Автор: Сидоренко Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 31
Населённый пункт: ЗАТО Железногорск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: Развитие детской инициативности в дошкольном возрасте
Раздел: дошкольное образование
1
Развитие детской инициативности в дошкольном возрасте
Сидоренко Ирина Викторовна
воспитатель первой квалификационной категории
Целью современного образования является формирование активной,
целеустремленной, инициативной, творческой личности.
Это обусловлено различными факторами: экономическими (в условиях
возрастающей
конкуренции
бизнес-сообществу
требуются
люди
с
надситуативным
видением,
проактивные
и
не
боящиеся
трудностей),
социальными
(современное
общество
нуждается
в
людях,
способных
сочувствовать,
сопереживать,
помогать
бескорыстно,
направлять
свою
энергию
на
преобразование социальной действительности), личностными
(добиться успеха, в условиях неопределенности, могут только сильные, легко
адаптирующиеся к изменяющимся условиям личности).
На современном этапе развития педагогической мысли особое внимание
уделено
обеспечению
психолого-педагогические
условий
реализации
основной образовательной программы дошкольного образования, одним из
которых
является
поддержка
инициативы
и
самостоятельности
детей
в
специфических для них видах деятельности.
Безусловно,
формирование
большинства
личностных
качеств
начинается
еще
в
раннем
детстве.
Именно
поэтому
к
дошкольному
образованию,
как
к
первому
уровню
общего
образования,
сегодня
предъявляются
серьёзные
требования.
Направленность
программы
дошкольного
образования
на
создание
условий
развития
ребенка,
открывающих
возможности
для
его
позитивной
социализации,
его
личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на
основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим
возрасту видам деятельности, на создание развивающей образовательной
среды,
которая
представляет
собой
систему
условий
социализации
и
индивидуализации
детей
обеспечивает
развитие
личности
детей
дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом
их
возрастных,
индивидуальных
психологических
и
физиологических
особенностей.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного образования среди прочего определяет социально-нормативные
характеристики возможных достижений ребенка перед началом школьного
обучения, к чему относит и проявление инициативы в различных видах
деятельности.
Способность
ребенка
проявлять
инициативу
и
самостоятельность
в
разных
видах
деятельности
–
один
из
важнейших
целевых
ориентиров
дошкольного образования. Именно инициативность и самостоятельность, а
не совокупность знаний и не умение читать, писать, считать, обеспечивают
готовность ребенка к школьному обучению и дальнейшей жизни.
2
Ш.А.Амонашвили в своей книге «Основы гуманной педагогике» пишет
о трех стремлениях, характерных для детей:
- Стремление к развитию
- Стремление к свободе
- Стремление к взрослению
Реализация этих стремлений может быть осуществлена только при
высоком уровне социальной активности ребенка, который уже с раннего
возраста
включается
в
решение
многообразных
общественных
задач,
обладающих различной просоциальной ценностью.
Единицей
анализа
(термин
введен
Л.С.Выготским)
социальной
активности
является
оптимальное
сочетание
инициативы
и
исполнительности.
Для того чтобы данная задача была достигнута, необходимо корректно
определить
понятие
детской
инициативности,
разграничить
ее
от
синонимичных понятий.
Инициатива
-
это
отдельный
случай
проявления
активности,
связанной с началом, организацией деятельности или чего-либо.
Инициативность
-
это
способность
личности
к
проявлению
инициатив.
Таким образом, развитие и поддержка детской инициативы — одна из
задач, стоящих перед педагогом дошкольной образовательной организации.
Инициативность
часто
ассоциируют
с
самостоятельностью.
Но,
несмотря
на
связь
данных
понятий,
их
суть
различна.
