Напоминание

Формы организации целостного педагогического процесса


Автор: Лисина Любовь Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №10 московского района
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формы организации целостного педагогического процесса
Дата публикации: 10.01.2021
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формы организации целостного педагогического процесса

в дошкольной образовательной организации

Своеобразие форм организации целостного педагогического

процесса в дошкольном образовательном учреждении

Что такое форма организации педагогического процесса?

Форма — наружный вид, внешнее очертание, определенный установленный

порядок.

Форма организации педагогического процесса — это ограниченная рамками

времени конструкция отдельного звена педагогического процесса.

Формы играют интегрирующую роль, поскольку включают в себя цели, содержание,

средства и методы осуществления педагогического процесса.

Формы организации педагогического процесса в дошкольном образовательном

учреждении могут быть классифицированы в соответствии со спецификой дошкольного

образования, включающего время, отведенное:

—на образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации

различных

видов

детской

деятельности

(игровой,

коммуникативной,

трудовой,

познавательно-исследовательской, продуктивной,музыкально-художественной,чтения);

—образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

—самостоятельную деятельность детей;

—взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной

программы дошкольного образования.

В чем своеобразие образовательной ситуации как формы организации

педагогического процесса в дошкольной организации?

Для всех видов деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении

общим является их совместный характер с воспитателем и другими детьми.

В

качестве

основной

единицы

педагогического

процесса

выступает

образовательная ситуация — форма совместной деятельности педагога и детей, которая

планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных

задач развития, воспитания и обучения.

Образовательная

ситуация

протекает

в

конкретный

временной

период

образовательной

деятельности.

Особенностью

образовательной

ситуации

является

появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного

взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными

(рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки), так и нематериальными

(новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт

определяет технологию создания образовательных ситуаций.

Образовательные

ситуации

используются в

процессе

организованной

образовательной деятельности. Главными задачами таких образовательных ситуаций

являются формирование у детей новых умений в разных видах деятельности и

представлений, обобщение знаний по теме, развитие способности рассуждать и делать

выводы.

1

Образовательные

ситуации

включаются

в

образовательную

деятельность

в

режимных моментах. Они направлены на закрепление имеющихся у детей знаний и

умений,

их

применение

в

новых

условиях,

проявление

ребенком

активности,

самостоятельности и творчества.

Образовательные

ситуации

могут запускать

самостоятельную

деятельность

детей через

постановку

проблемы,

требующей

самостоятельного

решения,

через

привлечение внимания детей к материалам для экспериментирования и исследовательской

деятельности, для продуктивного творчества.

В каждой образовательной ситуации перед детьми возникает та или иная проблема,

требующая решения. Воспитатель направляет детей на поиск ее решения, помогает

приобрести новый опыт, активизирует самостоятельность, поддерживает положительный

эмоциональный настрой. В процессе проектирования и организации образовательных

ситуаций

происходит

интеграция

содержания

разных

образовательных

областей

программы, установление их взаимосвязи и взаимодополнения.

Образовательная ситуация включает рефлексию тех средств и способов, с помощью

которых дети решили поставленную задачу. Рефлексия помогает детям осознать, что они

умели раньше, чему научились «здесь и сейчас», какие чувства и эмоции возникли по

ходу образовательной ситуации (чему обрадовались, удивились, огорчились и пр.).

Рефлексивная оценка своей деятельности и ее результата является значимой в

становлении элементарной учебной деятельности у детей дошкольного возраста.

Особенности

дошкольного

детства

определяют

ведущее

место

игровых

образовательных

ситуаций в

педагогическом

процессе.

Тем

самым

реализуется

положение ФГОС ДО о ведущей роли игровой деятельности в образовательном процессе

детского сада. Вместе с тем соотношение игровых и реально практических ситуаций

зависит от возраста детей и решаемой педагогической задачи. В младших группах,

несомненно, преобладание игровой формы ситуаций. В старшем дошкольном возрасте

значительно усиливается роль реально-практических образовательных и условно

вербальных ситуаций. Вместе с тем игра остается любимой деятельностью и старших

дошкольников, поэтому игровые образовательные ситуации продолжают включаться в

организованную образовательную деятельность, но они приобретают проблемность

содержания, включают более сложные игровые задачи.

В

качестве

особой

формы

организации

образовательного

процесса

выступает экскурсия.

Например,

экскурсия

по

помещениям

детского

сада,

предполагающая знакомство с сотрудниками учреждения, трудовыми процессами,

которые они выполняют; экологические экскурсии, направленные на формирование

представлений о существовании живого организма в условиях экосистемы (лес, луг,

водоем) и пр. Экскурсии на природу, по детскому саду, по родному городу позволяют

познакомить детей с объектами и процессами в условиях естественной среды, найти

ответы на разнообразные проблемные вопросы и интеллектуальные задачи.

