Напоминание

Особенности речевого развития детей с синдромом Дауна


Автор: Козулина Оксана Владимировна
Должность: Логопед
Учебное заведение: "Городская поликлиника № 51" ДПО № 39
Населённый пункт: г. Санкт - Петербург
Наименование материала: Методическая разработка.
Тема: Особенности речевого развития детей с синдромом Дауна
Дата публикации: 10.01.2021
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: Особенности речевого развития детей с синдромом Дауна.

За последние годы, работая на отделении абилитации и реабилитации логопедом,

я изучала детей с синдромом Дауна и разрабатывала индивидуальные коррекционные

программы помощи, а также проводила занятия по развитию речи и коммуникативных

навыков у детей с данным диагнозом.

Это дало мне возможность выявить особенности речевого развития детей с

синдромом Дауна в раннем возрасте и желание поделиться своими заключениями со

специалистами, работающими в этой области.

Синдром Дауна - это результат хромосомного расстройства, характеризующийся

появлением лишней хромосомы в каждой клетке тела ребёнка.

У большинства людей 46 хромосом. Синдром Дауна обычно бывает обусловлен

наличием лишней хромосомы в 21 паре. Именно поэтому обычная форма синдрома Дауна

называется трисомия 21 .В настоящее время никто не знает достоверных причин

вызывающих эту эномалию внутриутробного развития. Ребёнок с данной патологией

может родиться в любой семье, у родителей любого возраста, любой национальности,

любой религии, любого социального слоя. С синдромом Дауна рождается примерно один

ребёнок из 600-800.

Вероятность рождения ребенка с этим диагнозом может снизиться благодаря

современным методам обследования беременных, выявлению пороков развития на ранних

сроках и применению программам прерывания беременности, которые действуют во

многих странах.

Ребёнок, родившийся с синдромом Дауна, обладает некоторыми характерными

физическими особенностями: так ему свойственны небольшие отличия в форме головы,

глаз, ушей и переносицы. Примерно у 40% детей отмечаются пороки сердца, иногда

требующие хирургического вмешательства. В большинстве случаев с помощью операции

удаётся улучшить состояние детей, и они продолжают вести активную жизнь, однако

некоторые пороки сердца неизлечимы и действительно сокращают продолжительность

жизни ребёнка. Среди самых распространённых медицинских проблем, затрудняющих

раннее развитие ребёнка, - гипотония (пониженный мышечный тонус), респираторные

инфекции (простуды, кашель, инфекционные заболевания уха и горла) и сенсорные

нарушения. У детей с синдромом Дауна повышен риск нарушений слуха и зрения в

раннем возрасте. Если их не лечить, эти нарушения могут сильно повлиять на развитие

ребёнка.

Каковы перспективы развития ребенка?

Ответа на этот вопрос ещё никто не знает. До недавнего времени считалось, что

дети с синдромом Дауна имеют тяжёлую степень умственной отсталости и,

вырастая, становятся зависимыми людьми с серьёзными трудностями в обучении.

Существовала точка зрения, что только в редких случаях такие дети смогут немного

научиться читать, выполнять простую работу и сумеют достичь некоторой независимости.

Однако с каждым годом появляется всё больше и больше сообщений о молодых людях,

которые живут самостоятельно, работают, учатся водить машину, выступают на сцене и

успешно трудятся в самых различных сферах.

Эти изменения обусловлены, несколькими важными факторами: во-первых, дети

с синдромом Дауна сейчас имеют возможность приобрести семейный и социальный опыт,

более близкий к нормальному; во-вторых, медицинское обслуживание и услуги

специалистов в области ранней помощи стали лучше; в-третьих, в настоящее время у

детей с особыми потребностями появилось больше возможностей для получения

образования; и, наконец, изменилось к лучшему отношение общества к людям с особыми

потребностями.

Это

подтверждает

важный

выводу

комитета

Ворнока(1981

год

Великобритания) о том, что не следует в своих прогнозах исходить из медицинского

диагноза; необходимо подходить к детям и оценивать их потребности индивидуально.

Диагноз синдромом Дауна не определяет траекторию развития и не накладывает

однородность,

потолок

и

плато.

Вопреки

широко

распространённому

мнению,

неизбежных ограничений на развитие в подростковом возрасте.