Самостоятельно
ребенок
может
выполнять
как
действия,
навязанные
извне
(приготовить
бутерброд, потому что мама сказала), так и по собственной инициативе
(приготовить бутерброд для мамы). При этом инициированное ребенком
действие может выполняться как самостоятельно (рисует сам), так и с кем-то
из сверстников или взрослых (предложил сестре вместе нарисовать открытку
для папы). Так вот, инициативность - это самостоятельность в принятии
решений и планировании своих действий на достижение задуманной цели, а
с
другой
стороны
–
принятие
на
себя
личной
ответственности
в
ходе
выдвижения и реализации инициатив.
В детском возрасте типы инициатив в известной степени условны. Тем
не
менее, они характеризуют
важные качественные стороны социальной
активности.
Какова же
специфика проявления инициатив
у детей дошкольного
возраста?
Из опыта наблюдений за поведением детей можно выделить два типа
инициатив:
1. инициативы, связанные с организацией деятельности;
2. инициативы, связанные с исполнением.
Проанализировав основные характеристики детской инициативности, ее
особенности (мотивационный компонент, качество и общественная ценность
инициатив,
направленность,
определенность,
мера
принятия
3
ответственности), предпосылки возникновения данного явления, способы и
направления
поддержки
детской
инициативы
в
своей
педагогической
деятельности
в
качестве
ведущих
принципов
развития
детской
инициативности считаю:
-
принцип
обеспечения
возможностей
для
осуществления
детьми
свободного выбора;
- принцип актуализации эмоциональных переживаний детей;
- принцип проблематизации;
- принцип сотрудничества.
Важно использовать любую инициативу ребенка и вовремя придавать
ей позитивную социальную направленность.
Сделать
любую
деятельность
привлекательной
для
ребенка.
Она
должна обладать высоким положительным эмоциональным потенциалом –
быть интересной.
Построение взаимодействия на основе создания проблемных ситуаций,
сочетающихся
с
обычными
ситуациями.
Любая
поблема,
грамотно
поставленная
и
эмоционально
насыщенная,
стимулирует
интерес,
познавательные вопросы, инициативы.
Правильная
организация
взаимодействия
детей
в
любых
видах
деятельности несет в себе огромный потенциал для развития их инициативы.
Главное
научить
ребенка
занимать
разные
позиции:
руководства,
подчинения, равенства.
Считаю, что самым важным условием реализации базовых социальных
потребностей
и
развития
инициативного
поведения
у
ребенка
является
воспитание его в условиях развивающего, а не авторитарного общения.
В своей работе я воспринимаю ребенка как равного себе – со своими
проблемами, желаниями, интересами. Стараюсь не ограничивать общение
только дисциплинарными указаниями, связанными с выполнением заданий
или режимных моментов. Чаще разговариваю с детьми, интересуюсь их
настроением, планами сегодняшней жизни в детском саду, использую все
подходящие
моменты
повседневной
жизни.
Чем
чаще
я
обращаюсь
к
ребенку, тем выше проявляется активность ребенка. Дружелюбное, открытое
мое
поведение
вызывает
подобное
поведение
и
у
детей
на
основе
подражания.
Наблюдая за детьми, обратила внимание, что инициативность требует
доброжелательного отношения
взрослых,
которые должны
развивать
эту
ценную черту в личности.
Простые
советы
для
развития
инициативности
у
детей
старшего
дошкольного возраста:
- Давать простые задания для развития уверенности в своих силах (снять
страх «не справлюсь»).
- Давать интересные задания, где у ребенка есть личный интерес что-то
делать.
4
- Поддерживать инициативы ребенка, показывать свою заинтересованность в
них.
Очень
важно
оказать
дошкольнику
поддержку
в
его
начинаниях:
следует обратить внимание на то, что интересует ребенка через наблюдения,
беседы с ребенком. Глубже понять, что интересует ребенка, помогут такие
варианты:
-
фиксация
детских
вопросов
–
при
анализе
поможет
выявить
степень
проявления познавательной направленности интересов у ребенка;
- ситуация «Что мне интересно» - предложить детям рассказать о том, что им
интересно. Ситуация трех вопросов : «Что вам интересно делать?», «Чем вы
любите
заниматься?», «Что хотите
узнать?». На основе
анализа степени
активности
ребенка в
процессе беседы
делается
вывод об
особенностях
содержания детских интересов и степени проявления ими любознательности;
- образовательная ситуация «Копилка интересов» - в шкатулку собираются
«детские интересы». При анализе полученные данные можно разделить на
группы
интересов,
которые
можно
реализовать
в
непосредственно
образовательной
деятельности
детей,
через
проекты,
в
совместной
деятельности в режиме дня или через клуб по интересам.
