Автор: Грачёва Любовь Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Алатырь Чувашская Республика
Наименование материала: статья
Тема: "Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
«Сказкотерапия в работе
с детьми дошкольного возраста»
Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь
ребенок только начинает узнавать самого себя, других людей и мир вокруг. И
на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в
детском саду, в школе, в общении и в одиночестве. Взрослые хотят им помочь,
но часто не знают, как именно. Именно в таких случаях помогает арт-терапия.
Арт-терапевтические занятия придают сил, уверенности, могут помочь найти
выход из сложной ситуации.
Существует множество разновидностей арт-терапии, основанных на работе с
разными видами искусства: рисование, коллажи, оригами; лепка из пластилина,
скульптура; работа с песком, глиной; пластика, танцы; кино, фотография;
художественная самодеятельность (игры, представления); цветотерапия,
музыкотерапия, сказкотерапия и т. д.
Сказкотерапия – это лечение сказкой, при котором для достижения
терапевтического эффекта используются придуманные истории или
обсуждаются поучительные народные и авторские сказки.
Сказка — это один из первых видов художественного творчества, с которым
знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы
равнодушен к сказке. Любая сказка, даже самая простая, несет в себе
определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл.
Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения,
поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании
этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в
повседневной жизни.
Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один
из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не
спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из
которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и
нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная,
как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему
ребёнку.
Сказкотерапия в работе с дошкольниками — сегодня по праву считается
эффективнейшим методом, используемым психологами и педагогами во время
занятий с детьми. Посредством творчества они воплощают свои эмоции, страхи
и желания, что позволяет узнать о них что-то новое, ребенок способен выразить
себя, а также познать окружающий мир, что способствует его социальной
адаптации.
Сказкотерапия предоставляет ребенку возможность проигрывать,
переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему
наиболее удобным для психики ребенка способом
Одним из положительных эффектов сказкотерапии является и укрепление
связи и взаимоотношений между детьми и родителями.
Цель сказкотерапии: воспитание ценностных ориентаций
посредством сказки, формирование психологического здоровья
детей дошкольного возраста.
Сказкотерапия помогает решать ряд разносторонних задач:
1)
гармонизация внутреннего мира ребенка;
2)
формирование представлений о внутреннем мире человека, умения
чувствовать и понимать другого;
3)
формирование навыков конструктивного выражения эмоций;
4)
развитие у детей интереса к своей личности, раскрытие своего «Я»,
повышение самооценки;
5)
развитие способности к эмоциональной регуляции и естественной
коммуникации;
6)
Определение модели поведения и нахождение выхода из проблемной
ситуации;
7)
снижение уровня тревожности и агрессивности;
8)
развитие умения преодолевать страхи.
К примеру, если кроха боится темноты, то можно рассказать историю о
мальчике, который боролся с темнотой и победил её.
Сказкотерапия дает возможность детям поучаствовать в любимой или
просто интересной сказке, домысливая сюжет, разыгрывая его в лицах.
Примеряя роль главного героя на себя, ребенок четко демонстрирует
затаившиеся в его душе страхи и сомнения, показывает, каким он видит
решение проблем.
Нужная и вовремя рассказанная сказка влияет на сознание и подсознание
малыша. С помощью сказки можно смоделировать любые ситуации из жизни
ребёнка и переложить их на персонажей. Таким образом можно
продемонстрировать, как сказочный герой может справиться с возникшей
проблемой. Поэтому содержание сказки должно соответствовать возрасту,
потребностям и возможностям ребенка.
В два года детям очень нравятся сказки о животных. Дети с удовольствием,
вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными
животными, их действиям с различными предметами. В сказках малыши
замечают и любят повторяющиеся сюжетные обороты. Этот прием хорошо
известен нам по таким детским сказкам, как "Репка", "Теремок", "Колобок".
Подобная организация речи рассказчика помогает маленькому ребенку
запомнить сюжет и "освоиться" в нём.