Мэри Кромби, Пэт Ганн и Алан Хэйз работают в университете Квинслэнд,

Австралия, где они уже в течение 20 лет активно занимаются исследованием влияния

синдрома Дауна на развитие. В своих работах они публикуют результаты двух

продолжительных по времени исследований, прослеживающих развитие группы детей,

начиная с детских лет до взрослого состояния. Они сделали три главных вывода: во-

первых, существует широкий спектр траекторий развития, некоторые дети развиваются

быстрее, чем другие, во-вторых, нет никаких свидетельств того, что большинство детей до

достижения взрослого состояния в когнитивном развитии доходят до некоего плато, и в-

третьих, диапазон показателей развития детей, получивших раннюю помощь, также

широк, как и у тех, кто родился слишком рано, чтобы получить её/

Как происходит развитие в первые годы жизни у ребенка с синдромом

Дауна?

Для всех детей развитие это процесс роста и освоения новых знаний и умений. С

каждым днём, с каждой неделей возрастает их опыт отношений с миром, и они начинают

этот опыт осознавать. Самый важный опыт в жизни маленьких детей - это контакт с

людьми, которых они видят, слышат, чувствуют, обоняют, когда их берут на руки, кормят,

купают, играют с ними. Не удивительно, что большинство детских реакций социальны,

потому что они улыбаются и устанавливают контакт глазами при социальном

взаимодействии со взрослыми, начиная с шести недель. В этих ранних взаимодействиях

они постепенно учатся общаться; они лепечут, а потом слушают и учатся убеждать

другого человека ответить. Они также учатся интерпретировать чувства других людей,

например, удовольствие, гнев, грусть, которые сопровождаются соответствующими

выражениями лица,

жестами и тоном голоса. Это начало обучения социально

приемлемому поведению, тому, как влиять на других и понимать чувства.

Несмотря на то, что дети с синдромом Дауна могут немного позже начать

улыбаться, устанавливать контакт глазами, соблюдать очерёдность, их развитие в первый

год жизни в целом не отличается от обычного. Они проявляют интерес к людям,

социально отзывчивы и восприимчивы, и эта тенденция хорошего социального и

эмоционального развития и хорошего развития невербальных навыков общения обычно

сохраняется и в последующие годы.

Развитие

моторики,

у

детей

имеющих

синдром

Дауна,

характеризуется

некоторыми особенностями. Развитие моторики происходит медленнее у большинства

детей с синдромом Дауна, а это, в свою очередь, ограничивает их ранний опыт и

задерживает когнитивное развитие, поскольку они, как правило, учатся хватать, ползать и

ходить позже, чем обычные дети. Программа соответствующих упражнений в первый год

жизни поможет улучшить ситуацию и сведёт отставание к минимуму. Эту программу

реализовывает двигательный терапевт отделения абилитации на своих занятиях начиная с

6 месяцев жизни ребенка. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Во второй половине первого года жизни дети начинают меньше времени своего

бодрствования проводить, вовлекая окружающих в социальные игры, и больше времени

посвящать изучению мира вокруг себя. Зрительное изучение среды в дополнение к

большей подвижности позволяет детям больше узнавать об окружающем мире. В конце

первого года для привлечения внимания взрослых они более активно начинают

использовать контакт глазами, но теперь они это делают не для того, чтобы вовлечь

взрослых в "беседу", когда, глядя друг на друга, они общаются лепетом.

Клифф

Каннингем

и

его

коллеги

из

Манчестерского

университета

в

Великобритании провели исследование навыков общения детей с синдромом Дауна в

первый год жизни, которое показало, что, несмотря на хороший уровень социального

контакта глазами и игр в лепет в середине года, в конце года эти дети не начинают больше

времени посвящать зрительному исследованию мира и не переходят к референтному

использованию контакта глазами для инициирования эпизодов совместных действий.

Это означает, что они, по-видимому, не могут изучать окружающий мир так же

быстро, как другие дети их возраста, особенно, если учесть, что существует большая

вероятность, что они будут менее мобильны, и их мелкая моторика будет менее развита.

Это также означает, что у них, вероятно, гораздо меньше возможностей для освоения

речевых навыков и получения помощи в игре. Обследования, проведённые в конце

первого года, показывают, что социальная сфера развивается быстрее, чем когнитивная и

языковая.

Проблемы развития речи у детей с синдромом Дауна

Поскольку большинству детей с синдромом Дауна свойственны некоторые (если

не все) из перечисленных ниже особенностей, избежать трудностей в освоении речи почти

невозможно.

На развитие речи оказывают влияние зрение, слух, а также способности

интерпретировать

Типичными для этих детей являются:

1.

инфекционные заболевания среднего уха

2.

снижение остроты слуха

3.

пониженный мышечный тонус

4.

маленькая полость рта, большой размер языка

5.

