Автор: Федоров Александр Куприянович
Должность: учитель физики и информатики
Учебное заведение: МБОУ "Тандинская СОШ им. М.Н. Готовцева"
Населённый пункт: с. Танда, Усть-алданский улус, республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: Программирование ветвлений на Паскале
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока «Программирование ветвлений на Паскале»
1.
ФИО
Федоров Александр Куприянович
2.
Место работы
МБОУ «Тандинская СОШ им. М.Н. Готовцева»
3.
Должность
Учитель физики и информатики, категория – высшая
4.
Предмет
Информатика
5.
Класс
11
6.
Тема и номер урока в теме
Ветвления, фрагмент урока (25 минут)
7.
Базовый учебник: Поляков К.Ю. информатика базовый уровень учебник для 11 класса.
Бином. Лаборатория знаний, 2019г.
8.
Цель урока: познакомить учащихся с оператором ветвления и видами языка программирования;
9.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ
научатся записывать на языке программирования несложные алгоритмы, содержащие алгоритмическую конструкцию цикл;
составлять циклические алгоритмы на языке программирования Паскаль
составлять программы на Паскале, содержащие оператор ветвления.
рассмотреть примеры применения оператора ветвления;
использовать алгоритмы ветвления при решении конкретных задач.
10. Метапредметные:
Личностные УУД:
Продолжат развивать алгоритмическое мышление;
формировать навыки самоорганизации
Развивать умения анализа и оценки получаемой информации
Регулятивные УУД:
развивать умения формулировать тему и цель урока
развивать информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
Коммуникативные УУД:
аргументировать свою точку зрения;
выслушивать собеседника и вести диалог;
признавать возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
11. Тип урока: Урок освоения и применения новых знаний
12.
Формы работы учащихся: работа в парах, индивидуальная деятельность.
13.
Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс с установленным ПО, мультимедийный проектор, экран, презентация «Ветвления на
Паскале», карточки с индивидуальными заданиями и компьютеры для каждого учащегося.
14.
Педагогические технологии:
Индивидуальное обучение
Разноуровневое обучение
Информационно-коммуникационные технологии
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
№
Этап урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность
ученика
Время
(в мин.)
Формируемые УУД
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
, личностные
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
Организационны
й момент
Создать
благоприятный
психологически
й настрой на
работу
Приветствие
учащихся.
Проверка готовности учащихся
к занятию.
-
Меня
зовут
Александр Куприянович., я –
учитель физики и информатики
Тандинской СОШ им. М.Н.
Готовцева.
Дети, а Вы знаете кто
это? А Вы знаете что за
картинка на доске? Знаете ли
Вы
приложение
«Индрайвер»?
Ведь
его
разработчик
наш
земляк,
сын народа Саха - Арсен
Томский,
«Индрайвер»
сейчас пользуются во всем
мире. А все началось именно
с
написания
простых
программ
по
программированию.
Может
среди
вас
тоже
сидит
будущий «Томский»!
Приветствуют
учителя.
Включаются в
деловой ритм
урока
1 мин
Прогнозировани
е своей учебной
деятельности.
Формирование
организованности,
дисциплинирован
ности,
планирование
учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками.
Личностные:
развитие
устойчивого
интереса к
предмету.
№
Этап урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность
ученика
Время
(в мин.)
Формируемые УУД
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
, личностные
2
Актуализация
знаний.
Актуализация
опорных знаний
и способов
действий
Перед
тем,
как
начать
работу,
нам
необходимо
вспомнить
пройденный
материал.
Посмотрите на доску. Что
объединяет эти понятия? (на
доске
даны
виды
языка
программирования).
-Правильно молодцы!
- Ведь вы уже знакомы с
языком
программирования
Паскаль.
__________,
прочитай
пожалуйста где используется
этот язык.
-А
сейчас
я
хочу
Вас
познакомить
с
новым
языком
программирования
Си.
__________, прочитай нам
пожалуйста где используется
этот язык.
Мы с моими гимназии на
основе
языка
программирования
Си
написали
программу
и
разработали на платформе
Arduino
схему
работы
Светофора
на
микроконтроллерах.
Давайте
посмотрим,
как
работает
этот
микроконтроллер.
(Демонстрация
работы
Светофора).
–
демонстр.стол
Вам было интересно? А вы
Участвуют в
беседе с
учителем,
отвечают на
поставленные
вопросы
4 мин
Поиск и
выделение
необходимой
информации.
Постановка цели
учебной задачи.
Умение слушать и
вступать в диалог.
Личностные:
развитие
устойчивого
интереса к
предмету,
способность к
волевому усилию,
формирование
учебной
мотивации.
№
Этап урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность
ученика
Время
(в мин.)
Формируемые УУД
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
, личностные
хотите
научиться
писать
такие программы?
-
А
вы
любите
разгадывать кроссворды?
Я
подготовил
для
Вас
кроссворд.
У
нас
кроссворд не простой, а
связан
с
английским
языком.
- Если правильно угадаете
все
слова
кроссворда,
получившееся в середине
слово
и будет темой
нашего
урока.
(Не
забыть, включить детей в
работу).
Итак, _______ прочитает
первый вопрос. Хорошо,
спасибо.
А
теперь,
пожалуйста,
_____,
второй
вопрос.
Хорошо, спасибо.
Третий
вопрос
нам
прочитает,
________.
Хорошо, спасибо.
Четвертый
вопрос
нам
прочитает,
________.
Хорошо, спасибо.
Пятый вопрос прочитает,
_________.
Хорошо,
спасибо.
И
шестой
вопрос,
прочитает
__________.
Хорошо, спасибо.
