Автор: Сираева Лилия Сайфулловна Должность: учитель биологии Учебное заведение: МБОУ"СОШ №4" Населённый пункт: город Сорочинск Наименование материала: методическая разработка Тема: "Тип Членистоногие Класс Паукообразные" Раздел: среднее образование
Урок № 46
Тема: Тип Членистоногие. Класс Паукообразные
Цель урока:
Познакомить учащихся с представителями класса Паукообразные
Задачи урока:
1.
Образовательная:
изучить
представителей
класса
Паукообразные,
их
строение, среды обитания, образ жизни, роль в природе и жизни человека.
2. Развивающие (формирование и развитие образовательных компетенций):
а)
учебно-познавательных:
развитие
навыков
с а м о с т о я т е л ь н о й
познавательной
деятельности;
умения
ставить
познавательную
задачу
(целеполагание),
умения
добывать
знания,
выделять
главное,
обобщать,
делать
выводы,
проводить
самопроверку
и
самооценку;
б)
коммуникативных:
навыков
работы
в
паре,
взаимодействия
с
другими
людьми,
умения
ответить
на
поставленный
вопрос; в) информационных:
проводить материальное и знаковое моделирование, выделять существенные
признаки организмов разных групп, извлекать необходимую информацию из
предложенного
материала;
оформлять
и
представлять
результаты
своей
работы.
3. Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду,
чувство ответственности, развивать интерес к знаниям.
Тип урока: комбинированный
Методы:
слове сные,
нагля дные,
практич е ские,
п р о бл е м н ы й .
Формы организации познавательной деятельности ученика на уроке:
работа
в
творческих
группах,
анализ
схем,
работа
с
учебным
текстом,
игровые ситуации, частично – поисковый.
Оборудование: презентация, мультимедия, рабочие тетради, инструктивные
к
а
р
т
ы
.
УУД:
Знать: а)
внешнее
и
внутренне
строение
представителей
класса
Паукообразные, Уметь (владеть способами познавательной деятельности): а)
различать представителей класса Паукообразные; б) разъяснять усложнения
в строении систем органов Паукообразных в связи с образом жизни.
Ход урока:
I.
Организационный момент (приветствие, проверка готовности учащихся к
уроку)
Собирает нас звонок
На замечательный урок!
Подравнялись, тихо встали,
Глазки на меня подняли!
Здравствуйте! Садитесь!
II. Актуализация знаний
Учитель: На прошлых уроках мы познакомились с характеристикой типа
Членистоногие. Какие характерные признаки свойственны этим животным и
в чём их различие с типом Моллюски? Для этого выполним с вами первое
задание
Выполните задание:
1.
Установите соответствие между характеристиками, и типами к которым они
принадлежат.
ХАРАКТЕРИСТИКА
ТИПЫ
А) тело мягкое 1) Тип Моллюски
Б) тело состоит из головы, груди и брюшка 2)Тип Членистоногие
В) тело состоит из туловища, головы и
ноги
Г) есть раковина
Д) наружный скелет из хитина
Е) членистые конечности
Ж) нервная система узлового типа
З) нервная система – разбросанно-узлового типа
Ответы: 1- А, В, Г, З
2 – Б, Д, Е, Ж
Учитель: Выполнили, а теперь я вам предлагаю проверить это задание.
Возьмите в руки ручку другого цвета и сверьте свои ответы с эталоном,
который вы видите на слайде. Оцените себя. Нет ошибок 5, 1 ошибка -4, 2
ошибки -3. Поднимите руки те, кто не сделал ни одной ошибки, а кто совсем
не справился с заданием.
Фронтальный опрос:
Учитель: Давайте с вами вспомним, а какие классы включает в себя Тип
Членистоногие?
Ученики: Класс Ракообразные, Класс Паукообразные, Класс Насекомые.
Учитель: Какой класс самый многочисленный?
Ученики: Насекомые.
Учитель: С каким классом мы с вами познакомились на прошлом уроке?
Ученики: Класс Ракобразные.
Учитель: Сейчас мы с вами проверим, как вы усвоили материал прошлого
урока, а проверим мы с вами его, выполнив тестовые задания.
Тест « Класс Ракообразные» 1 вариант
1.Для всех членистоногих характерно:
А) жаберное дыхание
Б) бесполое размножение
В) наличие хитинового покрова
Г) разделение тела на головогрудь и брюшко
2.Орган выделения ракообразных – это:
А) почка
Б) мальпигиевые сосуды
В) зелёная железа
Г) мочевой пузырь
3.Сколько пар ходильных ног расположено на головогруди у речного
рака?