В чем особенности организации образовательной деятельности?

Согласно ФГОС ДО образовательная деятельность осуществляется путем сочетания

различных

видов

детской

деятельности:

игровой,

коммуникативной,

трудовой,

познавательно-исследовательской,

изобразительной,

конструктивной,

двигательной,

музыкальной, восприятия художественной литературы и др.

Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. В организованной

образовательной деятельности она выступает в качестве интегрирующей основы решения

всех образовательных задач.

2

Игра

позволяет

решать

реальные

образовательные

задачи

в

воображаемой

(условной) ситуации. Так, например, планирование по теме «Сказки А. С. Пушкина» в

старшей группе ориентировано на театрализованную игру по «Сказке о царе Салтане…».

Практически все виды деятельности в проекте носят игровой характер. В образовательной

ситуации «Град на острове стоит…» дети совершают воображаемое путешествие в

старинный сказочный город и знакомятся с видами жилищ, утварью, одеждой людей в

старину. Образовательная ситуация «Торговали мы…» в игровой форме воссоздает

картину ярмарки, и по ходу игры дети осваивают измерение, взвешивание, решение задач

Пиаже, прямой и обратный счет. В сетке организованной образовательной деятельности

игровая деятельность не выделяется в качестве отдельного вида деятельности, так как она

является основой для организации всех других видов детской деятельности, основной

формой организации образовательного процесса детского сада.

Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных

формах: дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игры-

путешествия, игровые проблемные ситуации, игры-инсценировки, игры-этюды и пр.

При этом обогащение игрового опыта творческих игр детей тесно связано с

содержанием организованной образовательной деятельности. Организация сюжетно-

ролевых, режиссерских, театрализованных игр и игр-драматизаций осуществляется

преимущественно в режимных моментах (в утренний отрезок времени и во второй

половине дня).

Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с

развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи,

культуры общения и этикета, воспитанием толерантности, подготовки к обучению

грамоте (в старшем дошкольном возрасте). В сетке организованной образовательной

деятельности она занимает отдельное место, но при этом коммуникативная деятельность

также включается во все виды детской деятельности, в ней находит отражение опыт,

приобретаемый детьми в других видах деятельности.

Познавательно-исследовательская

деятельность включает

в

себя

широкое

познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира

(мира взрослых и детей, деятельности людей, знакомство с семьей и взаимоотношениями

людей, городом, страной и другими странами), безопасного поведения, а также освоение

средств и способов познания (моделирования, экспериментирования), сенсорное и

математическое развитие.

Изобразительная

деятельность

детей представлена

разными

видами

художественно-творческой деятельности

(рисование,

лепка,

аппликация).

Она

неразрывно связана со знакомством детей с изобразительным искусством, развитием

художественного восприятия. Художественное восприятие произведений искусства

существенно

обогащает

личный опыт

дошкольников,

обеспечивает

связь между

познавательно-исследовательской,

коммуникативной

и

изобразительной

видами

деятельности.

Двигательная

деятельность организуется

в

процессе

занятий

физической

культурой, требования к проведению которых согласуются дошкольным учреждением с

положениями СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к

устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»

(утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №

26).

Музыкально-художественная деятельность организуется в процессе музыкальных

занятий, которые проводятся музыкальным руководителем дошкольного учреждения в

специально оборудованном помещении.

3

Восприятие художественной литературы организуется как процесс слушания

детьми произведений художественной и познавательной литературы, направленный на

развитие читательских интересов детей, способности восприятия литературного текста и

общения

по

поводу

прочитанного.

Чтение

может

быть

организовано

и

как

непосредственно чтение (или рассказывание сказки) воспитателем вслух, и как

прослушивание аудиозаписи.

Трудовая деятельность включает обучение детей общим специальным трудовым

умениям, характерным для каждого возрастного периода.

В младшем возрасте это

формирование навыков самообслуживания, в средней группе дети овладевают умениями

хозяйственно-бытового труда, в старших группах наиболее значимо освоение умений

ручного труда.

В чем особенности образовательной деятельности, осуществляемой в ходе

режимных моментов?

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, требует

определения особых форм работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания,

обучения и развития ребенка. Прежде всего требуется определить, в чем специфика задач,

реализуемых в данной образовательной деятельности. В образовательной деятельности,

осуществляемой в ходе режимных моментов, может быть организовано начало работы по

теме, затем в процессе организованной образовательной деятельности происходят

обобщение и систематизация знаний детей, формирование обобщенных способов

осуществления детской деятельности, что в свою очередь позволяет ребенку проявлять

самостоятельность и творчество.

