Автор: Столбова Надежда Трофимовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Федеральное учреждение №148ое казённое профессиональное образовательн
Населённый пункт: Удмуртская Республика, город Ижевск
Наименование материала: Рабочая программа по предмету "Основа материаловедения"
Тема: Основа материаловедения
Раздел: среднее профессиональное
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №148
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
Рассмотрено:
педагогическим советом
протокол № 13
от «27» августа 2020 г
УТВЕРЖДАЮ
Директор ФКП образовательного
учреждения № 148
__________ В.А. Орлов
Приказ № 37-од от «28» августа 2020 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ
основной программы профессионального обучения
по профессии 19601 «Швея»
г. Ижевск
2020 г.
Рабочая программа учебной дисциплины по профессии 19601 «Швея» 2-го разряда
разработана на основе квалификационных характеристик ЕТКС с учётом содержания
трудовых функций Профессионального стандарта «Производство одежды из текстильных
материалов и аксессуаров одежды» и «Производство готовых текстильных изделий кроме
одежды» код 7443.
Разработчик:
Столбова Надежда Трофимовна мастер производственного обучения
ФКП образовательного учреждения № 148
Рассмотрено на заседании МК
Протокол № 3 от «25» июля 2020 г.
Председатель МК /М.В. Кашеваров/
2
СОДЕРЖАНИЕ
стр
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11
3
1.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИН
ОП. 02 Основы материаловедения
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной программы
профессионального обучения по рабочей профессии 19601 «Швея»
1.2.
Место дисциплины в структуре образовательной программы
профессионального обучения:
Общепрофессиональный цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
Подбирать материалы по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения
работ:
Применять материалы при выполнении работ.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
Общую классификацию материалов, характерные свойства и области их применения;
Общие сведения о строении материалов;
Общине сведения, назначение, виды и свойства материалов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 30 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 20 часов.
самостоятельной работы обучающегося 10 часов.
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
30
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
20
практические занятия
8
контрольные работы
1
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
10
в том числе:
Составление конспектов и ответы на вопросы
Составление таблиц и диаграмм
Подготовка к дифференцированному зачёту
10
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта
1
5
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы материаловедения»
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, практические работы обучающихся.
Количество
часов
Уровень
освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Текстильные
волокна
Тема 1.1
Волокнистые
материалы
Содержание учебного материала
6
Общие сведения о волокнах. Классификация волокон. Натуральные волокна
растительного происхождения. Натуральные волокна животного происхождения.
Химические волокна: искусственные и синтетические.
4
1,2
Практическое занятие
1
ПЗ №1 « Определение хлопкового и льняного волокна в ткани»
1
2.3
Контрольная работа
1
3
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной
литературы по вопросам данных тем.
2. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических
рекомендаций преподавателя.
2
2,3
Раздел 2.
Производство
тканых материалов
Тема 2.1
Текстильные нити.
Содержание учебного материала
4
Назначение текстильных материалов. Виды текстильных нитей. Отделка натуральных
тканей.
2
1,2
Практическое занятие
2
ПЗ№ 2 «Определение отделки ткани»
2
2,3
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной
литературы по вопросам данных тем.
2. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических
рекомендаций преподавателя, оформление отчетов и подготовка к их защите.
2
2,3
6
Тема 2.2
Строение тканей.
Содержание учебного материала
4
Волокнистый состав тканей. Способы определения волокнистого состава тканей
Классификация ткацких переплетений. Графические рисунки ткацких переплетений.
2
1.2
Практическое занятие
2
ПЗ № 3 «Исследование образцов тканей. Тип переплетения»
2
2.3
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной
литературы по вопросам данных тем.
2. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических
рекомендаций преподавателя, оформление отчетов и подготовка к их защите.
2
2,3
Тема 2.3
Свойства тканей
Содержание учебного материала
3
Физические свойства. Механические свойства. Технологические свойства
1
1,2
Практическое занятие
2
ПЗ № 4 «Определение свойства ткани по готовым образцам»
2
2,3
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной
литературы по вопросам данных тем.
2. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических
рекомендаций преподавателя, оформление отчетов и подготовка к их защите.
2
Раздел №3
Материалы для
скрепления деталей
одежды
Тема 3.1
Виды материалов
для соединения
деталей одежды
Содержание учебного материала
2
Ассортимент швейных ниток. Волокнистый состав, структура и свойства швейных
ниток. Фурнитура и их назначение.
1
1.2
Практическое занятие
1
ПЗ № 5 «Исследование образцов нитей. Определение волокнистого состава, крутки и
строения»
1
2,3
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной
литературы по вопросам данных тем.
2. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических
2
2,3
7
рекомендаций преподавателя
Итоговый контроль Дифференцированный зачёт
1
3
Всего:
30
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
8
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация
программы
учебной
дисциплины «Основы материаловедения» требует
наличия:
учебного кабинета;
швейной мастерской.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя
- комплект учебно – наглядных пособий «Материаловедение»;
- наглядные пособия: демонстрационные плакаты, раздаточный материал:
- образцы тканей для выполнения практических занятий;
- образцы тканей различных ассортиментных групп:
- видеофильмы по курсу:
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:
- универсальные машины;
- обмёточная спецмашина;
- столы рабочие;
- раскройный стол;
- манекен;
- утюжильная доска;
- электрические утюги;
- ножницы;
- иглы ручные;
- напёрстки;
- линейки;
- лекала;
- распарыватели.
Технические средства обучения: компьютер
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1. Савостицкий Н.А., Амирова Э.К. «Материаловедение швейного производства»:
Учебное пособие для студ. учреждений сред. Проф. образования. – М.: Издательский центр
«Академия»: Высшая школа, 2015.- 240с.
Дополнительные источники:
1. Савостицкий Н.А., Амирова Э.К., Материаловедение швейного производства. Серия
«Учебники, учебные пособия» Ростов–на -Дону: Феникс, 2002 г. – 288 с.
2. Суворова А.В. Материаловедение швейного производства. Ростов –на – Дону. Феникс.
2002 г.
3. Практикум по материаловедению швейного производства: Учеб. Пособие для студ.
высш. учеб. заведений / Б.А.Бузов, Н.Д.Алыменкова, Д.Г.Петропавловский. – М.:
Издательский центр «Академия», 2010. – 416с.
4. Материаловедение в производстве изделий легкой промышленности (швейное
производство):
Учебник
для
студ.
высш.
учеб.
заведений
/
Б.А.Бузов,
Н.Д.Алыменкова; Под ред. Б.А. Бузова. – М..: Издательский центр
9
«Академия», 2009.- 448с.
5. Петрова М.В. «Технология обработки тканей. Учеб. пособие.. Серия «Высшее
образование». Ростов н./ Д: «Феникс», 2010. – 96с.
10
4.
КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине,
обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля
демонстрируемых
обучающимися
знаний,
умений
и
навыков.
Текущий
контроль
проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а
также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Формы и методы текущего
контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным
учреждением и доводятся до сведения обучающихся в начале обучения.
Для текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных
средств (ФОС).
ФОС,
включают
в
себя
педагогические
контрольно-измерительные
материалы,
предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных
образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).
Результаты
(освоенные умения,
усвоенные знания)
Основные показатели результатов
подготовки
Формы и
методы
контроля и
оценки
1
2
3
Общие сведения о волокнах
Классификация волокон
Волокна растительного
происхождения Волокна
животного происхождения.
Волокна (искусственные и
синтетические).
-умение определять волокна
растительного и животного
происхождения;
- умение определять искусственные
и синтетические волокна;
-умение отличать натуральные
волокна от химических волокон
Фронтальный
опрос
Оценка
выполнения
практического
занятия
Тестирование
Назначение текстильных
материалов.
Виды текстильных нитей.
Отделка натуральных тканей
-умение распознавать виды
текстильных нитей;
- умение определять основную и
уточную нити на ткани;
умение определять виды отделок на
материале;
Фронтальный
опрос
Выполнение
практического
занятия
Волокнистый состав тканей.
Классификация ткацких
переплетений
-умение определять состав тканей,
переплетение; распознает на
швейных материалах лицевую и
изнаночную стороны.
Фронтальный
опрос
Выполнение
практического
занятия
Свойства тканей
-умение определять свойства тканей;
-умение подбирать ткань для пошива
изделий в зависимости от свойств и
строения ткани.
Фронтальный
опрос
Выполнение
практического
занятия
Ассортимент швейных ниток.
Ассортимент фурнитуры.
-умение подбирать по цвету и
номеру нитки , фурнитуру при
пошиве изделий.
Фронтальный
опрос
Выполнение
практического
занятия
11
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
должен уметь:
- Подбирать материалы по их назначению и
условиям эксплуатации для выполнения работ:
- Применять материалы при выполнении работ.
оценки по практическим заданиям
должен знать:
- Общую классификацию материалов,
характерные свойства и области их применения;
- Общие сведения о строении материалов;
- Общине сведения, назначение, виды и свойства
материалов..
Текущий контроль:
Оценка на практическом занятии,
устный опрос, оценка по
практической работе, тестовые
задания.
Тематический контроль.
Тестовые задания.
Итоговый контроль:
дифференцированный зачёт.
12