А) 5
Б) 4
В) 10
Г) 3
4.У речного рака глаза:
А) имеют мигательные перепонки
Б) простые
В) фасеточные, находятся на подвижных стебельках
Г) имеют хрусталик
5.Клешни рака – это:
А) первая пара ходильных ног
Б) руки
В) челюсти
Г) ногочелюсти
6.Кровеносная система речного рака:
А) замкнутая, без сердца
Б) незамкнутая, с сердцем
В) замкнутая, с сердцем
Г) незамкнутая, без сердца
7.Измельчение пищи у рака происходит благодаря:
А) зубам
Б) камешкам, находящимся в зобе
В) хитиновым зубцам, расположенным в желудке
Г) клешням
8.Что является органом осязания у речного рака:
А) клешни
Б) длинные усики
В) ходильные ноги
Г) брюшко
9.Из ракообразных наземный образ ведут:
А) дафнии
Б) циклопы
В) креветки
Г) мокрицы
10.Установите правильную последовательность расположения органов
Речной рак обитает :
а) в пресной воде;
б)в морской воде.
10 . Мокрица относится к классу:
а) ракообразные;
б) насекомые;
в) паукообразные.
Ответы:1-б, 2-б, 3-в, 4-а, 5-а, 6-в, 7-а, 8-б, 9-а, 10-а.
Учитель: Сделали, а теперь проверим, поменялись с соседом по парте своими
работами. Правильные ответы вы видите на слайде.
III Изучение нового материала
Мотивация учащихся.
Стадия вызова:
- Ребята! Я сейчас прочту для вас стихотворение, а вы должны определить о
каком животном идет речь и в конечном итоге определим тему нашего урока.
Нашел укрытие в цветке
И в восемь глаз глядит,
Заметив муху на листке,
К ней в восемь ног спешит.
Его собратья сети ткут –
Тончайшая работа.
А он, как волк: то там, то тут-
На мух идет охота! (Паук)
Итак, по-вашему мнению, о ком мы с вами будем сегодня говорить (ответ –
Класс Паукообразные, особенности строения и жизнедеятельности. )
Беседа: - Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
Формулирование
учащимися
цели
урока,
ее
корректировка
учителем.
На
экране
появляется слайд
«Цель
урока:
познакомиться
с
особенностями
строения и жизнедеятельности Паукообразных.»
Учитель:
«Фу,
паук!»-
вскрикивает
человек,
и
вот
уже
слышен
хруст
раздавленного ногой тельца животного. Необъяснимое отвращение, а порой и
страх
испытывает
человек
при
встрече
с
пауками,
хотя
знает,
что
они
приносят пользу, уничтожая массу мух и др. насекомых. Пауки всем знакомы,
и в то же время как мало мы знаем об этой удивительной, интересной и
многообразной группе животных.
Послушайте, о чем говорит одна из древнегреческих легенд
В далёкие времена жила дочь Красильщика пурпуром Арахна. Славилась она
искусством плетения узорчатых тканей и ковров. Возомнила себя Арахна
равной богам
- Равных мне нет ни на грешной земле, ни в безоблачных высях.
- Только одна в этом мире есть мастерица, и это – Арахна!
Выткала она ткань не хуже богини Афины, но богиня в наказание за дерзость
состязаться с богами, за гордость и тщеславие наказала Арахну.
- Будь же ты проклята, век ты плети паутину
- будь безобразной Арахной,
- которую люди гнать и преследовать будут всегда
- и вовеки будут страшиться тебя, и давать, и рвать паутину,
- а мастерство твоё, коим ты столько гордилась
- пусть остаётся тебе в утешенье навеки с тобою:
- будешь сидеть ты в углу и вечно плести паутину.
Вот так и появилось название науки
о пауках -Арахнология.
Типичным
представителем
класса
паукообразных
является
паук-
крестовик. Этот урок мы посвящаем ему.
Сейчас каждый из вас может определить уровень своих знаний по этой
теме . Учащимся предлагается тест .Определите правильные суждения (если
согласны, ставьте - (+), если нет - (-) )
Тест
№
Суждения (вопросы)
Знак
1.
Пауки живут на земле и в воде
2.
Тело пауков делится на 3 отдела
3.
У пауков такие же сложные глаза, как и у раков
4.
Пауки дышат жабрами и лёгкими
5.
Пауки - хищники
6.
Все пауки плетут паутину
7.
