессе повседневного общения со
сверстниками и взрослыми дети учатся жить в коллективе, овладевать моральными нормами
поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Чем младше ребенок,
тем больше внимания можно оказывать на поведение ребенка..
Краткое диагностическое обследование детей младшего возраста показало, что дети не умеют
общаться со сверстниками и взрослыми, пользоваться столовыми приборами и салфетками, не
обращают внимание на свой внешний вид и поэтому возникла острая необходимость учить
детей и формировать знания и навыки культурного поведения в различных ситуациях.
1.1.1.Цели и задачи реализации программы.
Цель: Воспитание культуры поведения
у детей в быту, в общении, в различных видах
деятельности.
Задачи: 1. Формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни.
2.
Знакомить с правилами этикета.
3.
Приучать следить за своим внешним видом.
4.
Формировать навыки поведения за столом.
5.
Формирование культурно гигиенических навыков.
6.
Научить общаться с окружающими людьми, проявлять сострадание, терпимость.
Воспитывать уважение к окружающим людям.
7.
Повышать компетентность родителей в вопросах культуры поведения детей.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы.
Программа восполнит недостатки нравственного, морального воспитании, норм общения
- рассматривает как процесс приобщения ребенка основным компонентам человеческой
культуры ( мораль, культура поведения )
- строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными
группами.
- предполагает принципы воспитательного процесса на адекватных возрасту формах работы с
детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является
игра.
Отличительные особенности Программы
Направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей
Воспитание уважения к традиционным ценностям , таким как любовь к родителям, уважение к
старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование традиционных
гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать
положительному примеру.
Соблюдение элементарных культурно гигиенических навыков.
Взаимодействие с семьями воспитанников .
Программа
подчеркивает
ценность
семьи
как
уникального
института
воспитания
и
необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников.
1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе,
характеристики особенности развития детей дошкольного возраста
Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации Программы определяются на основе анализа
результатов педагогической деятельности, потребностей родителей, социума, в котором
находится дошкольное образовательное учреждение.
Основными участниками реализации Программы являются: дети дошкольного возраста,
родители (законные представители), педагоги.
1.2.Планируемый результат
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» (обязательная часть)
«Социально коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в
обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия
ребенка со взрослыми и сверстниками; становления самостоятельности, развитие социального и
эмоционального интеллекта, формирования к совместной деятельности
со сверстниками,
формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье сообществу
детей и взрослых в организации,….».
Родители:– родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по
вопросам воспитания культурно-гигиенических навыков;
– принимают активное, живое участие в жизни группы;
– проявляют личную заинтересованность в согласовании требований к воспитательному
процессу; высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности воспитательного
процесса;
– проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении культурно-
гигиенических навыков;
– осознают особенности организации образовательного процесса и их влияние на развитие
компетенций ребёнка, его личностных качеств.
2. Содержательный раздел (Средняя группа)
Блок 1 Права и обязанности
Образ Я. Формировать представления о росте и развитии ребенка, его прошлом, настоящем и
бушующем (я был маленький, я расту, я буду взрослым)Формировать первичные представления
детей об их правах ( на игру, доброжелательное отношение, новые знания и др.)и обязанностях в
группе детского сада, дома, на улице. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что его
любят.
Формировать первичные гендерные представления (мальчики сильные, смелые; девочки
нежные, женственные)
Семья. Углублять представления о семье, ее членах. Дать первоначальные представления о
родственных отношениях (сын, дочь, мама, папа и т.д.)
Интересоваться какие обязанности по дом уесть у ребенка (убирать игрушки, накрывать на стол
и др.)
Детский сад. Продолжать знакомить детей с детским садом и его сотрудниками. Закреплять
навыки бережного отношения к вещам, учить использовать их по назначению, ставит на место.
Знакомить с традициями детского сада. Закреплять представления ребенка о себе как о члене
коллектива, развивать чувство общности с другими детьми. Формировать умение замечать
изменения в оформлении группы и зала, участка детского сада. Привлекать к обсуждению и
посильному участию в оформлении группы, к созданию символики и традиции.