разгадывают
кроссворд.
Дети слушают
учителя
Вместе с
учителем
определяют
тему.
№
Этап урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность
ученика
Время
(в мин.)
Формируемые УУД
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
, личностные
3
Изучение нового
материала
Сформировать
понятия
ветвления,
навыки узнавания
структуры
ветвления.
Значит, ребята, тема
нашего урока ….
«Ветвление»
Как
вы
думаете,
что
сегодня
на
уроке
мы
будем делать, что узнаем,
чему научимся?
Правильно
–
это
цель
нашего урока.
Давайте откроем тетради,
запишем
число,
тему
урока
.
Переходим
к
следующему этапу нашего
урока.
Новая
тема.
Мы
должны
изучать
теорию,
чтобы потом использовать
полученные
знания
на
практике, при составлении
программ и т.д. На столах у
вас карточки с материалами
разного цвета.
Разделимся на пары.
Возьмите
листок
с
оранжевой
фишкой
и
ознакомьтесь с заданием.
Даю
вам
2
минуты.
Внимательно
изучаете
в
парах
весь
материал,
распределяете между собой
обязанности: кто, о чем будет
рассказывать.
С
результатами
работы
Работают в
парах,
выполняют
задание по
карточке.
Каждая пара
выходит к
доске и
рассказывает
готовое
задание, а
остальные
учащиеся
делают запись
в рабочих
тетрадях.
8
Поиск и
выделение
необходимой
информации из
высказываний
учителя.
Учитывать
выделенные
учителем
ориентиры
действия в
новом учебном
материале в
сотрудничестве
с учителем.
Умение слушать и
вступать в диалог.
Личностные:
развитие
устойчивого
интереса к
предмету,
способность к
волевому усилию,
формирование
учебной
мотивации.
№
Этап урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность
ученика
Время
(в мин.)
Формируемые УУД
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
, личностные
познакомите
других
на
интерактивной доске.
Готовы отвечать? Хорошо.
(перед выступлением детей)
Когда
будут
выступать ваши товарищи,
внимательно слушайте.
-Давайте
послушаем
первую группу. Какое у
вас
было
задание?
Остальные делаем записи
в тетрадях. (при ответе
обратить
внимание
на
сидящих в классе детей).
- Молодцы. Садитесь!
- А теперь вторая группа.
Какое у вас было задание?
Остальные
давайте
все
нарисуем в тетрадях блок
схемы
полного
и
не
полного формы ветвления.
Молодцы, хорошо!
- У нас осталась третья
пара. Какое было у Вас
задание,
послушаем.
Хорошо, садитесь.
Остальные
пишем
в
тетрадях
формулы
полного
и
неполного
ветвления.
И так ребята что мы
узнали?
Мы узнали, что такое
ветвление, как построен
Учащиеся
выступают
по парам
Дети
совместно с
учителем
делают
Поиск и
выделение
необходимой
информации из
высказываний
учителя.
Учитывать
выделенные
учителем
ориентиры
действия в
новом учебном
материале в
сотрудничестве
с учителем.
Умение слушать и
вступать в диалог.
Личностные:
развитие
устойчивого
интереса к
предмету,
способность к
волевому усилию,
формирование
учебной
мотивации.
№
Этап урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность
ученика
Время
(в мин.)
Формируемые УУД
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
, личностные
блок – схемы и формулы
полного и неполного
ветвления на языке
Паскаль.
выводы
4
Практическая
работа
Сформировать
умение решать
задачи на
Паскале.
-
Сейчас мы приступим к
практической
работе.
Открыли
ноутбуки.
На
практическую работу дается
5 минут. Вам даны задачи
по
уровню
сложности.
Выбираете
уровень
и
решаете любую задачу, но,
товарищи,
уровень
1
–
оценка «3», уровень 2 – «4»,
уровень 3 – «5». Кто первым
закончит работу пожалуйста,
поднимите руку.
Молодец, _______! А теперь
иди к доске и реши новую
задачу
-Хорошо, молодцы.
Итак,
вы
самостоятельно
смогли составить программу
на языке «Паскаль». Какие
мы молодцы!
Работают все
вместе, решают
задачу. Решают
по карточке на
компьютере
задачи
индивидуально
.
10
Умение
выбирать
наиболее
подходящий
способ решения,
анализировать
ход и способ
действий.
Соотносить
правильность
выполнения
действий с
требованиями
конкретной
задачи.
Умение решать
учебные
проблемы,
возникающие
входе выполнения
практической
работы.
Личностные:
развитие
устойчивого
интереса к
предмету,
способность к
волевому усилию,
формирование
учебной
мотивации.
8
Рефлексия
Сформировать
способность к
самооценке.
-И так ребята сегодня мы с
вами узнали что такое
ветвление.
-Что нового Вы сегодня
узнали на уроке……..
Отвечают на
вопросы
учителя.
2
Умение
выражать свои
мысли, строить
высказывания.
Соотносить
правильность
выполнения
действия с
требованиями
Умение вступать в
диалог, решать
учебные
проблемы
возникающие в
№
Этап урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность
ученика
Время
(в мин.)
Формируемые УУД
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
, личностные
-Чему научились……
-Понравился ли Вам
урок………
-Что Вам больше всего
запомнилось……
Ребята мне с вами было
очень интересно работать.
Спасибо за урок.
Я надеюсь, что эти знания
вам пригодятся в жизни. Я
желаю вам достичь таких же
высот
в
век
информационных
технологий как наш земляк
Арсен Томский!
конкретной
задачи.
Оценка
результатов и
саморегуляция
для повышения
мотивации
учебной
деятельности.
ходе урока.