У пауков 5 пар ходильных ног
8.
Усики пауков служат им для осязания и обоняния
9.
Пищеварение у пауков может происходить вне
организма
10.
Для пауков характерен половой диморфизм
11.
Скорпионы и клещи являются ближайшими
родственниками пауков
12.
Все клещи являются возбудителями опасных
заболеваний и поэтому их необходимо уничтожать
13.
Для человека паукообразные не представляют
особой ценности
Ответы получаются разными.
1.
Работают с маркировочной таблицей . Запишите в первой колонке всё, что
вы знаете о пауках. Записи должны быть ёмкими и краткими. Обсудите в
парах свои списки, помогите друг другу вспомнить. Информацию, с которой
согласны оба
- оставляйте, информацию с которой кто-то не согласен,
помечайте вопросительным знаком.
2.
А что бы вы хотели узнать? Во 2-ой колонке
запишите вопросы, на
которые хотели бы получить ответ, но ваших знаний сейчас ещё не хватает.
Обсудите в парах, в группах.
Знаю - V
Хочу узнать - ?
Узнал новое - +
3.
Сделайте предположение, по каким смысловым блокам мы будем изучать
эту тему.
4.
Чтобы
подтвердить
или
опровергнуть
Ваши
предположения,
чтобы
расширить знания по данной теме, вам предлагается
ТЕКСТ
Паук-крестовик обитает в лесу, саду, парке, на оконных рамах деревенских
домов. Так он назван за своеобразный рисунок на спинной стороне тела.
Пауки – хищники. Они питаются главным образом насекомыми. За
день один паук может поймать несколько сотен незадачливых мух. Паук
Среда
обитания
Дыхание
Строение
Размножение
Питание
ПАУКИ
Значение
строит
ловчие
паутинные
сети
для
ловли
добычи.
Сначала
тянет
многоугольную раму, затем к центру проводит радиальные лучи. А потом,
выпуская липкую паутину, плетет спираль от центра, к ней-то и прилипают
насекомые.
Построив сеть, крестовик усаживается либо в самом центре, либо
где-то в укромном уголке. В этом случае он соединяет себя с сетью при
помощи сигнальной нити. Когда в сеть попадает какое-нибудь насекомое, и,
прилипнув к ней, начинает барахтаться, нити паутины колеблются и паук,
соединенный сигнальной нитью узнает об этом при помощи органа осязания
- ногощупалец.
Ногощупальцами (или педипальпами) пауки ощупывают
все вокруг, используя их как руки – трогают ими добычу, умываются. Усиков
у пауков нет. Видит паук при помощи простых глазков, направленных во все
стороны. А таких глазков у паука – 8! При полной неподвижности глаз и
головогруди это имеет большое значение. Паук набрасывается на добычу и
вонзает хелицеры (острые когтевидные видоизменеенные челюсти, в которые
открываются протоки ядовитой железы) и выпускает яд и пищеварительные
соки в тело жертвы. Если крестовик неголодный, то он обволакивает добычу
паутиной и оставляет ее «про запас», если голодный пускает в дело свои
ногощупальца, ими он разминает свою добычу, чтобы внутренности быстрее
превратились
в
кашицу.
Происходит внекишечное переваривание. Затем
паук всасывает полужидкую кашицу мощной глоткой. От жертвы остается
лишь хитиновый покров.
Тело паука разделяется на головогрудь и брюшко.
На головогруди
расположены 4 пары ходильных ног, а на брюшке – 3 пары паутинных
бородавок.
Пищеварительная
система пауков почти такая же, как у ракообразных и
состоит
из
рта,
глотки,
пищевода,
сосательного
желудка
и
кишки.
В
брюшной отдел кишечника открываются протоки пищеварительной железы –
печени.
Органами
выделения пауков являются мальпигиевы сосуды и коксальные
железы.
Одним
концом
они
слепо
заканчиваются
в
теле
паука.
Туда
поступают
вредные
жидкие
продукты
обмена.
Другим
концом
они
открываются в заднюю кишку, где происходит всасывание воды, продукты
обмена превращаются в кристаллики и выводятся из организма. Это помогает
паукам экономно использовать воду. Что также важно для жизни на суше.
Кровеносная
система пауков сходна с кровеносной системой раков. Она
незамкнутая. Сердце трубчатое расположено на спинной стороне брюшка. По
сосудам течет не кровь, а гемолимфа.
Дыхательная
система представлена
легочными
мешками
и
трахеями,
которые находятся в задней части брюшка. Все пауки дышат атмосферным
воздухом.
