Пошаговая инструкция по подготовке учащихся к ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку
Автор: Бикбаева Фирюзя Мудярисовна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МКОО "Старозеленовская СШ" Населённый пункт: село Старое Зеленое, Старокулаткинского района, Ульяновской области Наименование материала: статья Тема: Пошаговая инструкция по подготовке учащихся к ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку Раздел: среднее образование
Из опыта работы учителя русского языка и литературы
I квалификационной категории Бикбаевой Фирюзи Мудярисовны
МКОО «Старозеленовская средняя школа»
Каждый педагог, творчески подходящий к процессу обучения, вырабатывает свою
систему работы с учащимися. Но всех нас объединяет одно: необходим результат. И это не
только успешная сдача выпускниками 9, 11-х классов ГИА, это, прежде всего, воспитание
личности, уважительно относящейся к обществу, языку, владеющей письменной и устной
речью, личности компетентной. Каждый педагог старается найти ответ на вопрос «Как
качественно
подготовить
учащихся
к
ОГЭ,
ЕГЭ»?
Мы
должны
помнить
о
том,
что
подготовка к ГИА проводится в виде занятий, на которых ученики уже не будут заново
изучать всю программу по предмету. Они узнают о тех особенностях тестирования,
которые позволят им получить максимум баллов. Подготовка ориентирована не просто на
экзамен, а именно на сдачу ГИА. Это значит, что они во время обучения:
получат навыки тестирования;
поймут особенности формулировок заданий;
научатся распределять время на выполнение тестовых заданий;
узнают о самых распространенных ошибках;
узнают, по каким темам больше всего вопросов в тестах
1 шаг.
В своей практике я предусматриваю работу учащихся с тестами, начиная с 5 класса.
Контрольные,
итоговые
работы
разрабатываю
в
формате
ОГЭ,
ЕГЭ
используя
разнообразные материалы.
Большим
подспорьем в
подготовке
к
экзамену
являются
элективные
курсы,
направленные на подготовку к итоговой аттестации в новой форме.
( Работа по подготовке к ОГЭ активизируется с 8 класса).
2 шаг.
Начинать работу над подготовкой учащихся к ОГЭ, ЕГЭ следует с изучения анализа за
предыдущий учебный год, принимая во внимание методические рекомендации.
Для подготовки учащихся к итоговой аттестации в новой форме использовать тестовый
материал, предложенный ФИПИ (федеральным институтом педагогических измерений).
3 шаг.
Важным моментом является и заинтересованность учащихся.
Задача каждого учителя - мотивировать учащихся на подготовку и результат, вооружиться
поддержкой родителей. Во многом, от мотивации учащегося на подготовку к итоговой
аттестации в новой форме зависит конечный результат.
4 шаг.
Несомненно, экзамен в новой форме - большая нагрузка для учащихся как физическая,
так и психологическая. Следует действовать сообща с педагогом-психологом: проводить
индивидуальные
беседы,
коллективные
тренинги,
способствующие
положительному
психоэмоциональному настрою.
5 шаг.
В процессе подготовки учащихся к ОГЭ, ЕГЭ хорошо зарекомендовала себя следующая
методика работы:
1.
Диагностика уровня владения ЗУНами.
2.
Актуализация, систематизация и обобщение знаний по теме.
3.
Отработка практического навыка, формирование умений и навыков при наличии
пробелов в знаниях и умениях.
4.
Повторная диагностика уровня владения ЗУНами.
5.
Корректировка умений и навыков.
6.
Контроль готовности к выполнению экзаменационных заданий.
6 шаг.
Использую в работе образовательные ресурсы.
Демонстративные (теоретический материал);
Интерактивные (учебный материал);
Диагностические (тесты, тренажеры).
Регулярно
использую ЦОР, пополняю методическую копилку, использую материалы и
коллег разных школ, чаще всего адаптируя их.
( разрабатываю карты занятий.)
Большую ставку делаю на практические занятия:
- сообщаю учащимся адреса сайтов для самостоятельной подготовки к ОГЭ, ЕГЭ;
- все учащиеся с 8 класса ведут папки, в которых собираются как теоретическая, так и
практическая информация.
Также
формируется
электронная
папка,
содержащая
теорию,
практику
(презентации,
тренажеры), удобная для дополнительной работы, повторения материала учащимися.
7 шаг.
После
проведения
занятий,
консультаций
регулярно
отслеживаю
уровень
усвоения
материала каждым учащимся (личные карты учета).
8 шаг.
Важным моментом в подготовке к ОГЭ, ЕГЭ являются пробные экзамены как школьные,
так и районные. Учащиеся отрабатывают навык заполнения бланков.
С каждым повторным экзаменом учатся управлять своим эмоциональным состоянием.
9 шаг.
Изучив результаты пробных экзаменов, работаю над пробелами в знаниях учащихся.
10 шаг.
Уверенность педагога передается и учащимся. Думаю, что немаловажно для них наша
поддержка: добрые слова и вера в их силы.
Психотехнические
навыки,
полученные
учащимися
в
процессе
обучения,
не
только
повышают эффективность подготовки к сдаче ОГЭ и ЕГЭ, но и позволяют учащимся более
успешно вести себя во время экзамена, способствуют развитию навыков мыслительной
работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными
эмоциями.