Автор: Нечаева Вера Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №190"
Населённый пункт: город Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: Разработка НОД по развитию речи
Тема: "В мире сказок"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по развитию речи «В мире сказок»
в средней группе.
Воспитатель: Нечаева Вера Владимировна
Программные задачи:
Образовательные задачи:
Уметь строить полные выразительные ответы на вопросы, поставленные
воспитателем.
Учить узнавать знакомые сказки по иллюстрациям.
Уметь самостоятельно пересказывать и понимать сказки на основе
наглядной модели.
Совершенствовать интонационную выразительность речи, обогащать
словарь, развивать культуру речи.
Развивающие задачи:
Развивать речь, внимание, воображение, умение создавать образы с
помощью мимики, жеста, пластики.
Развивать мышление, эмоциональную отзывчивость, память при отборе
условных заместителей.
Развивать устойчивый интерес детей к театрализованной деятельности.
Воспитательные задачи:
Воспитывать доброжелательность, коммуникативность; адекватно
реагировать в поведение сверстников. Воспитывать инициативность и
выдержку.
Формировать интерес к сказкам, нравственное начало личности ребенка.
Способствовать желанию детей участвовать в театрализованной
деятельности.
Воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Материал к НОД:
Музыкальное сопровождение, теремок и маски героев сказки «Теремок»,
картинки к сказкам «Теремок», «Гуси – лебеди», «Три медведя», «Красная
шапочка», «Доктор Айболит», «Колобок», «Курочка Ряба», картинки по
двум группам: «Мебель» и «Посуда», картинка и кукла Маша, красивая
коробка, в которой лежат красная шапочка, яичко, фонендоскоп, лиса.
Ход НОД:
Звучит музыка. Заходят дети.
Воспитатель: Здравствуйте, дети. Посмотрите, сколько у нас сегодня
гостей. Давайте поздороваемся с ними.
-Здравствуйте дети! Какое прекрасное утро! Давайте поприветствуем
друг друга, встанем в круг. Повторяйте, пожалуйста, за мной:
Доброе утро лесам и полям! (руки вверх)
Доброе утро скажу всем друзьям! (руки в стороны)
Доброе утро, детсад наш родной!
Сколько друзей стоит рядом со мной! (хлопают в ладоши)
Сегодня с утра всем желаем добра!
С радостью в садик пришли мы. Урааааа!!! (машут руками)
Ребята, вы готовы заниматься?
Дети: Да.
Ребята, а вы готовы все стараться?
Дети: Да.
Педагог: Вы знаете, к нам в гости пришла девочка Маша. Ой, а куда
делась наша Машенька?
-Вот же она! Я поняла, она находится в волшебной стране сказок!
(показываю фотографию Машеньки из мультфильма «Маша и Медведь»)
-Ребята, а вы узнали эту девочку? Из какой она сказки? А какая она, эта
девочка?
Ответы детей
-Да, Маша – хорошая девочка, но большая проказница. Что она может
натворить в стране сказок! Нужно ее вернуть оттуда. Ребята, давайте вместе
спасем наши сказки от проказ Машеньки.
-Только как же нам узнать, в какой она сказке? Мы сможем узнать, если
отгадаем загадку.
Зайка в нем жил и лягушка-квакушка,
волк и лисица, и мышка - норушка.
Только медведь поместиться не смог.
Мигом обрушился наш)
(Теремок)
(показываю картинку из сказки «Теремок»)
Воспитатель: Посмотрите, ЧТО Маша натворила! Она так запутала героев
сказки, что они даже забыли, кто за КЕМ в теремок приходит, ЧТО говорит.
Давайте им поможем всё вспомнить. Может, тогда мы получим подсказку,
где искать Машу. У меня есть волшебные предметы. С их помощью мы
превратимся в героев сказки.
Инсценировка сказки «Теремок»
Теремок в стихах
На опушке под сосной
Теремок стоял пустой,
Мимо мышка пробегала,
Теремочек увидала.
- Тук-тук-тук, скажите мне,
Кто хозяин в теремке?
Тишина, никто не бродит,
На крылечко не выходит.
Мышка в теремок зашла
И спокойно зажила.
Подмела полы, помыла,
Печку жарко натопила
И услышала: снаружи
Кто-то шлепает по луже.