Нервная
система состоит из надглоточного нервного узла – «головного
мозга»
и
брюшной
нервной
цепочки.
Органы
чувств
развиты
слабо.
Чувствительные волоски разбросаны на теле и ногощупальцах.
Размножение,
развитие. Паукообразные
–
раздельнополые.
У
них
ярко
выражен половой диморфизм. Самка намного крупнее самца. Если после
оплодотворения самец не успеет убежать, то может стать пищей для самки.
Оплодотворение внутреннее. Перед откладкой яиц самка плетет шелковистый
кокон, куда и откладывает оплодотворенные яйца. У крестовика яйца в коконе
зимуют (в щелях коры или в других укромных местах). Сами пауки погибают.
Весной
из
кокона
появляются
маленькие
паучата.
В
первое
время
они
держатся вместе в коконе, потом, выпуская паутину, разлетаются в разные
места. У других пауков появление и расселение молодых пауков происходит
осенью.
.Учитель: Начинайте работу с текстом, проставляя пометки на полях:
“ v” – знакомая информация,
“ + ” – новая информация,
“ ? ” – непонятная информация
Не забывайте продолжать работу с маркировочной таблицей. После чтения
текста
заполняйте
3-ю
колонку
“Узнал
новое”.
(Это
не
простое
переписывание текста, а способность сформулировать мысль в 2-3 словах
п е р е в е с т и
е ё
н а
с в о й
я з ы к ,
а ,
с л е д о в а т е л ь н о ,
п о н я т ь ) .
Записи должны быть ёмкими, но краткими.
Вернитесь
к
тому,
что
Вы
знали
до
прочтения
текста.
Какие
знания
подтвердились?
Какие
не
подтвердились? Были ли ошибочные суждения?
Посмотрите
свои
первичные
списки, вычеркните
неправильную,
ошибочную информацию.
Закрепление:
Фронтальный опрос:
1.
сколько пар конечностей несет головогрудь? (6 пар)
2.
Для чего служит первая пара конечностей – хелицеры?(раздавливание
пищи)
3.
Для
чего
служит
вторая
пара
конечностей
–
педипальпы?(захват
добычи)?
4.
Какие органы чувств есть у паукообразных? (чувствительные волоски,
простые глаза)
5.
Какого типа кровеносная система у пауков? (незамкнутая)
6.
Органы дыхания у пауков? (легкие; трахеи; легкие и трахеи)
7.
Какого типа пищеварение у пауков? (наружное-внеполостное)
8.
Чем питаются паукообразные? (хищники; травоядные).
9.
Мальпигиевы сосуды относятся к …….. системе (выделительной).
10.
Какого типа оплодотворение у пауков? (внутреннее).
Работа в парах
.Выпишите сведения, имеющие отношение к паукообразным.
1.Тело животных снаружи имеет хитиновый покров.
2. Тело состоит из двух отделов: головогруди и брюшка.
3.Брюшко членистое.
4. Брюшко нечленистое.
5. Животные имеют 4 пары ног.
6. На голове есть усики.
7. Усиков нет.
8. Усиков 2 пары – длинные и короткие.
9. Животные имеют простые глаза или совсем не имеют их.
10. У большинства животных по два сложных фасетчатых глаза.
11. Органы дыхания – жабры.
12. Дыхание трахейно – лёгочное.
13. Кровеносная система незамкнутая.
14. Нервная система состоит из окологлоточного кольца и брюшной нервной
цепочки.
15. У животных есть мускульный « сосательный» желудок.
16. Органы выделения – мальпигиевы сосуды.
17. Раздельнополые животные.
Ответы: 1,2,4,5,7,12,13, 14, 15, 16,17.
Итоги урока: выставление оценок
Домашняя
работа: пересказывать параграф , тетрадь на п.о. , доклады,
сочинение путешествие паучка-крестовичка,
Рефлексия: «Паучок с вопросами»
Чем мы сегодня занимались?
Что у нас получилось хорошо?
Что нам пока не удается?
Где нам пригодится это умение?
Больше всего мне понравилось…
Самым интересным сегодня на уроке было
Самым сложным для меня сегодня было
Сегодня на уроке я почувствовал
Сегодня я понял…
Сегодня я научился…
Сегодня я задумался…
На уроке мне больше всего запомнилось...
Меня удивило то, что...
После урока я расскажу свои друзьям о...
Ещё мне хотелось бы узнать...
Знания, полученные на уроке, я могу использовать в...
Лучше всех на уроке работал...