Напоминание

"Эти необыкновенные куклы"


Автор: Золотова Оксана Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МОБУ СОШ N2 (дошкольные группы)
Населённый пункт: город Сясьстрой, Ленинградская область
Наименование материала: Проект
Тема: "Эти необыкновенные куклы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект

«

Эти необыкновенные куклы

»

Вид проекта: творческий, открытый, коллективный.

Продолжительность: краткосрочный (2 недели).

Участники проекта: воспитатели, дети и родители старшей

группы,

музыкальный руководитель.

Виктор Гюго:

«…Маленькая девочка без куклы почти так же несчастна и точно так же

немыслима, как женщина без детей…»

Актуальность проекта:

Анализ вопроса детей и родителей показал, что современный ребёнок

ориентирован на куклы и игрушки западных стран и не владеет достаточной

информацией о разнообразии «кукольного мира», в частности ничего не

знает о народной кукле. Данная тема особенно актуальна, ведь о куклах

можно вести долгую беседу и трудно переоценивать значение этой

интересной игрушки в жизни ребёнка во все времена.

Объект исследования: кукла

Цель проекта:

Развитие интереса к кукле; обогащение и систематизация знаний детей,

родителей и педагогов о ней.

Задачи проекта:

1. Развивать и обогащать представление детей о куклах, истории их

возникновения, видах кукол;

2. Развивать игровые, познавательные, коммуникативные способностей

детей с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей;

3. Повышать интерес детей к творчеству, обучение созданию кукол;

4. Создавать условия для творческого самовыражения детей;

5. Воспитывать у детей интерес к русской народной кукле и бережное

отношение к культуре своего народа;

6. Формировать у детей эстетическое и бережное отношения к игрушкам;

7. Привлечь родителей к выполнению общего дела, полноценному общению

с участниками проекта.

Взаимодействие c семьей:

1. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств,

необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности

всех участников проекта;

2. Мастер-класс с родителями «Изготовление народной куклы-кувадки»;

3. Привлечение родителей к созданию мини-музея в группе"Кукла своими

руками".

Этапы проекта:

Первый этап – подготовительный:

Работая над проектом, мы провели опрос детей в игровой форме на тему

«Моя любимая кукла":

«Какая у тебя любимая игрушка?»(Если это кукла- то)

«Как зовут твою любимую куклу?»

«Как ты с куклой играешь?»

«Какого цвета глазку у твоей куклы?»

«Какие волосы у твоей куклы?»

«Расскажи, во что одета твоя кукла?»

«Где спит твоя кукла?»

«Любишь ли ты гулять со своей куклой?»

«Берёшь ли ты свою куклу в детский сад?»

«В какие ролевые игры ты играешь с куклой (школа, больница, дочки-матери

и др.)?»

«Какими куклами ты больше любишь играть твёрдыми( пластмассовыми)

или мягкими (тряпичными,вязаными)?"

"Сохранились ли у вас в семье куклы мамы или бабушки?"

Опрос показал что у большинства детей любимой игрушкой является кукла.

Второй этап – основной:

В ходе работы над проектом мы включали кукол в жизнь детей, делали

участниками детской жизни. Так, кукла, сидя на стуле, смотрит, как дети

занимаются или едят, хвалит, кто быстро и аккуратно ест, кто внимателен на

занятии. Утром кукла здоровается с детьми и смотрит, как ребята одеваются

и умываются, а вечером, перед тем как детей забирают, куклу раздевают и

укладывают в кровать, прощаются с ней. В игре, при придумывании

диалогов, кукла способствует развитию устной речи, увеличению словарного

запаса. А также, играя с куклами,дети развивают мелкую моторику.

Содержание работы с детьми по областям:

Речевое развитие:

-составление рассказов «Моя любимая кукла»

-рассматривание кукол, составление описательных рассказов;

-разучивание считалок, стихов, песенок- потешек.

Чтение художественной литературы:

-чтение стихов ( А. Барто «Резиновая Зина», С.Маршак «Ванька-встанька»,

Е.Благинина «Малышок-галышок» и др.);

-чтение рус.нар.сказки "Василиса Прекрасная"

Познавательное развитие:

- рассматривание фотографий, иллюстраций по теме;

- отгадывание загадок по теме;

- д/и с куклой "Купаем куклу", "Накормим куклу машу", "Кукла хочет спать"

и т.п;

- беседы с детьми "Какие бывают куклы?", "Нужны ли нам куклы?";

- рассказ педагога "Как появилась кукла", "Куклы наших предков";

- конструирование домов и мебели для кукол;

-конструирование детьми своих кукол из разных материалов (бумага,

ткань,бросовый материал);

Социально-коммуникативное развитие:

-сюжетно-ролевые игры «Семья», "Больница", "Детский сад"

-создание игровой ситуации «Куклы поссорились»,«Банный день» (мытьё

кукол)и т.п;

Художественно-эстетическое развитие:

- НОД по рисованию: «Укрась платье для куклы Наташи", "Раскрашивание

дымковской барыни", "Украшение фартука(гжель)";

- НОД по лепке "Девочка в длинном платье";

- НОД по аппликации «Сарафан для куклы»

- прослушивание пьес П.И.Чайковского «Болезнь куклы» и «Новая кукла» с

последующим обыгрыванием игровой ситуации;

- разучивание танца кукол.

Физическое развитие:

- тематическая утренняя гимнастика (с куклой);

- иcпользование на занятиях физ. минуток «Мишка с куклой», «Тише куколка

моя»;

- создание игровой ситуации «Научим куклу умываться»;

- чтение стихотворения В.Берестова «Больная кукла".

Третий этап – заключительный:

Достигнутые результаты:

Дети:

- развился устойчивый интерес к куклам;

- проявилась доброта, забота, бережное отношение к куклам;

- разучили много стихов, песенок, потешек, загадок, сюжетно-ролевых игр с

куклами;

- создана выставка детских работ.

Родители:

- обогатился родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества

с ребенком в семье;

- повысилась компетентность родителей при выборе игрушки;

- приняли активное участие в создании мини-музея куклы в группе.

Воспитатели:

- активно стали использовать куклу в педагогическом процессе;

- применять модель включения куклы в педагогический процесс детского

сада, включающую три направления работы с детьми: формирование знаний

и интереса к кукле, развитие способов взаимодействия с куклой,

«деятельность ради куклы».

Продукт проекта

:

- оформлены картотеки стихов, пословиц, загадок о кукле;

- создан мини-музей в группе"Кукла своими руками";

- изготовлены куклы-кувадки, активно используемые в совместной

деятельности воспитателя и детей;

- проведено развлечение "Кто в куклы не играет, тот счастья не знает!"

Выводы по проекту:

- кукла воспитывает интеллектуально – нравственного человека;

- куклы удовлетворяют и развивают в детях инстинкт заботы о тех, кто

младше и слабее, который потом перерастает в материнский инстинкт;

- куклы позволяют моделировать «взрослую жизнь», что часто и становится

темой детских игр;

- кукла многому учит ребенка: аккуратности, бережному отношению к

вещам, развивает фантазию, воображение.

Список использованной литературы:

1.Войдикова Н.М. Куклы в доме.- М.: ТЦ «Сфера», 1998.- С.224

2.Голловский Б. Детская энциклопедия. – М.: Просвещение, 2006. – С.280

3.Дайн Г.Д. Игрушечных дел мастера.- М.: Просвещение, 1994. – С.230

4.Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции народной куклы. –

М.: Белый городок, 2003. – С.310

5.Т.С.Комарова"



В раздел образования