Возможен и другой путь, когда началом работы по теме является организованная

образовательная деятельность, а затем знания и умения находят дальнейшее применение в

образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов и в

самостоятельной детской деятельности.

Общей особенностью образовательных ситуаций, проектируемых воспитателем в

образовательной

деятельности,

осуществляемой

в

режимных моментах,

являются

направленность на сотрудничество с детьми в решении образовательных задач,

установление

партнерского

характера

их

отношений.

Образовательная

ситуация

выступает как часть более широких и разнообразных форм работы педагога с детьми.

Рассмотрим особенности образовательной деятельности, организуемой в режимных

моментах.

Образовательная деятельность, осуществляемая в утренний отрезок времени,

включает:

—наблюдения в уголке природы; за деятельностью взрослых (например, сервировка

стола к завтраку);

—индивидуальные игры и игры с небольшими подгруппами детей (дидактические,

развивающие, сюжетные, музыкальные, подвижные и пр.);

—создание практических, игровых, проблемных ситуаций и ситуаций общения,

сотрудничества, гуманных проявлений, заботы о малышах в детском саду, проявлений

эмоциональной отзывчивости к взрослым и сверстникам;

—трудовые поручения (сервировка столов к завтраку, уход за комнатными

растениями и пр.);

—беседы и разговоры с детьми по их интересам;

4

—рассматривание

дидактических

картинок,

иллюстраций,

просмотр

видеоматериалов разнообразного содержания;

—индивидуальную

работу

с

детьми

в

соответствии

с

задачами

разных

образовательных областей;

—двигательную деятельность детей, активность которой зависит от содержания

организованной образовательной деятельности в первой половине дня;

—работу по воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков и культуры

здоровья.

Образовательная деятельность, осуществляемая во время прогулки, включает:

—подвижные

игры

и

упражнения,

направленные

на

оптимизацию

режима

двигательной активности и укрепление здоровья детей;

—наблюдения за объектами и явлениями природы, направленные на установление

разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней;

—экспериментирование с объектами неживой природы;

—сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, снегом, природным и другим

материалом);

—элементарную трудовую деятельность детей на участке детского сада;

—свободное общение воспитателя с детьми.

Образовательная деятельность, осуществляемая во второй половине дня, включает

разнообразные формы работы с детьми (их мы рассмотрим более подробно).

—Совместная

игра воспитателя

и

детей(сюжетно-ролевая,режиссерская,игра-

драматизация,строительно-конструктивныеигры) направлена на обогащение содержания

творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для дальнейшей

организации самостоятельной игры.

—Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального

опыта носят проблемный характер и воссоздают жизненную проблему, близкую детям

дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие.

Такие

ситуации

могут

быть реально-практического

характера

(оказание

помощи

малышам, старшим), условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов или

сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми.

В ситуациях условно-вербального характера воспитатель обогащает представления

детей об опыте разрешения тех или иных проблем, вызывает детей на задушевный

разговор, связывает содержание разговора с личным опытом детей. В реально-

практических ситуациях дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого

отношения к людям, принимают участие в важных делах («Мы сажаем рассаду для

цветов», «Мы украшаем детский сад к празднику» и пр.)1. Ситуации могут планироваться

воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в

группе, способствовать разрешению возникающих проблем.

—Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и

применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию,

например занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у

народных

мастеров»),

просмотр

познавательных

презентаций,

оформление

художественной

галереи,

книжного

уголка

или

библиотеки

(«Мастерская

книгопечатания», «В гостях у сказки»), игры и коллекционирование. Начало мастерской

— это обычно задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее

5

следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, цветом, природными

материалами, схемами и моделями. И обязательно включение детей в рефлексивную

деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов (чему удивились? что узнали? Что

порадовало?). Результатом работы в творческой мастерской является создание книг-

самоделок, детских журналов, составление маршрутов путешествия на природу,

оформление коллекции, создание продуктов детского рукоделия и пр.

—Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия)— форма

организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая восприятие

музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное

общение с воспитателем на литературном или музыкальном материале.

—Сенсорный и интеллектуальный тренинг — система заданий преимущественно

игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета,

формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности

(умение

сравнивать,

классифицировать,

составлять

сериационные

ряды,

систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры,

логические упражнения, занимательные задачи.

—Детский досуг — вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми

для игры, развлечения, отдыха. Как правило, в детском саду организуются досуги

«Здоровья и подвижных игр», музыкальные и литературные. Возможна организация

досугов в соответствии с интересами и предпочтениями детей (в старшем дошкольном

возрасте). В этом случае досуг организуется как кружок. Кружки могут быть, например,

для занятий рукоделием, художественным трудом и пр.

—Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно

полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.

Ручной труд служит средством реализации у детей творческих способностей, является

источником становления самостоятельности ребенка.

Образовательная деятельность в режимных моментах во второй половине дня

организуется с небольшими подгруппами детей или с группой в целом (например,

досуги, музыкально-литературная

гостиная).

Параллельно

детям

предоставляется

возможность для организации самостоятельной деятельности по интересам. Атмосфера

свободы выбора, творческого обмена и самовыражения создается воспитателем. В

подгруппах используется прием совместного обсуждения с детьми и последующего

практического выбора деятельности: в какие игры поиграть, чем и как лучше украсить

группу к празднику, какие экспонаты подготовить к выставке, в каких центрах активности

сегодня предпочитают действовать дети и пр. Главное, чтобы сделанный ребенком

практический выбор позволял ему успешно решить поставленную воспитателем задачу,

понять и оценить связь между целью и полученным результатом1.

В чем особенности организации самостоятельной деятельности детей?

Организация образовательной деятельности требует создания специальных условий.

Во-первых,

организации

предметно-развивающей

среды,

стимулирующей

проявление детьми самостоятельности и творчества, развитие детских интересов.

Во-вторых,

использования

педагогом

специальных

методов

и

приемов,

побуждающих к проявлению детьми самостоятельности и творчества в разных видах

деятельности, к проявлению индивидуальных интересов и склонностей.

Все виды деятельности ребенка в детском саду могут осуществляться в форме

самостоятельной

деятельности:

самостоятельные сюжетно-ролевые,

режиссерские

и

театрализованные игры; развивающие и логические игры; музыкальные игры и

импровизации; речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; самостоятельная

6

деятельность в книжном уголке; самостоятельная изобразительная деятельность по

выбору детей самостоятельные опыты и эксперименты и др.

Для организации самостоятельной деятельности ребенка в группе создаются

различные центры активности, например:

—«Центр

познания»,

который

обеспечивает

решение

задач

познавательно-

исследовательской деятельности детей (развивающие и логические игры, речевые игры,

игры с буквами, звуками и слогами; опыты и эксперименты);

—«Центр творчества», который обеспечивает решение задач активизации творчества

детей

(режиссерские

и

театрализованные,

музыкальные

игры

и

импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность);

—«Игровой центр», который обеспечивает организацию самостоятельных сюжетно-

ролевых игр;

—«Литературный

центр»,

который

обеспечивает

литературное

развитие

дошкольников;

—«Спортивный

центр»,

который

обеспечивает

двигательную

активность

и

организацию здоровьесберегающей деятельности детей.

В зависимости от возрастной группы тематика и наполняемость центров активности

будет разной. Этому вопросу посвящена отдельная глава 11 раздела 4 модуля 2

предлагаемого учебника.

Самостоятельная деятельность оставляет за ребенком право выбора ее содержания,

времени, партнеров. Условно она может быть разделена на два вида:

—самостоятельная деятельность, направляемая и поддерживаемая взрослыми, в ходе

которой происходит решение образовательных задач;

—свободная

самостоятельная

деятельность

детей

по

выбору

и

интересам,

удовлетворяющая потребности детей в самореализации и досуге.

Общей

особенностью образовательных

ситуаций,

проектируемых

в

самостоятельной детской деятельности, является направленность деятельности

воспитателя

на

стимулирование

и

поддержку

интересов

детей,

проявлений

самостоятельности и творчества. Образовательная ситуация выступает как короткий

фрагмент деятельности детей, осуществляемой самостоятельно.

Как

организовать

самостоятельную

деятельность,

направляемую

и

поддерживаемую педагогом?

Именно в самостоятельной детской деятельности прослеживается интерес детей к

реализуемой в текущее время теме образовательного процесса. Самостоятельная

деятельность детей, как правило, опирается на знания и умения, приобретенные в

процессе

совместной

со

взрослым

деятельности,

обеспечивает

практикование

в

приобретенных умениях, переход к творческому решению задач деятельности. Например,

самостоятельной деятельности детей способствует превращение уголка природы в

«лабораторию», где создаются условия для самостоятельного повторения опытов и

экспериментов, совершаемых совместно с воспитателем, возможность их расширения и

дополнения. Воспитатель в этом случае уточняет у ребенка цель опыта, но не

вмешивается в его ход. Затем дети собираются за круглым столом и рассказывают о том,

кто что делал, у кого из них что получилось. Роль воспитателя состоит в том, чтобы

подготовить

вопросы,

противоречия,

направленные

на

формулирование

детьми

самостоятельных суждений и выводов. После обсуждения у детей вновь возникает

желание повторить опыт, происходит взаимообучение детей — опыт общения и

7

сотрудничества

в

сов

местной

деятельности.

Таким

образом,

постепенно

дети

вовлекаются в самостоятельную исследовательскую деятельность.

Организации самостоятельной деятельности детей способствуют проблемно-игровые

вопросы и задания. Например, испытать кораблики, сделанные детьми из разных

материалов, и определить, как они держатся на воде, который из них быстрее добирается

до берега.

Самостоятельная деятельность детей может быть организована на основе заполнения

рабочих тетрадей, дневников, содержащих задания для выполнения ребенком. Например,

заполнение

«Экологического

дневника»

ориентирует

детей

на

выполнение

самостоятельных заданий: «Нарисуй стихотворение», «Присмотрись» и др.

Организации самостоятельной деятельности детей способствуют ситуации общения,

возникающие в естественной деятельности детей. Например, ситуации общения, в

которых происходит практическое закрепление детьми освоенных речевых форм.

Воспитателю важно, не нарушая деятельности детей, направлять ее на решение речевых

задач.

Ситуации

общения

могут

быть

лексическими,

вербально-оценочными,

прогностическими, коллизийными, описательными — в зависимости от поставленной

речевой задачи. При их организации чаще всего педагог «идет от детей», то есть находит

эти ситуации в детской деятельности и использует их для развития речи ребенка.

Например, приход нового ребенка в группу может быть содержанием для организации

многочисленных значимых для развития речи ситуаций общения. Это и упражнение детей

в способах знакомства и приветствия, и упражнение в составлении рассказов о своей

группе, игрушках, играх и занятиях, в умении задавать вопросы и выслушивать ответы

других детей. Ситуации общения планируются воспитателем на прогулках, во время игр,

в процессе работы по развитию культурно-гигиенических навыков.

Самостоятельная деятельность детей может быть организована посредством

проблемных ситуаций, созданных в предметно-развивающей среде. Например, через

создание сюжетной ситуации для дальнейшего обыгрывания детьми; через внесение

модели или пооперационной схемы для создания игрушки и постройки; через появление

новых книг в книжном уголке и пр. В этом случае задача воспитателя — заинтересовать

детей изменениями в среде, направить их активность. Организации самостоятельной

деятельности детей способствует постановка в позицию «мы самые старшие в детском

саду». Например: «Мы играем с малышами в подвижные игры», «Мы учим малышей

делать постройки из песка», «Мы помогаем перенести новый песок в песочницы» и пр.

Как способствовать развитию детского сообщества в условиях самостоятельной

деятельности детей?

В среднем и старшем дошкольном возрасте источником динамичного развития

детского общества выступает творчество как процесс групповой и индивидуальной

самореализации. Развитие детского творческого сообщества представляет собой процесс

организации последовательно сменяющих друг друга видов совместной деятельности для

решения коллективным способом, имеющих коллективный и индивидуально значимый

результат (Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе).

Проект решения детским сообществом (то есть коллективно) общей задачи может

иметь следующую последовательность.

1.Совместное выдвижение замысла коллективной деятельности. Важно вызвать у

детей желание включиться в коллективную деятельность, эмоциональный подъем. Идея

может выдвигаться путем «мозгового штурма», приводящего к накоплению банка

коллективных идей.

8

2.Совместное планирование и поиск способов достижения общей цели. Организация

обсуждения

детьми

содержания

предстоящей

деятельности,

прогнозирование

промежуточных и конечных результатов: взаимный обмен мнениями, распределение

ролей с учетом желаний и возможностей каждого (например, в ситуации постановки

спектакля — костюмеры, художники, актеры и др.). Педагог общается с детьми «на

равных» — это симулирует детское творчество, способствует организации коллективного

диалога. Возможен вопросительный стиль общения с группой, создание проблемных

ситуаций (например, как лучше и интереснее провести День именинника, Вечер

сюрпризов для малышей и др.).

3.Выбор способа организации сотрудничества. Самое простое — объединение детей

общей целью и общим результатом: планирование и совершение действий каждый

ребенок выполняет индивидуально (например, общая цель — сделать пригласительные

билеты для родителей, каждый ребенок разрабатывает и выполняет свой вариант такого

билета; результат — все родители получат билеты, чувство радости всех детей). Другой

вариант — общая цель деятельности выполняется несколькими подгруппами, и итоговый

результат зависит от качества работы каждой подгруппы. При такой организации между

детьми возникают более тесные отношения сотрудничества, что укрепляет дружеские

отношения.