повышенная или пониженная чувствительность к прикосновению

6.

задержка в интеллектуальном развитии

Влияние деятельности органов чувств на развитие речи

тактильные ощущения внутри полости рта и вокруг рта.

Слух

65-80% детей имеют пониженную остроту слуха. Инфекционные заболевания.

наличие жидкости за барабанной перепонкой мешают нормальной передаче звука. Кроме

того, у детей с синдромом Дауна маленькие и узкие ушные каналы. Все это отрицательно

влияет на слуховое восприятие и умение слушать. Ведь если ребенок не слышит

последовательные согласованные звуки окружающей среды, он не будет концентрировать

на них внимание. Если он не слышит звуков, ему трудно будет их узнавать.

Зрение

Дети осваивают язык, соотнося предмет с его названием. Они должны уметь

смотреть на вас, когда вы произносите слово, уметь вместе с вами смотреть на предмет

или явление, которое обозначается произносимым вами словом. Кроме того, им следует

уметь провожать взглядом движущиеся предметы. Примерно у 50% детей обнаруживается

дисбаланс глазных мышц, в результате чего глаза либо сходятся к носу, либо расходятся.

Распространены также близорукость и дальнозоркость.

Осязание

С точки зрения развития речи существенное значение имеют тактильные

ощущения как внутри ротовой полости, так и вокруг рта. Дети с синдромом Дауна

нередко испытывают трудности с распознаванием своих ощущений :

- они не могут для себя определить, где находится пища - между зубами или за

щекой

- с трудом представляют себе, где находится язык и куда его следует поместить

для того, чтобы произнести тот или иной звук

- если чувствительность снижена, они могут не испытывать удовольствия от

исследования предметов ртом, так как не получают от этого адекватного впечатления, и в

результате практики у них оказывается меньше

- если чувствительность повышена, любое прикосновение может стать

плохо переносимым.

Нам необходимо иметь возможность интегрировать все свои ощущения -

одновременно концентрировать внимание, слушать, смотреть и реагировать. Возможности

детей с синдромом Дауна часто не позволяют им в один отдельно взятый момент времени

обработать сигналы более, чем от одного раздражителя.

Физические особенности артикуляторного аппарата

Пониженный мышечный тонус

Маленький рот в сравнении с размерами языка

Привычка дышать ртом, обусловленная увеличенными миндалинами или

аденоидами, а также частыми респираторными заболеваниями

Эти факторы могут отрицательно влиять на разборчивость речи, которая

определяется:

- артикуляцией (движениями губ, языка, челюсти и нёба, необходимыми для

формирования звука)

- плавностью

- умением произносить звуки а правильной последовательности

- резонансными характеристиками (высота\качество звуков)

Когнитивные способности лежащие в основе успешного освоения речи

Задержка интеллектуального развития влияет на многие факторы,

определяющие способность учиться:

- умение обобщать

- слуховую память

- обработку слуховых сигналов

- способность выбирать подходящее слово

- абстрактное мышление (понимание взаимоотношений, идей и принципов,

лежащих за пределами конкретных понятий, например, представление о том, что порядок

слов может изменить смысл).

Временной разрыв между овладением навыками восприятия речи и умением

говорить

Умение говорить развивается как правило позже умения воспринимать речь.

Как правило речь у этих детей появляется к 2-3 годам.

Типичные этапы развития общения и речи детей при синдроме Дауна

от рождения до трех лет

Возраст

Взаимодействие

Словарь

Грамматический

строй

Речь

0-12 месяцев

Контакт глазами, смех,

плач. Смотрят, наблюдают.

Вокализируют, гулят,

лепечут соблюдают

очередность

Понимают несколько

слов

Лепет, характерный

родного языка

12 -24 месяца

Привлекают внимание,

используют жесты.

Вкладывают в жесты и

слова определенный

смысл

Начинают использовать

жесты и первые 10 слов

Начинают произносить

согласные и гласные

24- 36 месяцев Инициируют общение

30 слов. Понимание

опережает активную

речь

Говорят вместе

два слова

Не вполне внятно

Произносят слова

Детям с синдромом Дауна свойственны трудности с освоением семантики,

то есть значений слов . Словарь детей с синдромом Дауна также имеет свои особенности.

Они

склонны

пользоваться

словами,

имеющими

конкретный

смысл,

особенно

существительными, причем предпочитают использовать одни и те же слова.

Практическое использование речевых навыков

Использование речевых навыков для социальных контактов является одной из

сильных сторон детей с синдромом Дауна, но тем не менее, они нуждаются в практике.