Основными
условиями
развития
инициативности
детей
старшего
дошкольного возраста являются:
1.Организация предметно-пространственной среды.
Предметно-пространственная среда, где есть возможность накапливать
и обогащать опыт разнообразной деятельности и самостоятельных выборов,
я организовала с учетом конкретных интересов и склонностей детей. Она
обеспечивает разнообразные возможности выбора для детей и способствует
развитию
инициатив
ребенка.
На
вопрос
к
ребенку
«Что
бы
ты
хотел
изменить
в
обстановке
группы,
переставить,
внести,
убрать?»
дети
предлагают
множество вариантов
для
изменений,
что
свидетельствует
о
способностях
ребенка
выбрать
желаемое
занятие,
а
не
ждут
готового
решения
от
взрослого.
Поэтому
при
оформлении
предметно-
пространственной среды
в
старшем
дошкольном
возрасте
советуюсь
с
детьми:
создаю
опыт
в
изменение
среды,
выясняю
ее
достоинства
и
недостатки, какие центры активности больше нравятся, какую хотели бы
видеть группу внешне, для удобства? Однажды услышала в разговоре между
девочками, как неудобно ходить брать в кукольный уголок предметы для
игры, так как они играли в другом месте. Я спросила «Что можно изменить
для
удобства?». Было
предложено несколько вариантов, но
выбран был
самый оптимальный для всех детей. В данный момент все удовлетворены
общим решением.
2.Создание проблемных ситуаций, стимулирующих детскую инициативу
Чтобы
стимулировать
инициативу
детей
в
повседневной
жизни,
активно
использую
«проблемные
ситуации».
Например,
говорю
о
необходимости
помочь
помощнику
воспитателя
по
уборке
помещения.
Наблюдая за тем, как много детей откликнулось на мою просьбу, кто именно
5
проявит
инициативу
в
выполнении
поручения,
обращаю
внимание
на
малоинициативных
детей
и
использую
приемы
для
стимулирования
«Я
полагаю, что с этим поручением может хорошо справиться Ванечка»
Решая
проблемную
ситуацию
по
уборке
и
хранению
игрушек
детям
предложила: «У нас много мелких игрушек, как вы думаете, что можно
сделать, чтобы они не ломались и не терялись? Как их лучше хранить?».
Дети предложили несколько вариантов хранения мелких игрушек. Захар
поделился семейным опытом хранения игрушек «Мы с мамой берем коробки
в магазине, украшаем их и складываем в них мелкие вещи». Дима предложил
попросить его папу сделать ящички из дерева и принести для игрушек.
Вместе
с
детьми
мы
пришли
к
выводу:
взять
готовые
коробки
и
самостоятельно украсить их не составит большого труда, это будет весело и
интересно. Папу Димы попросили сделать ящик из фанеры и сложили в него
небольшие коробочки с мелкими игрушками. Таким образом , инициатива и
активная деятельность детей, стимулированная и поддержанная взрослым,
принесли пользу.
Активность
детей
стараюсь
направить
на
помощь
другим
–
сверстникам,
малышам,
взрослым,
нахождение
выхода
из
проблемной
ситуации.
В
группе
стали
появляться
конверты
с
описанием
трудных
ситуаций:
- Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка, но не
знают, какой материал лучше выбрать.
- Где взять воду в пустыне? Можно ли напиться фруктами?
- Какую надеть одежду, если на улице дождь? Падает снег? Метель, вьюга?
- Сегодня я ищу помощников, которые подготовят все необходимое для
обеда.