Блок 2 Культурно – гигиенические навыки и самообслуживание
Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности,
само регуляции собственных действий.
Воспитание культурно – гигиенических навыков.
Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом.
Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере
загрязнения, после пользования туалетом.
Закреплять
умение
пользоваться
расческой,
носовым
платком;
при
кашле
и
чихании
отворачиваться, прикрывать рот и нос платком.
Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: умение брать пищу понемногу, хорошо
пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка),
салфеткой, полоскать рот после еды.
Самообслуживание.
Совершенствовать
умение
самостоятельно
одеваться,
раздеваться.
Приучать аккуратно складывать и вешать одежду с помощью взрослого приводить ее в
порядок( чистить, просушивать)Воспитывать стремление быть опрятным, аккуратным. Приучать
самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его после окончания занятий.( мыть
баночку, кисти, протирать стол).
Блок 3 Культура общения
Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального
эмоционального интеллекта, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
Формирование готовности к совместной деятельности, развитие умение договариваться,
самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.
Способствовать формированию личностного отношения ребенка к соблюдению моральных норм:
взаимопомощи, сочувствия обиженному и несогласия с действиями обидчика; одобрения
действий того, кто поступил справедливо, уступил по просьбе сверстника.
Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми,
обращать внимание детей на хорошие поступки друг друга.
Учить коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений.
Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым; учить
испытывать чувства стыда за неблаговидный поступок.
Напоминать о необходимости здороваться,
прощаться, называть работников дошкольного
учреждения по имени отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать просьбу,
благодарить за указанную услугу.
Расширять представления о правилах поведения в общественных местах
2. Содержательный раздел
Блок 1 Права и обязанности (старшая группа)
Образ Я.
Расширять представления ребенка об изменении позиции в связи с взрослением (ответственность
за младших,
уважение и помощь старшим, в том числе пожилым людям и т.д.) Через
символические образные средства углублять представления ребенка о себе в прошлом,
настоящим и будущим.
Расширять традиционные гендерные представления. Воспитывать уважительное отношение к
сверстникам своего и противоположного пола.
Семья.
Углублять представления ребенка о семье и ее истории. Учить создавать простейшее
генеологическое древо с опорой на историю семьи.
Углублять представлении о том, где работают родители, как важен для общества их труд.
Поощрять посильное участие в подготовке различных семейных праздников .Приучать к
выполнению постоянных обязанностей по дому и в детском саду.
Детский сад.
Продолжать формировать интерес к ближайшей окружающей среде: к детскому саду, дому, где
живут дети, участку детского сада и др.
Вызывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе.
Расширять представления ребенка о себе как о члене коллектива, формировать активную
жизненную позицию через совместные проекты, взаимодействие с детьми других возрастных
групп.
Блок 2 Культурно-гигиенические навыки и самообслуживание.
Формировать у детей привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически;
самостоятельно чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки, следить за чистотой
ногтей; при кашле и чихании закрывать рот и нос платком.
Закреплять умение замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.
Совершенствовать культуру еды: умение правильно пользоваться столовыми приборами(Вилкой,
ножом) ), обращаться с просьбой, благодарить; есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную
осанку за столом, обращаться с просьбой, благодарить.
Самообслуживание.
Закреплять умение быстро ,аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу,
опрятно заправлять постель.
Воспитывать умение самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию,
учить самостоятельно раскладывать материал для занятия, подготовленный воспитателем,
убирать их, мыть кисточки, палитры, протирать столы.
Блок 3
Культура общения.
Воспитывать дружеские отношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться,
заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками.
Воспитывать уважительное
отношение к окружающим. Формировать такие качества как
отзывчивость, сочувствие.
Воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью
относиться к помощи и знакам внимания.
Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников.
Расширять представления о правилах поведения в общественных местах..
Поддерживать инициативу старших дошкольников по созданию новых норм и правил поведения
(когда дети совместно предлагают правило для разрешения возникающих проблем)
2. Содержательный раздел(подготовительная группа)
Блок 1 Права и обязанности
Образ Я.
Расширять представления ребенка об изменении позиции в связи с взрослением (ответственность за
младших, уважение и помощь старшим, в том числе пожилым людям и т.д.) Через символические
образные средства углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящим и будущим.