- Тук-тук-тук, скажите мне,
Кто хозяин в теремке?
- Я- мышка -норушка,
А ты кто?
- Я - зеленая лягушка,
Ты пусти меня в избушку.
- Что ж, иди, вдвоем теснее,
Но гораздо веселее.
Сели чай попить за стол,
Разговор у них зашел,
Целый день проговорили,
О работе позабыли,
Вот пора уж спать ложиться,
Только кто-то в дверь стучится.
- Тук-тук-тук, скажите мне,
Кто хозяин в теремке?
- Я - мышка -норушка,
- Я - лягушка квакушка,
- Кто стоит за дверью там,
И зачем стучится к нам?
- Я - зайчик -побегайчик,
В теремок меня пустите,
Чаем гостя напоите.
- Что ж, иди, втроем теснее,
Но гораздо веселее.
Утром звери поднялись,
За работу принялись.
Лишь за стол стали садиться –
Слышат: кто-то в дверь стучится.
- Тук-тук-тук, скажите мне,
Кто хозяин в теремке?
- Я - мышка -норушка,
- Я - лягушка квакушка,
- Я - зайчик -побегайчик,
Кто стоит за дверью там,
И зачем стучится к нам?
- Я - красавица лисичка,
Хитроумная сестричка,
В теремок меня пустите,
Пирожками угостите.
- Что же, вчетвером теснее,
Но гораздо веселее.
Пирогов наелись звери,
Песни весело запели,
Заяц балалайку взял
И на струнах забренчал,
А лиса пошла плясать
И давай хвостом вилять,
Вдруг зайчишка замолчал –
Кто-то в двери постучал.
- Тук-тук-тук, скажите мне,
Кто хозяин в теремке?
- Я - мышка -норушка,
- Я - лягушка квакушка,
- Я - зайчик -побегайчик,
- Я - лисичка сестричка,
Кто стоит за дверью там,
И зачем стучится к нам?
- Это я - волчок, серый бочок,
Вы откройте шире двери,
Добрые соседи звери.
- Что же, впятером теснее,
Но гораздо веселее.
Волка чаем напоили,
Ближе к печке усадили,
Расспросили о судьбе,
Рассказали о себе,
Окна шторами закрыли
И ложиться спать решили.
Рано утром, на зарнице,
Кто-то в терем стал ломиться,
Заревел и зарычал,
Всех зверей перепугал.
- Тук-тук-тук, скажите мне,
Кто хозяин в теремке?
- Я - мышка -норушка,
- Я - лягушка квакушка,
- Я - зайчик -побегайчик,
- Я - лисичка сестричка,
- Я - волчок, серый бочок,
Кто же в гости к нам стучится,
Так, что терем шевелится?
- Я – медведь, зовусь Топтыжка,
Не буян, не шалунишка,
В теремок меня пустите
Да малиной угостите.
- Что же, вшестером теснее,
Но гораздо веселее.
В дверь медведь залазить стал -
Только лапу затолкал.
- В теремок ваш не вхожу,
Я на крыше посижу.
Жильцы все перепугались,
На медведя раскричались:
«Не войдёшь ты в этот дом,
И так мало места в нём!»
Но зверей медведь не слышит,
А пыхтит и лезет выше.
Только он на крышу встал,
Теремочек затрещал,
На бок сильно накренился
И на части развалился.
Еле выпрыгнуть успели
Перепуганные звери:
Первой мышка полевая,
Вслед лягушка луговая,
И веселый мальчик-зайчик,
Попрыгайчик-побегайчик,
И красавица лисичка,
Хитроумная сестричка,
А за ней лесной волчок,
Темно-серенький бочок.
Чешет голову медведь,
От тоски давай реветь,
Проявив смущение,
Стал просить прощения.
Доброй сказка быть должна.
И закончилась она
Тем, что новый терем в поле
Все друзья смогли построить.
Посмотрите, наши герои, кажется, всё вспомнили! (показываю картинку)
Воспитатель: Вы помогли героям вспомнить свою сказку. Но Машенька
успела убежать от нас в другую сказку. А в какую, узнаете, отгадав загадку.
У Машеньки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят.
Дети: Гуси-лебеди.