Деятельность такого типа вызывает чувство удовлетворения у каждого участника,

возникает ощущение полезности (например, при создании общего панно «Волшебная

страна», разделившись на подгруппы по собственному желанию, дети самостоятельно

решают вопрос о том, кто какой сюжет будет делать).

4.Совместная

самостоятельная

деятельность

детей.

Задача

воспитателя

организация взаимной поддержки и помощи в процессе выполнения деятельности,

положительного

подкрепления,

что

подчеркивает

значимость

промежуточных

результатов. Взаимодействуя с детьми, воспитатель выступает как режиссер и занимает

разные позиции в зависимости от степени освоения детьми деятельности и развития

коллективных отношений: организатора (изучает детей, регулирует их взаимоотношения,

планирует содержание и предлагает задачи, демонстрирует способы сотрудничества,

помогает организовать совместные действия), участника (обсуждает и находит вместе с

детьми

варианты

решения,

вовлекает

«изолированных»

детей,

подчеркивает

их

достоинства, стимулирует стремление к сотрудничеству), консультанта (помогает детям

разрешить спорные проблемы, стимулирует сотворчество).

Важно правильно объединить детей в деятельности с учетом их поведенческих

особенностей. Т. В. Сенько выделила несколько типов детей в зависимости от их

способности

к

доброжелательному

общению

и

взаимодействию: общительно-

дружелюбные,

общительно-вра-ждебные,необщительно-дружелюбныеинеобщительно-

враждебные.Общительно-дружелюбныхможно объединять со всеми детьми. Общительно-

враждебных нельзя объединять друг с другом и с необщительно-враждебными. Два

последних типа нельзя объединять друг с другом.

5.Достижение, осознание и оценка значимости результата. Педагог акцентирует

внимание на личном вкладе каждого участника в общее дело, подчеркивает значимость

совместных усилий. Привлекает к оценке других значимых для детей людей — родителей.

Тематика совместных дел может быть различной: «Готовимся встретить друга после

болезни», «Сделаем выставку рисунков для наших родителей», «Порадуем малышей

подарками, сделанными своими руками», «Проводы зимы», «Готовимся к ярмарке» и др.

Как организовать свободную самостоятельную деятельность детей по выбору и

интересам?

9

Воспитатель предоставляет ребенку возможность заниматься такой деятельностью в

утренний отрезок времени, на прогулке и во второй половине дня. Возможность играть,

рисовать, конструировать, сочинять и прочее в соответствии с собственными интересами

является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду.

Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в утренний

отрезок времени и во второй половине дня ежедневно.

В зависимости от возраста детей ее общая продолжительность в течение дня — от 15

до 45 минут. Основой взаимодействия педагога и детей выступает поддержка

самостоятельности и творчества детей.

В чем особенности взаимодействия с семьями детей по реализации основной

общеобразовательной программы дошкольного образования?

Основными

формами

совместной

деятельности

педагогов

и

родителей

по

реализации основной общеобразовательной программы являются:

—подготовка и проведение совместных праздников и досугов, предполагающие

совместные выступления детей вместе с родителями, участие в конкурсах;

—проведение разнообразных встреч с родителями и представителями старшего

поколения семей («Очень бабушку мою, маму мамину, люблю» — в связи с

празднованием Дня пожилого человека; «Папа может все!» — в связи с празднованием

Дня защитника Отечества и пр.);

—привлечение родителей к участию в детских познавательно-исследовательских и

творческих проектах, сбору информации, подбору и оформлению вместе с ребенком

наглядного материала (альбома, коллажа и пр.).

Метод проектов как инновационная форма организации целостного

педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении

В чем сущность метода проектов?

Метод проектов предполагает создание воспитателем таких условий, которые

позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый

практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать

его и преобразовывать. В исследованиях Е. С. Полат определяется сущность этого метода

как способа достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы,

лично значимой для ребенка, которая должна завершиться практическим результатом,

оформленным в виде конечного продукта.

Метод проектов основан, с одной стороны, на взаимодействии со взрослыми, а с

другой — на основе постоянно расширяющихся самостоятельных действий ребенка

(собственных проб, поиска, вы бора, манипулирования предметами и действиями,

конструирования,

фантазирования,

наблюдения-изучения-исследования).В

проектной

деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть

самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответствен за результат

деятельности, свои поступки. В основе проектной деятельности лежат развитие

познавательных

интересов

детей,

умение

самостоятельно

применять

полученные

представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве,

восполнять недостающие знания и обретать умения, развитие критического мышления.

10

Руководство проектной деятельностью ведет к изменению позиции педагога. Из

транслятора

готовых

знаний

он

превращается

в

организатора

познавательной

деятельности своих воспитанников и помогает ребенку приобретать универсальные

культурные способы действий (умения), универсальные компетентности, помогающие

ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.

Какие виды проектов могут использоваться в педагогическом процессе

детского сада?

Проекты могут быть разных видов и классифицируются по разным основаниям:

по предметно-содержательной

области,

по

характеру

доминирующей

в

проекте

деятельности, по количеству участников, по продолжительности. По предметно-

содержательной области различаются монопроекты, содержание которых ограничивается

рамками одной образовательной области, и интегрированные проекты, в которых

решаются задачи из разных образовательных областей программы.

Примеры

монопроектов

по

образовательной

области

«Коммуникация»: «Как

рождается

книга» (развитие

речевого

творчества

детей);

«Трудно

ли

быть

вежливым?» (освоение правил этикета, умений использовать их в повседневном

общении);

«Лучше сам или все вместе?»(развитие регуляционно-коммуникативных

умений (умение совместно решать бытовые и учебные задачи, доверять, поддерживать

партнера по деятельности)).

По характеру доминирующей в проекте детской деятельности возможны проекты (Е.

С. Полат):

творческо-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ

персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

исследовательско-творческие

(дети

исследуют,

экспериментируют,

анализируют, а результаты выдают в виде дневников наблюдений, исследовательских

карт, коллажей по результатам экспериментов);

информационно-практические (дети

осваивают

новую

информацию

и

реализуют ее в создании различных предметов, подкрепляя это практикой в реальной

жизни (выращенный на подоконнике лук), в оформлении группы (поделки к Новому

году), в подготовке к сюжетно-ролевой игре (атрибуты, сделанные руками детей), во

взаимодействии с детьми более младших групп (книжки с детскими рассказами и

рисунками, коллажи с правилами умывания, детские диафильмы и т. д.);

творческие продуктивные (оформление результата в виде детского праздника,

ролевой игры, театрализованной игры).

Планируя работу, воспитатель может ориентироваться на конкретный вид проекта, а

можно и интегрировать разные виды детской деятельности в один проект.

По количеству участников проекты могут быть индивидуальными, парными,

групповыми, коллективными, массовыми. Для дошкольных учреждений рационально

использование коллективных и групповых проектов. В коллективных проектах участвуют

все дети возрастной группы, сообща решая поставленную проблему. Примером может

служить

коллективный

творческий

проект

«Мастерская

Деда

Мороза»

в

подготовительной группе, результат которого — конкурс новогодних украшений,

сделанных руками детей группы.

Групповые проекты предполагают небольшую подгруппу детей участников.

Например, проект для старшей группы «История игрушки» предполагает совместно с

родителями организацию выставки «Старинные и современные игрушки». Для этого

объединяется подгруппа детей, в семьях которых хранятся старинные игрушки. Они

11

узнают от представителей старшего поколения семьи об истории появления этих игрушек

в доме, о причинах их долгого хранения, находят в них признаки старины, отличия от

современных подобных игрушек.

Для парных проектов возможно объединение двоих детей или ребенка и родителя.

Например, в мини-проекте «Пожилые люди в жизни страны и семьи», посвященном Дню

пожилых людей, ребенок вместе с мамой изучает семейные архивы и готовит альбом

«Старшее поколение нашей семьи», в котором представляет не только фотографии, но и

свои рисунки, рассказы, поздравительные открытки и подарки для бабушек и дедушек.

По

длительности

реализации

проекты

могут

быть

краткосрочными(мини-

проекты),средней

продолжительности

и

долгосрочными.

Краткосрочные

проекты

характерны для младшей группы. Они могут включать всего2–3образовательные ситуации

и длиться2–3дня. Например, мини-проект «Надо, надо умываться» включает осмотр

умывальной комнаты в детском саду, рассматривание картины «Купание куклы» и чтение

стихотворения А. Барто «Купание». Результатом этого проекта будет организация ванной

комнаты в кукольном уголке и ее обыгрывание. Для детей старших групп типичными

будут проекты средней продолжительности, реализация которых составляет 1–2недели.

Для детей младшего дошкольного возраста характерны небольшие по длительности

и простые по результату продуктивной деятельности мини-проекты, организуемые чаще

при участии родителей или совместно с родителями. Для детей старшего дошкольного

возраста проектная деятельность становится более продолжительным занятием, она может

активно развиваться, приостанавливаться накакое-то время и снова нарастать по мере

активности детей.

Как организуется проектная деятельность в детском саду?

