Автор: Боброва Татьяна Германовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ № 138 Выборгского района
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: "Прогулка по лесу"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе
«Прогулка по лесу»
Цель: Закрепить знания детей, о правилах поведения в лесу, о жизни живой и
неживой природы.
Задачи:
Образователные:
Продолжать учить описывать дерево (березу) по внешним признакам
(толщина и гибкость веток, цвет и особенность коры, форма листа).
Закреплять понятие «Лес» и правила поведения в лесу.
Закреплять знания детей о диких животных и их детенышах.
Развивающие:
Развивать наблюдательность, внимание, мышление, зрительную и слуховую
память, умение анализировать, обобщать, делать выводы. Развивать у детей
связную речь, обогащать словарный запас (хвоя, хвойный, чечевички,
белоствольная, березовая роща, березняк).
Воспитательные:
Воспитывать
любовь
и
бережное
отношение
к
родной
природе.
Способствовать
формированию
коммуникативных
навыков.
Вызывать
эмоциональный отклик в процессе любования родной природы.
Интеграция
образовательных
областей:
«Познавательное
развитие»,
«Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»
Предварительная работа:
Наблюдение за елью, сосной на территории ДОУ;
Чтение литературы природоведческого характера; чтение стихов о
природе
Рассматривание иллюстраций о лесе.
Материалы к НОД:
Письмо – самолетик из бумаги от лесовика, задания в шкатулке;
Мнемотаблица с правилами поведения в лесу;
Иллюстрации с изображением березы, березовой рощи в разное время
года (на экране)
Карточки «Что необходимо для жизни и роста деревьев»
Мнемотаблица для составления рассказа.
Ход НОД:
1 часть.
- Ребята, сегодня я получила письмо, в котором нас с вами приглашают в
виртуальный лес. Отправимся на прогулку в лес?
- А вы можете мне объяснить, что означает слово «лес»?
Лес – это место, где растет много разнообразных деревьев. Деревья, на
которых растут
листья, называются «лиственные». Какие лиственные
деревья вы знаете? (береза, клён, ясень, тополь, липа …)Деревья, у которых
иголочки, называются «хвойные». Какие хвойные деревья вы знаете? (сосна,
ель, лиственница).
Лес – это место, где живут различные дикие животные, птицы, насекомые,
растут различные растения, грибы и ягоды.
- Существует много пословиц о лесе. Послушайте.
«Лес – богатство и краса, береги свои леса»
«Враг природы тот, кто лес не бережет»
- Скажите, ребята, а как вы думаете, кто хозяин леса, кто смотрит за
порядком в лесу?
- Правильно, лесник. А в виртуальном лесу живет старик – Лесовик. Прежде
чем мы отправимся в лес, мы должны вспомнить правила поведения в лесу.
Памятка:
1.
Не будем ломать ветки деревьев.
2.
Не будем рвать цветы, а будем ими любоваться.
3.
Не будем срывать незнакомые ягоды и грибы.
4.
Не будем шуметь в лесу и обижать животных.
- Ну что, отправляемся в лес? Но , чтобы отправится в виртуальный лес, мы
должны с вами сказать волшебные слова:
Раз, два, три наклонюсь
Раз, два, три повернусь
Раз, два, три покружусь
И в лесу я окажусь
( В это время в группу влетает бумажный самолетик – письмо. Воспитатель
читает).
- «Я старик – лесовик. Я всегда рад гостям. Очень люблю поиграть. Раз вы
попали в мои владения, вам придется выполнить мои задания, которые
спрятаны в сундуке».
- Ну что, ребята, выполним задания старика – Лесовика?
(из сундука достают первое задание)
Задание 1
Что нужно для роста и жизни деревьев?
1.
Солнце – источник света. Дерево не может жить без света. Солнце, как
художник, окрашивает листья в зеленый цвет. Когда осенью световой
день становится короче, деревья получают сигнал – нужно готовиться к
зиме.
2.
Солнце – источник тепла. Если зимой бывают очень сильные морозы,
растение может погибнуть, замерзнуть. От количества тепла зависит и
начало появления листьев.
3.
Деревья пьют воду, как люди. Одним деревьям нужно много влаги,
другие обходятся небольшим количеством воды. Воду дерево получает
с дождем, кроме дождей бывают и другие виды осадков: снег, роса,
иней, град. Снег укрывает корни дерева, словно теплое одеяло, спасает
от вымерзания. Весной, когда снег тает, дерево поит талая вода.
4.
Деревья, как и люди должны дышать. Всем нужен чистый воздух. От
грязного воздуха деревья могут погибнуть. В то же время, деревья сами
очищают воздух.
5.
Ветер переносит семена.
6.
Птицы питаются насекомыми, живущие на дереве, принося ему вред.
7.
Дождевые черви рыхлят почву, делают ее пригодной для развития
растений.
- Молодцы, ребята! Выполнили первое задание пора вскрывать другой
конверт. А, который по счету?
Задание 2
« Расскажите о красавице березе?»
1слайд «Берёза»
- Береза – единственное в мире дерево с белой корой.
- Как можно назвать березу с белым стволом? (белоствольная)
- У березы ствол с черными черточками. Для чего березе черные черточки?
(береза через них дышит и называются они «чечевички»).
2 слайд «Берёзовые листья»
- Обратите внимание на листья. У березы листья с зубчиками, ветви тонкие,
гибкие, нежные. Люди говорят, что у березы есть коса. Как вы думаете,
почему так говорят? (когда дует ветер, ветви у березы, как косы заплетаются)
3 слайд «Березовая роща»
- Разбежались по опушке в белых платьяцах подружки. Посмотрите, как
много здесь растет березок. Такой лес называют «березняком» или
«березовой рощей».
- Молодцы ребята!
- Теперь погуляем по лесу и посмотрим какие лесные жители здесь живут.
Подвижная игра «Назови зверя и его семью»
(Дети встают в круг и произносят слова. Ведущий ходит внутри круга и
после сказаных слов указывает на одного ребенка, который должен назвать
любого лесного зверя и его семью (Волк, волчица, волчонок, затем дети
изображают это животное.
Мы по лесу все идём
И зверюшек узнаём.
Ну, скорее раз, два, три
Быстро зверя назови.
- Молодцы, ребята! Нам осталось выполнить последнее задание старика –
лесовика.
Задание 3
«Составьте рассказ по картинкам»
(Дана лента с картинками, которые идут по порядку. (лес-медведь-10-
печенье-корзина с малиной-зима-берлога-весна) , дети составляют рассказ.
- В одном дремучем лесу жил медведь. Ему было десять лет. Он был
большой сладкоежка. Медведь любил собирать малину и лакомиться ей.
Когда наступила зима, он залег в свою берлогу спать. Проснулся медведь
толко тогда, когда наступила весна.
- Молодцы, ребята! Спасибо тебе, Старик – Лесовик, за гостеприимство, за
интересные задания, а нам с ребятами в детский сад пора. (дети произносят
слова)
Раз, два, три я наклонюсь,
Раз, два, три я повернусь
Раз, два, три я покружусь
И в саду я окажусь.
3 часть.
- Вот мы и в нашем любимом детском саду. Расскажите ваши впечатления от
нашего путешествия?
- Старик – Лесовик передал вам своё пожелание, послушайте:
«Мне по нраву только тот,
Мир лесной кто бережет,
Тот, кто ветки не ломает,
Тот, кто птичку не спугнет
И зверей обижать не станет,
И костер не разведет.
Кто всегда, всегда в лесу
Уважает тишину».
- Уважайте тишину, берегите природу, ведь мы – частичка её.