(показываю картинку)
Ребята, а что случилось в этой сказке, вы помните?
Озорница Машенька совсем запутала текст этой сказки. Нам нужно всё
исправить. Давайте попробуем, получится у нас или нет! Если заметите
ошибку, скажите.
Перепутанный текст
Жила-была девочка Маша. Однажды родители собрались и поехали …в
супермаркет. Правильно? (В город)
А с Машенькой осталась… сестренка Иванушка. Маша забыла про
Иванушку и весь день играла со …старушками. Прилетели …на вертолетах
33 богатыря и утащили мальчика. Во время поисков Маша встретила…
печку, в которой жарились …арбузы, (показываю правильную картинку)
дерево, на котором росли … валенки, (показываю картинку)
кефирную речку, сырные берега. (показываю картинку)
А Иванушка тем временем у Бабы-Яги играл серебряными кубиками.
Ой, какие вы молодцы! Как вам это удалось, не понимаю. Вы всё
исправили.
Иванушка играл серебряными яблоками. (показываю картинку)
Игра с яблоком.
Ребята у нас на подносе разные яблоки. Давайте и мы с вами поиграем с
яблочком и расскажем, какие еще могут быть яблоки. (румяные, наливные,
молодильные, спелые (Дети передают яблоко друг другу, называя эпитеты)
-Ребята, какие вы молодцы. Всё знаете. Только Маша такая шустрая, уже
убежала в другую сказку. Слушайте загадку.
Кто-то в доме побывал,
Стульчик маленький сломал,
Перемял кроватки,
И уснул там сладко.
Дети: Три медведя.
Педагог: Молодцы, конечно, три медведя. (показываю картинку)
Ребята, давайте вспомним эту сказку.
Приготовились…
В избушке живёт медведь…Как его зовут? (Михайло Потапыч).
Живёт не один, а со своей семьей.
Кто ещё в семье у Михайла Потапыча?
(Ответы детей) (Настасья Петровна. Мишутка).
(показываю картинку)
-Почему медведей называют косолапыми? Какие они? (Неуклюжие,
ходят переваливаясь, ставя носки внутрь.)
-Ребята, что натворила Машенька в избушке у медведей? (Ответы детей).
- Детки, посмотрите, Маша перемешала картинки с посудой и мебелью.
Давайте мы поможем Маше разобрать всю посуду и всю мебель.
(Дети сортируют картинки по двум группам: «Мебель» и «Посуда».)
Физкультминутка
Раз — прыжок, а два — присядка.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснутся (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало — начинает все сначала.
Детки, вы знаете, чтобы вернуть Машеньку, нужно прочитать волшебное
заклинание:
Раз, два, три –Машенька, вернись
Дети читают ЗАКЛИНАНИЕ с закрытыми глазами.
Появляется Маша с коробкой. (Кукла)
-Посмотрите, Маша забрала из сказок какие- то предметы. Надо вернуть.
Ведь без этих предметов не будет и этих сказок. А из каких сказок эти
предметы, мы узнаем, если отгадаем загадки.
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица…
Он известен, знаменит.
Это ...
(показываю картинку)
Дети берут предмет из коробки из этой сказки
Бабушка внучку очень любила.
Ей головной убор подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее. (Красная шапочка)
(показываю картинку)
Дети берут предмет из коробки из этой сказки
Мышка быстренько бежала
Мышка хвостиком виляла
Ой, яичко уронила.
Посмотрите-ка, разбила
(показываю картинку)
Дети берут предмет из коробки из этой сказки
Весь я круглый, как клубок:
Справа — бок, и слева — бок,
Сверху — бок, и снизу — бок,
А зовусь я ...(Колобок)
(показываю картинку)
Дети берут предмет из коробки из этой сказки
Ребята давайте вспомним, в каких сказках мы побывали?
Как мы помогали сказочным героям?
Вам понравилось занятие?
Машенька благодарит детей, обещает больше не проказничать, раздает
яблоки.
Литература:
Используемая литература:
1. О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш «Знакомим дошкольников с
литературой» 2003г.
2. А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду»2008г.
3. О. Н. Иванова, Г. Н. Короткова «Развитие речи у детей в детском саду»
2006г.
4. Детский журнал «Веселый Колобок» за 2011 год.