Напоминание

Технология коллекционирования как способ развития познавательной активности дошкольников


Автор: Чернявская Татьяна Фёдоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 31
Населённый пункт: ЗАТО Железногорск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: Технология коллекционирования как способ развития познавательной активности дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

Технология коллекционирования как способ развития

познавательной активности дошкольников

Чернявская Татьяна Фёдоровна

воспитатель высшей квалификационной категории

Модернизация дошкольного образования обусловила поиск новых форм

организации

обучения

дошкольников

в

детском

саду.

Форма

обучения

должна

способствовать

формированию

интеллектуальных

операций,

создавать условия для творческого решения задач и проявления инициативы,

учить

самостоятельности,

ответственности,

упражнять

детей

в

умении

произвольно управлять своим поведением.

Одной

из

новых

форм

обучения

является

технология

коллекционирования.

Что

же

такое – коллекционирование? Толковый словарь определяет

коллекционирование

как

«систематизированное

собирание

однородных

предметов,

представляющих

научный,

художественный,

литературный

интерес».

Коллекционирование

одно

из

древнейших

увлечений

человека,

которое

связывалось

с

собиранием

предметов,

не

имеющих

прямого

практического

применения.

Еще

древние

люди

собирали шкуры

зверей,

перья, клыки. Позже стали собирать монеты, марки, открытки, живопись.

Многие музеи сейчас состоят из частных коллекций.

Китайская

мудрость

гласит:

Кто

имеет

увлечение,

проживает

две

жизни».

Удивление, умение видеть необычное в обычном, наблюдательность,

встреча с «чудом» - все это происходит в процессе коллекционирования.

Ценность

же

этой

технологии

в

том,

что

она

развивает

в

детях

познавательную

активность,

приобщает

его

к

исследовательской

деятельности, расширяет кругозор. Способствует воспитанию аккуратности,

усидчивости, кропотливой работе с материалом.

Я

обратила

внимание,

что

дети

редко

приходят

в

детский

сад

с

пустыми руками. Чего только они не приносят с собой! Игрушки, машинки,

открытки, календарики и многое другое. Поэтому в группе было отведено

место для хранения «сокровищ» детей.

Однажды Маша

принесла фантики от

конфет.

Красочные фантики

привлекли внимание детей. Мы вместе стали читать названия конфет. Я

сказала, что на фантике также указано название фабрики, где изготовили эти

конфеты, город, где находится фабрика.

Мы поиграли в игры с фантиками «Найди такую же», «Расскажи, а я

покажу», «Четвертый лишний», «Угадай, про какой фантик я расскажу».

Так у меня появилась идея создать в группе мини-музей. Для этого

была отведена полка, на которой размещаются наши коллекции.

Работа по созданию коллекции в музее ведётся в четыре этапа.

2

Первый этап: создание условий для развития детской коллекции;

Второй этап: накопление запаса;

Третий этап: организация выставки.

Четвертый этап: презентация коллекции.

Темы коллекций определяются интересами детей, а также они связаны

с тематическим планированием.

Накануне праздника Дня Матери мы организовали выставку «Руки

золотые», где мы разместили предметы рукоделия мам и бабушек: вышивку,

вязание, поделки.

Ко Дню Победы в нашем музее разместились фотографии прадедушек,

которые бережно хранятся в семейных альбомах и передаются от поколения

к поколению, а также медали и другие боевые награды. Как семейную

реликвию Ярослав принес письма с фронта.

С какой гордостью рассказывали дети о подвигах и фронтовых буднях

своих прадедушек!

К

Новому

году

была

приурочена

выставка

«Парад

снеговиков»,

«Здравствуй,

Дедушка

Мороз».

Каких

только

фигурок

здесь

не

было!

Стеклянных, деревянных, ватных, фарфоровых, картонных. Это были старые

фигурки из бабушкиных сундуков и новые, современные. Дети с увлечением

рассказывали, где они вместе с мамой их купили или где фигурки хранятся у

бабушки.

В нашем музее побывали разные коллекции: «Морские раковины»,

«Преданье старины глубокой», «Коробочка с диковинками», «По морям, по

волнам», коллекция часов, календариков, открыток, значков и еще многого

другого.

Считаю своей задачей – помочь маленьким первооткрывателям увидеть

необычное в обычном, сохранить ускользающую красоту.

Технология коллекционирования предоставляет ребенку возможность

реализовать

свою

инициативу,

проявить

самостоятельность,

творчество.

Коллекции украшают нашу жизнь, делают ее полнее и разнообразнее.

Представление

ребенком

своего

экспоната

повышает

его

статус,

авторитет среди сверстников, уверенность в своих силах, самооценку.

Я

создала

такие

условия,

чтобы

наша

коллекция

была

«рабочей»:

пополнялась, расширялась, чтобы с ней можно было играть, чтобы она была

«живая».

Например,

коллекция

пуговиц:

познакомились

с

историей

происхождения пуговиц, поиграли в игры «Слова – товарищи», «Волшебный

мешочек», «На что похожа?» и другие.

Все наши коллекции домашние, коллективные, индивидуальные. Мы –

взрослые

окружаем

ребенка

красотой,

воспитываем

интерес

к

миру

прекрасного.

Вся

работа

ведется

при

активном

участии

родителей,

в

тесном

сотрудничестве с семьями воспитанников, что обеспечивает содействие и

сотрудничество

детей

и

взрослых,

признание

ребенка

полноценным

участником образовательных отношений.

3

Родители включаются в образовательный процесс, принимая участие в

создании

коллекций

и

в

их

презентации

совместно

со

своими

детьми:

«Семейные реликвии», «Бабушкины руки золотые», «Новогодние истории

Деда Мороза» и другие.

Применение технологии коллекционирования в своей педагогической

деятельности дало мне понимание того, что дети стали больше проявлять

познавательную

активность,

инициативность,

творческие

способности.

У

детей

расширился кругозор об объектах окружающего мира,

о

«жизни»

экспонатов коллекции. Мои воспитанники стали более коммуникативными,

самостоятельными, инициативными.

Применяя

технологию

коллекционирования,

я

имею

возможность

организовать образовательный процесс

наиболее интересно, поучительно,

содержательно. Эта технология способствует развитию любознательности,

познавательной

мотивации

и

активности

детей,

формированию

их

познавательных интересов и познавательных действий в различных видах

деятельности.

Литература:

1.

Приказ

Министерства образования и

науки

Российской Федерации

(Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва

«Об

утверждении

федерального

государственного образовательного

стандарта дошкольного образования».

2.

Гризик Т. И. Познавательное развитие детей 2-8 лет. Мир природы и

мир человека. Методическое пособие для воспитателей. 2015г.

3.

Каспарова Ю. Что такое коллекционирование. 2004г.

4.

Николаева

А.

Н.,

Попова

Л.

В.

Коллекционирование как

средство

развития

познавательных

интересов

детей

старшего

дошкольного

возраста. 2017г.

5.

Рыжова Н. Как стать коллекционером. 2004г.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники