Напоминание

Развитие детской инициативности в дошкольном возрасте


Автор: Сидоренко Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 31
Населённый пункт: ЗАТО Железногорск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: Развитие детской инициативности в дошкольном возрасте
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

Развитие детской инициативности в дошкольном возрасте

Сидоренко Ирина Викторовна

воспитатель первой квалификационной категории

Целью современного образования является формирование активной,

целеустремленной, инициативной, творческой личности.

Это обусловлено различными факторами: экономическими (в условиях

возрастающей

конкуренции

бизнес-сообществу

требуются

люди

с

надситуативным

видением,

проактивные

и

не

боящиеся

трудностей),

социальными

(современное

общество

нуждается

в

людях,

способных

сочувствовать,

сопереживать,

помогать

бескорыстно,

направлять

свою

энергию

на

преобразование социальной действительности), личностными

(добиться успеха, в условиях неопределенности, могут только сильные, легко

адаптирующиеся к изменяющимся условиям личности).

На современном этапе развития педагогической мысли особое внимание

уделено

обеспечению

психолого-педагогические

условий

реализации

основной образовательной программы дошкольного образования, одним из

которых

является

поддержка

инициативы

и

самостоятельности

детей

в

специфических для них видах деятельности.

Безусловно,

формирование

большинства

личностных

качеств

начинается

еще

в

раннем

детстве.

Именно

поэтому

к

дошкольному

образованию,

как

к

первому

уровню

общего

образования,

сегодня

предъявляются

серьёзные

требования.

Направленность

программы

дошкольного

образования

на

создание

условий

развития

ребенка,

открывающих

возможности

для

его

позитивной

социализации,

его

личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на

основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим

возрасту видам деятельности, на создание развивающей образовательной

среды,

которая

представляет

собой

систему

условий

социализации

и

индивидуализации

детей

обеспечивает

развитие

личности

детей

дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом

их

возрастных,

индивидуальных

психологических

и

физиологических

особенностей.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного образования среди прочего определяет социально-нормативные

характеристики возможных достижений ребенка перед началом школьного

обучения, к чему относит и проявление инициативы в различных видах

деятельности.

Способность

ребенка

проявлять

инициативу

и

самостоятельность

в

разных

видах

деятельности

один

из

важнейших

целевых

ориентиров

дошкольного образования. Именно инициативность и самостоятельность, а

не совокупность знаний и не умение читать, писать, считать, обеспечивают

готовность ребенка к школьному обучению и дальнейшей жизни.

2

Ш.А.Амонашвили в своей книге «Основы гуманной педагогике» пишет

о трех стремлениях, характерных для детей:

- Стремление к развитию

- Стремление к свободе

- Стремление к взрослению

Реализация этих стремлений может быть осуществлена только при

высоком уровне социальной активности ребенка, который уже с раннего

возраста

включается

в

решение

многообразных

общественных

задач,

обладающих различной просоциальной ценностью.

Единицей

анализа

(термин

введен

Л.С.Выготским)

социальной

активности

является

оптимальное

сочетание

инициативы

и

исполнительности.

Для того чтобы данная задача была достигнута, необходимо корректно

определить

понятие

детской

инициативности,

разграничить

ее

от

синонимичных понятий.

Инициатива

-

это

отдельный

случай

проявления

активности,

связанной с началом, организацией деятельности или чего-либо.

Инициативность

-

это

способность

личности

к

проявлению

инициатив.

Таким образом, развитие и поддержка детской инициативы — одна из

задач, стоящих перед педагогом дошкольной образовательной организации.

Инициативность

часто

ассоциируют

с

самостоятельностью.

Но,

несмотря

на

связь

данных

понятий,

их

суть

различна.

