Напоминание

Современное положение социального педагога в системе образования Российской Федерации


Автор: Каниева Алина Романовна
Должность: студентка
Учебное заведение: Бгпу им.Акмуллы
Населённый пункт: г.Уфа
Наименование материала: статья
Тема: Современное положение социального педагога в системе образования Российской Федерации
Раздел: среднее образование





Назад




УДК 371

Каниева Алина Романовна

Современное положение социального педагога в системе образования

Российской Федерации

Аннотация.

В данной статье определяется роль и место социального

педагога в рамках функционирования данной должности внутри общей

системы образования Российской Федерации.

Ключевые слова: образование, система образования, педагог, социальный

педагог.

Социальный педагог в рамках современного школьного образования

внутри целостной системы образования Российской Федерации сегодня,

согласно специализированным тематическим нормативно-правовым актам,

выступает в качестве обязательного лица для организации и осуществления

полноценного процесса образования.

Правовой

статус

социального

педагога

в

данном

отношении

определяется целым рядом юридических документов, начиная с самых

общих – так, Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных

гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и Федеральный закон от

24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и

правонарушений

несовершеннолетних»

формируют

базис

системы

социальной защиты детства в нашей стране, определяя количественный

состав соответствующих органов и инстанций одновременно с созданием

содержательных

функций

их

деятельности

[3;5].

Согласно

логике

законодателя, статус детей как самой незащищенной категории населения

подразумевает

само

присутствие

в

отечественном

правовом

поле

специализированных специалистов.

Характерно,

что

такая

направленность

сохраняется

и

в

сфере

образования, переносится на нее, что не является удивительным, поскольку

основные принципы государственной политики и правового регулирования

отношений в сфере образования, содержащиеся в ст. 3 Федерального закона

от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прямо

указывают на необходимость проявления гуманистического характера

образования [2]. На этом этапе мы уже на фактической основе можем

говорить об обязательности присутствия социальных педагогов в сфере

образования, к которым, разумеется, предъявляются требования особого рода

и свойства.

Описанный выше контроль осуществляется в том числе и на основе

уточняющих документов практического характера, относящихся строго к

профессиональной среде социальных педагогов в системе образования, среди

которых можно выделить, например, Письмо Минобрнауки России от

28.04.2016 № АК-923/07 «О направлении методических рекомендаций»

(вместе с «Методическими рекомендациями по вопросам совершенствования

индивидуальной профилактической работы с обучающимися с девиантным

поведением») [4]. Однако, все же, современное положение социального

педагога в системе образования Российской Федерации в плане определения

его конкретного структурного места и функционального назначения следует

искать в профессиональном стандарте «Специалист в области воспитания»,

утвержденном приказом Минтруда России от 10.01.2017 № 10н. В этом

документе уточняются возможные профили и специализации социального

педагога, в соответствии с которыми устанавливается конкретная область для

применения его трудовых усилий, где, конечно же, фигурируют и

образовательные организации. Интересно, что этот профессиональный

стандарт помещает социального педагога в одну когорту с, например,

профессиями старшего вожатого, педагога-организатора или даже тьютора

[6].

Присовокупляя к этому чрезвычайно общий характер положений и

формулировок в указанных выше документах, мы имеем возможность

сказать, что на основе какого-либо одного нормативно-правового акта

сделать вывод об исключительности характера деятельности и положения

социального педагога в системе образования Российской Федерации нельзя,

но, в своей совокупности, представленная выше информация может помочь

нам установить, что социальный

педагог применительно к своему

нахождению в структуре общей образовательной системы выступает как

специалист по социально-педагогической работе с детьми и родителями, с

подростками, а также молодежными группами и объединениями. Сложности

возникают и по вопросу разделения функциональных полномочий между

«обычными» педагогами и педагогами социальными (тем более, что чаще

всего

они

осваивают

профессию

в

идентичных

образовательных

учреждениях), однако, здесь нам приходит на помощь научная литература,

систематизирующая опыт деятельности социальных педагогов в рамках

действующей системы образования Российской Федерации – в центре

внимания социального педагога находится социализация ребенка, его

успешная

интеграция

в

общество

как

альтернатива

обособлению,

«выпадению» из нормальных социальных отношений, в то время как

«стандартный» педагог более сосредоточен на выполнении непосредственно

образовательной функции [8]. Подобное разделение и на сегодняшний

момент нередко вызывает затруднения, проблемой чему может служить,

например,

относительно

недавняя

практика

закрепления

в

штатном

расписании должности «социального педагога» в регионах [7].

Осуществляя основную деятельность, направленную на социализацию

ребенка, социальный педагог: осуществляет комплекс мероприятий по

воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в

учреждениях, организациях и по месту жительства обучающихся; изучает

особенности личности обучающихся и их микросреды, условия их жизни;

выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные

ситуации, отклонения в поведении обучающихся и своевременно оказывает

им социальную помощь и поддержку и многое другое. Как отмечает

Сафиуллина Нурия Романовна, современный педагог-психолог и детский

омбудсмен, в своей работе социальный педагог буквально таки обязан

руководствоваться

в

своей

профессиональной

деятельности

активным

применением

методов

убеждения

и

аргументации

своей

позиции,

установлением контактов с обучающимися, их родителями, коллегами по

работе,

а

также

социально-педагогической

диагностики

конфликтов,

коррекции и снятия стрессов [1].

Таким образом, социальный педагог сегодня выступает в качестве

неотъемлемого

звена

современной

системы

образования

Российской

Федерации при одновременном отсутствии четких закрепляющих его

положение установок в современном отечественном правовом поле.

Список литературы

1. Какую помощь может оказать социальный педагог в школе? // Сайт проекта

«EduFace».

2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 №

273-ФЗ /

3. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный

закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ /

4. О направлении методических рекомендаций: Письмо Министерства образования

и науки Российской Федерации от 28.04.2016 № АК-923/07 //

5.

Об

основах

системы

профилактики

безнадзорности

и

правонарушений

несовершеннолетних: Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ //

Официальный

интернет-портал правовой информации.

6.

Об

утверждении

профессионального

стандарта

«Специалист

в

области

воспитания»: Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

10.01.2017 № 10н //

7. Петрова В.Г. Работа социального педагога с «трудными» детьми в школе / В. Г.

Петрова, Л. И. Афанасьева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017.

8. Смирнова Н.А. Роль социального педагога в обеспечении безопасности

образовательной среды в современной школе / Н. А. Смирнова, И. А. Савченко //

Таврический научный обозреватель. 2016. № 5

.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники