Автор: Нина Николаевна Шевелёва
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №37 "Теремок"
Населённый пункт: город Железногорск, Красноярский край
Наименование материала: Статья
Тема: Всестороннее развитие детей раннего возраста средствами фольклора
Раздел: дошкольное образование
Всестороннее развитие детей раннего возраста средствами фольклора
« Фольклор – действенный метод гуманизации воспитания с первых
лет жизни ребёнка, так как содержит множество ступеней педагогического
воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей»
Л. Н. Павлова
В настоящее время одной из важнейших задач, стоящих перед нашим
обществом, является его духовное, нравственное возрождение, которое
невозможно осуществить, не усваивая создаваемый веками культурно-
исторический опыт народа. Детство – период расцвета в жизни человека.
Поэтому с раннего детства прививают детям любовь к прекрасному, учат их
умениям и навыкам игры в коллективе, развивают в малышах такие качества,
как доброту, чувство товарищества и благородство, чувство патриотизма к
Родине и родным истокам. Пожалуй, ни одни другой народ не имел таких
богатых игровых и певческих традиций, как русский.
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные
черты русского характера, присущие ему нравственные ценности,
представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем самым
приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. В
русском фольклоре особенным образом сочетаются слово, музыкальный
ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат
как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное
будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные
жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются
положительные качества людей.
Русский фольклор – яркий, живой, образный, он легко запоминается
малышами и оставляет радостное впечатление, а народные игры приобщают
ребят не только к фольклору, но и влияют на воспитание ума, характера,
воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют.
Народ создал множество колыбельных песен, детских песенок и
потешек для эмоционального контакта с ребенком. С красочным и
причудливым миром русской народной сказки ребенок встречается с самого
раннего детства и не расстается с ним уже никогда.
Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь
малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую
роль во всестороннем развитии.
Детский фольклор – это особенная часть народной культуры, которая
играет важнейшую роль в жизни каждого народа. Произведения фольклора
имеют важнейшее значение в становлении и развитии личности каждого
вновь появившегося на свет человека, освоение им культурных богатств,
предшествующих поколений. Они необходимы ребенку для выражения в
художественной форме своего особого видения мира, порожденного
возрастными психологическими особенностями. Эти возрастные
психологические особенности взаимодействия ребенка с окружающим
миром, со сверстниками и взрослыми людьми меняются по мере развития
ребенка от рождения до отрочества.
Современному малышу не менее чем в далеком прошлом, нужны
тонкие способы создания определенных взаимоотношений с взрослым при
убаюкивании, купании, первых физических упражнений, в играх. В течение
многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают
ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.
Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни
ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому еще задолго до
ознакомления со сказками, былинами и другими крупными жанрами
русского фольклора на материале фольклора у малышей формируется
внутренняя готовность к восприятию истоков русской народной культуры.
Потешка – жанр устного народного творчества, она не только
развивает речь, но и учит движениям, воспитывает, вводит ребенка в
окружающий мир. Если читать потешки эмоционально, менять интонацию в
соответствии с содержанием, то у детей появляются – интерес, внимание,
желание повторить слово, фразу, звукоподражание, что стимулирует их
речевую активность. Потешки часто сопровождаются игрой ребенка с
пальцами, ручками и ножками «Ладушки» и «Сорока» в этих играх есть уже
нередко наставление, «урок».
В качестве средства обеспечивающего непосредственную
продуктивную связь ребенка 2-3 лет с окружающей действительностью
выступают малые жанры фольклора. Такие особенности народных потешек и
песенок, как особая ритмическая организация текста, наличие четко
выделенного главного персонажа, прямая связь событий, приближенность
сюжета или описания к опыту детей позволяет ребенку выступать
одновременно и слушателем, и зрителем, а воспитателю – гармонично
сочетать в работе слово, музыку и действие.
При использовании фольклора в работе с детьми раннего возраста
важно учитывать метод доступности, эмоциональной выразительности и
наглядности. Используемые произведения, должны быть доступны детям, а
интонация понятной. Чтобы улучшить восприятие, чтение лучше
сопровождать показом иллюстраций, игрушек. В адаптационный период,
чтобы установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные
эмоции, симпатию к воспитателю, незнакомому для него человеку,
использую потешки. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя,
не изменяя содержание. Можно использовать такие потешки как: «Кто у нас
хороший?», «Не плачь, не плачь, детка». При организации таких сложных
для малышей режимных моментов, как кормление, одевание, умывание
использую потешки «Водичка – водичка», «Кушай Маша кашку», «Сорока –
белобока», «Расти кисонька до пят», «Вот они сапожки» и др. Этот прием
увлекает детей, помогает им сосредоточиться на определенной деятельности.
Фольклор даёт возможность познакомить детей с животными, которых
они видели только на картинке, формируют представления о диких
животных, птицах и их повадках. Образы фольклорных произведений взяты
из жизни, конкретны и содержательны и поэтому могут служить могучим
средством ознакомления детей с окружающим. Использование малых
фольклорных форм возможно при организации непосредственно –
образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром. При
этом используется такой приём, как игра - инсценировка, например,
«Курочка – рябушечка», «Сорока – белобока», «Вышла курочка гулять».
Полезное упражнение для детского ума – это отгадывание загадок. Малышам
лучше подбирать загадки, в которых указываются характерные признаки
объекта или явления. На начальном этапе, целесообразно подобрать
соответствующие игрушки, расставить их перед ребенком и предложить
выбрать ту, о которой говорится в загадке.
Необходимо также обращаться к закличками, которые способствуют
формированию интереса к наблюдению за объектами и явлениями природы,
умения называть их, формированию бережного отношения к природе,
эстетического восприятия окружающего. На прогулке, при организации
наблюдений проговариваем с детьми заклички: «Солнышко – ведрышко»,
«Дождик пуще», «Травушка – муравушка». Детский фольклор дает нам
возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной
поэзии. Важно при рассказывании сказки использовать наглядность:
иллюстрации, показ, инсценировки.
Также, дети очень любят сказки. Сказка является носителем
нравственных поучений, доступных детям в любом возрасте. Важно при
рассказывании сказки использовать наглядность: иллюстрации, показ,
инсценировки. При знакомстве со сказкой необходимы повторы. Чтобы у
детей не пропадал интерес к сказке, использую различные виды театра для
инсценировки. Произведения фольклора используются как средство
обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Звучность,
ритмичность, напевность, занимательность русского фольклора привлекают
детей, вызывают желание повторить, запомнить, имитировать движения. Это
в свою очередь, способствует развитию мелкой моторики, развитию
разговорной речи, позволяет сделать речь детей эмоционально –
выразительной.
При организации продуктивной деятельности используются потешки,
прибаутки. Дети с удовольствием лепят или рисуют угощения для героев
потешки, прибауток, например. «Зернышки для петушка», «Оладушки для
Тани и Вани», «Поясок для котика», «Калачи», «Кузовочек для лисы» и т. п.
А также, сооружают постройки, обыгрывают их, используя реплики
знакомых персонажей. Например, можно сконструировать «Теремок»,
«Дорожку для колобка», «Стульчик для Мишутки» и т. п. Большие
потенциальные возможности у произведений детского фольклора для
организации двигательной активности. Сопровождение потешек и прибауток
соответствующими движениями помогают развивать общую и мелкую
моторику, координацию движений, внимание, совершенствовать
двигательные навыки. Необходимо включать элементы фольклора в
комплексы утренней гимнастики, самомассажа, бодрящей гимнастики после
сна, в режимные моменты, на прогулках, при организации непосредственной
образовательной деятельности по физической культуре.
Практика показывает, что современные родители мало знакомы с
устным народным творчеством или не осознают его важность для развития
ребенка. Поэтому, большое внимание необходимо уделять работе с
родителями для того, чтобы показать воспитательное значение русского
фольклора.
В заключении можно сделать вывод, что при целенаправленном и
систематическом ознакомлении детей с малыми фольклорными
произведениями дети приобщаются к художественному наследию нашей
культуры. Фольклор помогает детям овладеть различными видами
деятельности: речевой, продуктивной, художественной, познавательной.