Расширять традиционные гендерные представления. Воспитывать уважительное отношение к
сверстникам своего и противоположного пола.
Семья.
Углублять представления ребенка о семье и ее истории. Учить создавать простейшее
генеологическое древо с опорой на историю семьи.
Углублять представлении о том, где работают родители, как важен для общества их труд. Поощрять
посильное участие в подготовке различных семейных праздников .Приучать к выполнению
постоянных обязанностей по дому и в детском саду.
Детский сад.
Продолжать формировать интерес к ближайшей окружающей среде: к детскому саду, дому, где
живут дети, участку детского сада и др.
Вызывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе.
Расширять представления ребенка о себе как о члене коллектива, формировать активную
жизненную позицию через совместные проекты, взаимодействие с детьми других возрастных
групп.
Блок 2 Культурно-гигиенические навыки и самообслуживание.
Формировать у детей привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически;
самостоятельно чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки, следить за чистотой
ногтей; при кашле и чихании закрывать рот и нос платком.
Закреплять умение замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.
Совершенствовать культуру еды : умение правильно пользоваться столовыми приборами(Вилкой,
ножом) ), обращаться с просьбой, благодарить; есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную
осанку за столом, обращаться с просьбой, благодарить.
Самообслуживание.
Закреплять умение быстро ,аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу,
опрятно заправлять постель.
Воспитывать умение самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию,
учить самостоятельно раскладывать материал для занятия, подготовленный воспитателем, убирать
их, мыть кисточки, палитры, протирать столы.
Блок 3
Культура общения.
Воспитывать дружеские отношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься;
стремление радовать старших хорошими поступками.
Воспитывать уважительное отношение к окружающим. Формировать такие качества как
отзывчивость, сочувствие.
Воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к
помощи и знакам внимания.
Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников.
Расширять представления о правилах поведения в общественных местах..
Поддерживать инициативу старших дошкольников по созданию новых норм и правил поведения
(когда дети совместно предлагают правило для разрешения возникающих проб
2.2.Описание вариативных форм, способов и средств реализации Программы, с учетом
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
воспитанников
специфики
их
образовательных потребностей и интересов
Важнейшие образовательные ориентиры:
- обеспечение эмоционального благополучия детей
- создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к
другим людям; формированию культурно гигиенических навыков.
- развитие самостоятельности;
Для реализации цели рекомендуется педагогам:
-Проявлять уважение к личности ребенка;
- создавать условия для проявления ребенком ответственности и проявления импатии к другим
людям;
- обсуждать совместно с детьми возникающие конфликты, помогать решать их, вырабатывать
общие правила, учить проявлять уважение друг к другу;
- обсуждать с родителями целевые ориентиры.
2.3.Особенности воспитательной деятельности разных видов и культурных практик
Обеспечение эмоционального благополучия ребенка:
- общаться с детьми доброжелательно, без обвинений и угроз;
- Внимательно выслушивать детей, показывать, что понимает их чувства, помогать делиться
своими переживаниями и мыслями;
- создавать ситуации в которых у детей при помощи разных культурных средств ( игра, общения,
игровое упражнение и др.) культура поведения, навыки общения, узнают о своих правах и
обязанностях, сформируются культурно гигиенические навыки;
- поддерживать инициативу при разрешении конфликтных ситуаций, созданию норм и правил
поведения, а также умение следить за своим внешним видом.
2.4. Способы поддержки детской инициативы
Педагог должен создать ситуации в которых проявляется детская активность в повседневной
жизни: во время приема пищи, одевании, раздевании, укладывании спать, при мытье рук,
общении с детьми и взрослыми и др.
2.5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей — создание в детском саду необходимых
условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников,
обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности
родителей в области воспитания, на участие в жизни детского сада.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
-изучение отношения педагогов и родителей вопросам воспитания детей
-знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также
с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
- информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о
возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
- привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях,
организуемых в районе (городе, области);
- поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и
потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Основные формы взаимодействия с семьей
- Знакомство с семьей: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование семей.