Самостоятельно

ребенок

может

выполнять

как

действия,

навязанные

извне

(приготовить

бутерброд, потому что мама сказала), так и по собственной инициативе

(приготовить бутерброд для мамы). При этом инициированное ребенком

действие может выполняться как самостоятельно (рисует сам), так и с кем-то

из сверстников или взрослых (предложил сестре вместе нарисовать открытку

для папы). Так вот, инициативность - это самостоятельность в принятии

решений и планировании своих действий на достижение задуманной цели, а

с

другой

стороны

принятие

на

себя

личной

ответственности

в

ходе

выдвижения и реализации инициатив.

В детском возрасте типы инициатив в известной степени условны. Тем

не

менее, они характеризуют

важные качественные стороны социальной

активности.

Какова же

специфика проявления инициатив

у детей дошкольного

возраста?

Из опыта наблюдений за поведением детей можно выделить два типа

инициатив:

1. инициативы, связанные с организацией деятельности;

2. инициативы, связанные с исполнением.

Проанализировав основные характеристики детской инициативности, ее

особенности (мотивационный компонент, качество и общественная ценность

инициатив,

направленность,

определенность,

мера

принятия

3

ответственности), предпосылки возникновения данного явления, способы и

направления

поддержки

детской

инициативы

в

своей

педагогической

деятельности

в

качестве

ведущих

принципов

развития

детской

инициативности считаю:

-

принцип

обеспечения

возможностей

для

осуществления

детьми

свободного выбора;

- принцип актуализации эмоциональных переживаний детей;

- принцип проблематизации;

- принцип сотрудничества.

Важно использовать любую инициативу ребенка и вовремя придавать

ей позитивную социальную направленность.

Сделать

любую

деятельность

привлекательной

для

ребенка.

Она

должна обладать высоким положительным эмоциональным потенциалом –

быть интересной.

Построение взаимодействия на основе создания проблемных ситуаций,

сочетающихся

с

обычными

ситуациями.

Любая

поблема,

грамотно

поставленная

и

эмоционально

насыщенная,

стимулирует

интерес,

познавательные вопросы, инициативы.

Правильная

организация

взаимодействия

детей

в

любых

видах

деятельности несет в себе огромный потенциал для развития их инициативы.

Главное

научить

ребенка

занимать

разные

позиции:

руководства,

подчинения, равенства.

Считаю, что самым важным условием реализации базовых социальных

потребностей

и

развития

инициативного

поведения

у

ребенка

является

воспитание его в условиях развивающего, а не авторитарного общения.

В своей работе я воспринимаю ребенка как равного себе – со своими

проблемами, желаниями, интересами. Стараюсь не ограничивать общение

только дисциплинарными указаниями, связанными с выполнением заданий

или режимных моментов. Чаще разговариваю с детьми, интересуюсь их

настроением, планами сегодняшней жизни в детском саду, использую все

подходящие

моменты

повседневной

жизни.

Чем

чаще

я

обращаюсь

к

ребенку, тем выше проявляется активность ребенка. Дружелюбное, открытое

мое

поведение

вызывает

подобное

поведение

и

у

детей

на

основе

подражания.

Наблюдая за детьми, обратила внимание, что инициативность требует

доброжелательного отношения

взрослых,

которые должны

развивать

эту

ценную черту в личности.

Простые

советы

для

развития

инициативности

у

детей

старшего

дошкольного возраста:

- Давать простые задания для развития уверенности в своих силах (снять

страх «не справлюсь»).

- Давать интересные задания, где у ребенка есть личный интерес что-то

делать.

4

- Поддерживать инициативы ребенка, показывать свою заинтересованность в

них.

Очень

важно

оказать

дошкольнику

поддержку

в

его

начинаниях:

следует обратить внимание на то, что интересует ребенка через наблюдения,

беседы с ребенком. Глубже понять, что интересует ребенка, помогут такие

варианты:

-

фиксация

детских

вопросов

при

анализе

поможет

выявить

степень

проявления познавательной направленности интересов у ребенка;

- ситуация «Что мне интересно» - предложить детям рассказать о том, что им

интересно. Ситуация трех вопросов : «Что вам интересно делать?», «Чем вы

любите

заниматься?», «Что хотите

узнать?». На основе

анализа степени

активности

ребенка в

процессе беседы

делается

вывод об

особенностях

содержания детских интересов и степени проявления ими любознательности;

- образовательная ситуация «Копилка интересов» - в шкатулку собираются

«детские интересы». При анализе полученные данные можно разделить на

группы

интересов,

которые

можно

реализовать

в

непосредственно

образовательной

деятельности

детей,

через

проекты,

в

совместной

деятельности в режиме дня или через клуб по интересам.