Метод проектов включает в себя несколько этапов, выделенных Н. Ю. Пахомовой, и

только при их соблюдении можно говорить о том, что реализуется проектная

деятельность в детском саду:

1) погружение в проект;

2) организация деятельности;

3) осуществление деятельности;

4) презентация результатов.

Рассмотрим их более подробно относительно выполняемых действий со стороны

воспитателя и детей (см. табл. 7).

Таблица 7. Взаимодействие воспитателя и детей в проектной деятельности

Воспитатель

Дети

Погружение в проект

Формулирует проблему проекта,

Осуществляют присвоение пробле-

сюжетную ситуацию, цель и задачи

мы на личном уровне, вживаются

в ситуацию, принимают, уточняют

и конкретизируют цели и задачи

12

Организация деятельности

Создает условия для самостоятель-

Осуществляют распределение по

ной деятельности детей.

группам с помощью взрослого.

Предлагает и организует (помогает):

Распределяют роли, обязанности.

— группы детей;

Планируют свою работу и работу

— распределяет роли, ответствен-

всех участников проекта. Выбира-

ность;

ют формы и способы презентации

— планирование детской деятель-

полученных результатов

ности по решению задач проекта;

— предполагаемые формы презен-

тации результатов, итогов работы

Воспитатель

Дети

Осуществление деятельности

При косвенном участии:

Активно и самостоятельно при кос-

— при необходимости консульти-

венном участии воспитателя:

рует, отвечает на вопросы, подска-

— выполняют свою работу в рамках

зывает, советует;

выбранной роли и обязанностей;

— деликатно контролирует;

— консультируются, задают вопро-

— обогащает знания детей, повы-

сы, ищут поддержки и одобрения;

шает их эрудицию;

— ищут необходимые и недостаю-

— репетирует с детьми презента-

щие знания;

цию, обсуждает, помогает

— фантазируют;

— готовят презентацию

Презентация

Обобщает полученные результа-

Демонстрируют:

ты проекта и подводит его итоги.

— понимание проблемы, цели и за-

Оценивает умения детей и сов-

дачи;

местную деятельность дошкольни-

— умение планировать и осуществ-

ков. Поощряет каждого участника,

лять работу;

подобрав ему свою номинацию

— найденные способы решения

проблемы;

— самоанализ деятельности и ее

13

результата;

— взаимную оценку друг друга в де-

ятельности, способность выбрать

лучших участников

Как организуется презентация промежуточных результатов и конечного

продукта детьми проектной деятельности?

Воспитателю необходимо создать условия для того, чтобы дети-участники проекта

получили удовлетворение и истинное удовольствие от презентации и оценки своих

усилий, затраченных на реализацию проекта и создание конечного продукта. Для этого

необходимы зрители, которым будет представлен продукт проекта. Это могут быть

родители, сотрудники детского сада, дети других групп, жители микрорайона (например,

во время праздника Масленицы на территории детского сада).

Важно подчеркнуть значимость детской деятельности по созданию продукта

проекта, создать необычную торжественную обстановку для процесса презентации.

Только при этих условиях презентация станет стимулом для последующей активной

проектной деятельности детей. В старшей и подготовительной группах работа по проекту

может заканчиваться обсуждением с детьми и оценкой процесса их проектной

деятельности. При этом можно обсудить с детьми успехи и трудности, с которыми они

столкнулись по ходу проекта, подумать об их причинах и возможностях предупреждения

в будущих проектах. В обсуждении с детьми подготовительной группы воспитатель

может использовать термин «проект»: «Мы с вами закончили большой проект…», «Нас

ждет новый интересный проект на тему…». Использование термина из «взрослой жизни»

усиливает для ребенка значимость своего участия в общем деле, способствует повышению

уровня ответственности ребенка перед сверстниками.

Участие

в

проекте

дает

ребенку

возможность

делать

что-то

интересное

самостоятельно или в группе со сверстниками, проявить свои способности, применить

свои знания и личный опыт.

Воспитателю проект дает возможность решать множество педагогических задач:

показать детям способы поиска новой информации, научить планировать коллективную

деятельность,

проводить

исследование

(выдвигать

предположения,

проверять

их,

обобщать результаты), применять свои знания и умения в различных, в том числе и

новых, ситуациях, развивать умение презентовать полученный продукт. В проектной

деятельности меняется и сама позиция воспитателя. Из носителя готовых знаний, которые

он

стремится

передать

детям,

он

превращается

в

организатора

увлекательной

познавательной, исследовательской деятельности своих воспитанников.

Сочетание

совместной

со

сверстниками

и

индивидуальной

деятельности

воспитывает у детей ответственность, умение работать в коллективе, проявляя при этом

индивидуальные способности и творчество.

14

15



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники