Автор: Асият Азнауровна Атаева
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ
Населённый пункт: Карачаево-Черкесская Республика
Наименование материала: статья
Тема: "Игротерапия в логопедической работе с детьми"
Раздел: дошкольное образование
Игротерапия –
способ
коррекции
эмоциональных
и
поведенческих нарушений, развитие навыков коммуникации у
детей, в основу которого положена игра (которая и является
ведущим
видом
деятельности
в
дошкольном
возрасте).
Применяются
различные
виды
игровой
терапии.
Техники,
используемые в психотерапевтической работе с детьми, подчинены
решению конкретных задач: концентрация внимания, обеспечение
поддержки и одобрения, проявление эмоций и стимуляция к
общению. Использование игры в качестве терапевтического метода
впервые отметили в своих работах М.Кляйн, А.Фрейд, Г. Гуг-
Гельмут, Д.Леви.
В игру с неговорящими детьми вносится эмоционально-
смысловой
комментарий.
Это
такой
комментарий,
который
позволяет нам «поймать» смысл произносимых звуков ребенка, его
действий. В игре логопед развивает возможности ребенка активно
пользоваться
речью
на
положительном
эмоциональном
фоне.
Растормаживание речи (то есть «подхлестывание» их речевой
инициативы) идет в следующих направлениях:
Провоцирование непроизвольного подражанию действию,
мимике, интонации взрослого;
Провоцирование ребенка на непроизвольные эмоциональные
звуковые реакции;
Повторение
за ребенком
и обыгрывание
его
звуковых
реакций, слогов, вокальной аутостимуляции.
Таким образом, игротерапевтические методики способствуют
решению основных логопедических задач, таких как:
=Развитие мелкой моторной организации рук.
=Развитие подвижности органов артикуляции.
-Развитие диафрагмального дыхания.
-Профилактика нарушений развития общих речевых навыков.
-Логопедическая
коррекция
произношения
шипящих,
свистящих, сонорных звуков.
-Формирование навыка фонематического анализа и синтеза,
представлений.
-Коррекционное развитие грамматического строя речи, связной
речи.
Следовательно, применение данных методик оправдано.
Рассмотрим некоторые из игр подробно.
Логопедические игры.
Игра «Звуковые дорожки»
Цели: Развитие фонематического слуха и восприятия, навыков
звукового анализа и синтеза, автоматизация звуков в словах,
развитие мелкой моторики и координации движения рук.
Оборудование: звуковые лоскутки.
Ход игры: Дети вычленяют звуки из слова, анализируют
качественные характеристики этих звуков (гласные, твердые и
мягкие согласные) и соединяют лоскутки нужного цвета.
Таким образом,
создаются условия для ориентировочно-
исследовательской деятельности детей,
что
достигается через
систему действий, включающих не только словесно-зрительное, но и
двигательное знакомство со словом, звуком.
Наборы лоскутков используются для выделения и счета слов с
заданным звуком в стихотворении, для развития зрительной памяти
детей.
Соединяя
лоскутки,
дети
продолжают
развивать
тонкие
движения пальцев рук.
Пособие поможет детям уточнить такие понятия, как звук, слог,
слово, предложение. Именно от правильного понимания этих слов
дети переходят к осознанному составлению связных высказываний
разных типов - повествованию, описанию, рассуждению.
«Язычок»
Цель: Показ точных движений органов артикуляционного
аппарата; создание игровой мотивации.
Ход игры:
Логопед: Ребята, посмотрите, сегодня к нам на занятие пришел
Язычок. Давайте вместе с ним выполним зарядку. Обратите
внимание как Язычок будет выполнять упражнения.
Язычок знаком вам дети,
Мы его улыбкой встретим
Это язычок пришел
Вправо он сейчас пошел
Все, что нужно увидал
И налево зашагал.
Погулял совсем немножко,
широко открыл окошко.
Он окно не закрывает,
Кончик кверху поднимает
Он окно не закрывает,
Кончик книзу опускает
Язычок не устает-
Тянется теперь вперед.
В прятки поиграть он рад:
Отступает шаг назад
Поиграл он с нами в прятки
И помчался на лошадке
Говорит он: «До свидания!»