Основными

условиями

развития

инициативности

детей

старшего

дошкольного возраста являются:

1.Организация предметно-пространственной среды.

Предметно-пространственная среда, где есть возможность накапливать

и обогащать опыт разнообразной деятельности и самостоятельных выборов,

я организовала с учетом конкретных интересов и склонностей детей. Она

обеспечивает разнообразные возможности выбора для детей и способствует

развитию

инициатив

ребенка.

На

вопрос

к

ребенку

«Что

бы

ты

хотел

изменить

в

обстановке

группы,

переставить,

внести,

убрать?»

дети

предлагают

множество вариантов

для

изменений,

что

свидетельствует

о

способностях

ребенка

выбрать

желаемое

занятие,

а

не

ждут

готового

решения

от

взрослого.

Поэтому

при

оформлении

предметно-

пространственной среды

в

старшем

дошкольном

возрасте

советуюсь

с

детьми:

создаю

опыт

в

изменение

среды,

выясняю

ее

достоинства

и

недостатки, какие центры активности больше нравятся, какую хотели бы

видеть группу внешне, для удобства? Однажды услышала в разговоре между

девочками, как неудобно ходить брать в кукольный уголок предметы для

игры, так как они играли в другом месте. Я спросила «Что можно изменить

для

удобства?». Было

предложено несколько вариантов, но

выбран был

самый оптимальный для всех детей. В данный момент все удовлетворены

общим решением.

2.Создание проблемных ситуаций, стимулирующих детскую инициативу

Чтобы

стимулировать

инициативу

детей

в

повседневной

жизни,

активно

использую

«проблемные

ситуации».

Например,

говорю

о

необходимости

помочь

помощнику

воспитателя

по

уборке

помещения.

Наблюдая за тем, как много детей откликнулось на мою просьбу, кто именно

5

проявит

инициативу

в

выполнении

поручения,

обращаю

внимание

на

малоинициативных

детей

и

использую

приемы

для

стимулирования

«Я

полагаю, что с этим поручением может хорошо справиться Ванечка»

Решая

проблемную

ситуацию

по

уборке

и

хранению

игрушек

детям

предложила: «У нас много мелких игрушек, как вы думаете, что можно

сделать, чтобы они не ломались и не терялись? Как их лучше хранить?».

Дети предложили несколько вариантов хранения мелких игрушек. Захар

поделился семейным опытом хранения игрушек «Мы с мамой берем коробки

в магазине, украшаем их и складываем в них мелкие вещи». Дима предложил

попросить его папу сделать ящички из дерева и принести для игрушек.

Вместе

с

детьми

мы

пришли

к

выводу:

взять

готовые

коробки

и

самостоятельно украсить их не составит большого труда, это будет весело и

интересно. Папу Димы попросили сделать ящик из фанеры и сложили в него

небольшие коробочки с мелкими игрушками. Таким образом , инициатива и

активная деятельность детей, стимулированная и поддержанная взрослым,

принесли пользу.

Активность

детей

стараюсь

направить

на

помощь

другим

сверстникам,

малышам,

взрослым,

нахождение

выхода

из

проблемной

ситуации.

В

группе

стали

появляться

конверты

с

описанием

трудных

ситуаций:

- Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка, но не

знают, какой материал лучше выбрать.

- Где взять воду в пустыне? Можно ли напиться фруктами?

- Какую надеть одежду, если на улице дождь? Падает снег? Метель, вьюга?

- Сегодня я ищу помощников, которые подготовят все необходимое для

обеда.

Мною

было

замечено,

что

наибольшие

возможности

для

стимулирования инициативы детей представляют игровая и продуктивная

деятельности, позволяющие ребенку проявлять творчество и быть свободным

в реализации собственных идей и замыслов.

При обыгрывании русской народной сказки «Теремок» дети с большим

энтузиазмом

самостоятельно

создавали

окружающую

среду:

не

было

деревьев – использовали комнатные растения. Построили теремок из стульев

и

одеял.

Долго

думали,

чем

можно

«оживить»

сказку.

Придумали

музыкальное сопровождение для персонажей.

Развитию

инициативности

активно

способствует

трудовая

деятельность.

Организуя

разные

виды

труда,

стимулирую

проявление

инициативы детей посредством поручений и просьб. Напоминаю: «У каждой

игрушки есть свое место», «Дима, ты можешь помочь Екатерине Евгеньевне

накрыть

на

стол?

Я,

думаю,

у

тебя

это

получится

хорошо».

Создаю

проблемные ситуации «Чем можно порыхлить землю в цветочных горшках?»

В общении использую такие приемы, как приглашение к общению,

интересные темы для беседы, занимательные вопросы, помогающие детям

свободно высказывать свои мысли, выдвигать инициативы.

6

3.Создание ситуаций успеха.

Создание

ситуаций

успеха,

даже

если

идея,

замысел

ребенка

не

поддерживаются другими детьми

и

не

приводят к

высокому результату

требует особого внимания. Например: ребенок принес в детский сад книгу и

предложил прочитать ее, но сверстники инициативу не поддержали, сказали,

что книга неинтересная, скучная, в ней мало картинок. Я отметила идею

мальчика

хорошей

и

помогла

воплотить

замысел.

Вместе

с

Димой

просмотрели

книгу,

выбрали

рассказ

и

начали

читать,

постепенно

присоединились другие дети. Содержание рассказа понравилось, несмотря на

небольшое

количество

иллюстраций.

Предложили

самостоятельно

или

совместно с родителями нарисовать иллюстрации к рассказу, изготовить

книгу-самоделку, а затем представить ее другим детям и разместить ее в

библиотеке. Идею поддержали все дети. Книга стала интересна для всех. Тем

самым помогли ребенку почувствовать уверенность в себе и своих идеях.

Таким

образом,

я

пришла

к

выводу,

что

тимулирование

и

поддержка

инициативы

дошкольников,

посредством

организации

развивающей

предметно-пространственной среды и проблемных ситуаций, положительное

подкрепление инициативных действий ребенка и создание ситуаций успеха

играют важную роль в развитии инициативности у дошкольника.

Следует

отметить,

что

способность

человека

к

проявлениям

инициативности

в

различных

областях

жизнедеятельности

не

возникает

спонтанно,

а

развивается

в

социально

одобряемом

направлении.

Уже

с

раннего детства необходимо специально создавать такие условия, которые

бы стимулировали потребность ребенка в социальной активности, как в

форме

проявления

социальной

инициативы,

так

и

в

форме

проявления

исполнительности, умения брать на себя ответственность, доводить начатое

до конца.

Литература:

-

Приказ

Министерства

образования

и

науки

Российской

Федерации

(Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении

федерального

государственного образовательного

стандарта

дошкольного

образования» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. N 30384).

- Ш.А.Амонашвили. Школа жизни:Трактат о начальной ступени образовани,

основанной

на

принципах

гуманно-личностной

педагогики.

М.:Изд.дом

Шалвы Амонашвили, 1998.

-

Л.С.Выготский

«Кризис

семи

лет».

«Детская

психология»

по

ред.

Д.Б.Эльконина. М.: Педагогика, 1984.

-

Е.

И.Кричевцова.

Детская

инициативность:

сущность

и

технологии

поддержки

- В.А.Ситаров , В.Г.Маралов. Социальная активность личности (уровни,

критерии, типы и пути ее развития) Знание. Понимание, Умение. 2015. №4



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники