Автор: Жирнова Наталья Николаевна
Должность: учитель географии и биологии
Учебное заведение: МОБУ СОШ №8
Населённый пункт: г. Белорецк, РБ
Наименование материала: статья
Тема: "Эффективные методы и приёмы развития познавательного интереса обучающихся к географии"
Раздел: полное образование
«Эффективные методы и приёмы
развития познавательного интереса
обучающихся к географии»
Мудрость жителей пустынь гласит: "Можно привести верблюда на водопой, но нельзя
заставить его напиться". Эта мудрость отражает основной принцип обучения - можно
создать все необходимые условия и предпосылки для учения, но само познание может
совершиться только тогда, когда ученик ЗАХОЧЕТ познавать.
Я считаю, что невозможно добиться успехов в решении задачи повышение качества
знаний, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности,
внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к
изучаемому материалу.
Как же повысить интерес, а значит и качество знаний учащихся по географии? Для себя я
нашла ответ, в первую очередь это внедрение ИКТ на уроках.
1.
Современные информационные и коммуникационные технологии
обладают уникальными дидактическими возможностями. ИКТ позволяют предоставлять
обучаемому информацию в различной форме: тест, графика, аудио, видео, анимация и т.д;
контролировать временные параметры практического занятия для каждого обучаемого;
выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал
усваивается легче, чем материал учебников и статей.
Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе
способствует повышению качества обучения школьников за счет увеличения
познавательного интереса учащихся, возможности индивидуализации обучения.
Также особое внимание уделяю различным методам, средствам и формам обучения,
которые стимулируют активную познавательную деятельность, развивают интерес к
предмету, способствуют повышению качества образования. Подробнее остановлюсь на
некоторых из них:
2.
Работа с картой
Карта является одним из основных средств обучения на уроках географии. Система
разнообразных заданий, предполагающих обращение к карте, позволяет мне создать
условия для формирования познавательной деятельности учащихся на разных уровнях:
репродуктивном, частично-поисковом и исследовательском. Например, репродуктивный
уровень предполагает проверку географической номенклатуры. Здесь я использую
задания типа:
“Покажи моря, омывающие территорию России”.
Отличие частично-поискового от репродуктивного уровня заключается в том, что при
выполнении заданий ученик должен уметь анализировать карту, интегрируя
приобретенные географические знания с умениями работать по карте. Используемые
мною задания выглядят следующим образом: “Найди по заданной характеристике или
контуру географический объект на карте”, например: “Эта река – главная артерия
Восточной Сибири. Она начинается в 30 км от западного берега Байкала и несет свои
воды на север, в море Лаптевых”.
И, наконец, третий – исследовательский уровень состоит из заданий типа: “На основе
анализа ряда карт сделать вывод, вывести закономерности о каком-либо географическом
явлении или процессе”. Вот пример одного из вариантов заданий: Сравнив (сопоставив)
физическую и тектоническую карты России, определите, на каких участках земной коры
расположены эти формы рельефа, заполните таблицу и сделайте выводы .
Взаимосвязь рельефа, геологического строения и полезных ископаемых
Формы рельефа
Тектонические структуры
Полезные ископаемые
1.Восточно-Европейская равнина и т.д.
(Осадочные полезные ископаемые (нефть, газ, слюда, графит) размещаются на
платформах или равнинах, магматические и метаморфические (руды, золото)- в
складчатых поясах или в горах).
3. Творческие работы. Из творческих заданий использую такие, как составление загадок,
кроссвордов, сообщения, доклады, презентации и т.д.
4. Дидактические игры
“Найди половинку”, “Составь слово”, “Справочное бюро”, “Третий лишний”, “Заочное
путешествие”, “Географические диктанты”, “Заморочки из бочки”, “Туристическое
агентство “По странам и континентам”, “Угадай” и т.д.
5. Технология опорных конспектов
Схемы учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать
логические связи, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные
способности, память, логическое мышление. Составление логических схем я практикую
на уроках 8–9-х классов, что позволяет избежать многословия, учит делать выводы из
полученной информации. Например, при изучении темы “Рельеф” в 8-м классе использую
следующий опорный конспект, с помощью которого учащиеся объясняют, какие группы
процессов формируют рельеф.
6. В курсе «География России. 8-9 класс» особое место занимает изучение
краеведческого материала, состоящего из конкретных тем и практических работ. Детям
интересно знать как образовалась наша республика и как она называлась раньше, кто
наши предки и коренное население. Краеведческая работа в преподавании географии
помогает не только достичь образовательных целей, но и воспитывает у учащихся любовь
к своему краю, Родине.