- Информирование родителей о ходе воспитательного процесса: дни открытых дверей,
индивидуальные
и
групповые
консультации,
родительские
собрания,
оформление
информационных стендов, организация выставок детского творчества, создание памяток.
- Образование родителей: организация «материнской/отцовской школы», «школы для родителей»
(лекции, семинары, семинары-практикумы), проведение мастер-классов, тренингов, создание
библиотеки (медиатеки)
- Совместная деятельность: привлечение родителей к участию в мероприятиях в детском саду
Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с
воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном
учреждении, которому доверяет воспитание ребенка. Это позволяет оказывать друг другу
необходимую поддержку в развитии ребенка, привлекать имеющиеся педагогические ресурсы
для решения общих задач воспитания. Прекрасную возможность для обоюдного познания
воспитательного
потенциала
дают:
специально
организуемая
социально-педагогическая
диагностика с использованием бесед, анкетирования, сочинений; посещение педагогами семей
воспитанников; организация дней открытых дверей в детском саду; разнообразные собрания-
встречи, ориентированные на знакомство с достижениями и трудностями воспитывающих детей
сторон.
3.Организациооный раздел.
3.1.Описание материально-технического обеспечения Программы(средняя группа)
№
п/п
Наименование оборудования, учебно-методических и игровых
материалов
Ед.изм
Культурно – гигиенические навыки и самообслуживание
1
Мебель по росту детей(Стул, стол, кабинка для одежды ,для
полотенца, полки для игрушек и книг)
2
Органайзер для расчесок
3
Предметы личной гигиены (полотенце, мыло, туалетная бумага,
салфетки, расческа и др.)
4
Чтение К.Чуковского «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая».
Е.Благинина «Обед»
5
Дидактическая игра «Завяжи шнурочек», «Одень куклу» и др.
6
Игровое упражнение «Научим куклу мыть руки», «Научим мишку
одеваться», «Научим Куклу Машу причесываться», «Найди свое
полотенце (Расческу)», «Научим мишку пользоваться салфеткой»
7
Беседа «Для чего нужен носовой платок», «Почему у каждого
должна быть своя расческа (полотенце)» «Для чего и как нужно
мыть руки с мылом» и др
Культура общения
1
Художественная литература А.Барто, «Девочка ревушка», Осеева
«Волшебное слова» и др.
2
Беседы «Вежливые слова», «Как хорошо иметь друзей»
3
Коммуникативные игры «Назови ласково по имени», «Ветер дует
на..» и др
4
Детская энциклопедия «Я познаю мир»
Права и обязанности
1
Альбом для детей « Права и обязанности»
2
Выставка рисунков совместно с родителями «Я имею права"
3
Иллюстрированный материал по теме
4
Набор открыток «Хорошие манеры и привычки»
Описание материально-технического обеспечения Программы(старшая группа)
№
п/п
Наименование оборудования, учебно-методических и игровых
материалов
Ед.изм
Культурно – гигиенические навыки и самообслуживание
1
Мебель по росту детей(Стул, стол, кабинка для одежды ,для
полотенца, полки для игрушек и книг)
2
Органайзер для расчесок
3
Предметы личной гигиены (полотенце, мыло, туалетная бумага,
салфетки, расческа и др.)
4
Дидактическая игра «Завяжи шнурочек»,
5
Игровая ситуация «Кто чище умывается», Чистим зубы, полощем
рот», «Наведи порядок в шкафчике», «Встреча с Мойдодыром»,
«Приходила в гости к зеркалу расческа»
6
Беседа «Уроки Мойдодыра», «Почему нужно мыть руки после
посещения туалета», «Чище мойся воды не бойся», « Мой режим
дня», «Мыло душистое и полотенца пушистое»
7
Чтение художественной литературы «Л.Гржибовский «Перестану
зубки чистить», Е Благинина «Обед»
Культура общения
1
Детская энциклопедия « Я познаю мир»
Беседа «Примите меня в игру», «Вежливые слова», «Хорошие и
плохие поступки»
Художественная литература А.Барто «Девочка ревушка», Осеева
«Волшебное слова» и др.
