Автор: Глушкова Елена Леонидовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ
Населённый пункт: город Талица, Свердловская область
Наименование материала: "Игра как приоритетное средство развития дошкольников"
Тема: В помощь воспитателю ДОУ
Раздел: дошкольное образование
«Игра как приоритетное средство развития
дошкольников»
Цель: провести системный анализ педагогической деятельности по созданию
предметно- развивающей среды для игровой деятельности и определить пути
совершенствования работы в данном направлении.
Развитие игровой деятельности в ДОУ.
Педагоги
должны
свободно
владеть
технологиями
развития
игровой
деятельности.
Обучение постепенно вытеснило свободную игру, в частности игры- важный
элемент детской субкультуры и уникальный механизм здровьетворения
растущего детского организма.
Одной
из
причин
снижения
активности
детей
является
её
разорганизованность, не умение общаться, договариваться и большую роль
играю компьютерные технологии. Это объясняется тем, что воспитатели
внутренне принимая идеи личностно ориентированного образования, все
чаще продолжают оставаться на позиции «Учителя» детей, не играют
совместно с детьми, не учат игре, не берут на себя роли… И предлагают
детям не широкий ассортимент игр (постоянно повторяющийся). Безусловно,
повторяющиеся изо дня в день преподносимые репродуктивным методом
игры
не способствуют сохранению у детей длительного, устойчивого
интереса к ним, а наоборот, вызывают раздражение и как следствие этого,
защитную реакцию: исключение их из самостоятельной деятельности.
Что же может помочь вернуть детям радость самостоятельных игр? Слияние
обучения, воспитания и развития и участие педагога в игре, когда он сам
берет на себя роль. Вызвать положительные эмоции реакции к игре.
Что должны сделать воспитатели для игры:
Создают условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут
быть использованы в игре (читают книги, прослушивают фонограммы,
обсуждают события жизни, рассказывают о себе и других людях,
организуют экскурсии, прогулки, посещение музеев , театров,
обращают внимание детей на содержание деятельности людей и их
взаимоотношения, на явления и взаимосвязь событий в живой и
неживой природе и пр.);
Побуждают детей к развертыванию игры
( обращаются к малышам:
«Посмотрите, у зайки болит ножка, давайте его полечим»; предлагают
детям постарше поиграть в конкретную игру или выбрать сюжет;
побуждают детей к принятию роли и наделению ею партнера;
договариваются о правилах игры со старшими детьми, и пр.);
В качестве непосредственных участников игры предлагают детям
образцы различных игровых действий ( воспитатель кормит, купает
куклу, привлекая к игре малышей; показывает, как строить
космический корабль, рассказывает, как играть в игры с правилами-
«Съедобное- несъедобное», «испорченный телефон», «Садовник»;
произносит считалку для установления очередности или выбора
водящего и пр.);
Соблюдают баланс между игрой и другими видами деятельности в
педагогическом процессе: сберегают время, предназначенное для
игры, не подменяя её занятиями; обеспечивают плавный переход от
игры к занятиям, режимным моментам ( в перерывах предлагают игры
на развитие мелкой моторики рук);
Обеспечивают баланс между разными видами игры
( подвижными и
спокойными, индивидуальными и совместными, дидактическими и
сюжетно- ролевыми и пр.);
Создают условия для развития общения между детьми в игре;
Организуют совместные игры детей
( предлагают игры с различным
числом участников, в том числе учитывая дружеские привязанности
между детьми; объединяют отдельные играющие группы общим
сюжетом; организуют совместные игры детей различных возрастных
групп с целью из взаимного обогащения игровым опытом и пр.);
Развивают у детей умения общаться в процессе игры
( договариваться,
делиться игрушками, соблюдать очередность, проявлять сочувствие и
уважительное отношение к партнеру, тактично улаживать конфликты и
пр.);
Поощряют детей к импровизации в игре
( придумыванию сюжетов,
введению оригинальных персонажей, смене и совмещению ролей,
изготовление атрибутов и костюмов и пр.);
Стимулируют детей пользоваться предметами- заместителями,
помогают подобрать и расширять их набор, гибко использовать
игровое оборудование;
Обращают особое внимание на «изолированных» детей «инвалидов»
( организуют для них привлекательные игры, оказывают поддержку в
игре, выдвигают их на центральные роли и т. п.);
Способствуют полоролевой социализации мальчиков и девочек в игре
(
организуют игры отдельно для мальчиков и девочек и совместные;
предлагают роли мамы, хозяйки и пр. для девочек, роли связанные с
мужественными профессиями, для мальчиков);
Организуют:
сюжетно- ролевую игру; игры с правилами;,
возникновение режиссерской игры; игры драматизации; игры
фантазии, игры сказки, театрализованные игры; подвижные и
спортивные игры, дидактические и настольные, игры на мелкую
моторику, преподавательские в процессе обучения; игры разных
народов , художественно- эстетические игры и музыкальные, а также
другие.
А чтобы игры и игровая деятельность, обучающая деятельность и
другие были в радость детям и педагогам. Нужно правильно
организовать предметно- развивающую пространственную среду.
И об этом мы посмотрим презентацию и повторим что входит и какой
должна быть предметно- развивающая пространственная среда.