Напоминание

Лук и зимой растёт на подоконнике


Автор: Вахрушева Элеонора Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ Селычинской СОШ
Населённый пункт: Селычка
Наименование материала: исследовательский проект
Тема: Лук и зимой растёт на подоконнике
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Селычинская средняя общеобразовательная школа

Исследовательский проект

«Лук и зимой растёт на подоконнике»

Автор: Вахрушева Э.В.,

воспитатель Селычинской СОШ

2020 год

Содержание

Пояснительная записка.................................................................................................................3

План реализации проекта..............................................................................................................5

Заключение.....................................................................................................................................7

Используемая литература.............................................................................................................8

Приложение....................................................................................................................................9

2

Пояснительная записка

Актуальность: Проблема состоит в том, что дети в недостаточной степени имеют

представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их

интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы

удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и

самостоятельности мышления, в нашей группе мы создали условия для поисково-

исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений

можно, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц,

используя для этого огород на подоконнике.

Цель проекта: формирование основ исследовательской и трудовой деятельности у

дошкольников в процессе посадки лука и наблюдения за его ростом.

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

По продолжительности: краткосрочный.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.

Продукт проекта: посадить лук на подоконнике.

Проблемная ситуация: Как можно вырастить зелёный лук зимой? Может быть на

подоконнике? Чем может быть полезен зелёный лук? Что необходимо луку для роста? Где

лук прорастает быстрее?

Задачи проекта:

Для детей:

-Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития

растения (земля, вода, свет, тепло);

-Формировать представления детей о значимости полезных свойств лука для

здоровья человека.

-Развивать у детей основы исследовательской деятельности;

-Учить детей ежедневно ухаживать за луковицами в комнатных условиях. Учить

детей вести наблюдения, исследования за объектом и делать первые выводы.

-Развивать познавательный интерес, любознательность;

-Учить наблюдать, делать выводы.

-Воспитывать внимательное и заботливое отношение детей к результатам своего

труда.

Для педагога:

-Привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в проектной деятельности;

3

-Создать условия для экспериментально-исследовательской деятельности в группе;

-Способствовать активному взаимодействию всех участников отношений в процессе

посадки и выращивания огорода на окне.

Для родителей:

-Расширять возможности сотрудничества со своими детьми. Родители должны

стать активными участниками образовательного процесса.

Предполагаемый результат: дети научатся сажать лук и ухаживать за ним;

познакомятся с разными условиями его содержания; узнают о пользе лука; научатся

связывать причину и следствие, правильно строить суждения и делать вывод.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие: наблюдение за ростом и развитие растения, как растут

корни и перья; исследовательская деятельность (обследование, выявление качеств лука,

наблюдение за ростом, оформление результатов), полив лука каждый день, рыхление.

Рассматривание лука, найти «донце» и верхушку. Беседы: «Растительный мир», «Посадка

лука», «Полезная пища», «Роль солнца, воздуха и воды в жизни лука».

Речевое развитие: ситуативные разговоры с детьми (называние трудовых действий,

обсуждение полезных свойств растения, необходимости употребления лука в пищу),

чтение коротких стихов наизусть, составление рассказов о луке« Как лучок появился на

грядке»,

чтение

пословиц,

поговорок,

загадок,

литературы

о

свойствах

лука,

рассматривание иллюстраций. Дидактические и словесные игры «Что лишнее?»,

«Волшебный мешочек», «Вершки – корешки», «Овощи и фрукты». Беседа «Посадка

лука».

Социально-коммуникативное развитие:

труд в уголке природы. Учить детей

правильно ухаживать за растениями, создать благоприятные условия (вода, свет, тепло).

Д. И. «Где растёт? », «Что лишнее», «От какого овоща часть», «Собери картинку».

Чтение художественной литературы: Чтение стихов, загадок, пословиц, поговорок

о луке. Чтение сказки «Луковая семья», чтение сказки – притчи о пользе лука «Сказка о

Луке», чтение сказки – притчи о пользе лука «Три брата луковки»

Художественно-эстетическое развитие:

продуктивная деятельность (рисование

лепка, художественный труд)

Физическая культура: подвижные игры «Кто больше соберёт овощей», «Собираем

урожай». Пальчиковая игра «Овощи».

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни: обсуждение

пословиц и поговорок «Лук от семи недуг».

4

План реализации проекта

I

этап. Подготовительный

Данный этап включал в себя:

Поиск информации о луке.

Определение цели и задач проектной деятельности.

Постановка проблемы.

Разгадывание загадок о луке, чтение стихов о луке, поговорок и пословиц.

Чтение сказки «Луковая семья», чтение сказки – притчи о пользе лука

«Сказка о Луке», чтение сказки – притчи о пользе лука «Три брата луковки»

Изучение луковицы (цвет, запах, форма), рассматривание под лупой.

Рассматривание и сравнение луковиц по величине, цвету .

Рассматривание строения луковиц. Знакомство с разными видами лука.

Определение, в каких условиях будут проращиваться луковицы

Беседа о пользе лука, о полезных свойствах

Создание предметно – развивающей среды: производился подбор материала

и оборудования для опытов и экспериментов, контейнеры с землёй, лейка с водой,

луковицы разных размеров. Для этого были привлечены и родители группы. Подготовка

луковиц к посадке.

Изготовление иллюстраций, календарей наблюдений.

II

этап. Основной (исследовательский)

Обрезание верхушек у лука. Наполнение контейнера землёй. Посадка лука в

землю. Поливка лука в земле.

Фиксация в календаре наблюдений, зарисовка луковиц (воспитателем) в

начале наблюдения, указание даты посадки и начала наблюдения.

Наблюдение за прорастанием лука в земле , замеры длины пера. Через

неделю луковицы начали прорастать и появляться корни. Замеры длины пера начали

делать с 14 декабря, когда зеленая часть начала активно увеличиваться. Замеры

фиксировали в дневнике наблюдений. Делали выводы, где лук быстрее начал прорастать.

Рыхление, поливку лука.

Обучение детей замечать изменения, которые происходили у прорастающих

луковиц и связывать эти изменения с наличием благоприятных условий.

5

В процессе исследований продолжение знакомства с художественной

литературой об овощах: поговорками, стихами, сказками, загадками. Рассматривание

иллюстраций на овощную тематику, проведение дидактических игр, бесед. Дидактические

и словесные игры «Что лишнее?», «Волшебный мешочек», «Вершки – корешки», «Овощи

и фрукты», «От какого овоща эта часть», Съедобное-несъедобное», подвижные игры,

пальчиковые игры. Проведение продуктивной деятельности: лепка луковиц.

Составление рассказов «Как лучок появился на грядке»

III

этап. Заключительный

Данный этап включал в себя:

Анализ

и

обобщение

результатов,

полученных

в

результате

исследовательской деятельности детей.

Формулировка детьми представлений об основных потребностях лука,

условиях, которые необходимы для его роста ( вода, свет, тепло). Формулировка вывода о

том, где и при каких условиях лук прорастает быстрее (в земле).

Выставку детских работ. Аппликация «Лук - наш зелёный друг».

Сбор урожая, дегустация лука.

Сбор рецептов с луком.

Вывод: в результате проекта дети научились сажать лук и ухаживать за ним.

Узнали о свойствах и пользе лука, о разновидностях лука. Познакомились с разными

условиями прорастания лука. Научились сравнивать, анализировать, делать выводы.

Расширили

кругозор

и

мыслительную

деятельность.

Научились

выполнять

индивидуальные

и

коллективные

поручения,

видеть

результат

своего

труда.

Предполагаемый результат проекта достигнут, продукт (лук на подоконнике) вырос.

Заключение

Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию

ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания,

совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда

ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут

6

самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного

результата. Данный проект принёс детям удовлетворение и радость от проделанной

работы, появился интерес и желание участвовать в других проектах. Некоторые дети,

совместно с родителями дома начали проращивать лук дома.

Используемая литература

1.

Демидова М.Ю. Естественно – научные проекты.- М.: Школьная пресса,

2005

2.

Детская энциклопедия: «Скажи мне почему?» - М:, Джулия, 1992

7

3.

Корнилова В. М. "Экологическое окно» в детском саду. - М.: ТЦ Сфера,

2008г.- 123 с.

4.

Коробова М. В., Белоусова Р. Ю. Малыш в мире природы: Методическое

пособие для воспитателей и родителей.- М.: Просвещение, 2006г.-93 с.

5.

Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа

и методические рекомендации. – 2-е изд.- М.: Мозаика- Синтез, 2006г. - 104 с.

6.

Федоренко А. Как получить чудо-урожай с подоконника круглый год. – М.:

АСТ, 2003

8

Приложение

9



В раздел образования