Тебе машет на прощанье.
Куб «Ловкие пальчики»
Цель: Развитие мелкой моторики и координации движения
рук.
Оборудование: куб выполнен из пуфа, 5 рабочих граней,
переносной.
На
каждой
грани
куба
размещены
материалы,
изготовленные из старых фломастеров, пластиковых емкостей,
разноцветных крышек, пуговиц, шнурков.
Ход
игры: дошкольники
завязывают
шнурки,
бантики;
нанизывают на шнурок бусы-бирюльки; пристегивают украшения;
прикручивают цветные крышки и т.п.
Основные достоинства этого пособия:
Куб
удобен
в
использовании
(участвовать
в
играх,
в
выполнении заданий может несколько детей одновременно, её легко
переставлять и даже переносить из помещения в помещение.);
Она объемна, но удобна для хранения;
Оказывает релаксационное воздействие на ребенка;
Очень красочна, привлекательна и абсолютно безопасна.
«Ковер самолет»
Цель: развитие
связной
речи;
развитие
фонематического
восприятия, анализа и синтеза.
Оборудование: Ковер с сюжетным рисунком выполнен из
ковролина, на картинках с обратной стороны приклеены полоски
липучей ленты.
Ход игры: количество игры зависит от фантазии логопеда
Вариант 1. Прикрепить картинки по временам года
Вариант
2. Прикрепить
предметные
картинки
на
определенную лексическую тему («овощи», «фрукты», «одежда» и
др.)
Вариант 3. Выбрать и прикрепить предметные картинки с
заданным звуком, количеством слогов.
Вариант
4. Подобрать
слова
–
родственники.
Рядом
с
выбранной
предметной
картинкой
прикрепляются
слова-
родственники.
Вариант 5. Задания включают одновременно решение разных
задач,
которые
тесно
переплетаются
между
собой:
после
определения звукового или слогового состава слова дети выполняют
упражнения на подбор определений, тем самым закрепляя правило
согласования слов в роде, числе, падеже, а затем вопросы
направляют их внимание на определение значения слова или на
подбор синонимов (слов, близких по смыслу) и антонимов (слов,
противоположных по смыслу). Если слово имеет много значений
(явление полисемии), то вопросы заставляют ребенка подумать над
разными значениями одного и того же слова (игла швейная, ежиная,
сосновая, медицинская и.т.п.).
Вариант 6. Упражняются дети и в правильном понимании и
употреблении предлогов пространственного значения (в, под, над,
между, около). Детей учат соотносить названия животных и их
детенышей (утенок -- утята -- не стало утят; зайчонок -- зайчата --
много зайчат; лисенок -- лися-та -- нет лисят). Дети, упражняясь в
образовании наименований предметов посуды, осознают, что не все
слова образуются одинаковым способом (сахарница, салфетница, но
- масленка и солонка).
Вариант 7. Рассматривая картины, дети учатся составлять
небольшие рассказы и подводятся к составлению рассказов из
личного
опыта
(по
аналогии
с
содержанием
картины).
Рассказывание об
игрушке
проводится
сначала
по
вопросам
логопеда, затем в совместном рассказывании с взрослым, а после
этого и самостоятельно. Эти виды рассказывания предполагают
обучение разным типам высказывания: описанию, повествованию и
некоторым компонентам рассуждения (выявление причинной связи
– «Мне нравится зима, потому что...»). Чаще всего дети составляют
контаминированные (смешанные) тексты, когда в повествовании
встречаются элементы описания или рассуждения.
Хорошая
речь
-
важнейшее
условие
всестороннего
полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь
ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его
возможности
в
познании
окружающей
действительности,
содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и
взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Поэтому так важно заботится о своевременном формировании
речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя
различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от
общепринятых норм данного языка.
Эффективность коррекционной работы зависит от учета
индивидуальных особенностей ребенка, что будет способствовать
преодолению (устранению) речевых дефектов. Как нельзя лучше в
этом, по нашему мнению, подходит применение терапевтических
методик, таких как игротерапия.