Напоминание

"Эффективные методы и приёмы развития познавательного интереса обучающихся к географии"


Автор: Жирнова Наталья Николаевна
Должность: учитель географии и биологии
Учебное заведение: МОБУ СОШ №8
Населённый пункт: г. Белорецк, РБ
Наименование материала: статья
Тема: "Эффективные методы и приёмы развития познавательного интереса обучающихся к географии"
Раздел: полное образование





Назад




«Эффективные методы и приёмы

развития познавательного интереса

обучающихся к географии»

Мудрость жителей пустынь гласит: "Можно привести верблюда на водопой, но нельзя

заставить его напиться". Эта мудрость отражает основной принцип обучения - можно

создать все необходимые условия и предпосылки для учения, но само познание может

совершиться только тогда, когда ученик ЗАХОЧЕТ познавать.

Я считаю, что невозможно добиться успехов в решении задачи повышение качества

знаний, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности,

внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к

изучаемому материалу.

Как же повысить интерес, а значит и качество знаний учащихся по географии? Для себя я

нашла ответ, в первую очередь это внедрение ИКТ на уроках.

1.

Современные информационные и коммуникационные технологии

обладают уникальными дидактическими возможностями. ИКТ позволяют предоставлять

обучаемому информацию в различной форме: тест, графика, аудио, видео, анимация и т.д;

контролировать временные параметры практического занятия для каждого обучаемого;

выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал

усваивается легче, чем материал учебников и статей.

Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе

способствует повышению качества обучения школьников за счет увеличения

познавательного интереса учащихся, возможности индивидуализации обучения.

Также особое внимание уделяю различным методам, средствам и формам обучения,

которые стимулируют активную познавательную деятельность, развивают интерес к

предмету, способствуют повышению качества образования. Подробнее остановлюсь на

некоторых из них:

2.

Работа с картой

Карта является одним из основных средств обучения на уроках географии. Система

разнообразных заданий, предполагающих обращение к карте, позволяет мне создать

условия для формирования познавательной деятельности учащихся на разных уровнях:

репродуктивном, частично-поисковом и исследовательском. Например, репродуктивный

уровень предполагает проверку географической номенклатуры. Здесь я использую

задания типа:

“Покажи моря, омывающие территорию России”.

Отличие частично-поискового от репродуктивного уровня заключается в том, что при

выполнении заданий ученик должен уметь анализировать карту, интегрируя

приобретенные географические знания с умениями работать по карте. Используемые

мною задания выглядят следующим образом: “Найди по заданной характеристике или

контуру географический объект на карте”, например: “Эта река – главная артерия

Восточной Сибири. Она начинается в 30 км от западного берега Байкала и несет свои

воды на север, в море Лаптевых”.

И, наконец, третий – исследовательский уровень состоит из заданий типа: “На основе

анализа ряда карт сделать вывод, вывести закономерности о каком-либо географическом

явлении или процессе”. Вот пример одного из вариантов заданий: Сравнив (сопоставив)

физическую и тектоническую карты России, определите, на каких участках земной коры

расположены эти формы рельефа, заполните таблицу и сделайте выводы .

Взаимосвязь рельефа, геологического строения и полезных ископаемых

Формы рельефа

Тектонические структуры

Полезные ископаемые

1.Восточно-Европейская равнина и т.д.

(Осадочные полезные ископаемые (нефть, газ, слюда, графит) размещаются на

платформах или равнинах, магматические и метаморфические (руды, золото)- в

складчатых поясах или в горах).

3. Творческие работы. Из творческих заданий использую такие, как составление загадок,

кроссвордов, сообщения, доклады, презентации и т.д.

4. Дидактические игры

“Найди половинку”, “Составь слово”, “Справочное бюро”, “Третий лишний”, “Заочное

путешествие”, “Географические диктанты”, “Заморочки из бочки”, “Туристическое

агентство “По странам и континентам”, “Угадай” и т.д.

5. Технология опорных конспектов

Схемы учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать

логические связи, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные

способности, память, логическое мышление. Составление логических схем я практикую

на уроках 8–9-х классов, что позволяет избежать многословия, учит делать выводы из

полученной информации. Например, при изучении темы “Рельеф” в 8-м классе использую

следующий опорный конспект, с помощью которого учащиеся объясняют, какие группы

процессов формируют рельеф.

6. В курсе «География России. 8-9 класс» особое место занимает изучение

краеведческого материала, состоящего из конкретных тем и практических работ. Детям

интересно знать как образовалась наша республика и как она называлась раньше, кто

наши предки и коренное население. Краеведческая работа в преподавании географии

помогает не только достичь образовательных целей, но и воспитывает у учащихся любовь

к своему краю, Родине.



В раздел образования