Автор: Золотова Оксана Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МОБУ СОШ N2 (дошкольные группы)
Населённый пункт: город Сясьстрой, Ленинградская область
Наименование материала: Проект
Тема: "Эти необыкновенные куклы"
Раздел: дошкольное образование
Проект
«
Эти необыкновенные куклы
»
Вид проекта: творческий, открытый, коллективный.
Продолжительность: краткосрочный (2 недели).
Участники проекта: воспитатели, дети и родители старшей
группы,
музыкальный руководитель.
Виктор Гюго:
«…Маленькая девочка без куклы почти так же несчастна и точно так же
немыслима, как женщина без детей…»
Актуальность проекта:
Анализ вопроса детей и родителей показал, что современный ребёнок
ориентирован на куклы и игрушки западных стран и не владеет достаточной
информацией о разнообразии «кукольного мира», в частности ничего не
знает о народной кукле. Данная тема особенно актуальна, ведь о куклах
можно вести долгую беседу и трудно переоценивать значение этой
интересной игрушки в жизни ребёнка во все времена.
Объект исследования: кукла
Цель проекта:
Развитие интереса к кукле; обогащение и систематизация знаний детей,
родителей и педагогов о ней.
Задачи проекта:
1. Развивать и обогащать представление детей о куклах, истории их
возникновения, видах кукол;
2. Развивать игровые, познавательные, коммуникативные способностей
детей с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей;
3. Повышать интерес детей к творчеству, обучение созданию кукол;
4. Создавать условия для творческого самовыражения детей;
5. Воспитывать у детей интерес к русской народной кукле и бережное
отношение к культуре своего народа;
6. Формировать у детей эстетическое и бережное отношения к игрушкам;
7. Привлечь родителей к выполнению общего дела, полноценному общению
с участниками проекта.
Взаимодействие c семьей:
1. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств,
необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности
всех участников проекта;
2. Мастер-класс с родителями «Изготовление народной куклы-кувадки»;
3. Привлечение родителей к созданию мини-музея в группе"Кукла своими
руками".
Этапы проекта:
Первый этап – подготовительный:
Работая над проектом, мы провели опрос детей в игровой форме на тему
«Моя любимая кукла":
«Какая у тебя любимая игрушка?»(Если это кукла- то)
«Как зовут твою любимую куклу?»
«Как ты с куклой играешь?»
«Какого цвета глазку у твоей куклы?»
«Какие волосы у твоей куклы?»
«Расскажи, во что одета твоя кукла?»
«Где спит твоя кукла?»
«Любишь ли ты гулять со своей куклой?»
«Берёшь ли ты свою куклу в детский сад?»
«В какие ролевые игры ты играешь с куклой (школа, больница, дочки-матери
и др.)?»
«Какими куклами ты больше любишь играть твёрдыми( пластмассовыми)
или мягкими (тряпичными,вязаными)?"
"Сохранились ли у вас в семье куклы мамы или бабушки?"
Опрос показал что у большинства детей любимой игрушкой является кукла.
Второй этап – основной:
В ходе работы над проектом мы включали кукол в жизнь детей, делали
участниками детской жизни. Так, кукла, сидя на стуле, смотрит, как дети
занимаются или едят, хвалит, кто быстро и аккуратно ест, кто внимателен на
занятии. Утром кукла здоровается с детьми и смотрит, как ребята одеваются
и умываются, а вечером, перед тем как детей забирают, куклу раздевают и
укладывают в кровать, прощаются с ней. В игре, при придумывании
диалогов, кукла способствует развитию устной речи, увеличению словарного
запаса. А также, играя с куклами,дети развивают мелкую моторику.
Содержание работы с детьми по областям:
Речевое развитие:
-составление рассказов «Моя любимая кукла»
-рассматривание кукол, составление описательных рассказов;
-разучивание считалок, стихов, песенок- потешек.
Чтение художественной литературы:
-чтение стихов ( А. Барто «Резиновая Зина», С.Маршак «Ванька-встанька»,
Е.Благинина «Малышок-галышок» и др.);
-чтение рус.нар.сказки "Василиса Прекрасная"
Познавательное развитие:
- рассматривание фотографий, иллюстраций по теме;
- отгадывание загадок по теме;
- д/и с куклой "Купаем куклу", "Накормим куклу машу", "Кукла хочет спать"
и т.п;
- беседы с детьми "Какие бывают куклы?", "Нужны ли нам куклы?";
- рассказ педагога "Как появилась кукла", "Куклы наших предков";
- конструирование домов и мебели для кукол;
-конструирование детьми своих кукол из разных материалов (бумага,
ткань,бросовый материал);
Социально-коммуникативное развитие:
-сюжетно-ролевые игры «Семья», "Больница", "Детский сад"
-создание игровой ситуации «Куклы поссорились»,«Банный день» (мытьё
кукол)и т.п;
Художественно-эстетическое развитие:
- НОД по рисованию: «Укрась платье для куклы Наташи", "Раскрашивание
дымковской барыни", "Украшение фартука(гжель)";
- НОД по лепке "Девочка в длинном платье";
- НОД по аппликации «Сарафан для куклы»
- прослушивание пьес П.И.Чайковского «Болезнь куклы» и «Новая кукла» с
последующим обыгрыванием игровой ситуации;
- разучивание танца кукол.
Физическое развитие:
- тематическая утренняя гимнастика (с куклой);
- иcпользование на занятиях физ. минуток «Мишка с куклой», «Тише куколка
моя»;
- создание игровой ситуации «Научим куклу умываться»;
- чтение стихотворения В.Берестова «Больная кукла".
Третий этап – заключительный:
Достигнутые результаты:
Дети:
- развился устойчивый интерес к куклам;
- проявилась доброта, забота, бережное отношение к куклам;
- разучили много стихов, песенок, потешек, загадок, сюжетно-ролевых игр с
куклами;
- создана выставка детских работ.
Родители:
- обогатился родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества
с ребенком в семье;
- повысилась компетентность родителей при выборе игрушки;
- приняли активное участие в создании мини-музея куклы в группе.
Воспитатели:
- активно стали использовать куклу в педагогическом процессе;
- применять модель включения куклы в педагогический процесс детского
сада, включающую три направления работы с детьми: формирование знаний
и интереса к кукле, развитие способов взаимодействия с куклой,
«деятельность ради куклы».
Продукт проекта
:
- оформлены картотеки стихов, пословиц, загадок о кукле;
- создан мини-музей в группе"Кукла своими руками";
- изготовлены куклы-кувадки, активно используемые в совместной
деятельности воспитателя и детей;
- проведено развлечение "Кто в куклы не играет, тот счастья не знает!"
Выводы по проекту:
- кукла воспитывает интеллектуально – нравственного человека;
- куклы удовлетворяют и развивают в детях инстинкт заботы о тех, кто
младше и слабее, который потом перерастает в материнский инстинкт;
- куклы позволяют моделировать «взрослую жизнь», что часто и становится
темой детских игр;
- кукла многому учит ребенка: аккуратности, бережному отношению к
вещам, развивает фантазию, воображение.
Список использованной литературы:
1.Войдикова Н.М. Куклы в доме.- М.: ТЦ «Сфера», 1998.- С.224
2.Голловский Б. Детская энциклопедия. – М.: Просвещение, 2006. – С.280
3.Дайн Г.Д. Игрушечных дел мастера.- М.: Просвещение, 1994. – С.230
4.Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции народной куклы. –
М.: Белый городок, 2003. – С.310
5.Т.С.Комарова"