Автор: Вахрушева Элеонора Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ Селычинской СОШ
Населённый пункт: Селычка
Наименование материала: исследовательский проект
Тема: Лук и зимой растёт на подоконнике
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Селычинская средняя общеобразовательная школа
Исследовательский проект
«Лук и зимой растёт на подоконнике»
Автор: Вахрушева Э.В.,
воспитатель Селычинской СОШ
2020 год
Содержание
Пояснительная записка.................................................................................................................3
План реализации проекта..............................................................................................................5
Заключение.....................................................................................................................................7
Используемая литература.............................................................................................................8
Приложение....................................................................................................................................9
2
Пояснительная записка
Актуальность: Проблема состоит в том, что дети в недостаточной степени имеют
представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их
интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы
удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и
самостоятельности мышления, в нашей группе мы создали условия для поисково-
исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений
можно, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц,
используя для этого огород на подоконнике.
Цель проекта: формирование основ исследовательской и трудовой деятельности у
дошкольников в процессе посадки лука и наблюдения за его ростом.
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
По продолжительности: краткосрочный.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.
Продукт проекта: посадить лук на подоконнике.
Проблемная ситуация: Как можно вырастить зелёный лук зимой? Может быть на
подоконнике? Чем может быть полезен зелёный лук? Что необходимо луку для роста? Где
лук прорастает быстрее?
Задачи проекта:
Для детей:
-Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития
растения (земля, вода, свет, тепло);
-Формировать представления детей о значимости полезных свойств лука для
здоровья человека.
-Развивать у детей основы исследовательской деятельности;
-Учить детей ежедневно ухаживать за луковицами в комнатных условиях. Учить
детей вести наблюдения, исследования за объектом и делать первые выводы.
-Развивать познавательный интерес, любознательность;
-Учить наблюдать, делать выводы.
-Воспитывать внимательное и заботливое отношение детей к результатам своего
труда.
Для педагога:
-Привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в проектной деятельности;
3
-Создать условия для экспериментально-исследовательской деятельности в группе;
-Способствовать активному взаимодействию всех участников отношений в процессе
посадки и выращивания огорода на окне.
Для родителей:
-Расширять возможности сотрудничества со своими детьми. Родители должны
стать активными участниками образовательного процесса.
Предполагаемый результат: дети научатся сажать лук и ухаживать за ним;
познакомятся с разными условиями его содержания; узнают о пользе лука; научатся
связывать причину и следствие, правильно строить суждения и делать вывод.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие: наблюдение за ростом и развитие растения, как растут
корни и перья; исследовательская деятельность (обследование, выявление качеств лука,
наблюдение за ростом, оформление результатов), полив лука каждый день, рыхление.
Рассматривание лука, найти «донце» и верхушку. Беседы: «Растительный мир», «Посадка
лука», «Полезная пища», «Роль солнца, воздуха и воды в жизни лука».
Речевое развитие: ситуативные разговоры с детьми (называние трудовых действий,
обсуждение полезных свойств растения, необходимости употребления лука в пищу),
чтение коротких стихов наизусть, составление рассказов о луке« Как лучок появился на
грядке»,
чтение
пословиц,
поговорок,
загадок,
литературы
о
свойствах
лука,
рассматривание иллюстраций. Дидактические и словесные игры «Что лишнее?»,
«Волшебный мешочек», «Вершки – корешки», «Овощи и фрукты». Беседа «Посадка
лука».
Социально-коммуникативное развитие:
труд в уголке природы. Учить детей
правильно ухаживать за растениями, создать благоприятные условия (вода, свет, тепло).
Д. И. «Где растёт? », «Что лишнее», «От какого овоща часть», «Собери картинку».
Чтение художественной литературы: Чтение стихов, загадок, пословиц, поговорок
о луке. Чтение сказки «Луковая семья», чтение сказки – притчи о пользе лука «Сказка о
Луке», чтение сказки – притчи о пользе лука «Три брата луковки»
Художественно-эстетическое развитие:
продуктивная деятельность (рисование
лепка, художественный труд)
Физическая культура: подвижные игры «Кто больше соберёт овощей», «Собираем
урожай». Пальчиковая игра «Овощи».
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни: обсуждение
пословиц и поговорок «Лук от семи недуг».
4
План реализации проекта
I
этап. Подготовительный
Данный этап включал в себя:
Поиск информации о луке.
Определение цели и задач проектной деятельности.
Постановка проблемы.
Разгадывание загадок о луке, чтение стихов о луке, поговорок и пословиц.
Чтение сказки «Луковая семья», чтение сказки – притчи о пользе лука
«Сказка о Луке», чтение сказки – притчи о пользе лука «Три брата луковки»
Изучение луковицы (цвет, запах, форма), рассматривание под лупой.
Рассматривание и сравнение луковиц по величине, цвету .
Рассматривание строения луковиц. Знакомство с разными видами лука.
Определение, в каких условиях будут проращиваться луковицы
Беседа о пользе лука, о полезных свойствах
Создание предметно – развивающей среды: производился подбор материала
и оборудования для опытов и экспериментов, контейнеры с землёй, лейка с водой,
луковицы разных размеров. Для этого были привлечены и родители группы. Подготовка
луковиц к посадке.
Изготовление иллюстраций, календарей наблюдений.
II
этап. Основной (исследовательский)
Обрезание верхушек у лука. Наполнение контейнера землёй. Посадка лука в
землю. Поливка лука в земле.
Фиксация в календаре наблюдений, зарисовка луковиц (воспитателем) в
начале наблюдения, указание даты посадки и начала наблюдения.
Наблюдение за прорастанием лука в земле , замеры длины пера. Через
неделю луковицы начали прорастать и появляться корни. Замеры длины пера начали
делать с 14 декабря, когда зеленая часть начала активно увеличиваться. Замеры
фиксировали в дневнике наблюдений. Делали выводы, где лук быстрее начал прорастать.
Рыхление, поливку лука.
Обучение детей замечать изменения, которые происходили у прорастающих
луковиц и связывать эти изменения с наличием благоприятных условий.
5
В процессе исследований продолжение знакомства с художественной
литературой об овощах: поговорками, стихами, сказками, загадками. Рассматривание
иллюстраций на овощную тематику, проведение дидактических игр, бесед. Дидактические
и словесные игры «Что лишнее?», «Волшебный мешочек», «Вершки – корешки», «Овощи
и фрукты», «От какого овоща эта часть», Съедобное-несъедобное», подвижные игры,
пальчиковые игры. Проведение продуктивной деятельности: лепка луковиц.
Составление рассказов «Как лучок появился на грядке»
III
этап. Заключительный
Данный этап включал в себя:
Анализ
и
обобщение
результатов,
полученных
в
результате
исследовательской деятельности детей.
Формулировка детьми представлений об основных потребностях лука,
условиях, которые необходимы для его роста ( вода, свет, тепло). Формулировка вывода о
том, где и при каких условиях лук прорастает быстрее (в земле).
Выставку детских работ. Аппликация «Лук - наш зелёный друг».
Сбор урожая, дегустация лука.
Сбор рецептов с луком.
Вывод: в результате проекта дети научились сажать лук и ухаживать за ним.
Узнали о свойствах и пользе лука, о разновидностях лука. Познакомились с разными
условиями прорастания лука. Научились сравнивать, анализировать, делать выводы.
Расширили
кругозор
и
мыслительную
деятельность.
Научились
выполнять
индивидуальные
и
коллективные
поручения,
видеть
результат
своего
труда.
Предполагаемый результат проекта достигнут, продукт (лук на подоконнике) вырос.
Заключение
Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию
ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания,
совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда
ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут
6
самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного
результата. Данный проект принёс детям удовлетворение и радость от проделанной
работы, появился интерес и желание участвовать в других проектах. Некоторые дети,
совместно с родителями дома начали проращивать лук дома.
Используемая литература
1.
Демидова М.Ю. Естественно – научные проекты.- М.: Школьная пресса,
2005
2.
Детская энциклопедия: «Скажи мне почему?» - М:, Джулия, 1992
7
3.
Корнилова В. М. "Экологическое окно» в детском саду. - М.: ТЦ Сфера,
2008г.- 123 с.
4.
Коробова М. В., Белоусова Р. Ю. Малыш в мире природы: Методическое
пособие для воспитателей и родителей.- М.: Просвещение, 2006г.-93 с.
5.
Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа
и методические рекомендации. – 2-е изд.- М.: Мозаика- Синтез, 2006г. - 104 с.
6.
Федоренко А. Как получить чудо-урожай с подоконника круглый год. – М.:
АСТ, 2003
8
Приложение
9