Для лучшего понимания сказки в работе с детьми этого возраста можно
опираться не только на словесное описание, но и на изображение: использовать
показ иллюстраций в книжках, действия по сказке с помощью кукол и так
далее.
Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о
взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто сравнивают
себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру
поведения. В этом возрасте начинает развиваться способность ребенка образно
представлять в уме и фантазировать.
С 5 лет ребёнка интересуют уже человеческие персонажи: принцы, царевны,
солдаты, рыцари и т. д. Такие сказки лучше передают детям жизненный опыт
на примере героев. Чем старше становится ребенок, тем с большим
удовольствием он читает истории и сказки про людей, потому что в этих
историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. В работе с
детьми этого возраста необходимо использовать пересказ известных сказок.
Также действенным приёмом является применение театра в работе с детьми:
розыгрыш сказки в лицах.
Примерно с 6 лет дети предпочитают волшебные сказки. Благодаря им
ребенок черпает жизненную мудрость и познает в чем суть духовного развития
человека.
Основные виды сказок для детей дошкольного возраста, применяющихся
сказкотерапевтами:
1.
Народные сказки: мудрость народа, простота и доступность сюжета,
отсутствие лишних деталей способствуют воспитанию нравственных
чувств (.взаимопомощи, сопереживания, долга, сочувствия и т. д.)
2.
Авторские: сказки Ханса Кристиана Андерсона, Шарля Перо,
Александра Пушкина, Эрнста Теодора Амадея Гофмана, Павла Бажова и
многих других писателей-сказочников.
3.
Психотерапевтические: их характерной особенностью является
счастливый конец, который, тем не менее, оставляет в сознании ребёнка
определённый вопрос, ведущий к стимуляции процесса личностного
роста.
4. Дидактические сказки всегда используются для преподнесения детям
новых для них знаний учебного характера. Для расширения знаний
ребенка об окружающем пространстве, правилах поведения в различных
жизненных ситуациях.В этих сказках абстрактные для ребёнка символы
(буквы, цифры) становятся одушевлёнными.
5.
Психокоррекционные сказки создаются и рассказываются ребёнку
для ненавязчивого мягкого влияния на его поведение. Вместе с героем
ребенок учится преодолевать свои страхи, неудачи и обретать
уверенность в своих силах.
6.
Медитативные сказки используются для того, чтобы сформировать у
ребёнка представление о том, что существуют позитивные модели
взаимоотношений с окружающим его миром и другими людьми.
Отличительной особенностью медитативных сказок является
отсутствие в их сюжете отрицательных героев и конфликтов.
Медитативные сказки помогают расслабиться, снять напряжение.
7.
Диагностические сказки позволяют определить наличие проблемы у
ребёнка, а также особенности его характера, помогают выявить его
отношение к миру.
Формы работы со сказками:
1. Чтение и анализ сказок
Цель — осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной
ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев. Например, для
анализа выбирается известная сказка.
После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопросов:
• Как вы думаете, о чем (про что, про кого) эта сказка?
• Кто из героев вам больше всего понравился (не понравился)? И др. …
• Как вы думаете, почему тот или иной герой совершал те или иные поступки?
• Придумайте, что было бы, если бы главный герой не сделал того-то
поступка?
• Как вы думаете, если бы в сказке были одни хорошие герои (или одни плохие
герои), что это была бы за сказка?
• Зачем в сказке есть плохие и хорошие герои?
2. Рассказывание сказок
Этот прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии,
воображения. Ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от
первого или от третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от
имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке.
Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба-Яга или Василиса
Премудрая.
3. Иллюстрирование сказок.
4. Переписывание сказок
Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл
тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет, поворот событий, ситуаций,
конец сказки и т. д. Это — важный диагностический материал. Переписывая
сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимые ему персонажи, ребе-
нок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию
поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет
освободиться ему от внутреннего напряжения.
5. Постановка сказок с помощью кукол
Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно
отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно
корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально
выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять
через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не
может себе позволить проявить.
6. Сочинение сказок
Ребенок может сочинять сказку, самостоятельно выбирая тему или по заданной
первой фразе. В первой фразе педагог может указать главных героев и место
действия. В своей собственной сказке ребенок отражает свою проблемную
ситуацию и способы ее решения. Она дает возможность отреагировать на
значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения.
Требования к работе со сказкой:
1. Уместность – психотерапевтическую сказку уместно использовать лишь
тогда, когда произошла подходящая ситуация (конфликт, ссора детей,
непослушание, тревожность и т. д.)
2. Искренность. От воспитателя требуется искренность повествования и
открытость.
3. Дозированность. Сказкотерапия побуждает к размышлению. Это
длительный процесс. Поэтому нельзя «перегружать» детей
психотерапевтическими сказками, чтобы они не утратили к ним
чувствительность.
Для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь,
необходимо придерживаться определенных правил ее создания:
1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем
случае не иметь с ней прямого сходства.
2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок
может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен
помочь психолог.
3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в
определенной последовательности:
Жили-были.
Начало сказки, встреча с ее героями.
И вдруг однажды…
Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с
проблемой ребенка.
Из-за этого…
Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.
Кульминация.
Герои сказки справляются с трудностями.
Развязка.
Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.
Мораль сказки…
Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально
изменяется.
Этапы работы со сказкой:
1.
Ритуал «Вхождение в сказку»
Создаётся настрой на совместную работу. Можно использовать
музыкальное сопровождение, которое поможет детям настроиться
на сказку, музыкальную игрушку, волшебную палочку или волшебный
ключ от сказки, игру «Волшебный клубочек», стихотворение «Сказка в
гости к нам пришла, нам ее встречать пора». Также новую сказку
можно «случайно найти» в сказочной шкатулке, под волшебным
ковром, или в гости приходит Иван Царевич и приносит письмо. Которое
дети просят почитать.,т.д.
2..Повторение
Вспоминаем то, что было на прошлом занятии, какие сделали для себя
выводы, какой опыт приобрели, чему научились.
3. Чтение сказки
Чтение сказкиможно провести двумя способами.: 1вариант –
читаем сказку полностью, без обсуждения. 2 вариант – в процессе
чтения можно останавливаться на наиболее важных фрагментах
и задавать вопросы.
4. Обсуждение и анализ сказки вместе с детьми .
На примере сказки «Как мышонок стал храбрым». Вместе с детьми
обсуждаем, кого называют храбрым, кого трусливым; чем отличаются герои
друг от друга. Вспоминаем случаи, когда мы боялись и что при этом
чувствовали? А когда были храбрыми, смелыми? Сравниваем эти чувства.
Далее проговариваем, что чувствуем в разных состояниях. Какого цвета может
быть страх, злость, трусость? Как они звучат, как пахнут? Анализируем, что
ожидает человека, который не изменится.
4. Интеграция
Связываем новый опыт с реальностью, говорим в каких ситуациях жизни
детей мы можем его использовать. На примере сказки «Как мышонок стал
храбрым» дети рассказывают, как они в реальной жизни встречаются с
чувством страха, тревоги, переживаний, какие поступки помогают им стать
храбрее.
5. Рефлексия
Обобщаем приобретенный опыт, связываем его с уже имеющимся . Дети
рассказывают, где они могут проявить свою храбрость.
6. В конце занятия – Ритуал “выхода” из сказки. Можно использовать
мелодии из сказки или проговаривание, стихов, определенных слов.
Согласно этой структуре занятия можно работать со всеми видами сказок.
Предлагаю вашему вниманию конспект занятия из курса “Сказкотерапия”,
которое рассчитано на детей старшей группы и является первым в данном
цикле.
Тема: “Мальчик – ябеда”.
Цель: создать благоприятный микроклимат, научить детей анализу и оценке
поведения другого человека и самого себя, корректировать такое качество
личности, как ябедничество.
Ход занятия:
1. Упражнение “Доброе животное”.
Дети встают в круг и берутся за руки. Психолог тихим голосом говорит: “Мы –
одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!”. Все
прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. “А теперь послушаем
вместе!”. Вдох – все делают шаг вперед, выдох – шаг назад. “Так не только
дышит животное, так же ровно бьется его большое добое сердце. Стук – шаг
вперед, стук – шаг назад и т.д.”
2. Сказка «Мальчик – ябеда».
В одной из групп детского сада, где было много хороших игрушек и дружных
ребят, произошла вот какая история. В группу ходило много ребят, и все они
были добрые, веселые и вежливые. И был среди них один мальчик, с виду
похожий на остальных. Родители звали его Колей, а дети прозвали Ябедой.
Он почти не играл, а только смотрел, где кто взял что-нибудь без спроса или
толкнул кого-нибудь, и сразу бежал к воспитательнице и рассказывал ей об
этом. Он ждал, что его похвалят, но этого не происходило. Воспитательница
даже ругала его. Но Коля не понимал, почему так происходит, и продолжал
ябедничать, каждый раз думая, что теперь уж обязательно похвалят.
Дети не любили его и отказывались с ним играть. А как-то раз они решили, что
не будут с ним разговаривать, а играть станут так, чтобы ему было не видно.
Так они и сделали, и мальчику совсем стало скучно. Он не знал, что делать и
чем заняться, что рассказать воспитателю. Он даже заплакал, и никто его не
пожалел.
– Почему так произошло? Что я такого сделал, что ребята не разговаривают со
мной? – думал он. А вы как думаете?
3. Обсуждение и анализирование прочитанного.
– О чем эта сказка? Какие чувства вызывает сказка? Какие эпизоды вызвали
радостные чувства? Какие грустные? Какие ситуации вызывали раздражение?
Что приносят поступки героя окружающим: радость, горе, обиду, прозрение?
Почему мальчик совершает данный поступок? Зачем ему это нужно? Чего он
хотел на самом деле? Ищет ли он другой способ взаимодействия с
окружающими? Обращается ли за помощью к ним? Можем ли мы сказать, что
это пассивный герой?
4. Связь нового опыта с реальностью.
-Как вы думаете, чему учит нас эта сказка? В каких ситуациях нашей жизни
нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Как конкретно мы это знание
будем использовать в своей жизни?
5. Рефлексия.
– Если такой ребенок появится в вашей группе, то как вы ему поможете? А если
вам самим захочется на кого-то пожаловаться, то что вы будете делать?
Далее дети говорят о том, какое правило они извлекли из сказки, что поняли?
В результате данного занятия мне бы хотелось, что бы дети пришли к выводу о
том, что ябеда не плохой, а одинокий человек, и своими поступками он не
хочет создать неприятности другим, а лишь хочет, что бы на него обратили
внимание. И если мы ему поможем, не бросим его в беде, примим в свою игру,
то он обязательно изменится.
6. Ритуал “выхода” из сказки.
“Речевка”.
Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимим, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Очень радостно, светло!
Как уже говорилось выше, это первое занятие и в отличие от него последующие
занятия будут начинаться с повторения того, что было на прошлом занятии–
какой приобрели опыт, чему научились, какие для себя сделали выводы. Тема
следующего в цикле занятия называется “Жадный кармашек”, на котором мы с
детьми говорим о том, что такое жадность и как с ней бороться.
Итак: читайте детям сказки! Обсуждайте их! \В сказках можно найти полный
перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая
сказки в детстве, человек накапливает некий “банк жизненных ситуаций”. Этот
“банк” может активизироваться в случае необходимости, а не будет ситуации –
останется в пассиве. И если ребенок с раннего детства начнет осознавать
“сказочные уроки”, отвечать на вопрос “Чему же учит сказка?”, соотносить
ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего
“банка жизненных ситуаций” и будет более мудрым и созидательным.