Автор: Колесникова Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 58"
Населённый пункт: город Дзержинск, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: «Развитие мелкой моторики рук детей 2-3 лет посредством использования нестандартного оборудования»
Раздел: дошкольное образование
«Развитие мелкой моторики рук детей 2-3 лет посредством использования
нестандартного оборудования»
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления.
Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться»
В. А. Сухомлинский.
Мелкой моторикой называется способность детей выполнять точные и
мелкие движения пальцами и кистями рук. Относительно мелкой моторики
пальцев рук и кистей часто употребляют определение «ловкость». В сферу
мелкой моторики входит большое количество разных движений: от самых не
сложных жестов, таких, как захват игрушки, до весьма непростых движений,
таких, как рисовать и писать. В общем развитии ребенка мелкая моторика
играет важную роль, и она развивается с рождения малыша. Сначала ребенок
рассматривает свои руки, а потом учится управлять ими. Сначала малыш
берет предмет всей своей ладонью, а потом лишь двумя пальцами
(указательным и большим). Далее ребенок учится держать правильно кисть,
карандаш, ложку. Мелкая моторика имеет очень важную особенность - она
напрямую связана с восприятием ребенка, памятью, вниманием, зрением и
нервной системой.
В настоящее время речь детей к двум годам развита слабо. Поэтому
большое значение в своей работе уделяем этому аспекту. Кроме стандартных
игр и пособий на развитие мелкой моторики рук детей используем
нестандартные пособия, которые разработали сами. К ним относятся игры с
прищепками (дидактические игры «Найди чей хвост?», «Найди маму и
детеныша», «Положи грибы в корзину»,
театр на прищепках «Репка»),
липучками (дидактические игры «Совушки», «Найди такой же», «Собери
гусеницу», «Разноцветные рыбки»), крышками (дидактические игры «Мозаика
из крышек», «Чей носик?», «Подбери колеса к машине»), пуговицами
(дидактические игры «Собери цветок», «Бусы для мамы»), сенсорные
дорожки, игры с крупами (дидактическая игра «Найди игрушку», рисование
манкой), массажи с помощью колючих мячиков, игры-моталки. Все эти
пособия помогают развивать речь детей, а также закрепляют знания детей о
форме, цвете и величине предметов.
Во время упражнений необходимо уделять внимание индивидуальным
особенностям каждого ребенка, его возраст, настроение, желание. Главное
условие – настроить ребенка на положительный результат и привлечь его
внимание. Все упражнения проходят в форме игры. Чтобы достичь эффекта
полезно использовать игры в сочетании с речью, потешками («Зайка
серенький сидит…», «Пальчик-мальчик где ты был?», «Вышла курочка
гулять…»).
Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для
тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих
игровой характер.
Такие игры способствуют созданию положительного
эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную
мотивацию на занятии.