Права и обязанности
1
Альбом для детей « Права и обязанности»
2
Выставка рисунков совместно с родителями «Я имею права»
3
Иллюстрированный материал по теме
4
Набор открыток «Хорошие манеры и привычки»
Описание материально-технического обеспечения Программы(старшая группа)
№
п/п
Наименование оборудования, учебно-методических и игровых
материалов
Ед.изм
Культурно – гигиенические навыки и самообслуживание
1
Мебель по росту детей(Стул, стол, кабинка для одежды ,для
полотенца, полки для игрушек и книг)
2
Органайзер для расчесок
3
Предметы личной гигиены (полотенце, мыло, туалетная бумага,
салфетки, расческа и др.)
4
Дидактическая игра «Учим Незнайку расстегивать рубашку»,
«Учим малышей завязывать бантики»
5
Игровая ситуация «Кто чище умывается», Чистим зубы, полощем
рот», «Наведи порядок в шкафчике», «Встреча с Мойдодыром»,
«Приходила в гости к зеркалу расческа»
6
Беседа «Уроки Мойдодыра», «Почему нужно мыть руки после
посещения туалета», «Чище мойся воды не бойся», « Мой режим
дня», «Мыло душистое и полотенца пушистое»
7
Чтение художественной литературы Л.Гржибовский «Перестану
зубки чистить», Е Благинина «Обед»
Культура общения
1
Детская энциклопедия « Я познаю мир»
Беседа «Отчего бывает грустно», «Зачем быть вежливым», «Друг
познается в беде»
Художественная литература С.Погореловский «Песенка о трех
подружках», Осеева «Волшебное слова» и др.
Права и обязанности
1
Альбом для детей « Права и обязанности»
2
Выставка рисунков совместно с родителями «Я имею права»
3
Иллюстрированный материал по теме
4
Набор открыток «Хорошие манеры и привычки»
Программы(подготовительная группа)
№
п/п
Наименование оборудования, учебно-методических и игровых
материалов
Ед.изм
Культурно – гигиенические навыки и самообслуживание
1
Мебель по росту детей(Стул, стол, кабинка для одежды ,для
полотенца, полки для игрушек и книг)
2
Органайзер для расчесок
3
Предметы личной гигиены (полотенце, мыло, туалетная бумага,
салфетки, расческа и др.)
4
Чтение, Г.Шагаевой «Всегда следи за порядком в
комнате»,В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»
5
Дидактическая игра «Режим дня», «» и др.
6
Игровое упражнение «Учимся правильно чистить зубы»,
«Выверни и сложи правильно и красиво одежду»
7
Беседа «Мы любим порядок», «Мы дежурим», «Как мы помогаем
малышам»
Культура общения
1
Художественная литература: Осеева «Волшебное слова», «Три
товарища», Е.Пермяков «Самое страшное» , В.Осеева
«Отомстила» В.Осеевой « До первого дождя», Катаев «Цветик
семицветик» и др.
2
Беседы «Вежливые слова», «Взрослых нужно уважать, малышей
не обижать»
3
Коммуникативные игры «Назови ласково по имени» ,
«Комплименты», «Найди друга» и др
4
Детская энциклопедия «Я познаю мир»
Права и обязанности
1
Альбом для детей « Права и обязанности»
2
Выставка рисунков совместно с родителями «Я имею права"
3
Иллюстрированный материал по теме
4
Набор открыток «Хорошие манеры и привычки»
4. Дополнительный раздел
4.1. Краткая презентация рабочей программы для ознакомления родителей ( законных
представителей) детей
Рабочая программа ориентирована для работы с детьми средней группы 4- 7 лет
Используемые примерные программы:
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/
под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А Васильевой. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014
Дополнительная литература
Программа социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста «Расти счастливым».-
2 изд.- Барнаул: АКИПКРО, 2003.-123.
Формирование жизнестойкости у детей дошкольного возраста: методические рекомендации/ сост.
О.Р. Меремьянина.- Барнаул: И.П. Колмогоров И.А., 2016-48 с.
Буре
Р.С.
Социально-нравственное
воспитание
дошкольников.
Методическое
пособие.-
М.:МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2011.-80с.
\