Автор: Каниева Алина Романовна
Должность: студентка
Учебное заведение: Бгпу им.Акмуллы
Населённый пункт: г.Уфа
Наименование материала: статья
Тема: Современное положение социального педагога в системе образования Российской Федерации
Раздел: среднее образование
УДК 371
Каниева Алина Романовна
Современное положение социального педагога в системе образования
Российской Федерации
Аннотация.
В данной статье определяется роль и место социального
педагога в рамках функционирования данной должности внутри общей
системы образования Российской Федерации.
Ключевые слова: образование, система образования, педагог, социальный
педагог.
Социальный педагог в рамках современного школьного образования
внутри целостной системы образования Российской Федерации сегодня,
согласно специализированным тематическим нормативно-правовым актам,
выступает в качестве обязательного лица для организации и осуществления
полноценного процесса образования.
Правовой
статус
социального
педагога
в
данном
отношении
определяется целым рядом юридических документов, начиная с самых
общих – так, Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и Федеральный закон от
24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений
несовершеннолетних»
формируют
базис
системы
социальной защиты детства в нашей стране, определяя количественный
состав соответствующих органов и инстанций одновременно с созданием
содержательных
функций
их
деятельности
[3;5].
Согласно
логике
законодателя, статус детей как самой незащищенной категории населения
подразумевает
само
присутствие
в
отечественном
правовом
поле
специализированных специалистов.
Характерно,
что
такая
направленность
сохраняется
и
в
сфере
образования, переносится на нее, что не является удивительным, поскольку
основные принципы государственной политики и правового регулирования
отношений в сфере образования, содержащиеся в ст. 3 Федерального закона
от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прямо
указывают на необходимость проявления гуманистического характера
образования [2]. На этом этапе мы уже на фактической основе можем
говорить об обязательности присутствия социальных педагогов в сфере
образования, к которым, разумеется, предъявляются требования особого рода
и свойства.
Описанный выше контроль осуществляется в том числе и на основе
уточняющих документов практического характера, относящихся строго к
профессиональной среде социальных педагогов в системе образования, среди
которых можно выделить, например, Письмо Минобрнауки России от
28.04.2016 № АК-923/07 «О направлении методических рекомендаций»
(вместе с «Методическими рекомендациями по вопросам совершенствования
индивидуальной профилактической работы с обучающимися с девиантным
поведением») [4]. Однако, все же, современное положение социального
педагога в системе образования Российской Федерации в плане определения
его конкретного структурного места и функционального назначения следует
искать в профессиональном стандарте «Специалист в области воспитания»,
утвержденном приказом Минтруда России от 10.01.2017 № 10н. В этом
документе уточняются возможные профили и специализации социального
педагога, в соответствии с которыми устанавливается конкретная область для
применения его трудовых усилий, где, конечно же, фигурируют и
образовательные организации. Интересно, что этот профессиональный
стандарт помещает социального педагога в одну когорту с, например,
профессиями старшего вожатого, педагога-организатора или даже тьютора
[6].
Присовокупляя к этому чрезвычайно общий характер положений и
формулировок в указанных выше документах, мы имеем возможность
сказать, что на основе какого-либо одного нормативно-правового акта
сделать вывод об исключительности характера деятельности и положения
социального педагога в системе образования Российской Федерации нельзя,
но, в своей совокупности, представленная выше информация может помочь
нам установить, что социальный
педагог применительно к своему
нахождению в структуре общей образовательной системы выступает как
специалист по социально-педагогической работе с детьми и родителями, с
подростками, а также молодежными группами и объединениями. Сложности
возникают и по вопросу разделения функциональных полномочий между
«обычными» педагогами и педагогами социальными (тем более, что чаще
всего
они
осваивают
профессию
в
идентичных
образовательных
учреждениях), однако, здесь нам приходит на помощь научная литература,
систематизирующая опыт деятельности социальных педагогов в рамках
действующей системы образования Российской Федерации – в центре
внимания социального педагога находится социализация ребенка, его
успешная
интеграция
в
общество
как
альтернатива
обособлению,
«выпадению» из нормальных социальных отношений, в то время как
«стандартный» педагог более сосредоточен на выполнении непосредственно
образовательной функции [8]. Подобное разделение и на сегодняшний
момент нередко вызывает затруднения, проблемой чему может служить,
например,
относительно
недавняя
практика
закрепления
в
штатном
расписании должности «социального педагога» в регионах [7].
Осуществляя основную деятельность, направленную на социализацию
ребенка, социальный педагог: осуществляет комплекс мероприятий по
воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в
учреждениях, организациях и по месту жительства обучающихся; изучает
особенности личности обучающихся и их микросреды, условия их жизни;
выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные
ситуации, отклонения в поведении обучающихся и своевременно оказывает
им социальную помощь и поддержку и многое другое. Как отмечает
Сафиуллина Нурия Романовна, современный педагог-психолог и детский
омбудсмен, в своей работе социальный педагог буквально таки обязан
руководствоваться
в
своей
профессиональной
деятельности
активным
применением
методов
убеждения
и
аргументации
своей
позиции,
установлением контактов с обучающимися, их родителями, коллегами по
работе,
а
также
социально-педагогической
диагностики
конфликтов,
коррекции и снятия стрессов [1].
Таким образом, социальный педагог сегодня выступает в качестве
неотъемлемого
звена
современной
системы
образования
Российской
Федерации при одновременном отсутствии четких закрепляющих его
положение установок в современном отечественном правовом поле.
Список литературы
1. Какую помощь может оказать социальный педагог в школе? // Сайт проекта
«EduFace».
2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 №
273-ФЗ /
3. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный
закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ /
4. О направлении методических рекомендаций: Письмо Министерства образования
и науки Российской Федерации от 28.04.2016 № АК-923/07 //
5.
Об
основах
системы
профилактики
безнадзорности
и
правонарушений
несовершеннолетних: Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ //
Официальный
интернет-портал правовой информации.
6.
Об
утверждении
профессионального
стандарта
«Специалист
в
области
воспитания»: Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
10.01.2017 № 10н //
7. Петрова В.Г. Работа социального педагога с «трудными» детьми в школе / В. Г.
Петрова, Л. И. Афанасьева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017.
8. Смирнова Н.А. Роль социального педагога в обеспечении безопасности
образовательной среды в современной школе / Н. А. Смирнова, И. А. Савченко //
Таврический научный обозреватель. 2016. № 5
.