Напоминание

"Творческий подход педагога к развитию здоровьесберегающей среды"


Автор: Лялина Светлана Борисовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Королёв Московской области «Детский сад общеразвивающего вида № 19 «Светлячок»
Населённый пункт: г. Королёв, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Творческий подход педагога к развитию здоровьесберегающей среды"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Творческий подход педагога

к развитию здоровьесберегающей среды

В нашем дошкольном учреждении мы стараемся создать условия

организации здоровьесберегающего процесса воспитания и развития

детей, к которым относятся: учет возрастных и индивидуальных

особенностей ребенка; организация общения и деятельности для

появления у ребенка позитивного эмоционального опыта; поощрение

самостоятельности; развитие творческого воображения, формирование

осмысленной

моторики,

создание

и

закрепление

целостного

позитивного состояния при выполнении различных видов деятельности,

развитие способности сопереживания, умений активного творческого

самовыражения.

А

так

же

создать

педагогические

условия

здоровьесберегающего

процесса

воспитания

и

развития

детей,

основными

из

которых

являются:

организация

разных

видов

деятельности детей в игровой форме; оснащение деятельности детей

оборудованием,

игрушками,

играми,

игровыми

упражнениями

и

пособиями.

Вся

работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с

участием

медицинских

и

педагогических

работников:

воспитателей,

логопеда, педагога - психолога, инструктора по физической культуре,

музыкального руководителя.

Являясь

участниками этого общего

процесса,

каждому

из нас

необходимо творчески уделяет внимание обучению дошкольников основным

движениям и навыкам здорового образа жизни применяя на практике

внедрение

различных

методов

и

приемов

для

создания

среды

здоровьесберегающего процесса в разновозрастных группах.

В качестве примера проведем одно занятие по данному направлению

«Школа Мойдодыра»

(уход за лицом и волосами)

Цель: знакомство и закрепление известных правил общего оздоровления,

личной гигиены.

Задачи:

- освоение правильного способа ухода за головой, лицом,

- уход за зубами, деснами, языком,

- развитие внимания;

- воспитание культуры гигиены своего тела.

Словарь: потовые и сальные канальцы, бактерии

Ход занятия:

Включаю фрагмент мультфильма «Мойдодыр», в котором звучат слова:

Ах ты, гадкий, ах ты грязный,

Неумытый поросенок!

Ты чернее трубочиста,

Полюбуйся на себя:

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки,

Что сбежали даже брюки!

Как называется эта сказка? Кто ее автор? Почему все сердятся на мальчика?

Если бы вы оказались в этой сказке хотели бы вы играть с таким мальчиком?

Почему? Быть чистым и опрятным очень важно. Люди не хотят дружить с

теми, кто ходит немытым и небрежно одетым. На грязной коже и одежде

живёт много микробов (бактерий), которые вызывают различные болезни, от

человека плохо пахнет. В первую очередь обращают внимание на лицо. Но

моют лицо не только для красоты, но и для очищения кожи и глаз. Кожа

защищает нас от перегрева на солнце и переохлаждения на морозе. Она

охраняет нас от вредных микробов. Кожа помогает нашему организму

дышать. Если посмотреть внимательно на кожу через увеличительное

стекло, то можно увидеть маленькие отверстия. Это потовые и сальные

канальцы (рассматривают иллюстрацию, с помощью лупы рассматривают

свою кожу). Через них на коже выступают капельки пота и жира, которые

охлаждают и смазывают ее, не дают пересыхать и трескаться. Поэтому

здоровая, чистая кожа всегда мягкая и гладкая. Для того чтобы канальцы не

засорялись, и кожа могла легко дышать, необходимо регулярно мыться

теплой водой с мылом. Промывая глаза, мы избавляем их от микробов

вызывающих различные заболевания глаз.

Мойдодыр прислал нам «Волшебный мешочек» со своими друзьями. Вы

сейчас встаете и отгадываете загадки, называете друзей Мойдодыра и

показываете жестами, что мы с ними делаем (по мере отгадывания достаю из

мешка)

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Дело ясное вполне:

Пусть лицо отмоет мне. (Мыло)

Костяная спинка,

Жесткая щетинка,

С мятной пастой дружит,

Нам усердно служит. (Зубная щетка)

Вафельное и полосатое,

Гладкое и лохматое,

Всегда под рукою-

Что это такое? (Полотенце)

Есть в комнате портрет,

Во всем на вас похожий.

Засмейтесь - и в ответ

Он засмеется тоже. (Зеркало)

Хожу- брожу не по лесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей. (Расческа)

Вы узнали всех друзей Мойдодыра и смогли правильно показать, как с ними

обращаться. Давайте еще раз покажем, как надо умываться.

Для чего нужна расческа? Что такое волосы? Волосы- это часть покрова

тела. Волосы на голове защищают от солнечных лучей и холода, а еще

служат украшением. Эту последнюю функцию человек воспринимает как

самую важную. Для того чтобы дольше сохранить красивые волосы их надо

по мере загрязнения регулярно мыть (не реже 1 раза в неделю).Чем моем

голову? Детским шампунем. Что еще делают с волосами друзья Мойдодыра?

Расческой расчесывают волосы. А можно расчесываться чужой расческой?

Почему?

Поем песню или рассказываем, как стих:

Делая прическу, помни для себя,

Что твоя расческа только для тебя.

Ты - ее хозяин, властелин,

На всем белом свете ты - один,

Только ты - один.

Припев: Пусть поймут друзья,

Что давать нельзя

Личную расческу им,

Чтобы, чтобы, чтобы

Все свои микробы

Ты не передал другим.

Для волос нужен массаж. Возьмите каждый свою расческу в руку.

Нагнули голову вправо, расчесываем волосы от левого уха к правому плечу.

Повернули голову влево, расчесываем в другую сторону. Нагнули голову к

груди,

расчесываем

от

спины

к

лицу.

Запрокинули

голову

назад,

расчесываем волосы назад.

Руками массируем голову: сильным нажатием пальчиков имитируем

мытье головы; пальцами, словно граблями, ведем от затылка, от висков, от

лба к середине головы, словно сгребаем сено в стог, представляя, что его

«прическа самая красивая на конкурсе причесок»

Научились ухаживать за лицом и волосами.

Заключительный этап:

Подводится итог тому, что узнали.

Включается фрагмент мультфильма «Мойдодыр», в котором звучат слова:

Да здравствует мыло душистое!

И полотенце пушистое!

И зубной порошок!

И густой гребешок!

Давайте же мыться, купаться,

Плескаться, нырять, кувыркаться!

В ушате! В корыте! В лохани!

В реке! В ручейке! В океане и в ванне!

Всегда и везде - вечная слава воде!»

Таким

образом,

применение в работе дошкольного учреждения

здоровьесберегающей среды, повышает результативность воспитательно-

образовательного процесса, формирует ценностные ориентации, направленные

на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Здоровьесберегающая

деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый

образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Педагоги дошкольных учреждений, применяя на практике различные

образовательные

технологии,

добиваясь

определённых

положительных

результатов, пришли к выводу, что и обучение не должно вредить здоровью.

Для этого необходимо создать здоровьесберегающие и здоровьесозидающие

условия для детей. Дошкольное учреждение может стать для них «Школой

здоровья», домом радости, добра и успеха. Но это станет возможно только

тогда, когда будет создано единое здоровьесберегающее пространство,

обеспечивающее

развитие

личности

с

учетом

физиологических

и

интеллектуальных

особенностей,

удовлетворение

потребностей

и

возможностей.



В раздел образования