Дети

с

синдромом

Дауна

часто

говорят

быстро

или

отдельными

последовательностями слов, без пауз между ними - так, что слова набегают друг на друга.

В этом смысле полезно чтение Ребенок, читая слово, указывает на него, и это замедляет

темп речи

У детей с синдромом Дауна наблюдается тенденция говорить слишком тихо, что

может объясняться рядом причин, среди которых пониженная острота слуха, из-за чего им

трудно следить за громкостью собственного голоса, пониженный мышечный тонус,

обуславливающий недостаточную поддержку дыханием, а также отсутствие уверенности

в себе.

У детей 10-13 лет часто появляется заикание. В языковом отношении, однако, эти

дети обычно бывают развиты относительно хорошо.

Если

мышцы

рта

имеют

пониженный

тонус,

речь

будет

нечеткой,

с

проглатыванием слогов. В этих случаях мы обычно наблюдаем тенденцию к коротким

высказываниям, так как ребенок не способен достаточно долго удерживать дыхание.

На способность произносить звуки речи, помимо прочего, влияет уровень

развития и степень зрелости нервов и мышц. Некоторые дети с синдромом Дауна имеют

определенное

неврологическое

недоразвитие,

что

затрудняет

им

возможность

контролировать и координировать сложные движения, необходимые для произнесения

звуков. Настойчивые проявления некоторых младенческих рефлексов, таких как

автоматический поисковый рефлекс, который заставляет ребенка открывать рот при

приближении какого-либо предмета, могут отрицательно воздействовать на функции,

соответствующие более высокому уровню нервного развития. Дети, которым присуща

дизартрия, испытывают трудности со всеми движениями рта и лица. Им сложно не только

произносить звуки, но и жевать, глотать, управлять голосом, обеспечивать нужные

резонансные характеристики и плавность речи. Ошибки при произнесении звуков будут

всегда, и каждый раз слово будет произноситься одинаково неправильно. Это, однако,

никак не будет связано с особенностями определенных звуков, а только лишь со

слабостью мышц.

Эта проблема относится скорее не к работе мышц как таковой,

а к

программированию движений. Физически ребенок способен совершить необходимые для

речи движения, но ему трудно объединить их в правильную последовательность. В этом

случае мы становимся свидетелями не постоянных ошибок, а частых перестановок звуков,

особенно в длинных словах.

Фонетические процессы

В процессе освоения речи дети находят для себя подмены определенным

звукосочетаниям, что облегчает им произнесение некоторых слов, сложность заключается

не в том, что ребенок не в состоянии выговорить звук, а скорее в незнании, когда его

использовать (свою роль играют также слух, слуховая память и расположение звуков в

определенной последовательности).

Типичные погрешности произношения детей с синдромом Да/на:

- непроизнесение согласного звука в конце слова

- образование всех звуков в передней части рта

- образование всех звуков в задней части рта

- опускание безударного слога ("шина" вместо "машина")

- сокращение группы согласных, следующих друг за другом ("пать" вместо

"спать")

Качество голоса и резонансные характеристики

Большинство звуков, за исключением "м" и "н", образуются в полости рта. Для

произнесения звуков "м" и "н" необходимо, чтобы носовые проходы были свободны, а для

звуков, образующихся в полости рта, необходимо соответствующее сокращение мышц,

закрывающее эти проходы, миндалины и\или аденоиды могут сильно сузить носовые

проход, вследствие чего ребенок будет дышать ртом, и звуки не будут резонировать в

носовой полости короткая верхняя губа, вялые мышцы или плохая работа нёбной

занавески могут привести к тому, что слишком много звуков будут резонировать в

носовой полости.

Следует иметь в виду, что у детей с синдромом Дауна:

• понимание речи намного опережает развитие активной речи;

• зрительная память развита гораздо лучше слуховой;

• социальное и эмоциональное развитие является наиболее сохранной сферой;

• нарушение речи может быть усилено нарушением слуха;

• сниженный объем слуховой памяти требует многократных повторений слов для

их запоминания;

• сниженный тонус и особенности строения речевого аппарата создают

дополнительные сложности для формирования четкого звукопроизношения;

• отставание речи при отсутствии других форм общения (жесты, чтение) вторично

влияет на другие сферы развития, особенно на социальную и когнитивную.

Коррекционную работу по развитию речи малыша, имеющего диагноз синдром

Дауна, необходимо начинать как можно раньше, так как требуется очень длительный

период систематической работы целой команды специалистов: логопеда, психолога,

двигательного терапевта и обязательно родителей.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники