Автор: Лялина Светлана Борисовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Королёв Московской области «Детский сад общеразвивающего вида № 19 «Светлячок»
Населённый пункт: г. Королёв, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Творческий подход педагога к развитию здоровьесберегающей среды"
Раздел: дошкольное образование
Творческий подход педагога
к развитию здоровьесберегающей среды
В нашем дошкольном учреждении мы стараемся создать условия
организации здоровьесберегающего процесса воспитания и развития
детей, к которым относятся: учет возрастных и индивидуальных
особенностей ребенка; организация общения и деятельности для
появления у ребенка позитивного эмоционального опыта; поощрение
самостоятельности; развитие творческого воображения, формирование
осмысленной
моторики,
создание
и
закрепление
целостного
позитивного состояния при выполнении различных видов деятельности,
развитие способности сопереживания, умений активного творческого
самовыражения.
А
так
же
создать
педагогические
условия
здоровьесберегающего
процесса
воспитания
и
развития
детей,
основными
из
которых
являются:
организация
разных
видов
деятельности детей в игровой форме; оснащение деятельности детей
оборудованием,
игрушками,
играми,
игровыми
упражнениями
и
пособиями.
Вся
работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с
участием
медицинских
и
педагогических
работников:
воспитателей,
логопеда, педагога - психолога, инструктора по физической культуре,
музыкального руководителя.
Являясь
участниками этого общего
процесса,
каждому
из нас
необходимо творчески уделяет внимание обучению дошкольников основным
движениям и навыкам здорового образа жизни применяя на практике
внедрение
различных
методов
и
приемов
для
создания
среды
здоровьесберегающего процесса в разновозрастных группах.
В качестве примера проведем одно занятие по данному направлению
«Школа Мойдодыра»
(уход за лицом и волосами)
Цель: знакомство и закрепление известных правил общего оздоровления,
личной гигиены.
Задачи:
- освоение правильного способа ухода за головой, лицом,
- уход за зубами, деснами, языком,
- развитие внимания;
- воспитание культуры гигиены своего тела.
Словарь: потовые и сальные канальцы, бактерии
Ход занятия:
Включаю фрагмент мультфильма «Мойдодыр», в котором звучат слова:
Ах ты, гадкий, ах ты грязный,
Неумытый поросенок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки!
Как называется эта сказка? Кто ее автор? Почему все сердятся на мальчика?
Если бы вы оказались в этой сказке хотели бы вы играть с таким мальчиком?
Почему? Быть чистым и опрятным очень важно. Люди не хотят дружить с
теми, кто ходит немытым и небрежно одетым. На грязной коже и одежде
живёт много микробов (бактерий), которые вызывают различные болезни, от
человека плохо пахнет. В первую очередь обращают внимание на лицо. Но
моют лицо не только для красоты, но и для очищения кожи и глаз. Кожа
защищает нас от перегрева на солнце и переохлаждения на морозе. Она
охраняет нас от вредных микробов. Кожа помогает нашему организму
дышать. Если посмотреть внимательно на кожу через увеличительное
стекло, то можно увидеть маленькие отверстия. Это потовые и сальные
канальцы (рассматривают иллюстрацию, с помощью лупы рассматривают
свою кожу). Через них на коже выступают капельки пота и жира, которые
охлаждают и смазывают ее, не дают пересыхать и трескаться. Поэтому
здоровая, чистая кожа всегда мягкая и гладкая. Для того чтобы канальцы не
засорялись, и кожа могла легко дышать, необходимо регулярно мыться
теплой водой с мылом. Промывая глаза, мы избавляем их от микробов
вызывающих различные заболевания глаз.
Мойдодыр прислал нам «Волшебный мешочек» со своими друзьями. Вы
сейчас встаете и отгадываете загадки, называете друзей Мойдодыра и
показываете жестами, что мы с ними делаем (по мере отгадывания достаю из
мешка)
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Дело ясное вполне:
Пусть лицо отмоет мне. (Мыло)
Костяная спинка,
Жесткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит. (Зубная щетка)
Вафельное и полосатое,
Гладкое и лохматое,
Всегда под рукою-
Что это такое? (Полотенце)
Есть в комнате портрет,
Во всем на вас похожий.
Засмейтесь - и в ответ
Он засмеется тоже. (Зеркало)
Хожу- брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расческа)
Вы узнали всех друзей Мойдодыра и смогли правильно показать, как с ними
обращаться. Давайте еще раз покажем, как надо умываться.
Для чего нужна расческа? Что такое волосы? Волосы- это часть покрова
тела. Волосы на голове защищают от солнечных лучей и холода, а еще
служат украшением. Эту последнюю функцию человек воспринимает как
самую важную. Для того чтобы дольше сохранить красивые волосы их надо
по мере загрязнения регулярно мыть (не реже 1 раза в неделю).Чем моем
голову? Детским шампунем. Что еще делают с волосами друзья Мойдодыра?
Расческой расчесывают волосы. А можно расчесываться чужой расческой?
Почему?
Поем песню или рассказываем, как стих:
Делая прическу, помни для себя,
Что твоя расческа только для тебя.
Ты - ее хозяин, властелин,
На всем белом свете ты - один,
Только ты - один.
Припев: Пусть поймут друзья,
Что давать нельзя
Личную расческу им,
Чтобы, чтобы, чтобы
Все свои микробы
Ты не передал другим.
Для волос нужен массаж. Возьмите каждый свою расческу в руку.
Нагнули голову вправо, расчесываем волосы от левого уха к правому плечу.
Повернули голову влево, расчесываем в другую сторону. Нагнули голову к
груди,
расчесываем
от
спины
к
лицу.
Запрокинули
голову
назад,
расчесываем волосы назад.
Руками массируем голову: сильным нажатием пальчиков имитируем
мытье головы; пальцами, словно граблями, ведем от затылка, от висков, от
лба к середине головы, словно сгребаем сено в стог, представляя, что его
«прическа самая красивая на конкурсе причесок»
Научились ухаживать за лицом и волосами.
Заключительный этап:
Подводится итог тому, что узнали.
Включается фрагмент мультфильма «Мойдодыр», в котором звучат слова:
Да здравствует мыло душистое!
И полотенце пушистое!
И зубной порошок!
И густой гребешок!
Давайте же мыться, купаться,
Плескаться, нырять, кувыркаться!
В ушате! В корыте! В лохани!
В реке! В ручейке! В океане и в ванне!
Всегда и везде - вечная слава воде!»
Таким
образом,
применение в работе дошкольного учреждения
здоровьесберегающей среды, повышает результативность воспитательно-
образовательного процесса, формирует ценностные ориентации, направленные
на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Здоровьесберегающая
деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый
образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Педагоги дошкольных учреждений, применяя на практике различные
образовательные
технологии,
добиваясь
определённых
положительных
результатов, пришли к выводу, что и обучение не должно вредить здоровью.
Для этого необходимо создать здоровьесберегающие и здоровьесозидающие
условия для детей. Дошкольное учреждение может стать для них «Школой
здоровья», домом радости, добра и успеха. Но это станет возможно только
тогда, когда будет создано единое здоровьесберегающее пространство,
обеспечивающее
развитие
личности
с
учетом
физиологических
и
интеллектуальных
особенностей,
удовлетворение
потребностей
и
возможностей.