Мною
было
замечено,
что
наибольшие
возможности
для
стимулирования инициативы детей представляют игровая и продуктивная
деятельности, позволяющие ребенку проявлять творчество и быть свободным
в реализации собственных идей и замыслов.
При обыгрывании русской народной сказки «Теремок» дети с большим
энтузиазмом
самостоятельно
создавали
окружающую
среду:
не
было
деревьев – использовали комнатные растения. Построили теремок из стульев
и
одеял.
Долго
думали,
чем
можно
«оживить»
сказку.
Придумали
музыкальное сопровождение для персонажей.
Развитию
инициативности
активно
способствует
трудовая
деятельность.
Организуя
разные
виды
труда,
стимулирую
проявление
инициативы детей посредством поручений и просьб. Напоминаю: «У каждой
игрушки есть свое место», «Дима, ты можешь помочь Екатерине Евгеньевне
накрыть
на
стол?
Я,
думаю,
у
тебя
это
получится
хорошо».
Создаю
проблемные ситуации «Чем можно порыхлить землю в цветочных горшках?»
В общении использую такие приемы, как приглашение к общению,
интересные темы для беседы, занимательные вопросы, помогающие детям
свободно высказывать свои мысли, выдвигать инициативы.
6
3.Создание ситуаций успеха.
Создание
ситуаций
успеха,
даже
если
идея,
замысел
ребенка
не
поддерживаются другими детьми
и
не
приводят к
высокому результату
требует особого внимания. Например: ребенок принес в детский сад книгу и
предложил прочитать ее, но сверстники инициативу не поддержали, сказали,
что книга неинтересная, скучная, в ней мало картинок. Я отметила идею
мальчика
хорошей
и
помогла
воплотить
замысел.
Вместе
с
Димой
просмотрели
книгу,
выбрали
рассказ
и
начали
читать,
постепенно
присоединились другие дети. Содержание рассказа понравилось, несмотря на
небольшое
количество
иллюстраций.
Предложили
самостоятельно
или
совместно с родителями нарисовать иллюстрации к рассказу, изготовить
книгу-самоделку, а затем представить ее другим детям и разместить ее в
библиотеке. Идею поддержали все дети. Книга стала интересна для всех. Тем
самым помогли ребенку почувствовать уверенность в себе и своих идеях.
Таким
образом,
я
пришла
к
выводу,
что
тимулирование
и
поддержка
инициативы
дошкольников,
посредством
организации
развивающей
предметно-пространственной среды и проблемных ситуаций, положительное
подкрепление инициативных действий ребенка и создание ситуаций успеха
играют важную роль в развитии инициативности у дошкольника.
Следует
отметить,
что
способность
человека
к
проявлениям
инициативности
в
различных
областях
жизнедеятельности
не
возникает
спонтанно,
а
развивается
в
социально
одобряемом
направлении.
Уже
с
раннего детства необходимо специально создавать такие условия, которые
бы стимулировали потребность ребенка в социальной активности, как в
форме
проявления
социальной
инициативы,
так
и
в
форме
проявления
исполнительности, умения брать на себя ответственность, доводить начатое
до конца.
Литература:
-
Приказ
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации
(Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении
федерального
государственного образовательного
стандарта
дошкольного
образования» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. N 30384).
- Ш.А.Амонашвили. Школа жизни:Трактат о начальной ступени образовани,
основанной
на
принципах
гуманно-личностной
педагогики.
М.:Изд.дом
Шалвы Амонашвили, 1998.
-
Л.С.Выготский
«Кризис
семи
лет».
«Детская
психология»
по
ред.
Д.Б.Эльконина. М.: Педагогика, 1984.
-
Е.
И.Кричевцова.
Детская
инициативность:
сущность
и
технологии
поддержки
- В.А.Ситаров , В.Г.Маралов. Социальная активность личности (уровни,
критерии, типы и пути ее развития) Знание. Понимание, Умение. 2015. №4